Сильная молитва

Сильная молитва

Мы читаем неоднократно в Новом Завете утверждения и Христа и апостолов, что молитва имеет могущественную силу. Христос говорит в Евангелии от Матфея 17:20

Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: “перейди отсюда туда “, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас;

Точно также и апостол Иаков пишет в 5 главе своего послания:

16Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного. 17Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. 18И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой.

И у нас может сложиться такое впечатление, что молитва – как будто некое заклинание. Я говорю, и это исполняется. Нужно только либо знать правильные слова, либо иметь очень сильное убеждение в том, что я провозглашают. Иаков приводит в пример Илию и утверждает, что Илия был подобен нам. А это значит, что и подобны Илии. Раз молитва Илии могла управлять погодой, тогда почему наши молитвы не могут производить похожие действия? Я предлагаю обратиться к истории ВЗ, которая описывает жизнь пророка Илии и ситуацию, в которой он молился. И найти ответ на вопрос: а что было особенного в молитве Илии? Как сегодня я могу иметь такую же силу в своей молитве.

И сказал Илия Фесвитянин, из жителей Галаадских, Ахаву: жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову.

3 Царств 17:1

  1. Сильная молитва соответствует Слову Бога.

Люди представляют пророков как некоторых предсказателей, смотрящих в будущее. В действительности пророки предсказывали будущие события. Но большая часть их внимания была обращена в прошлое. В основном пророки смотрели на то, что Бог обещал в Пятикнижии и сопоставляли эти обещания с современной ситуацией. В книге Второзаконие Бог прописывает условия Завета с Еврейским народом. И не мелким шрифтом в конце договора, а очень ясно предупреждает о всех преимуществах завета в случае его исполнения и всех проклятиях, которые Он пошлёт, если народ станет нарушать договор. Вот выдержки из Второзаконие 28:

1Если ты, когда перейдете за Иордан, будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; 2и придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего. 3Благословен ты в городе и благословен на поле. 4Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего, и плод твоих волов, и плод овец твоих.5Благословенны житницы твои и кладовые твои. 6Благословен ты при входе твоем и благословен ты при выходе твоем.7Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя; одним путем они выступят против тебя, а семью путями побегут от тебя. 8Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих; и благословит тебя на земле, которую Господь Бог твой дает тебе. 9Поставит тебя Господь народом святым Своим, как Он клялся тебе, если ты будешь соблюдать заповеди Господа Бога твоего и будешь ходить путями Его; 10и увидят все народы земли, что имя Господа нарицается на тебе, и убоятся тебя. 11И даст тебе Господь изобилие во всех благах, в плоде чрева твоего, и в плоде скота твоего, и в плоде полей твоих на земле, которую Господь клялся отцам твоим дать тебе. 12Откроет тебе Господь добрую сокровищницу Свою, небо, чтоб оно давало дождь земле твоей во время свое, и чтобы благословлять все дела рук твоих: и будешь давать взаймы многим народам, а сам не будешь брать взаймы. 13Сделает тебя Господь главою, а не хвостом, и будешь только на высоте, а не будешь внизу, если будешь повиноваться заповедям Господа Бога твоего, которые заповедую тебе сегодня хранить и исполнять, 14и не отступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо ни налево, чтобы пойти вслед иных богов и служить им.

15Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. 16Проклят ты будешь в городе и проклят ты будешь на поле. 17Прокляты будут житницы твои и кладовые твои. 18Проклят будет плод чрева твоего и плод земли твоей, плод твоих волов и плод овец твоих. 19Проклят ты будешь при входе твоем и проклят при выходе твоем. 20Пошлет Господь на тебя проклятие, смятение и несчастье во всяком деле рук твоих, какое ни станешь ты делать, доколе не будешь истреблен, – и ты скоро погибнешь за злые дела твои, за то, что ты оставил Меня. 21Пошлет Господь на тебя моровую язву, доколе не истребит Он тебя с земли, в которую ты идешь, чтобы владеть ею. 22Поразит тебя Господь чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухою, палящим ветром и ржавчиною, и они будут преследовать тебя, доколе не погибнешь. 23И небеса твои, которые над головою твоею, сделаются медью, и земля под тобою железом; 24вместо дождя Господь даст земле твоей пыль, и прах с неба будет падать, падать на тебя, доколе не будешь истреблен.

