Рабство наготы

Главная / Бытие / Рабство наготы

В мае 2019 года сотрудники организации Wildlife опубликовали историю об удивительном освобождении слона Раджи, который более пятидесяти лет находился в рабстве. Переходя 27 раз из одних рук в другие, этот бедняга был нещадно эксплуатируем с неприкрытой жестокостью. К моменту освобождения Раджа страдал от множества ран, нанесённых железными оковами, усеянными внутри жипами. Он часто недоедал, страдал от паразитов. Замечено, что слоны способны испытывать сильные эмоциональные переживания в минуты радости или страдания. Когда Раджа понял, что свободен, из его глаз потекли слёзы.

И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике. И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся.

Бытие 8:20-22

Бог даёт человечеству второй шанс. 9 глава начинается с заключения нового завета с Ноем. Бог благословляет Ноя так, как благословил Адама и даёт то же повеление распространяться на земле.

Только в этот раз перед нами не безгрешное человечество, как во время сотворения Адама и Евы. Теперь поколение Ноя несёт в себе вирус греха от самого рождения. И первая история, которая описывает жизнь первых людей после потопа — это история поражения грехом в семье Ноя. Как будто человечество начинает второй шанс с ошибки.

Но за этим не следует мгновенного наказания Бога. Он не приходит к Хаму, как пришёл к Адаму или Каину. Бог не обращается к сыну Ноя и не говорит: что это ты там наделал? Бог предоставляет людям разбираться с проблемами. Он не безучастный наблюдатель, но Он и не вмешивается открыто в каждую ситуацию. Это показывает и характер Бога. Он долготерпелив. Когда мы портим второй шанс, он даёт третий. Он не выходит из Себя, когда мы снова и снова подводим Его.

Признаюсь, для меня трудно давать второй шанс. Особенно в случаях лукавства. Я достаточно терпимо отношусь к глупости, незнанию, даже безответственности. Но когда мне врут или предают, мне так трудно довериться человеку снова. Так сложно начать с чистого листа. И только Божья благодать, проявляемая ко мне каждый раз, учит меня относиться с терпением и благодатью к другим. Если посчитать, сколько раз Бог снова давал мне шанс, то это не второй и не третий. Счёт идёт уже на десятки и тысяч.

Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана. Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля. Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и *лежал* обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих. Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему; да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему. И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет. Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Бытие 9:18-29

В Армении ходит сказание, что когда Ной вышел из ковчега на горе Арарат, армяне встретили его с хлебом и солью. А потом они же его и напоили.

Вне всяких сомнений, эта история не произошла сразу же после выхода Ноя из ковчега на следующий день. И не в следующий год. Следующая глава Бытие открывает нам, что Ханаан был четвёртым по счёту сыном Хама: Сыны Хама: Хуш, Мицраим, Фут и Ханаан. (Бытие 10:6). Да и виноградная лоза даёт свой урожай через несколько лет. Это означает, что до момента, когда Ной напился, прошло очень много времени.

По видимому, Моисей не случайно выбрал именно этот эпизод из жизни Ноя из сотен других историй. Этот выбор и есть послание. Почему наказан Ханаан, а не Хам? Ведь Хам накосячил. Ханаан в то время вообще мог быть маленьким мальчиком. Можно предположить, что Ной в пророческом понимании увидел наследственную развращённость в младшем сыне Хама. Возможно, к тому времени можно уже было видеть схожесть характера сына с отцом. Моисей не объясняет, как Ной смог определить будущее Ханаана и его потомков.

Но что точно можно знать, так это почему Моисей вставляет эту историю в Бытие. Только представьте себе время и место, в которое Моисей рассказывает эту историю. Еврейский народ вышел из египетского рабства. В этот момент он находится в пустыне и готовится перейти Иордан и захватить землю. Кому в этот момент принадлежит земля? Как раз потомкам Ханаана, хананеям:

От Ханаана родились: Сидон, первенец его, Хет, Иевусей, Аморрей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Хифамей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши.

