Евангельский синкретизм

Евангельский синкретизм

Евангельский синкретизм: или что нужно знать о «евангелии» процветания и «движении веры»

В истории церкви за последние 150 с небольшим лет произошли глобальные перемены. Радикальные изменения в богословии и литургии наблюдались, пожалуй, со времен разделения восточной и западной церкви и позже последующей реформации в 16 веке.  С того момента, как Чарльз Дарвин предложил теорию эволюции, богословие столкнулось с сильным влиянием либеральных взглядов на Библию и ее критикой. К концу 19 века доктор Зигмунд Фрейд дал начало науке о психологии, что также не обошло стороной церковь, в частности понимания духовных или душевных процессов и отношения к ним человека. Такие перемены поставили под вопрос достаточность Писания и его авторитет для человека и понимания Бога. Подобные сдвиги начали провоцировать возникновение неортодоксальных течений как внутри христианства, так и вне него, которые в последствие находили себе пристанище среди основных деноминаций протестантских церквей . Такое смешение в богословии называют синкретизмом –сочетание разнородных воззрений, взглядов при котором не берется во внимание необходимость единства и не противоречия друг другу. Помимо эпохи зарождения пятидесятничества и как следствие из него харизматического течения, получает распространение и «евангелие» процветание, которое в той или иной степени проникает в церкви на западе, теперь уже и в России. Цель данной статьи не сколько привести исчерпывающий анализ богословия такого евангелия, сколько дать поверхностный взгляд на ситуацию в целом и показать общее представление по этому направлению.

Что такое евангелие процветание

Евангелие процветания (далее ЕП) (еще известное как «евангелие здоровья и богатства» или сейчас более распространённое под названием «Движение веры» или «Слово веры») – это извращенное представление Евангелия Иисуса Христа, которое утверждает, что Бог награждает сильную веру путем исцеления (здоровья) и/или благосостояния. На переднем плане стоит доктрина  об уверенности, что Бог обеспечивает физическое здоровье и процветание посредством веры. Здоровье и богатство автоматически представлены правом всех библейских верующих христиан.  Финансовый успех и крепкое здоровье идут следом за спасением, поскольку искупление Иисуса Христа включает в себя не только удаление греха, но также устранение бедности и болезней.

Суть учения ЕП

Позитивное мышление (исповедание)

Важнейшим элементом доктрины “Движения веры” является “позитивное мышление” предложенном в  XIX в. Финеасом Паркхерстом Куимби (1802 – 1866). Его главная идея сводилась к тому, что причина болезней и страдания коренится в неправильном мышлении, и человек сам способен творить новую реальность силой собственной мысли. Для этого необходимо нарисовать в воображении образ здоровья и богатства, как бы “настроиться на позитивный лад”, а затем утвержд ать это словесно (“позитивное исповедание”) и через сам образ жизни. Тогда все это воплотится в реальность. В последствии эту идею подхватили неортодоксальные протестантские проповедники, такие как Эссек Уильям Кеньон, Уильям Бранхэм и Норман Винсент Пил, которые заменили “силу разума” на “силу веры”. Таким образом, если человек верит, что он чем-то обладает, он действительно это получит. Примечательно, что вера якобы существует и у Бога. Именно с ее помощью Он творит мир. В доказательство приводится цитата из Евангелия от Марка 11:23, где говорится: “Имейте веру Божию”.

“Позитивное исповедание” якобы способно исцелять и творить другие чудеса. Глория Коуплэнд пишет: “Если ты станешь исповедовать болезнь, то ты перечеркнешь Слово, которое говорит, что ты исцелен. Но если ты выровняешь свое исповедание со Словом Божиим, то ты перечеркнешь болезнь”. Украинский неохаризматический проповедник Валерий Иванник призывает: “Поменяй картину воображения! И твоя жизнь сразу же изменится к лучшему”.

Наиболее оригинально данная теория выражена у корейского представителя “Движения веры” Дэвида Йонги Чо. Ему принадлежит теория “высиживания” идеи. Он утверждает, что Бог дает нам ту или иную мысль через видения и сны. Наша же задача состоит в том, чтобы начать “высиживать” эту идею и таким образом дать ей возможность материализоваться. В качестве примера приводится история об Аврааме, который “забеременел” идеей рождения Исаака и стал днем и ночью “вынашивать” ее. В итоге это привело к тому, что будучи столетним стариком, он в действительности смог зачать сына. Йонги Чо описывает, как по его совету разорившийся булочник стал ежедневно представлять себе длинную очередь покупателей, пересчитывать несуществующие деньги в кассе, мысленно закупать муку в огромных количествах… Через два месяца все это стало якобы реальностью.