Илия живёт во время, когда его народ оставил Бога. Евреи не просто забыли Бога или перестали в Него верить. Израильтяне выбрали себе другое божество и стали поклоняться Ваалу. Вот что описано о царе Ахаве, правящем во времена Илии:         

Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского, и царствовал Ахав, сын Амврия, над Израилем в Самарии двадцать два года. И делал Ахав, сын Амврия, неугодное пред очами Господа более всех бывших прежде него. Мало было для него впадать в грехи Иеровоама, сына Наватова; он взял себе в жену Иезавель, дочь Ефваала царя Сидонского, и стал служить Ваалу и поклоняться ему. И поставил он Ваалу жертвенник в капище Ваала, который построил в Самарии. И сделал Ахав дубраву, и более всех царей Израильских, которые были прежде него, Ахав делал то, что раздражает Господа Бога Израилева.                                                                                                                                        3 Царств 16:29-33

Ваал был хананейским божеством, которое отвечало плодородие, в частности за дождь. Ваал был богом грома, молний и бури. Именно с благосклонностью Ваал язычники связывали обилие дождей. Поэтому совершенно не удивительно, почему Илия выбирает дождь, чтобы показать, кто здесь настоящий Бог. Нам не написано, что Бог сказал Илии произнести эту молитву. Можно только догадываться, что закипающий гнев Илии на всё происходящее вынудил его перечитать Второзаконие и остановить своё внимание именно на обещании Бога закрыть небо в случае предательства народа.

Сильная молитва начинается с понимания воли Бога. Не мы вынуждаем Бога что-то сделать. Сперва мы проникаем в то, что Бог собирается делать и присоединяемся к этой воле. Посмотрите на начало молитвы «Отце наш». Первые три просьбы в это молитве – это не то, что мы упрашиваем Отца сделать. Он и так это будет делать.

Да святится имя Твоё. Имя Бога будет прославлено независимо от нашего желания.

Да прийдет царствие Твое. Царство Божье будет установлено независимо от того, хотим мы этого или нет. Бог знает времена и сроки, когда оно будет установлено. И мы ни на секунду не приблизим его пришествие. Для чего же тогда Иисус призывает нас молиться о приходе царства?

Я не знаю, встаёте ли вы утром с мыслью о том, чтобы поскорее (возможно, сегодня) уже наступило Царство Божье. Но если вы начнёте каждый день думать и молиться так: «Господи, приходи уже скорее. Я очень жду Тебя.», тогда начнёт меняться собственное отношение к жизни. Царство от этого не приблизится, но мой образ мышления, приоритеты, решения и поступки изменятся.

Да будет воля Твоя и на земле, как на небе – это не разрешение Богу действовать. Всё и так происходит по Его суверенной воле. Этой молитвой я изменяю собственное сердце, чтобы Его воля действовала в моей жизни.

Прежде чем Илия произнёс пророчество о дожде, в его сердце сформировалось чёткое понимание того, что Бог собирается сделать. Не решение Илии закрыло небо над Палестиной. Это было решение Бога, которое Илия озвучил. Первое условие действенной молитвы – это понимание воли Бога.

  • Сильная молитва отвечает за слова.

И было к нему слово Господне: 3 пойди отсюда и обратись на восток и скройся у потока Хорафа, что против Иордана; 4 из этого потока ты будешь пить, а воронам Я повелел кормить тебя там. 5 И пошёл он и сделал по слову Господню; пошёл и остался у потока Хорафа, что против Иордана. 6 И вороны приносили ему хлеб и мясо поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил. 7 По прошествии некоторого времени этот поток высох, ибо не было дождя на землю.
3-я Царств 17 глава

Во-первых, сказать в лицо нечестивому царю Слово Бога требовало смелости. Пророки часто умирали не своей смертью. Их служение состояло в том, чтобы обличать и корректировать царей. А правителям не нравится, когда их критикуют. Так было тогда, так происходит и сейчас. Сегодня неудобных для власти сажают за решётку, тогда им просто снимали голову. Пойти в логово нечестивого царя и его лже-пророков и в одиночку противостать ему требовало смелости.

