Моисей и горящий куст. Поглощающий огонь.

Главная / Исход / Моисей и горящий куст. Поглощающий огонь.

Господь встретил Моисея в очень необычных условиях. На протяжении 80 лет Господь готовил Моисея к одной из величайших миссий в искупительной истории Израиля так и человечества – исходу из египетского рабства. За это время Моисей приобрел знания и мудрость Египтян, сменил царский двор на спокойную и непростую жизнь пастуха в Мадиамской пустыне. В этой пустыне он находит себе новую семью и становится отцом. В один из его рабочих дней пастуха овец Господь встречает Моисея в образе горящего куста. Когда Господь открывает Свое Имя, Он представляется Сущим, в Котором явлена полнота самосуществующего, самодостаточного и суверенного Бога. Бога Отца, Сына и Святого Духа.

Что необычного было в горящем кусте? Почему Господь выбирает такой способ явления Себя Моисею? Моисей не проходит мимо этого удивительного явления. Ему становится интересно, что происходит в этом кусте. В момент, когда Моисей подходит ближе он слышит голос Святого Бога и видит сияние Его славы. В Писании мы неоднократно встречаем события и людей, где Господь открывает свою славу грешному человеку. Авраам, Иисус Навин, Илия, Исаия, пастухи на Рождество, Павел  – герои Библейской истории, которым Бог являлся в Своей славе и святости. Каждое из этих появлений было особенным в истории искупления – заключение завета с Аврамом, взятие Иерихона, первого города в земле обетованной Иисусом Навином, огненная колесница, которая забрала Илию на глазах молодого пророка Елисея как свидетельство что Дух великого пророка будет вдвойне на его ученике, Исаия видел славу святого Господа перед тем, как пошел проповедовать слово Израилю, пастухи видели славу Бога Отца, когда Иисус, Сын Божий воплотился в человека и родился на земле для выполнения воли Своего отца – умереть за грехи этого мира. Апостол Павел гнал церковь, и Иисус остановил его, явив Свою славу и сделав одним из самых сильных Апостолов.

Во 2 Послании церкви в г. Коринф Павел, ссылаясь на историю Моисея пишет, что мы преображаемся с славный образ Христа. Мы рассмотрим, как Писание характеризует одно из удивительных качеств Бога – Его славу, какова ее природа и какое важное, красивое, превосходное значение она имеет для нас, верующих.

  1. Природа горящего куста

Исх. 3:1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. 2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

 В окрестности, где Моисей пас овец росли самые обычные кусты. Что-то вроде колючей дикой ежевики. Моисей, передвигаясь по пустыне в поисках воды и пищи для овец часто встречал такие кусты. Это был обыкновенный куст, который ничем не выделялся на фоне остальных кустов в этой местности. Бог не совершал никакого чуда, поджигая этот куст и создавая своего рода вечный огонь, который бы никак не повреждал структуры самого куста. Моисей описывает это явление, как мы говорим феноменологическим языком. Он говорит об этом, как это выглядит со стороны. Как природный феномен – удар молнии, ветер, движение теней – все эти явления мы наблюдаем глазами. Возможно то, что видел Моисей — это огонь в самом кусте. Это не был огонь сверху куста или сбоку него. Огонь исходил изнутри куста. Причина, по которой не сгорал куст в том, что куст сам по себе не горел. Огонь был в кусте, но не исходил самого из куста. Что это значит? Огонь, который видел Моисей был независимым огнем. Этот огонь не использовал куст как топливо, как древесину, которую мы подкидываем в камин или костер. Поэтому он и не сгорал. Огонь горел сам по себе, и его происхождение было независимо от куста.

В этом феномене мы встречаем пример «теофании» – проявление или манифестация Бога человеку.  Из Писания мы узнаем, что Бог не видим. Он дух и не может быть увиден человеческим глазом. В библейской истории мы находим примеры, когда невидимый Бог показывает себя человеку. И одно из таких проявлений увидел Моисей. То, что наблюдал Моисей было против законов природы. Это был не естественный физический феномен. Это сверхъестественный феномен. И в этом огне он видел видимое свидетельство Божьей славы.

