Испытания

Испытания

Бог позаботился, чтобы представить в самом начале Библии основания жизни. Книга Бытие представляет нам сущность того, кто такой Бог, что такое творение, кто такой человек, кто такой мужчина и кто женщина. Эта книга представляет нам брак, таинства брака, природу брака, объясняет нам подробно причину всех человеческих проблем. Что такое грех, как грех развивается, когда он прогрессирует и, наверное, самое главное эта книга показывает путь спасения, как Бог выводит нас.

       Одним из Главных героев в этой книге является конечно же Авраам, который назван отцом всех верующих. Эта книга объясняет нам особенности веры, характеристики веры. Показывая на отца всех верующих, она рассказывает нам, что значит быть верующим. Сегодня мы посмотрим на один очень интересный эпизод в жизни Авраама, который имеет очень много практического значения.

      Давайте откроем Бытие 22:1-18 и прочитаем наш текст. 

 И было, после сих происшествий Бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я.  Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.  Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог. На третий день Авраам возвел очи свои и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе. И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я.  Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. И возвел Авраам очи свои, и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова‐ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится. И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба  и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,  то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.

       События, которое описаны в 22 главе имело огромные историческое значение. Кроме того, это событие имело большое практическое значение. И Мы посмотрим на него именно с этой стороны. История, которая произошла с Авраамом прежде всего касалось его самого, развития его личности, развития того, что Бог делал с ним в то время. Практически каждый день верующие люди на земле встречаются с различными трудностями, которые неприятны для нас. Например, спустило колесо, погода испортилась, сложные люди, финансовые проблемы, болезни, ещё какие-то вещи, которые происходят в нашей жизни. История Авраама приоткрывает нам завесу, она помогает нам понять, что испытание в действительности инициированы Богом. 

        Наш текст показывает, что Бог посылает испытания для укрепления верующих!

Возникает вопрос, как Бог испытывает верующих людей?

Переходное предложение: в 22 главе книги Бытие мы видим три Божьих действия в истории испытания Авраама:

  1. Бог посылает испытание. (1-10)

Мы читаем первые два стиха, где Бог обращается к Аврааму.

 Первый стих начинается со ссылки на предыдущие события, которые происходят в 21 главе.

       В 21 главе описывается история, где Аврааму приходится отправить своего сына Измаила и его мать Агарь жить в другое место. При этом Бог успокаивает Авраама, Он обещает, что позаботится об Измаиле. Это событие означало, что Авраам лишает его наследства ради Исаака, второго своего сына, но который родился по обетованию от Сарры. Кстати Измаил появился в результате нетерпения или недоверия Авраама и Сарры Богу. Таким образом они возвращаются к тому, как задумал Бог наследство Авраама. Далее, во второй половине 21 главы Авраам заключает союз с Авимелехом в Вирсавии. Авраам получил маленький участок Земли Обетованной – колодец в Вирсавии. 

       В общем, к этому моменту жизнь Авраама находится на хорошем этапе. У него уже есть обещанный наследник, мир с опасными соседями, он богат, и у него начинает появляться  земля, которую обещал Господь. Говоря современным языком, жизнь удалась. То, что обещал Бог начинает сбываться. После этих событий стоит наш текст, в котором Бог решает испытать Авраама. 

       В самом первом стихе 22 главы Бытие мы видим, что

  1. a)   Испытания инициированы Богом. (1-2)

 Здесь стоит фраза: «Бог искушал Авраама»

       Слово искушать значит испытывать, проверять, подвергать кого-либо испытанию или подтверждать подлинность чего-либо, часто через трудности или неблагоприятные обстоятельства. Другими словами, Бог решил проверить доверяет ли Авраам ему на 100%.  Мы видим, что инициатива испытания происходит от Бога. Возни кает вопрос: Разве Бог чего-то не знал об Аврааме? Но мы все знаем, что Господь знает все обо всех, всегда и везде!

       Тогда возникает другой вопрос: Зачем Богу проверять Авраама? Или Кому нужно было это испытание? На эти вопросы мы ответим немного позже.