Сила слов (провозглашение)

С идеей “позитивного исповедания” тесно связана вера в силу изреченного слова. Считается, что Бог навсегда связал себя Заветом, который воспринимается как совокупность особых правил, которые мы можем познать и использовать для своей выгоды. (Эти правила, разумеется, известны только “истинным христианам”). Произнося определенные слова мы, тем самым, вынуждаем Бога действовать в наших интересах. Йонги Чо пишет: “Иисус связан словами, которые мы произносим. Точно также, как вы своими словами высвобождаете силу Иисуса, вы можете с их помощью осуществить присутствие Христово”. С этим связана практика молитвы в “Движении веры”, основанная на принципе: “Назови – потребуй – получи” (“Name it – Claim it – Get it”).  Кеннет Хейгин пишет: “В течение последних 45 лет у меня не было ни одной молитвы, на которую я не получил бы ответа. Я всегда получал ответ, и ответ всегда был да“.

Многократное повторение слов в современной христианской музыке связано с идеей провозглашения, также как и упрощенное представление библейских истин. Маркетинговая психология, которая позволяет лучше и глубже запомнить необходимые утверждения. Прямо как в рекламе McDonalds “”Я люблю это (I’m lovin it) или Nike “Просто сделай это” (Just do it).

Процветание

Последователи “Движения веры” считают, что Бог сотворил человека “маленьким богом”, способным “творить” окружающий мир и жить в довольстве и успехе, как подобает высшему существу. Это обосновывается тем, что верующие названы в Писании детьми Божьими и, следовательно, должны иметь ту же природу, что и Бог, поскольку любой ребенок имеет природу своих родителей.

Человек утратил свою “божественную природу”, восстав против Бога и приняв на себя “природу сатаны”. Чтобы исправить это положение, Иисус Христос стал человеком, и умер духовно (тем самым также приняв на себя природу сатаны), сошел в ад, был “рожден свыше”, восстал из мертвых, вновь получив Божью природу, а затем послал Духа Святого, чтобы воплощение могло быть воспроизведено в верующих, и их призвание быть “маленькими богами” нашло свое исполнение. Теперь, имея такое призвание, мы должны добиться успеха практически в каждой области нашей жизни. В таком случае, все долги, болезни и т. п. свидетельствуют лишь о том, что у вас недостаточно веры – или же в вашей жизни есть какой-то тайный грех, поскольку в противном случае вы смогли бы справиться со всеми этими проблемами.

В “Движении веры” эта теория получила название “Богословие процветания” (“Prosperity Theology”). Ее родоначальником является Кеннет Хейгин, который утверждает: “Я думаю, что воля Божия в том, чтобы мы имели духовное физическое и финансовое благосостояние”. Валерий Иванник говорит об этом проще: “Слава Божия – это когда открываешь холодильник, и он – полный! Это когда открываешь кошелек, и он – полный!”. Любые препоны на пути к богатству и счастью христианина воспринимаются как действие сатаны, с которым можно бороться при помощи “позитивного исповедания”.

Многие исследователи отмечают оккультную основу “Движения веры”, поскольку его учение опирается на идею “позитивного мышления”, которая, в свою очередь, вытекает из оккультного течения начала XIX в. “Новое мышление” (“New Thought”), породившего такие псевдохристианские секты как “Христианская наука”, “Религиозная наука”, Христианская школа единства” и др.

Что ложного в евангелии процветания

  1. Завет с Авраамом это средство к материальному благосостоянию.