Мы называем такую славу «шекина» – видимое сияние Божьей славы. Он затрагивает все, что ее окружает. В истории искупления в критические и важные моменты Бог свидетельствовал о Себе людям через такую славу в виде огня. Слава, которая исходит из святого, совершенного и трансцендентного Бога.

Рассмотрим некоторые истории из Писания:

История Аврама

Бытие 15: 1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. 4 И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. 5 И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков.

 Бог является Авраму и обещает ему защиту и награду. Аврам удивляется такому обещанию – у него все есть, он один из самых богатых и состоятельных людей на земле. У него нет наследника, но его верный слуга Елиезер из Дамаска и хорошо управляется со всем имуществом. Но Господь говорит, что «Нет, твой слуга не будет наследником. Я дам тебе сына, и он будет твоим наследником». То, с чем столкнулся Аврам тогда, и вопрос с которым мы часто сталкиваемся сегодня, «Бог, как я могу это знать наверняка?!».

Бытие 15:17 Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым [как бы из] печи и пламя огня прошли между рассеченными [животными].

 Мы видим, что между Богом и Аврамом происходит заключение завета в очень необычной форме. В книге пророка Иеремии 34:18-19 мы читаем

18 и отдам преступивших завет Мой и не устоявших в словах завета, который они заключили пред лицем Моим, рассекши тельца надвое и пройдя между рассеченными частями его, 19 князей Иудейских и князей Иерусалимских, евнухов и священников и весь народ земли, проходивший между рассеченными частями тельца…

 В соответствие с этим обычаем два участника завета клали части жертвенного животного по сторонам и проходили между ними. Таким символическим действием каждый участник, заключавший соглашение (завет), обещал исполнить завет и как бы говорил: «Если я нарушу свое обещание, пусть будет пролита моя кровь (жизнь)»

Бог таким образом заключает с Аврамом завет. В виде огня, как из печи, он перед глазами Аврама проходит между рассеченными животными. И это проявление шекины – Божьей славы. Это Бог двигался в видении Авраама между животными. Бог таким образом говорил: «Арваам, как ты можешь узнать наверняка то, что Я тебе обещал? Я буду как эти животные, рассеченные пополам. Я не клянусь тебе своей мамой, или еще кем-то дорогим для меня, Я клянусь тебе своей сущностью, тем, кем Я являюсь – неизменный, святой, праведный Бог. Бог, сотворивший вселенную, самосуществующий и суверенный, не зависимый от никаких обстоятельств и воздействий. Говоря о таких характеристиках, мы прилагаем к ним лексику совершенства, абсолютной чистоты, которую только может нам позволить наше несовершенное и греховное сознание. Я полагаю Свою божественность, давая тебе это обещание. B послании к Евреям автор пишет о том же:

Евр. 6:13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя.

 Он клялся Самим Собой. И это была клятва в виде огня. Видимое сияние Божьей славы Арваму в темноте ночи. И что еще важно, только Бог прошел между животными. Аврам этого не делал. Это Бог заключил завет с Аврамом, а не Аврам с Богом. И Господь таким образом показал, что Сам полностью берет обязательство выполнить этот завет. В этом нам открывает Божья суверенная воля в спасении, которая будет явлена в Новом завете, завете благодати, подтвержденным пролитой кровью Христа на кресте за наш грех. Бог не просто обещает избавить от греха тех, кто поверит в искупительную жертву Иисуса Христа, но также и подтверждает Свое обещание святой клятвой.

История Павла

Деяния 9:1 Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику 2 и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. 3 Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. 4 Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 5 Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. 6 Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. 7 Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

 Шекина также явилась и Павлу на пути в Дамаск, с таким же обращение по имени, как и Моисею. Савл, Савл, почему ты гонишь Меня? Такое обращение к Павлу изменило его жизнь навсегда. Что произошло, с Кем встретился Савл? Он встретился со славой святого и праведного Господа.

Пример явления Божьей славы мы видим в истории рождения Иисуса Христа – в истории, которую мы любим читать на праздник Рождества. Луки 2:8-20. Божья слава явилась пастухам на поле в виде ангела:

Луки 2:9 «и друг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим»

Подобно Моисею, пастухи были объяты великим страхом и трепетом, оказавшись в явлении Божьей славы.