       К моменту этих событий, отношения между Авраамом и Богом длятся уже более 35 лет и это не первое испытание, которое Господь посылает Аврааму. У Авраама к этому времени уже должен появится иммунитет или навык доверять Богу. Он прошел через много разных событий, где Бог всегда был верен. Кроме того, мы уже сказали, что Божьи обещания начали сбываться. Нужно отметить, что раньше Авраам проваливал испытания и не всегда вел себя достойным образом. Например, когда выдавал свою жену за сестру, потому что боялся, что его убьют из-за нее. Причем, одного урока ему не хватило. Итак, мы видим, что на протяжении всей жизни Бог посылает сложности в жизнь Авраама и помогает ему их пройти независимо от самого Авраама!

        Но давайте перейдем к самому заданию, которое Бог дает Аврааму во 2 стихе:  «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака

         Мы уже сказали, что Измаила Авраам к этому моменту уже отправил и у него остался только один наследник, от которого Бог обещал произвести целый народ. У Авраама не было альтернативы взять кого-то другого. Бог говорит конкретно, взять Исаака. Так же, здесь мы видим чувства, которые Авраам имеет к Исааку.  «Единственного твоего, которого ты любишь» Бог говорит ему взять самое дорогое, самое долгожданное то, с чем Авраам связывал будущее.

 «и пойди в землю Мориа»  Почему Бог отправляет Авраама так далеко? Древняя иудейская традиция связывает это место с Иерусалимом. На горе с таким названием Соломон впоследствии построил знаменитый иерусалимский храм. Так же есть предположение, что еще позже на этих горах или в этих окрестностях распяли Иисуса Христа. И это место имеет пророческое значение.

           Путь от Вирсавии до Иерусалима занимает 20 часов, то есть как раз 3 дня. Бог посылает его туда, где впоследствии будет центр жизни его народа, где впоследствии благословятся все народы земли! «и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе.»Это самая сложная и ужасная часть задания, которое Бог дает Аврааму. Больше нигде в Библии мы не встречаем, чтоб Бог давал такое повеление.

          Для Авраама это испытание выдержать было очень не просто. Он получил повеление не только принести в жертву сына, которого он ждал двадцать пять лет, но смириться с мыслью о том, что смерть Исаака, положит конец всем, обещаниям Бога.  Кроме того, Авраам не мог исполнить повеление быстро. Ему нужно было жить с этой мыслью три дня, пока они шли в землю Мориа. Причем всё это время ему надо было быть рядом с Исааком, что было еще больнее для него.

          Зачем и кому нужно это испытание?

Мы все помним, что история Авраама — это история Божьего благословения. Она начинается обещанием Божьего благословения и оканчивается выводом, что Бог благословил Авраама во всем. Так вот, испытание – это тоже благословение. Об этом напоминает Иаков, в своем послании, призывая во время испытаний не печалиться, а радоваться: Иакова 1:2 «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения…»

 Кто-нибудь из вас просил о духовном росте? А какая ваша первая реакция на трудности?  Я первое что делаю, это прошу, чтоб испытание поскорее закончилось.

         Все события, связанные с принесением в жертву Исаака, были направлены на то, чтобы подвергнуть испытанию характер Авраама и подтвердить его абсолютное упование на Господа.

 Далее мы видим, что:

б) Испытания сосредоточены на послушании Богу. (3-8)

Еще в конце 1 стиха мы видим, как Авраам сразу откликается на Божий призыв. «Авраам! Он сказал вот я.»

Таким образом он показывает, что готов слушать Бога. Готовы ли мы слушать Бога, когда открываем Библию? Или, когда приходим в Церковь готовы ли мы слушать проповедь? Или мы приходим в Церковь по инерции, потому что привыкли!

В этом отрывке мы видим, как Авраам реагирует на такое сложное задание. Он готов не только слушать, но и исполнять.

3 стих начинается со слов «Авраам встал рано утром,» Мы не видим, чтоб Авраам спорил с Богом или как-то Его уговаривал, просил отменить задание или отказался его выполнять. Мы не видим, чтоб он его отложил на следующую неделю или даже на вторую половину дня. Он сразу начинает выполнять его! Повинуемся ли мы Богу так же незамедлительно? Или мы откладываем повиновение на потом. Например, с понедельника… Или с нового года, начну читать по графику… У кого такое было? сколько у нас новых хороших, правильных начинаний с нового года?