Во-вторых, Илия понимал, что ему придётся прятаться после этих слов. Его будут искать все от службы безопасности Ахава до разгневанных фермеров.  Все будут искать Илию, чтобы заставить его вернуть дождь. Можно по-разному относиться к современным диссидентам, вроде Сноудена или Ассанжа. Но нельзя не отметить их смелость. Они же понимали, что их ждёт охота. Им придётся прятаться от самых могущественных правителей мира.

В-третьих, Илия обрекал и себя на голодные годы. Над ним одним не летало облако и не поливало его дождиком. Засуха была везде, и Илия также будет страдать от неё. Как это отличается от современных чудотворцев, которые вместо того, чтобы страдать за свои пророчества и молитвы, на них делают себе имя и деньги.

Илия своей молитвой ставил себя в уязвимое положение. Ему, как и всем остальным пришлось пережить голодные годы скитаний. Бог отправляет его в соседнее языческое государство, чтобы спрятать Илию в доме вдовы. Чтобы мы понимали, вдовы в древние времена – это самый бедный и незащищённый слой населения. Так на протяжении нескольких лет Илия будет сам учится доверять Богу свою жизнь и безопасность.

  • Сильная молитва – это не эгоистичная молитва.

Нет ничего удивительного, когда мы умоляем Бога о себе и своих нуждах. В этом нет подвига. Но когда я начинаю усиленно молиться за других, и делаю это изо всех сил – тогда я избавляюсь от примеси эгоизма в молитве.

17 После этого заболел сын этой женщины, хозяйки дома, и болезнь его была так сильна, что не осталось в нём дыхания. 18 И сказала она Илии: что мне и тебе, человек Божий? ты пришёл ко мне напомнить грехи мои и умертвить сына моего. 19 И сказал он ей: дай мне сына твоего. И взял его с рук её, и понёс его в горницу, где он жил, и положил его на свою постель, 20 и воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына её? 21 И простёршись над отроком трижды, он воззвал к Господу и сказал: Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! 22 И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил. 23 И взял Илия отрока, и свёл его из горницы в дом, и отдал его матери его, и сказал Илия: смотри, сын твой жив. 24 И сказала та женщина Илии: теперь-то я узнала, что ты человек Божий, и что слово Господне в устах твоих истинно.

Наши молитвы часто строятся по такому принципу. Благодарю (список)… Дай (список)… Как вы чувствовали бы себя, если бы каждый день ваш ребёнок разговаривал бы по той же схеме? Но если у вас есть отношения, ваш ребёнок делится с вами своими переживаниями, радостями, интересуется вашей жизнью, тогда его вопль о помощи воспринимается совсем по-другому.

В этой ситуации или вопит о помощи. Он просит не за себя. Ему жаль бедную женщину. Но даже в его молитве к Богу видны его неподдельные эмоции, которые открывают нам природу взаимоотношений Илии и Бога. Для Илии Бог – живая личность. Я полагаю именно эти взаимоотношения так впечатлили женщину. Она поняла, что перед ней Божий пророк не тогда, когда масло и мука чудесно умножались, но когда она увидела молитву Илии за её сына.

  • Сильная молитва прославляет Бога, а не молящегося       3-я Царств 18 глава

1 По прошествии многих дней было слово Господне к Илии в третий год: пойди и покажись Ахаву, и Я дам дождь на землю. 2 И пошёл Илия, чтобы показаться Ахаву. Голод же сильный был в Самарии.                                                                                          

Наступает момент, когда Бог решает дать дождь (заметьте не Илия). И Бог решает устроить показательную порку Ваалу. Гора Кармил, над которой чаше всего висели тучи и сверкала молния, считалась у финикийцев троном Ваала. Именно там Илия и устраивает тест. Он созывает всех жрецов Ваала с царем на эту гору, чтобы точно определиться, кто решает вопросы дождя: Бог или Ваал.

17 Когда Ахав увидел Илию, то сказал Ахав ему: ты ли это, смущающий Израиля? 18 И сказал Илия: не я смущаю Израиля, а ты и дом отца твоего, тем, что вы презрели повеления Господни и идёте вслед Ваалам; 19 теперь пошли и собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели. 20 И послал Ахав ко всем сынам Израилевым и собрал всех пророков на гору Кармил.

21 И подошёл Илия ко всему народу и сказал: долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте. И не отвечал народ ему ни слова.

