Все видно!

1 Иоанна 2:7-11 « Возлюбленные! Пишу вам не новую заповедь, но заповедь древнюю, которую вы имели от начала. Заповедь древняя есть слово, которое вы слышали от начала. 8 Но притом и новую заповедь пишу вам, что есть истинно и в Нем, и в вас: потому что тьма проходит, и истинный свет уже светит. 9 Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме. 10 Кто любит брата своего, тот пребывает во свете, и нет в нем соблазна. 11 А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза».

  • Не новую заповедь, а древнюю… это игра слов?
  • Что значит «от начала»?
  • О каком свете и тьме идет речь? Как это связано с «потому что»?
  • Что значит «тьма проходит», а «истинный свет уже светит»?
  • В чем новизна новой заповеди?
  • О чем вообще идет речь?
  • Как связаны между собой тьма и свет, любовь и ненависть?
  • Что такое «ненависть»?
  • О каком соблазне идет речь?
  • Как можно заблудиться, зная истину?

Эти и многие другие вопросы лично у меня возникли при прочтении этого отрывка и мы попробуем на них ответить.  С одной стороны, все просто, хотя и похоже на какую то игру слов… Но это такой стиль изложения у Иоанна.

… Иоанн обычно много раз повторяет одну и ту же простую истину в своих посланиях, и это связано не только с тем, что он уже «годах», когда пишет это послание и как старенький дедушка повторяет одно и тоже.

… Желание Иоанна в том, чтобы его читатели, которых он очень часто называет «дети», т.е. близкие ему люди, не только знали истину, но и поступали согласно истине. Не только знали о любви, но всю свою жизнь строили на любви, «чтобы нам называться и быть детьми Божиими 3гл.1ст.». У него все просто – вы УЖЕ дети Божии, поэтому и живите, как дети Божии, как дети Света, как Сыны Небесного Царя! Это ведь элементарно!

… Но с другой стороны, не все так просто, когда начинаешь или пытаешься так жить ежедневно! Любить всех, оказывается, не так просто… Жить в Свете не всегда получается… Да и забываешь в повседневной мирской суете о своем новом статусе Божьего сына или дочери…

Вот почему Иоанн многократно повторяет одно и тоже, чтобы не систематическое богословие, а простые практические истины отложились в умах его духовных детей и стали их образом жизни.

У вас есть желание «не только называться», но и быть Детьми Божьими? Тогда это слово для вас!

О ЧЕМ ПИШЕТ ИОАНН?

Мне нравиться, как перевели 7 стих под редакцией Кулакова: то, о чем я пишу здесь, не новая заповедь для вас, друзья мои. Это древняя заповедь, которая давно была дана вам, это тоже самое слово Божие, которое вы уже слышали….

Вокруг да около, но все понимают, о какой заповеди пишет Иоанн. Конечно же, о любви, и при этом как о древней заповеди. И действительно, в Ветхом завете об этом уже было сказано.

… 15 век до Р.Х. «Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18)

… В 10 заповедях, которые Бог дал Моисею на Синае примерно в тоже время, о любви к ближнему говориться косвенно, на противоположных примерах того, что не является любовью. Но то, что евреи хорошо знали, что там говорится о любви, видно из диалога Иисуса с одним специалистом по Ветхому Закону: «И вот один законник встал и, искушая Его, сказал: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» 26 Он же сказал ему: «В законе что написано? Как читаешь?» 27 Он сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим и ближнего твоего, как самого себя». 28 [Иисус] сказал ему: «Правильно ты отвечал; так поступай – и будешь жить». (Лук.10:25)

Другими словами, Любить – это очень старая заповедь от Самого Бога.

И она начинается с любви к Самому Богу и потом уже выражается в любви к ближнему.

И то, как мы любим людей, является лучшим подтверждением того, как мы любим Бога. И самый большой самообман, в который мы можем попасть, это когда мы разделяем эти понятия: любовь к Богу и любовь к ближним… Они очень взаимосвязаны, они не существуют друг без друга!