Завет с Авраамом (Бытие 12, 15, 17, 22) это одно из ключевых учений о процветании. С одной стороны хорошо, что учителя ЕП признают что Писание говорит в Новом завете об исполнении обещания Аврааму, с другой стороны они не верно его толкуют и делают ложные выводы. В своей книге «Распространяя огонь» 1992 Эдвард Поуссон представляет свой вывод из завета с Авраамом: «Христиане это духовные дети Авраама и наследники благословений веры … Наследие Авраама преимущественно отдано верующим через материальные благословения». Другими словами, автор считает, что цель завета Бога с Арваамом было материальное благословение. Так как верующий  духовный наследник Авраама, то Бог финансово обеспечивает и его. Кеннет Копленд в книге «Законы процветания» (1994) пишет: «Так как Божий завет был установлен и процветание есть выражение этого завета, вы должны наконец осознать, что процветание принадлежит тебе здесь и сейчас!»

Для поддержи такого аргумента они используют Галатам 3:14. При этом интересно, что они игнорируют вторую часть текста «чтобы нам получить обещанного Духа верою». Павел ясно напоминает Галатам о духовных благословениях спасения, а не материальном благополучии.

  1. Искупление Христа распространяется на «грех» материальной нищеты

В статье «Теологическая оценка Евангелия процветания» (A Theological Evaluation of the Prosperity Gospel”), теолог Кен Сарлес пишет, как ЕП утверждает, что физическое исцеление и финансовый успех даются верующему при искуплении грехов». Это довольно точное наблюдение в разрезе учения Копленда что «основной принцип жизни христианина это знать, что Бог отправил наши грехи, болезни, немощи, скорби, страдания и нищету на Голгофский крест». Это ложное представление об искуплении приводит к двум ошибкам.

Первое, большинство из тех, кто придерживается богословия ЕП имеют фундаментальную ошибку о жизни Иисуса Христа. Например, учитель Джон Аванзини на телеканале TBN заявил, что «Иисус имел хороший и большой дом», «Иисус имел большие деньги» и даже «дорогую дизайнерскую одежду». Подобная ложь о жизни Христа непосредственно влияет и на ложное представление о смерти Христа на кресте.

Вторая ошибка, ведущая к неверному пониманию искупления это ошибочное толкование 2 Кор. 8:9 «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради нас, дабы вы обогатились его нищетой». Поверхностное чтение и выдергивание данного текста из контекста может привести к пониманию, что Павел говорит о материальном благосостоянии, в то время как контекст говорит совершенно об обратном. Действительно, Павел учил коринфянам, что, поскольку Христос так много сделал для них через искупление, они должны с усердием жертвовать и участвовать материально в деле Христовом. Вот почему в следующих пяти стихах Павел побуждал коринфян помогать тем, кто обнищал (см. также 1 Тим. 6:17,18), заканчивая в стихе 14 «ныне ваш избыток в восполнении их недостатка; а после их избыток в восполнении вашего недостатка, чтобы была равномерность».

  1. Христиане дают, чтобы получить материальное вознаграждение от Бога (извращенное понимание закона «сеяния и жатвы»)

Одной из шокирующих характеристик богословов ЕП является идея даяния. Нас побуждают щедро давать с таким благочестивым заявлением: «Истинное процветание это способность использовать Божью силу для восполнения нужд человечества в любой сфере жизни» и «Мы призваны финансировать распространение Евангелия по миру». Хоть и на первый взгляд эти заявление достойны похвалы, филантропия здесь и рядом не стоит. Движущая сила подобного учения заключается в учении Роберта Тилтона, написанное в книге «Закон воздаяния» (Law of Compensation”). Согласно этому закону, предположительно основанному на Мк. 10:30, христиане должны обильно давать другим, потому что Бог за это обильно им воздаст. Это в свою очередь ведет к бесконечному кругу увеличения богатства.

Глория Копленд в книге «Божья воля в процветании» (2012 г.) пишет: «Дайте 10$, получите 1000$; дайте 1000$ получите 100000$ … вкратце Мк. 10:30 это отличная сделка». Очевидно, что доктрина даяния в ЕП основана на неправильных мотивах и побуждениях. В то время как Христос учил учеников «взаймы давайте, не ожидая ничего» Луки 6:35, учителя ЕП наставляют своих последователей давать, потому что они получат взамен.

  1. Вера это само-генерированная духовная сила, которая ведет к процветанию

В то время как классическое Христианство понимает веру как дар от Бога чтобы поверить Иисусу Христу, учителя ЕП представляют ее по-другому. «Вера это духовная сила, духовная энергия и духовная мощь. Сила веры способствует работе и функционированию духовных законов», пишет Копленд в книге «Законы процветания». «Есть определённые законы, которые управляют процветанием, и они изложены в Божьем слове. Вера это причина, по которой они работают». Это неправильное или даже еретическое понимание библейской веры.

