Дерево познания

Главная / Бытие / Дерево познания

В 80-х годах прошлого столетия NASA задумала грандиозный проект орбитального телескопа Хаббл. Главное преимущество орбитального телескопа – отсутствие засветки кадра, которой нельзя избежать, делая снимки космоса с поверхности Земли. Гордостью конструкторов стало гигантское идеально отполированное зеркало, с помощью которого и делались снимки. Над ним большая команда трудилась по 12 часов в сутки на протяжении целых пяти лет. Работали лучшие инженеры-оптики со всего мира. Все начиналось с глыбы стекла весом в целую тонну. Сначала материалу грубо придали необходимую форму, затем специальная техника, управляемая компьютерами, полировала его, доводя до нужной для телескопа кривизны. После каждого двухдневного цикла полировки зеркало перевозили в испытательную камеру, где удостоверялись, что процесс идет так, как надо.

Нужно было, чтобы свет, отражающийся от края зеркала, и свет, собирающийся в центре зеркала, фокусировались в одной и той же точке, идеально совпадая. Однако при монтаже оборудования маленькая чешуйка краски отслоилась с одной из измерительных реек. На этом месте появилось крохотное пятнышко бликующего металла, и свет, отражающийся от него, внес почти незаметные искажения в вычисления. Произошла ошибка размером в одну крохотную чешуйку краски, невидимую даже человеческому взгляду. «Ошибку в оборудовании не обнаружили, и эталонная линза была выполнена неправильно. Ошибка потом была механически скопирована при полировке большого зеркала. Никто не знал, что с зеркалом что-то не так, потому что оно ведь идеально совпадало с эталоном. А ошибку в эталоне было совсем не легко найти», – рассказывает об их злоключениях Крис Барроус из Научного института Космического телескопа.

Четыре микрона погрешности при тестировании обошлись NASA в миллиарды долларов. Столько денег ушло на то, чтобы несколько миссий «Шаттла» доставили к телескопу запчасти и инструменты, а затем космонавты в невесомости проделали необходимый ремонт. Сумма была так велика, что первое время всерьез велись споры – не будет ли дешевле уронить «Хаббл» в океан и запустить на орбиту новый супертелескоп? И до самого конца ремонтных работ никто не знал, выгорит дело или нет.

Ошибка, о которой сегодня пойдёт речь, была ошибкой не просто космического, о вселенского масштаба. А для её исправления потребовалось намного больше, чем астрономическая сумма.

И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

Бытие 3:4-8

В середине Эдемского сада стояло дерево познания добра и зла. Что особенного было в этом дереве. И было ли оно на самом деле особенным? В чём суть запрета, наложенного Богом на Адама. В чём суть испытания первой пары?

Еврейское слово «познание» происходит от слова «йада», что означает «постигать, открывать, узнавать суть происходящего». Причём, это познание должно было быть совершенным и полноценным. Это слово было настольно интимным, что использовалось даже для описания близости мужчины и женщины, потому что в этом мужчина и женщина открывали друг друга на очень глубоком физическом, эмоциональном и духовном уровне.

Предлагая Еве вкусить от этого дерева, змей предлагает постигнуть суть добра и зла, уметь определять, что есть добро, а что есть зло. Но трюк заключался в том, что сделать это нужно было, совершив зло.

Откуда можно узнать, что добро, а что зло? Как понять? Существует ли знание, автономное от Бога? Для того, чтобы определять, является то или иное действие добром или злом необходимо обладать всей полнотой знания. Вы не сталкивались с такой трудностью что то, что вам казалось злом вдруг Бог называл добром. И, наоборот, то что казалось вам совершенно плохим Бог называл благом? Почему так? Потому что только Бог может видеть и определять заранее, к чему приведёт то или иное действие. Мы же судим обрывочно.

Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. Пс. 118:71

Ибо *только* Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду.

Иеремия 29:11

вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;

Бытие 50:20

И было ко мне слово Господне: сын человеческий! скажи начальствующему в Тире: так говорит Господь Бог: за то, что вознеслось сердце твое и ты говоришь: “я бог, восседаю на седалище божием, в сердце морей”, и будучи человеком, а не Богом, ставишь ум твой наравне с умом Божиим, – вот, ты премудрее Даниила, нет тайны, сокрытой от тебя; твоею мудростью и твоим разумом ты приобрел себе богатство и в сокровищницы твои собрал золота и серебра; большою мудростью твоею, посредством торговли твоей, ты умножил богатство твое, и ум твой возгордился богатством твоим, – за то так говорит Господь Бог: так как ты ум твой ставишь наравне с умом Божиим, вот, Я приведу на тебя иноземцев, лютейших из народов, и они обнажат мечи свои против красы твоей мудрости и помрачат блеск твой; низведут тебя в могилу, и умрешь в сердце морей смертью убитых. Скажешь ли тогда перед твоим убийцею: “я бог”, тогда как в руке поражающего тебя ты будешь человек, а не бог? Ты умрешь от руки иноземцев смертью необрезанных; ибо Я сказал это, говорит Господь Бог.