Бытие 10:15-19

Народ переживает, что им не удастся победить эти народы. Люди боятся, что вместо захвата земли они сами попадут в новое рабство. Желая ободрить народ, Моисей напоминает им эту историю, в которой предсказало рабство Ханаана. Устами Ноя он пророчески укрепляет народ: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Моисей говорит: всё это было известно ещё давно. Ещё Ной предсказал нашу победу! Не бойтесь войти и обрести это благословение.

Сегодня перед нами не стоит задача захватывать чью-то землю… или чью-то церковь. У нас нет опасности попасть в рабство. Однако, мне хотелось бы на основании деталей этой истории затронуть важнейшую область нашей жизни, которая касается абсолютно каждого из нас. Эта область также связана с наготой, хамством и последующим рабством. Я назвал эту проповедь «рабство наготы».

Грех Хама.

В чём состоял грех Хама? В том, что он увидел голого отца? В том, что не прикрыл его сам, а начал рассказывать братьям? В том, что надсмехался над отцом и приглашал других позабавиться? В отсутствии почтения к отцу?

Культура востока предпочитает полностью закрывать тело от людей. Открытыми остаются только лицо и кисти. Всё остальное скрыто под висящей одеждой, которая не обтягивает тело так, чтобы были видны все складки. 18 глава книги Левит обозначает запрет на сексуальные отношение фразой «не открывай наготы…» В пятикнижии смотреть на голое тело уже означало сексуальные отношения, даже если вы не прикасались к нему.

Основная мысль состояла в том, что у каждого человека есть сфера личного пространства, в проникать в которую имеет право только твоя вторая половинка. Да и то потому, что она стала с тобой одним целым. Вторгаться в это интимное пространство чужого человека — грех в глазах Бога.

Во все времена в каждом обществе были свои границы дозволенного. Со времён первого стыда Адама у людей всегда существовали места, которые они хотели скрыть от других. Равно как и всегда было искушение приоткрывать эту завесу и заглянуть внутрь. И речь сегодня пойдёт на о границах, которые я сейчас объявлю допустимыми. Не о длине юбки, не о вырезе на груди и не о прозрачности кофты. Вопрос, который волнует меня в том, почему нам так хочется вторгаться в чужое пространство? Что движет мной, когда я хочу открыть наготу другого?

Физиологически мы все устроены одинаково. Вы не увидите принципиально ничего нового в наготе другого человека. Вы и так знаете, что там будет. Следовательно, нами движет не любопытство, а сама мысль о том, что я вторгаюсь в запретное.

Так Пушкин в «Евгении Онегине» описывает женские щиколотки, которые так волнуют и притягивают мужской взор. Всё дело в том, что во времена Пушкина женщины носили длинные платья, которые должны были прикрывать женские ноги до пола. Показать щиколотку, и тем более колено было совершенно непристойным. Несмотря на то, что вырезы декольте почти на половину обнажали грудь, на это никто не обращал внимания. Кавалеры стояли у стенок и наблюдали за кружением вальса, во время которого на мгновенье вдруг можно было увидеть женскую щиколотку.

Я почти уверен, что если бы люди посчитали непристойным оголять только уши, человеческая испорченность создала бы целую империю порно-сайтов с ушами. Так что принцип хамства не в любознательности, а в нарушении запрета на проникновение в чужую наготу, эгоистичное использование другого человека в целях своего испорченного воображения.

Хамство приводит к рабству.

Искушения в нравственной области всегда являлись наиболее сильными. А падение нравственности в сексуальной сфере всегда были чудовищно разрушительными для личности. Они низводили личность к уровню животного. Так Соломон в притчах сравнивает глупого юношу с волом, идущим на убой (Притчи 7:22). Иисус Христос говорит о рабстве греха:

Иисус отвечал им: истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно.

Иоанн 8:34-35

Греховная зависимость в области нравственной чистоты ярко иллюстрирует это рабство, которое сродни алкогольной или наркотической зависимости. Оно деморализует и овладевает личностью, заключая в цепи рабства. Любое рабство мучительно и разрушительно для души. Всякий, кто попадал в него, испытывал только духовные мучения.