          Авраам с раннего утра начинает тщательно готовится к выполнению Божьего задания. Он в точности выполняет все то, что ему сказал Бог. Это так же описывается в 3 стихе: «Оседлал осла своего, взял с собою двух отроков своих (слуг) и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения,»

          Авраам готовится к дальней дороге, он берет с собой не только Исаака, но и помошников. Так же мы видим, что Авраам берет с собой дрова. Это показывает, что он полон решимости выполнить Божье задание, и берет с собой дрова из дома на случай, если их не окажется на месте. Когда Авраам приготовился, он сразу отправляется в путь.

Конец 3 стиха: «и встав пошел на место, о котором сказал ему Бог.» Я уверен, что у Авраама было много важных дел. Под его началом было много людей, за которых он нес ответственность. Но он все откладывает, чтоб выполнить Божье задание!

 Повинуемся ли мы Богу в деталях? Или мы это делаем выборочно?

           Далее мы видим, что Авраам повинуется Богу терпеливо 4 стих: «На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека.» Они шли 3 дня, и он мог много раз передумать. Но он терпеливо исполняет Божье повеление.

 На сколько мы последовательно повинуемся Богу?

            В следующем 5 и 6 стихе мы видим, что Авраам абсолютно верит Богу. Он убеждён, что вернётся с сыном к своим слугам. «И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе.» Авраам был абсолютно убежден, что его сын останется в живых и что они вернутся к слугам с ним вместе. В Послании Евреям 11:17-19, сказано, что Авраам принес Исаака в жертву, веруя, что Бог исполнит Свое обещание о том, что в Исааке ему наречется имя. Патриарх знал, что так или иначе Исаак будет возвращен ему. Он еще не знает, как Бог это сделает, но он точно уверен, что Исаак будет жив.

             Далее в 7 стихе мы видим разговор Исаака с Авраамом.

      «И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?»

 Это единственное место, где Исаак говорит с отцом. Этот парень хорошо понимает, что для всесожжения не хватает одного элемента и задает вопрос отцу. И Авраам отвечает ему с полным доверием Богу.

      8 стих: «Авраам сказал: Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба вместе.»

      Здесь мы видим, как Авраам верит, что Бог абсолютно над любой ситуацией и даже над этой. Он верил, что Бог усмотрит! А Фраза «шли оба вместе» показывает нам, что они находились в согласии.

       Верите ли вы, что Бог силен воскресить вас из мертвых? Это ключевой момент, без которого спасительная вера немыслима! Следовать за Христом до конца, быть готовым умереть за Него невозможно, если вы не верите, что Бог обязательно воскресит вас!

       в) Бог доводит испытания до предельной точки. (9-10)

     «И пришли на место, о котором сказал ему Бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою и взял нож, чтобы заколоть сына своего.»

       Исаак к этому моменту уже точно понял кто жертва. Он тоже очень послушен, он не сопротивляется. Он спокойно мог убежать, навряд ли Авраам смог бы догнать его, Исаак покорен отцу. Авраам проходит это испытание до конца. В своей голове он уже отдал Исаака, он уже принес его в жертву. Но Бог останавливает его! Бог знает уровень каждого из нас, и Он тщательно выверяет каждое испытание, в которое он нас вводит. И Он доводит до максимально возможной точки сколько мы можем перенести. 

 1Кор 10:13 “Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.”

 Это сказано к нам, Бог не даст сверх сил. Его цель не утопить нас, а натренировать, сделать сильнее. У Бога индивидуальный план тренировок для каждого из нас.

 Итак, Мы рассмотрели первое действие Бога и увидели, что Бог посылает испытания. Второе действие Бога:

  1. Бог останавливает испытания. (11-14)

11-12 стихи: «Но Ангел Господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня.»

        Мы видим, что Бог присутствует на протяжении всей истории. Мы читаем, что ангел появился в нужный момент: именно тогда, когда Авраам взял нож и замахнулся им. Представьте себе, что бы было если бы у Божьего Ангела были проблемы со временем! Если бы Он пришел на 10 секунд раньше, то испытание было бы неполным, и не проявило должным образом веру Авраама. А Если бы ангел опоздал хотя бы на 2 секунды, то ему бы пришлось уже воскрешать Исаака. И мы не увидели бы картину заместительного искупления.  Бог тщательно контролировал все детали этой истории. Мы должны всегда помнить, что Бог никогда не пускает обстоятельства нашей жизни на самотек. Он всегда рядом даже когда испытывает нас. Его ангел готов явиться в нужную минуту.