Иезекиль 28:1-10

Дерево познания добра и зла могло быть обычным деревом. Вопрос был не в чудодейственных свойствах плода. Если бы даже Бог сказал, что нельзя кушать вон от той яблони — эффект был бы тот же. Ведь не мякоть плода сделала Адама автономным от Бога. Его решение противостать Богу сделало его преступником.

Змей предлагал не просто вкусный фрукт, и не просто средство интеллектуального превосходства. Змей предлагал право самому определять, что есть добро, а что есть зло. Вот в чём Адам и Ева действительно могли стать похожими на Бога. Почему дерево было вожделенно? Потому что оно давало автономное суждение о том, что правильно, а что нет. Адам не получил в тот момент аналитические сверхспособности. Мы ими также не обладаем. Адам просто отказался признавать право Бога определять добро и зло в своей жизни. Я знаю сам — говорит ребёнок. В действительности он говорит: я решаю сам. Это болезнь, которой он заразил всё человечество. Мы до сих пор страдаем от этого.

Посмотрите на рынок религий, претендующих на эксклюзив истины. Посмотрите на обилие христианских конфессий, считающих лишь себя правыми. Посмотрите на миллиарды людей, у которых «своя правда». Человечество разрастается, как раковая опухоль, которая воспроизводит божков. Мы сталкиваемся с ними и в церкви.

  • Жена знает, что должна чтить, поддерживать и следовать за своим мужчиной. Но она решает развестись с ним, потому что это кажется ей «правильным».

  • Девушка знает, что Бог повелевает заключать брак в Господе. Но у неё своя правда, потому что её случай особенный.

  • Молодой человек знает, что Бог призывает служить Ему. Но он решает жить для себя, тратя свои драгоценные годы на развлечения, рестораны и модные вещи.

И когда ты открываешь Библию и показываешь простую и понятную заповедь, в ответ слышишь: «это твоё толкование! У меня другой взгляд на этот стих.» Мир продолжает разваливаться на кусочки. Со времён падения Адама мы растём не в знании добра и зла. Мы растём в уверенности самостоятельно определять это право. Мир фрагментируется на части, каждая из которых мнит себя богом.

Каждый раз, когда я сознательно отвергаю Божью истину, я проявляют Адамов бунт против Бога. Такое противление вызывает ярость Бога. Это не ошибка, не незнание. Но решение по собственной воле. От этого предостерегает автор послания Евреям:

Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать *друг* *друга,* и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. *Если* отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия *наказывается* смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь. И еще: Господь будет судить народ Свой. Страшно впасть в руки Бога живаго!

Евреям 10:25-31

Фраза «произвольно грешим» означает сознательно и добровольно. В Ветхом Завете убивали не за грех, а за отступничество — нарушение верности обещанию. Это то, что так мало понимают сегодня. Заключить договор — а потом отказаться от него рассматривается в Писании как деяние худшее, чем оплошность. Так, неумышленное убийство не несло за собой смертной казни. Но сознательное убийство каралось смертью. За это нельзя было принести жертву и уладить вопрос с Богом. Писание строго предупреждает — умышленный грех против крови Христа подлежит ещё более суровому наказанию, чем забрасывание камнями. Это страшно, потому что ты попираешь не кровь ягнят, а кровь завета Сына Божьего.

Адам и Ева начали стыдиться друг друга, хотя больше из людей в мире не было. Они начали закрываться друг от друга, потому что перестали доверять. Потому что начали бояться друг друга. Познав грех, став испорченным, они стали подозревать, что вторая половина также испорчена. И то плохое, на что я способен, значит может быть способен и другой по отношению ко мне. Чем хуже я думаю о людях, тем больше это показывает силу моей собственной развращённости. Я думаю о других так, потому что сам способен на это.

Именно поэтому у нас стоят замки на дверях. Именно поэтому между странами есть границы, визы. Именно поэтому военные с обоих сторон готовы к войне, держа руку на спусковом крючке. Поэтому существует ядерное оружие сдерживания и готовность к превентивному удару. Мы хронически боимся себе подобных. Мы выстраиваем защиту друг от друга, потому что знаем по себе, на какое зло мы способны.

Поэтому, даже становясь детьми Божьими, мы всё равно выстраиваем границы общения и искренности. Одних мы подпускаем ближе, других держим на дистанции. А после того, как несколько раз получив поддых, на себе испытываем зло от ближних, перестаём им верить. Когда вы начинаете плохо судить о человеке, задайтесь вопросом: «Это оттого, что он действительно поступил мерзко или я додумываю и сужу о человеке через призму собственной испорченности?»

Открылись глаза, и узнали, что они наги!!! Первое, что узнали Адам и Ева — стыд. Потом страх, потом предательство, потом обвинение других, потом подозрительность. Никакого добра они не узнали. Всё, что начало вваливаться в жизнь Адама — это зло.

Бог подтверждает, что «Адам стал как один из Нас». Но это точно не означает, что Адам стал более похож на Бога в том смысле, что Бог тоже испытывает страх, стыд, предательство, перекладывание вины на других. Адам стал похож на Бога лишь в том, что решил определять, что добро, а что зло. То, что принадлежит одному Богу.