Вопрос не в том, что происходило с этим кустом. А в том, Кто явился в этом кусте. Кто говорил с Моисеем. Несколько веков спустя, Моисей будет говорить с Ним, во время преображения Христа на горе Елеонской. Это не слава, которая была отражением Божьего величия, это был Сам Господь.

Слава Триединого Бога

 В Писании мы неоднократно встречаемся с описанием или явлением Божьей славы, что указывает на важность этой черты триединого Бога. Но что значит Божья слава? Можно ли да ей определение? Для нас, людей это невыполнимая задача. Пожалуй, ближайшим примером для сравнения может быть определение «красоты» и «глобуса». Если человек никогда не слышал о глобусе и не видел его, то он и не знает, что это такое. В таком случае у него возникает вопрос – расскажи мне, что такое глобус? Думаю, это не составит большого труда.

Если бы мне задали этот вопрос, я бы сделал это следующим образом. Для начала – глобус –это модель земли, которая сделана из, например, пластика (дорогие глобусы изготавливают из ценных пород древесины), которая представляет собой сферу – шар, только пустой внутри. На поверхность этого шара наносится карта – земли, звездного неба или какой-либо другой планеты. Удобство использования глобуса в отличие от карты заключает полном визуальном представлении расположения материков, стран, городов и океанов по поверхности планеты.

Таким образом, в голове у человека рисуется картинка и понимание, как выглядит глобус, для чего он нужен и что можно с ним делать. И, скорее всего, когда он увидит его в магазине или еще где-нибудь, у него не будет большого труда узнать, что это такое.

Со словом «красота» все гораздо сложнее. В нашем вокабулярии есть слова, которые мы можем ассоциировать с понятием «красота» и не потому что мы их произносим, а потому что мы их видим. Например, радуга, водопад, горное озеро, закат. Нам не сложно найти слова, которые связаны с красотой. Если мы соберем несколько таких слов и сложим из них определенную картину, то вполне можем сказать, что этот объект, или этот пейзаж, или этот человек красивые. Но дать точное определение красоты или попытаться в каждое из этих слов  поместить слово «красота» будет крайне не просто.

То же самое с определением славы. Что это? Мы не можем просто взять и предоставить это качество или атрибут Бога на суждение человека, который бы сам наполнил его смыслом. Для того, чтобы понять природу Божьей славы, думаю, будет уместно сравнить ее с Божьей святостью, ответив на вопрос «В чем разница между Божьей святостью и Божьей славой?»

В писании мы неоднократно встречаем утверждение, что Бог святой, которую чаще всего можно охарактеризовать как совершенство, величие и достоинство.  Его совершенство, величие и достоинство находятся в совершенно другой категории, поэтому мы и говорим о том, что «святой» это «другой», «отдельный». Поэтому Бог обладает другим или бесконечным достоинством, величием и совершенством.

Это качество, которое присуще только Богу. Ему невозможно подражать, его невозможно улучшить, невозможно сделать более достойным, это не с чем сравнить, и самое важное, что оно не определяется ничем из вне. Это качество, которое находится в самом Боге, и Он является единственным его источником.

В Исаия 6:3 мы читаем «И взывали они (ангелы) друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» и следующее что идет за этим «вся земля полна славы Его!». Возможно, мы бы ожидали услышать вся земля полна Его святости. Но, написано, что вся земля полна Его славы.

Святой по своей природе, сущности Бог наполняет всю землю, все творение своей славой. Исходя из этого мы можем сказать, что Божья слава – это проявление или манифестация красоты и величия Его святости. Таким образом Бог показывает людям свою святость, чтобы они могли ее постигать и понимать. Божья слава это явленная, видимая Божья святость.

В книге Левит 10:3 сказано «вот о чем говорил Господь, когда сказал: в приближающихся ко мне освящусь и пред всем народом прославлюсь». Чтобы видеть, осознавать и считаться с его святостью и в каком-то смысле воспринимать ее, значит видеть  Его славу и, таким образом, прославлять его.