           Так же мы видим, что сам Господь дает оценку Аврааму в 12 стихе:

«Я знаю, что боишься ты Бога»

Здесь речь идет не о животном страхе, а о благоговении Авраама перед Создателем.  Бояться Бога – значит почитать Его как Отца и Всевышнего Властителя, поклоняться Ему и только Ему, быть преданным тому, что Он сказал – Его слову. Это фундамент для других добродетелей.

 Далее мы читаем, что Господь именно в этот момент послал барашка, который запутался там, рядом.

13 стих «И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире. Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.»

           Этот барашек и был принесен во всесожжение вместо Исаака. И здесь мы видим первый пример заместительной жертвы. Он напоминает нам о жертве Иисуса Христа, который в этих же местах через почти 2000 лет умер и воскрес за наши грехи.  Бог принес свою совершенную жертву за всех людей. Таким образом выкупил нас дорогой ценой и оплатил наши грехи.

 Ин. 3:16 «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

Бог так сильно любит каждого из нас, что отдал самое дорогое.  2000 лет назад решился самый главный вопрос всего человечества, был выкуплен каждый наш грех. Каждый! И теперь в Иисусе мы имеем надежду на вечную жизнь! Только Христос решает вопрос нашего спасения и только по благодати!

           Далее в 14 стихе Авраам называет это место Иегова-ире, что значит Бог усмотрит. Он верил и даже Исааку говорил, что Бог усмотрит себе жертву и Бог усмотрел. Скорее всего Авраам не знал, как именно Бог усмотрит, он мог только предполагать, но он верил.

          Итак, мы рассмотрели 2 действия Бога, где Бог посылает испытания и Бог в нужный момент останавливает испытания.

        Третье действие Бога:

  1. Бог благословляет через испытания. (15-18)

В 15 стихе мы видим, как ангел еще раз обращается к Аврааму. 

Далее 16-18 стихи: «и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.»

         Все это Бог пообещал Аврааму за долго до этого испытания, когда только призвал его. Бог пообещал все это в одностороннем порядке, без каких-то условий. Но здесь в данном отрывке, так как вера подтвердилась на практике, Бог говорит я благословлю тебя!  Мы знаем, что Бог не нуждается в нашем послушании, это надо нам. Однако если можно так сказать, Богу очень нравиться, когда Авраам послушен. Когда мы послушны!

          Он говорит: «благословляя благословлю тебя» , «умножая умножу семя твое» Бог обещает, что у Авраама будет большое потомство. «Как звезды небесные и как песок на берегу моря;» Другими словами – это невозможно посчитать!

          Он говорит: «и овладеет семя твое городами врагов своих» твои потомки будут занимать особое место среди других народов. Они захватят земли которые Бог приготовил для них.

          Он говорит: «благословятся в семени твоем все народы земли» Бог обещает, что его потомок станет благословением для всех народов земли. Он говорит о Христе. 

        Гарантией своего обещания Бог ставит Себя Самого 16 стих: «Мною клянусь». Выше этой клятвы не может быть ничего. Бог поклялся, чтобы у будущих поколений верующих не осталось ни малейшего сомнения, что все обещания исполнятся. 

Итак, мы увидели 3 действия Бога: как Бог посылает испытания, как Бог останавливает испытания и как Бог благословляет через испытания. Все это Бог делает для укрепления Верующих. Какое применение мы можем сделать сегодня?

  1. Когда мы просим Бога о духовном росте, нам следует понимать, что скорее всего это будет происходить через трудности. Только проходя через них, уповая на Бога, на Евангелие, на Христа мы растём и приобретаем иммунитет.
  2.       Обычно, когда приходят сложности или испытания в первую очередь нам хочется освободиться от этих обстоятельств и в последнюю мы размышляем о духовном росте. В таком случае нам стоит внимательно поразмышлять, в чем Господь хочет, чтоб я подрос. Какую духовную мышцу сейчас Он тренирует во мне.
  3. Мы должны помнить, что во время испытаний Бог всегда рядом. В любую минуту Он может послать Своего Ангела. У Него нет проблем со временем, у Него все вовремя, у Него все под контролем.

     Это испытание нужно для твоего роста, оно нужно для тебя!