Всё это произошло с Адамом не потому, что плод обладал особым просветляющим свойством. Запрети Бог вместо дерева сделать что-либо другое, эффект был бы тем же. Вина, страх, стыд, недоверие, подозрительность, обвинение, злость, отчуждение. Во второй части космической трилогии «Переландра» Клайв Стейплс Льюис создаёт первородный мир на другой планете, где первой паре Бог запретил оставаться на ночь на плавучем острове. Непослушание повелению Бога вызовут ту же самую реакцию, как у первой человеческой пары с Земли.

Это то, на чём попадаются дети, растущие в христианских семьях. Если мы не объясняем им суть Евангелия, то они растут, думая, что христианин — это человек, который ходит в церковь, читает Библию, молится перед едой и избавлен от пьянства, курения и сквернословия.

В действительности, рождённый свыше — это тот, кто отказался от претензии определять, что такое добро и зло. Он смирился перед Богом и признал Его власть управлять всей своей жизнью. Отсюда и начинается покаяние и вера в Евангелие. Без этого церковь, чтение, молитва, служение будет продолжаться ровно до того момента, пока Бог не повелит сделать то, чего очень не хочется. Вот тогда вся любезность пропадёт и грех покажет свой оскал.

Все три позыва, которые использовал змей в искушении Евы, он также использовал при искушении Христа. Плоть, глаза и гордость. Вот только обстоятельства были совершенно разными. Первое искушение происходит в роскошных условиях, где нет недостатка ни в еде, ни в воде, ни в комфорте. Второе искушение происходит в пустыне после сорокадневного поста, когда физических сил практически не осталось. При первом искушении Адам не был одинок. Рядом с ним находился самый близкий человек. Во втором случае Христос совершенно один на один с дьяволом.

Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал. И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом. Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим. И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими *царствами* и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое. Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи. И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

Лука 4:1-12

1. Похоть плоти.

Кто из нас когда-либо постился? Бывало хоть раз, что вы не выдерживали и нарушали условия собственного посвящения? Вы рассматривали это как чудовищное преступление против Бога? Наравне с поклонением сатане? Вряд ли. Христа никто не заставлял поститься. Он действительно мог превратить камень в хлеб. Уж если воду в вино мог, то в чём проблема? Но Христос знает, что малейший компромисс — это дверь для греха. Если я не могу управлять своим желудком, тогда как я смогу справиться с более серьёзным испытанием.

2. Похоть очей.

Дьявол предлагает цену за поклонение. Этого никто не увидит. Об этом никто не узнает. Просто один раз стать на колени, и награда — все земные богатства. Говорят, что у каждого человека есть своя цена. Вопрос только в сумме.

На вещах, которые мы покупаем есть ярлык с ценой. Иногда поверх этой цены наклеивают новую цену после уценки. Каков мой ярлык? Сколько я стою? Писание называет нашу цену. Её размер — смерть Иисуса Христа. Но, когда дьявол смотрит на наш ценник, что он видит поверх этого? Какую зелёную наклейку он видит сверху? Но что мы готовы купиться? Какая похоть наклеена на нашей бирке?

Комфорт? Положение? Здоровье? Пакет с едой? Признание друзей? Диван напротив телевизора? Порно-сайт? Флирт? 13-я зарплата? Ребёнок? Муж или жена? Чего я так сильно хочу, что готов пойти на компромисс с преданностью Господу?

Снимите эту наклейку и посмотрите на настоящую цену, которую Христос заплатил за вас.

Гордость житейская.

Зачем идти на крест? Соверши чудо на глазах у всех! Прыгни вниз с крыши храма на глазах у тысяч поклонников. Они сразу поверят в тебя и признают Мессией!

Нет, сатана. Путь к славе лежит через полное послушание Отцу. И если это означает скорбь, муки и смерть — не моя воля, но Его да будет.

Христос своим ответом на искушение поворачивает вспять падение Адама. Он побеждает змея тем, что отказывается определять, как поступать правильно и полностью подчиняет себя воле Отца. От отвергает запретный плод.

Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за *Свое* благоговение; хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного,

Евреям 5:7-9

Белые одежды.

До грехопадения Адаму и Еве не нужно было закрываться друг от друга одеждой. Им не было чего стыдиться, не было что прятать. В вечности, когда Бог примет нас в свою Славу, нам тоже нечего будет прятать. Всё будет открыто пред лицом Его. Однако же, у нас останутся одежды.

После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу, говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца. За это они пребывают *ныне* перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.

Откровение 7:9-17

Одежды, которые останутся на нас в вечности — это будет не способ укрыться друг от друга. В вечности ничего не будет скрыто. Мы будем полностью как на ладони. На мне нужно будет прятать что-либо. У нас не будет извращённых мыслей по отношению к другим. Но одежды останутся для нас напоминанием того состояния, в котором мы жили в земной жизни и напоминанием о жертве и искуплении Христа.

На новой земле не будет дерева познания добра и зла. Потому что в вечности будут те, кто отказался от права определять вместо Бога.