Согласно богословию ЕП, вера это не Божий дар и не Богоцентричное волевое действие. Это человеческая духовная сила, направленная на Бога. Несомненно, любое богословие, которое рассматривает веру как источник и силу к материальному благосостоянию, а не к оправданию перед Богом, должна расцениваться минимум как неадекватное и лживое учение.

  1. Молитва это средство убедить /упросить Бога дать процветание

Проповедники ЕП часто отмечают «не имеет потому что не просите» (Иакова 4:2). Они вдохновляют нас молиться о личном успехе в жизни. Крефло Доллар пишет: «Когда мы молимся с верой, что уже получили просимое, у Бога просто нет выбора как ответить на нашу молитву…Это ключ к получению результатов в христианской жизни».

Молитва о личном благословении не является греховной или неправильной. Но проповедники ЕП представляют такую молитву как инструмент, с которым верующий может просить, а иногда и требовать от Бога исполнения желаний своего сердца. В ЕП – человек, а не Бог становится центром молитвы. Любопытно, почему учителя ЕП упускают из виду следующий текст в Послании Иакова касательно молитвы:  «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иакова 4:3). Бог не отвечает на молитвы об эгоистичных желаниях, которые не чтят и не славят Его имя.

Мы должны открывать наши прошения перед Богом (Филип. 4:6), но богословы ЕП чрезмерно концентрируются на человеческих желаниях, что приводит людей к поверхностной, самоцентричной молитве, которая не славит Бога. Более того, такая молитва в совокупности в доктринами ЕП может привести к манипуляции Богом в своих корыстных целях. Такое отношение не имеет ничего общего с главным принципом прошения в молитве каждого христианина «Да будет воля Твоя» (Мф. 6:10; Луки 22:42; Мк. 14:36)

Попросту говоря, если Евангелие процветания это истина, то благодать устарела, Бог не обладает суверенитетом, а человек теперь мера всех вещей. Отношения между Богом и человеком представляют собой некую деловую сделку, выгодную для человека.

Происхождение евангелия процветания

ЕП построено на квази-христианском учении известном под названием «Новое мышление» (ему предшествовали такие оккультные направления как Христианская наука, Христианская школа единства) , популярное в Америке в конце 19 и начале 20 веков. Философия этого учения говорит о том, что накопление благосостояния и здоровья зависит от мышления, визуализации и проговаривания правильных слов. Норман Винсент Пил (1898-1993), пастор церкви Марбл в Нью-Йорке популяризовал идеи и мысли «Нового мышления» в своей книге «Сила позитивного мышления» (1952). Еще один представитель движения Ральф Уолдо Трин (1866-1958) также был очень плодовитым и успешным автором «Нового мышления». В трудах обоих авторов есть некоторые различия, но ключевые принципы носят повторяющийся характер ЕП: говорить правильные слова, ссылаться на универсальных закон успеха и иметь веру в себя.

Идеи «Нового мышления» оказали влияние на Э. В. Кеньона (1867-1948), евангелиста, пастора и основателя Библейского института Вефиль. Его подход к богословию является одним из самых отличительных черт Евангелия процветания – говорить правильные слова для вызова новой реальности: что ты провозглашаешь, то и имеешь. Кеньон служил связующим звеном с нынешними популярными проповедниками процветания.

Например, Орал Робертсу в конце 1940 годов ворвался на религиозную сцену со служением предполагаемого исцеления и материального благословения. К 1980 гг. его телевизионное шоу было одним из самых популярных среди прочих религиозных программ в стране. В то время Робертс  своим богословием привлек к себе внимание всей страны, самым признанным евангелистом богатства и здоровья признан Кеннет Э. Хейгин (1917-2003 гг), который основал движение «Слово веры», или в России известное как «Движение веры». Именно это служение и стало средством распространения ЕП в США в конце 20 века.