Слава Божья – это вечная, бесконечная красота Его духа и величие Его многогранного совершенства. Многогранного по той причине, что Бог совершенен во многом – в мудрости, справедливости, милости, прощении, любви, сострадании, заботе, ненависти ко греху и т. д. Это не эстетическая красота или материальная красота, но это красота, которая исходит от Его характера, от всего, кто Он есть. Это является всего лишь одной из граней Его имени «Сущий».

Моисей оказался в явленной и видимой Божьей славе. Обратите внимание, что сказал Господь Моисею:

Исх. 3:10 Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? 12 И сказал Бог: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.

 Задача, которую объявляет Господь Моисею, до того, как ввести народ Израильский в землю обетованную, где течет молоко и мед, это привести их к горе Хориву для служения Сущему Богу – Богу Триединому, Святому и Славному. Вывести избранный Божий народ из состояния рабства и угнетения и привести их к поклонению. Не это ли является целью Божьей истории искупления – через смерть и воскресение Иисуса Христа вывести избранных из рабства греха и сделать их способными поклоняться живому и святому Богу? Для грешного человека не может быть ничего важнее, чем осознание своего греха и неспособности при всем видимом явлении Божьей славы (Псалом 18:2 «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь»), поклониться святому и праведному Богу. Нет ничего важнее, чем услышав благую весть, Евангелие, сокрушиться о своем восстании и бунтарстве против своего Творца, поверить, что только Иисус Христос, Божий Сын, умерший за мой грех на кресте, принял вместо меня весь праведный гнев Бога Отца, может стать моим Господом и Спасителем.

Божья слава ставит нас в положение слабости и зависимости и показывает Господа как сильного, независимого и милостивого. Таким Господь явился Моисею в горящем кусте, в столбе огненном и облачном и в Исходе 33,34 главе, когда Моисей попросит Бога «покажи мне славу Твою» Господь не отказывает ему:

Исх. 33:18 [Моисей] сказал: покажи мне славу Твою. 19 И сказал [Господь]: Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою, и кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею.

Господь явил ее, провозгласив имя Сущий (Яхве) и сказал «кого помиловать – помилую, кого пожалеть – пожалею. В следующей главе 34 мы читаем:

Исх. 34:6 И прошел Господь пред лицом его и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный

Моисей упал на колени с спрятал свое лицо. Несмотря на защиту скалы и руку Господа, которые защищали Моисея от сияния славы, он боялся поднять своего лица, как и при первой встрече с Господом в горящем кусте. Сияние Божьей славы было необычайно ярким и ее происхождение было из Сущего Бога. В таком сиянии нет места темноте. Оно выявляет нашу неспособность любить, терпеть, наше противление Богу и порочность. Наш грех. И Моисей это понял и увидел и потому ему стало страшно.

В Иисусе Христе было воплощение милостивого, милосердного, человеколюбивого Бога, которое даже Моисей не мог тогда увидеть, но видим мы сегодня. Смотрите, что пишет Апостол Павел:

2 Кор. 3:12. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,13. а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лицо свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. 14. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. 15. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16. но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. 17. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 18. Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.

Павел в контексте своего письма обращается к церкви. «Мы же все» – это не только Моисей, Апостолы или служители, но все верующие люди – Его Церковь. Итог этого обращения в ст. 18 говорит о том, что христианин преображается или трансформируется, постепенно, шаг за шагом в образ Господа Иисуса Христа. «..преображаемся в тот же образ (образ Господа) от славы в славу (не одним разом, а постепенно). Таким образом мы уподобляемся Христу. Мы становимся более и более способными являть Христа, так как становимся похожими на Него. В этом и есть Божья воля для нашей жизни. В этом и есть цель искупления – сделать грешного человека, которого Бог сотворил для своей славы, способным являть эту славу. Восстановить в нас образ Бога, который со времен Адама и Евы поврежден грехом. Только без Христа это невозможно! Без Его заместительной жертвы на кресте ни один человек не может это сделать, пока Бог его не преобразует Своим Духом.