Среди нас нет ни одного, кто не оказывался бы в ситуации Хама. Неожиданно вы натыкаетесь на наготу. Вдруг, случайно, бац — о вот она перед вашими глазами. Вы сталкивались с ней у экрана телевизора, или работы за компьютером, пролистыванием ленты новостей в телефоне, случайно брошенным взглядом на пляже. К сожалению, мы живём в мире, где нагота набрасывается на вас в самые непредсказуемые моменты.

Цель этой проповеди — не забить вас чувством вины, не заставить вас почувствовать себя ничтожеством. Всем этим занимается дьявол. У этой же проповеди несколько целей:

  1. Предупредить тех меньших, кто ещё не натыкался на наготу.

  2. Объяснить природу рабства и его последствия.

  3. Дать надежду на освобождение, которое дарует Христос.

1. Правильная реакция.

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив ее на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.

Бытие 9:22-23

Мне хотелось бы обратиться к детям. Я не знаю, когда и при каких обстоятельствах вы столкнётесь с непристойными картинками голых людей. Увидите ли в кино, подойдёт ли одноклассник и покажет свой телефон, зайдёте ли в магазин и увидите постер на стене. Но в вашей жизни обязательно будут моменты, когда ваши глаза вдруг увидят это. Вы должны сделать две вещи: 1 — отвернуться, 2 — уходить как можно скорее. Не стойте, не разглядывайте, не интересуйтесь.

Что сделал Хам? Пригласил братьев посмотреть. Что сделали братья? Они не стали разглядывать. Они не сказали: давай зайдём и посмотрим, что можно сделать. А может так его укрыть, или по-другому? Нет, они сделали всё, чтобы даже случайно споткнувшись они не увидели наготы своего отца.

Если вы этого не сделаете, тогда вы попадёте в рабство. С каждым взглядом вам будет хотеться смотреть на это всё больше и больше. Эти картинки проникнут в вашу голову и вы не сможете забыть их, и вычистить тоже не получится.

2. Природа рабства.

Теперь мне хотелось бы обратиться к молодым людям. Вам не надо объяснять, что такое порнография. Вы сталкивались с этим не раз. Для кого-то из вас это случайные встречи, для кого-то ежедневная борьба, в которой больше поражений, чем побед. Ваше состояние лучше всего честно описал апостол Павел на собственном примере:

Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живёт во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотью закону греха.

Римлянам 7:15-25

Вы находитесь в процессе фиксации вашего развития. Ваш бурный рост скоро остановится, и вы приобретёте форму практически на всю оставшуюся жизнь. Наподобие того, как сейчас формируются ваши кости, формируются и устойчивые привычки вашего характера. То, что вы выработаете в течение ближайших 10 лет станет основой вашей личности. Изменить что-то после будет очень сложно. Поэтому не относитесь к вашим увлечениям легкомысленно. Если вы допустите сейчас в свою жизнь греховную зависимость, избавиться от неё в будущем будет крайне сложно. Лишь в редких случаях Господь совершает чудесное исцеление, когда Он освободит полностью от греховной тяги к «любимым грехам». В большинстве случаев это станет постоянной борьбой на протяжении всей жизни. И точно также, как и противник, который знает, где у вас однажды была брешь в броне или травма — сатана будет бить в это больное место.

Если в молодом возрасте вы не решите хранить чистоту и верность Богу, вы откроете для себя дверь для постоянной войны наподобие того, что произошло с поколением Израильтян в периоде судей:

Когда Господь воздвигал им судей, то Сам Господь был с судьею и спасал их от врагов их во все дни судьи: ибо жалел *их* Господь, слыша стон их от угнетавших и притеснявших их. Но как скоро умирал судья, они опять делали хуже отцов своих, уклоняясь к другим богам, служа им и поклоняясь им. Не отставали от дел своих и [не отступали] от стропотного пути своего. И воспылал гнев Господень на Израиля, и сказал Он: за то, что народ сей преступает завет Мой, который Я поставил с отцами их, и не слушает гласа Моего, и Я не стану уже изгонять от них ни одного из тех народов, которых оставил Иисус, [сын Навин, на земле,] когда умирал, – чтобы искушать ими Израиля: станут ли они держаться пути Господня и ходить по нему, как держались отцы их, или нет? И оставил Господь народы сии и не изгнал их вскоре и не предал их в руки Иисуса. Вот те народы, которых оставил Господь, чтобы искушать ими Израильтян, всех, которые не знали о всех войнах Ханаанских, – для того только, чтобы знали и учились войне последующие роды сынов Израилевых, которые прежде не знали ее:

Судей 2:18-23, 3:1-2

Вы живёте в очень сложном мире, который создан нами взрослыми. Мире лицемерном, прогнившем и погибающем. Простите, что мы не можем защитить вас от грязи, созданной взрослыми. Простите, что мы сами не всегда являем пример благочестия. Как праведный Ной поддался вину, мы также порой теряем здравый смысл в противостоянии миру. Единственное, чем мы точно можем быть вам примером — это примером искреннего покаяния перед Богом и благодати Христа, являемой нам каждый день.

В нас тоже клокочут страсти. Нас также обуревают искушения. Не не всегда в них выходим победителями. Чем старше мы становимся, тем больше поражаемся собственной испорченности и неспособности изменить себя. Мы — не духовные супермены. Но у нас есть надежда. Христос — наша единственная надежда!

3. Право на свободу.

Христос приобрёл нам право стать свободными. Среди сидящих в зале есть примеры искупления от рабства греха. Мы знаем, что такое свобода от наркотиков? Мы знаем что такое свобода от пьянства? Мы знаем, что такое свобода от обиды? Мы знаем, что такое свобода от стяжательства. Мы знаем, что такое свобода от блуда. Мы знаем, что такое свобода от нечистых помыслов. Мы не рабы греха.

То только это произошло не силой нашей воли. Не человеческой порядочностью и моралью. Это внутреннее перерождение, которое может совершить только Бог. Без Христа мы ненавидим последствия греха, но любим сам грех. Во Христе мы пропитываемся ненавистью к самому греху и начинаем любить праведность.

Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или *рабы* греха к смерти, или послушания к праведности? Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по *рассуждению* человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на *дела* беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на *дела* святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? *Такие* *дела,* каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Римлянам 6:16-23

Павел пишет тем, кто уже освободились от рабства греха, но продолжали жить, как его слуги. Мы иногда похожи на рабов на галерах. Нас освободили от цепи, а мы продолжаем сидеть на скамье и грести. Библия говорит о переходе от одного рабства к другому. От рабства греха к рабству праведности. Точно также, как я прежде искал способа страстно послужить своей греховной плоти, точно также с той же страстью отдайте свои члены на служение праведности.

Несколько практических примеров того, как происходит эта смена:

  1. Раньше я знал детально биографию моего музыкального кумира. Теперь я зачитываюсь историями о жизни Иисуса из Евангелий. Меня больше зажигает пример Его жизни. Я хочу больше и больше знаеть Христа.

  2. Раньше я не пропускал ни одного нового блокбастера. Я мог потратить сутки на сериал или компьютерную игру. Теперь я затариваюсь христианскими книгами. Я читаю по две-три одновременно.

  3. Раньше я был озабочен своей внешностью и имиджем. Я мог глупо спустить все деньги, просто следуя последним трендам. Теперь меня больше интересует мой внутренний мир, его красота и оценкой Христа моей души.

Если вы мучаетесь от греховного рабства, придите к Иисусу. Попросите Его освободить вас, признайте свою духовную нищету. Скажите: «Господь, возроди моё сердце от смерти к новой жизни. Научи возненавидеть грех и полюбить праведность. Я отдаю себя в рабы праведности. Прими меня во имя Сына Твоего».

Свобода от греха не означает, что вы забудете об искушениях и позволите всему решаться за вас, пока вы будете нежиться в шезлонге на солнышке. Возможно, вы ещё не раз споткнётесь. Те, кто уже давно во Христе, иногда получают поддых от плоти. Но мы уже знаем, кто кого победит. Мы можем порой проиграть сражение, но мы уже знаем итог этой войны. Конец этому — полная победа над грехом и вечная жизнь.

Скачать проповедь в mp3.