В 1962 году Хейгин основал свое евангелизационное служение с целью распространения своих доктрин. Другие проповедники приняли испорченную доктрину Хейгина и основали собственные служения в средствах массовой информации. Примерами могут служить сын Хейгина Кеннет Хейгин-младший, Кеннет Коупленд, Фредерик Прайс, Роберт Тилтон, Бенни Хинн, Чарльз Кэппс и Джерри Савелле.

Несмотря на то, что не все проповедники евангелия процветания пятидесятники или харизматы (и большинство харизматов и пятидесятников не ассоциируют себя с евангелием процветания), движение все равно в большей массе привязано к «возрожденцам» и харизматам. Наиболее распространенным процветание выражено в Африканских, испано-говорящих и азиатских странах.

Хотя у Движения веры нет конкретной деноминации, многие организации  помогают служению процветания и экспортируют его материалы по всему миру через средства массовой информации. В 1973 году Пол и Ян Крауч вместе с Джимом и Тэмми Фэй Баккерами основали сеть вещания Тринити (TBN).  TBN в настоящее время является крупнейшей христианской телевизионной сетью в мире. Она служит платформой для учителей богословия процветания, таких как Род Парсли, Крефло Доллар, Паула Уайт, Кеннет Коупленд, Джесси Дюплантис и Кеннет Хагин младший.

Сегодня в Соединенных Штатах Евангелие процветания вновь становится популярным благодаря служениям Джоэла Остина, Т. Д. Джейкса, Джойс Мейерс и других. В своей книге 2007 года «Стань лучше» (переведена на русский язык) Остин пишет: «Начни думать, чувствовать и говорить о себе позитивно. Писание говорит: «Наша вера становится действенной, когда мы подтверждаем все хорошее в нас …  Наша вера наиболее эффективна, когда мы признаем то хорошее, что есть в нас. Говорите такие утверждения, как «У меня светлое будущее. Я одарен. Я талантлив. У меня есть милость Божья».

Как определить евангелие процветания

Для определения ЕП будем использовать ключевые тезисы доктрин, которые они проповедуют.

  1. Отсутствие библейской доктрины о нормальности страдания верующего человека. В Деяниях 14:21-22 Павел с Варнавой проповедуют верующим , укрепляя их в вере и убеждая в том, что многими страданиями и скорбями им предстоит войти в Небесное Царство. Является ли это основной доктриной церкви? В жизни верующего страданий больше, чем у неверующего. Когда Бог открывает глаза на грех, на последствия греха жизнь никак не становится легче, так как теперь все, что раньше казалось нормой или приемлемым Христианин пропускает через фильтр Божьего слова. Проповедуется ли Рим. 8:22,23 как один из ключевых текстов о том, как верующий справляется с болезнью и страданием? Все творение страдает от греха. Верующий человек страдает и имея в себе Духа Божьего терпеливо ждет усыновления на небесах, искупления от греховных желаний, мыслей и чувств. Иоанна 15:20 – если гнали Христа, то и верующих будут гнать. Гонения, непринятие это естественно для рожденного свыше человека. Это один из признаков покаяния. Есть ли в учении ЕП сильный акцент на том, что истинный верующий будет гоним? Евреям 12 глава и 2 Коринфянам 1 глава учат, что страдания допускаются Богом для нашего освящения. Евр. 12:8 усиливает значение Отцовского наказания, говоря что «если же вы остаетесь без наказания, то вы-незаконные дети».
  2. Отсутствие ясной доктрины о самоотречении. Христос сказал: если кто хочет последовать за мной, возьми крест и следуй за мной. Павел в Рим. 8:13 «ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете»; Филип. 3:8»Да и все я почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа». Другими словами нормальный и здоровый прогресс в христианской жизни происходит через отказ от мирских, низменных ценностей в пользу Христа и ценностей небесного царства. Многие ценности, которые проповедуются учителями ЕП как раз те, которым они не готовы сказать «нет».
  3. Отсутствует систематическая и экспозиционная проповедь. Проповедуется ли ясное, однозначное значение истины Божьего слова? Есть ли объяснение логики мысли писания? Или же пастор выбирает свои любимые отрывки или темы и по ним строит свою проповедь? Поэтому будьте внимательны, когда вместо полного наставления в вере 2 Тим. 3:15-17 преподаются разговоры и дискуссии на любимые темы.
  4. Отсутствует толкование сложных мест Писания. Это значит, что в проповеди, при возникновении такой ситуации, приводятся тексты, которые на первый взгляд могут противоречить друг другу. Например, вопрос о вере и делах в послании Иакова и послании Римлянам. Или такие места обходятся стороной и говориться только о том, что кажется правильным, а не то что говорит текст сам за себя? Верным признаком этого будет то, что в течение длительного времени выявляется противоречие услышанной проповеди и другими местами писания. А проповедник при этом не особо заботится, чтобы разобраться. Это серьезная проблема.
  5. Будьте внимательны к словам. Насколько сильно проповедник привносит свою личность в проповедь? Не пытается ли он выставить себя напоказ? Представлен ли Господь превыше всего в проповеди, как Бог суверенный, сильный и достойный всякой славы? Есть ли у него смирение и кротость? Есть ли покаяние в грехах и как ежедневно применять радость от прощения грехов на кресте Иисусом Христом? Смотрите за ключевыми словами, которые указывают на сущность учения ЕП: «обильный», «победитель», «первый», «помазанный», «преуспевающий», «благословенный» (многократное повторение), «дети Царя», «успех в Боге», обращение к церкви повторять слова за пастором: “скажи: спасен”, “скажи: аминь”, скажи: благословен”, “скажи: что-нибудь” и т. п.