Как это происходит? «Мы же все, открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню». Мы преображаемся в образ Христа, когда смотрим на славу Господа как в зеркало и отражаем ее от себя. Утром, перед тем, как пойти на работу, в церковь или вообще куда-либо мы смотримся в зеркало. Проверяем, все ли на месте, не осталась ли зубная паста на лице. И чем ближе я подхожу к зеркалу, тем отчетливей и детальней я вижу свое лицо. Так и со Христом! Чем ближе я к Нему, как к зеркалу, тем лучше я могу разглядеть Его красоту, величие, достоинство. Его славу. И чем ближе к Нему, тем яснее это отражается на мне. Луна не светится сама по себе. Она отражает солнце. Когда это происходит, я понимаю, что все порядке, солнце на месте, завтра будет тепло и утро настанет. Так и мы отражаем Христа – все в порядке, когда мы светимся Его славой в нас. И чем ярче, насыщеннее, богаче эти лучи, тем славнее Христос. Это происходит постепенно, но постоянно. Сфокусировать, прилепить наш взгляд на Господа, думать о Нем, всегда ставить Его славу превыше чего-либо другого – это и есть путь нашего преображения.

Без «взирания» на Божью славу являть Христа будет рабским трудом. В ст. 13 Павел напоминает историю из Исх. 34, когда после явления славы Божией Моисею на горе Синай ему пришлось покрыть свое лицо, чтобы люди его не боялись. Павел толкует это событие в ст. 14, говоря об ослеплении ума и покрывале, которое до сих пор между Божьим законом и их сердцем и разумом. И это покрывало остается на не снятым с глаз Иудеев, как и язычников до тех пор, пока Иисус Христос его не снимет («потому что оно снимается Христом»). Когда они обращаются ко Христу, покрывало снимается с их глаз, сердец и человек становится способным видеть истину Божьего слова и Его славу.

Почему при обращении ко Христу это покрывало непонимания уходит? «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода». Грешный человек видит Божий закон как список правил и запретов, которые упали на него без духовной силы что-либо изменить внутри сердца и, как следствие, нет желания быть послушным заповедям. И это рабство – заповеди или повеления, которые мы слышим и читаем, но не хотим исполнять. Это приводит либо к восстанию, либо к легализму. Я либо отвергаю Божий закон, либо пытаюсь его исполнить, но без подчинения своей жизни, воли, желаний и сердца. Поэтому Дух Господень дает нам свободу! Единственный выход из рабства, восстания на Бога – это Дух Господень, в котором свобода. Сила Евангелия преобразует нас изнутри нашего сердца, разума и делает способными любить Божий закон и делать то, что Бог велит нам делать.

Когда Моисей услышал голос, зовущий его из куста, он не отвернулся, но пошел на встречу Богу. В этой встрече он увидел Божью славу. Что делаем мы, когда встречаемся с Божьей славы? Как она действует на нас? Во всех примерах происходило следующее – Моисей пошел и вывел народ из плена к служению Господу, Иисус Навин пошел и захватил Иерихон, Аврам послушал Бога и вышел из своей родной земли, пастухи встали, пошли и поклонились младенцу Иисусу. Павел гнал церковь, а потом стал ее защитником. Если у меня нет желания идти и трудится для Божьей славы, для Его красоты, для ее явления моей жизнью, то я ее просто не вижу. Как в примере с зеркалом мы должны ее видеть! У нас должно быть сильное желание хотеть ее видеть и быть красивыми, когда мы смотрим на Христа, как зеркало. Ни себя, но Иисуса, Его жизнь, смерть и воскресение. Его характер и чувства. Когда мы видим человека с красивыми чертами лица, как в нашем определении «красоты», и не можем отвести от него глаз, так мы не должны отводить глаз от Христа, самого красивого и достойного Бога и Человека в нашей жизни.

Однажды, когда наша жизнь здесь закончится, и мы придем в присутствие славы Святого Бога, мы будем полностью прославлены. Это будет последним этапом нашего искупления Христом. У нас будет новое тело без греха, болезни, слабостей. Но пока мы живем здесь, для нас это радостная надежда и ожидание того, что однажды мы будем прославлены, как и Христос. Пусть это будет ободрением и побуждением для нас отражать своей жизнью славу, красоту и величие нашего Господа Иисуса Христа!

скачать проповедь в mp3