22 И сказал Илия народу: я один остался пророк Господень, а пророков Вааловых четыреста пятьдесят человек; 23 пусть дадут нам двух тельцов, и пусть они выберут себе одного тельца, и рассекут его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого тельца и положу на дрова, а огня не подложу; 24 и призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Господа, Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И отвечал весь народ и сказал: хорошо.

Дождь, гром и молния. Всё это приписывали Ваалу. Илия выбирает именно эти атрибуты. Пусть молния, которая ударит в жертвенник и поглотит жертву и покажет, кто управляет молнией.

Илия позволяет жрецам Ваала устроить представление. Надо понимать, что культ Ваала был магическим культом. Ваала можно было уговорить, подкупить, понудить к действию молитвами и жертвами. Чем больше ты пожертвуешь Ваалу, тем больше он тебя благословит. Поэтому Ваалу приносили в жертву даже детей.

Бог Израиля был тем Богом, которого нельзя было купить, задобрить, заставить что-либо сделать. Вера в Яхве предполагала доверие Богу, а не контроль над ним. Ты мог пожертвовать всё, и ничего не получить взамен (как минимум сразу). Поэтому Илия начинает поддевать жрецов.

А затем, когда они выбились из сил, Илия произносит свою молитву:

36 Во время приношения вечерней жертвы подошёл Илия пророк и сказал: Господи, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. 37 Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. 38 И ниспал огонь Господень и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рве. 39 Увидев это, весь народ пал на лицо своё и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог!                                  3-я Царств 18

Где здесь Илия и его желание? Главное стремление Илии, чтобы народ вернулся к Богу. Илия хочет, чтобы Бог явил Себя: Свою славу и величие. Фраза «я сделал все по слову Твоему» открывает секрет силы молитвы пророка. Не Илия своей молитвой составлял повестку Богу. Наоборот, Илия искал основание для своей молитвы в Слове Бога.

Мы в молитвах просим Бога сделать то, что должны делать сами.

И мы пытаемся сами делать то, что может сделать только Бог, вместо того чтобы молиться.

  • Сильная молитва доверяет результат Богу.

Мы все рисуем себе собственную картинку того, как Бог должен ответить. И когда получается не так, как мы себе представляли, мы расстраиваемся. Илия думал: вот он триумф Бога! Теперь Израиль вернётся к своему Богу! Лже-пророки уничтожены. Народ кричит «Господь есть Бог», царь стал свидетелем чуда. Теперь всё изменится.

Но Илия глубоко ошибался. Ничего не изменилось. Народ не вернулся к Богу. Царь опять попал под влияние своей языческой жены. А Илия получает от неё «чёрную метку». Иезавель клянётся убить пророка в течение суток.

Пророк Илия решает совершить самоубийство. Он сознательно уходит в пустыню без еды и воды. Он настолько измождён физически, эмоционально и духовно, что просит себе смерти. Илия разочарован. Он не понимает Бога. Он не понимает, зачем было устраивать это шоу, от которого нет никакого толка. Вс чём смысл всех этих знамений, если никто не обратился. Бог терпеливо решает преподать пророку урок. Господь хочет объяснить своему верному слуге, как Он действует. Ангел подкрепляет Илию пищей, а затем ведёт его сорок дней к горе Синай. Там в пещере на склонах горы Илия должен всё понять.

Бог показывает Илии, что у Него есть свой план действий. И Илия не может вместить этот план. Илия хотел пробуждения в народе. Он не увидит это пробуждение. Оно произойдёт после него. Илия хотел повлиять на нацию. Господь говорит: «ты повлияешь всего на троих: двух царей и своего приемника. Ты многого не видишь, Илия. Ты думаешь, ты такой один уникальный остался? Последний истинно верующий? У меня таких семь тысяч, о которых ты не знаешь. Доверь мне процесс Илия. Я знаю, что и когда сделать. Ты же выполняй мои поручения».

Илия останется для последующих поколений идеалом пророческого служения. Во времена Иисуса Ветхий Завет называли: закон и пророки. Символ закона – Моисей. Символ пророков – Илия. Вот почему эти двое приходят на гору преображения для встречи с Иисусом. По сути, Писание пришло в образе Моисея и Илии и подкрепляло Христа перед Голгофой.

Илия был человек подобный нам. Вопрос в том, готовы ли мы стать подобным Илии.