Какие церкви принадлежат «Движению веры»

Помимо перечисленных авторов, проповедников и богословов ЕП в статье, которых переводят на русский язык, в России это направление представлено в следующих церквях: «Слово жизни» (Маттс-Ула Ишоель, Ульф Экман),  Хилсонг, Церковь нового поколения, Церковь слово истины, Ковчег завета, Христианский центр возрождения и т. д.

Так в вероисповедании Хилсонг Москва (впрочем, оно единое для всех церквей Хилсонг), содержится следующий параграф:

«МЫ ВЕРИМ, что Бог хочет исцелить и трансформировать нас, чтобы мы сами смогли жить здоровой и процветающей жизнью, а также были способны более эффективно помогать другим»

Такой абзац отображает суть ЕП и пожалуй самый противоречивый момент в этом движении (помимо женщин-пастырей и отсутствия упоминания апостольского учения в церкви). Кроме этого пастор-основатель церкви Хилсонг Брайан Хьюстон в книге «Тебе нужны деньги» (You need money, 1999 г.) пишет: «Мы должны привыкнуть к богатству и сломать рабство вины и осуждения обнищавшего мышления. Бедность это точно не Божья воля для Его людей. Практически все Божьи обещания говорят о благословении и процветании» (стр. 8). Хьюстон настаивает на том, что богатство необходимо для благих целей, таких как инвестиции в служение. Но это трудно уместить с утверждением, что «бедность это точно не Божья воля» и слова Апостола Павла в Фил. 4:12 «Умею жить и в скудости, умею жить в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть в обилии и в недостатке»

Также пастор церкви Хилсонг в Нью Йорке, Карл Ленц, отказался комментировать свою позицию на счет однополых отношений. В интервью Кэти Коурик он сказал: «Часто люди хотят чтобы ты сделал громкие заявление по каким-то вопросам (например однополые браки) и я думаю это нечестно. Я не думаю что публичное пространство это подходящее место для комментариев, которые могу задеть что-то важное и деликатное для многих людей». Проблема с «важным» и «деликатным» никогда не должна останавливать пастора от проповеди Божьего слова и отношения Святого Бога ко греху. Это компрометируют церковь Христа, авторитет Писания и силу Божьего слова, способного спасать грешников через слушание. Особенно на обозрении миллионов людей.

Выводы

В заключении, хотелось бы упомянуть следующие выводы, которые необходимо сделать, прежде всего для себя.

Во-первых, писание учит в 1 Фес. 5:20-21  «Пророчества не унижайте, все испытывайте, хорошего держитесь» и 1 Иоанна 4:1 «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире». Два из нескольких текстов Библии, которые предупреждают и повелевают христианина проводить тест, испытание, проверку разного рода учения, богословия, идей и философии. Это было актуально еще во времена ветхозаветных времен, времени Иисуса Христа, Апостолов также и сейчас. Любое испытание или тест проводится по сравнению с чем-либо, чаще всего эталоном, чтобы выявить подлинность или ошибочность предмета исследования. Для Христианина это истина Божьего слова. Ни ощущения, ни мурашки по коже, ни положительный  опыт, ни веселая и добродушная атмосфера, а только Писание. Если опыт не соответствует Библии, то мы должны поменять отношение к опыту, а не библейскую истину. Отправной точкой к такому различению может послужить текст 2 Петра 1:3 «Как от Божественной силы Его даровано нам ВСЕ ПОТРЕБНОЕ для ЖИЗНИ и БЛАГОЧЕСТИЯ, ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ ПРИЗВАВШЕГО нас благостью и милостью». Апостол Петр утверждает, что верующему человеку Бог уже дал все необходимое и достаточное во первых для жизни, то есть вопросы работы, отношений, благосостояния, жилья, терпения в страданиях и лишениях Бог подарил через Свою силу; во-вторых все включает необходимое и достаточное для благочестивой, богоугодной, христоцентричной и наполненной радостью и весельем в Господе жизни. И далее он говорит, каким образом это происходит – через познание самого Господа! Ни через провозглашение, ни через громкие молитвы, ни через позитивное мышление, ни через многословие, но познание Бога, который призвал Своих детей благодатью и милостью.  Чем больше христианин познает Бога, тем больше он укрепляется в Божьей силе для жизни и благочестия.

Во-вторых, отслеживайте историю учения и богословия. Движение веры, также как пятидесятнические, харизматичекие течения не имеют места ни в истории церкви в общем, ни в истории протестантской церкви периода Реформации в частности. Корнилий из Деяний Апостолов дает хороший пример ложного обращения и желания обогатиться за счет силы Божьей. Во времена первого и второго великого пробуждения при служении Джорджа Уитфилда, Джонатана Эдвардса был квакеры, были люди, претендующие на особую духовность. Такие феномены не воспринимались как что-то естественное или библейское. Скорее эти явления дали свет книге «Религиозные чувства» Д. Эдвардса с библейскими критериями истинного рождения свыше и покаяния человека. История Движения веры коренится в оккультной практике и не имеет ничего общего с библейским учением, разве что Библия используется для подтверждения человеческих страстей и желаний, а не Божьей воли. Современные проповедники ЕП не так апеллируют к истокам своего учения, как их основатели. Поэтому отличить подделку от истины становится тяжелее, особенно не утвержденным в вере и духовным младенцам. По этой причине сейчас Движение веры особенно актуально и входит в третью волну нео-пятидестнического возрождения.

В-третьих, необходимо помнить, что в любой церкви в любой деноминации есть четыре категории людей: 1. Рожденные свыше и знающие об этом; 2. Рожденные свыше и сомневающиеся в этом. 3. Не рожденные свыше, но думающие что спасены. 4. Не рожденные свыше и знающие об этом. К какой из этих категорий относитесь вы лично? Это жизненно важный вопрос. Если в нет уверенности, нет стремления узнать свое духовное состояние по отношению к Богу, есть большая вероятность быть унесенным любым попутным ветром учения. Это также означает, что в церкви, где есть слово Божье, даже если его неправильно толкуют и делают ложные выводы, человек по Божьей благодати может получить спасение через слушание и чтение Писания. Ровно как и в традиционных протестантских конфессиях люди могут слушать годами верное и здравое учение и не веровать. Поэтому истинность церкви, проповедь, поклонение, учение которой мы хотим услышать, следует определять библейскими критериями, которые в период реформации хорошо выразили в Бельгийском исповедании веры, статья 29: «Признаки, по которым узнаются истинная Церковь, суть следующие: проповедуется ли в оной чистая евангельская доктрина (Ин.10:27; Еф.2:20; Деян.17:11-12; Кол.1:23; Ин.8:47); утверждает ли она правильное преподание Таинств – согласно Христову установлению (Мтф.28:19; Лук.22:19 и далее; 1Кор.11:23 и далее); употребляется ли дисциплина церковная для наказания греха (Мтф.18:15-18; 2Фес.3:14-15.). Короче, управляется ли всё по чистому Слову Божьему; отвергается ли всё, противоречащее ему(Мтф.28:2; Гал.1:6-8); и признаётся ли Иисус Христос как единственный Глава Церкви (Еф.1:22-23; Ин.10:4-5,14).