  • С другой стороны, Иоанн пишет о том, что эту заповедь, вы имели «от начала» и имеет ввиду не только Ветхий Завет. В 24ст этой же главы, Он пишет:  Итак, что вы слышали от начала, то да пребывает в вас…

А в 3:11 Иоанн говорит уже более прямо:  Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга

А в следующем письме Иоанн пишет еще более конкретно. 2Ин.5ст. И ныне прошу тебя, госпожа, не как новую заповедь предписывая тебе, но ту, которую имеем от начала, чтобы мы любили друг друга.

Другими словами, не Иоанн это придумал «любить друг друга». «Об этом вы уже слышали и знаете» до того, как я вам это напомнил, пишет Иоанн. Вы об этом знаете с момента вашего духовного рождения, от самого начала вашего христианского пути, от других Апостолов, от церкви, от Самого Христа и от Духа Святого, который пребывает в вас.

 

Вспомните: после того как вы покаялись и приняли крещение, сколько раз вы слышали о том, что нужно любить друг друга да и вообще о любви? Много раз!!! В принципе, все об этом знают – мы все кого то или что-то любим….

Любим по своему, любим эгоистично, любим то, что любить и не стоит… Часто заменяем этот глагол существительным и любовь из действия, становиться просто чувством или эмоцией, или «лайком»  – мне просто это  «нравиться».

… Посмотрите, как вы любите свой телефон: покупаете ему новые чехлы, протираете ежеминутно, ни расстаетесь с ним, проверяете уровень зарядки, на каждый его «пик» откликаетесь, и не важно как вы заняты! Вспомните, какая у вас начинается паника, если вы вдруг его где-то забыли или, ужас, разбили или потеряли!!!

Мы знаем, что такое любить в общих чертах и ИМЕННО это Иоанн и говорит – вы знаете об этой заповеди!

Однако то, что я вам напишу сейчас, говорит Иоанн в 8ст, это та же самая заповедь, но и не та же самая – она «новая». Новая – не по времени, а КАЧЕСТВЕННО НОВАЯ. Это как бы  улучшенная версия Андроид или Эпл.

  • Логичный вопрос: и что же в ней нового? В голове у вас, наверное, зреет более важный вопрос – что значит любить? хотя ответ на него вы и так знаете…

 

Откройте  вместе со мной Иоан.13:34,35 «Заповедь новую даю вам: да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Как помните, об этом было сказано еще в книге Левит, НО Иисус говорит, что это НОВАЯ заповедь.

И вот почему она новая:

  1. Она новая по качеству. Это жертвенная бескорыстная и безусловная любовь. Не дружеская, не семейная, не родительская, не прагматичная, не маниакальная и не эротическая.

В древности тоже любили, но отношения больше строили по принципу – ты мне, я тебебраки так создавали, роднились семьями, кланами, городами, даже с врагами «дружили», чтобы победить более плохих врагов….

Христос, как и Иоанн в послании, использует слово «Агапе». Это древнегреческое малоупотребительное слово «любовь», в которое Иисус принес другое значение, ранее ему не свойственное.

Это слово означает «давать», и не ждать взамен благодарности или «спасибо»; это любовь, которая другого ставит выше себя; это любовь, которая не смотрит по сторонам и не сравнивает с другими; это любовь, которой посвящена вся 13 гл. 1 Кор., в которой мне больше всего нравиться фраза «не ищет своего».

Если я дарю цветы и жду, что взамен мне будет проявлено особое внимание, это не жертвенная любовь Агапе; Если я жертвую временем и деньгами в миссионерской поездке, а потом упрекаю других, которые не сделали, как я  – это не любовь Агапе; Если я служу своим домом для домашней группы или машиной для поездок, а внутри себя потом ворчу, что мне что-то испортили, это не жертвенная любовь…

Это любовь, основанная на сознательном выборе и решении, а не чувствах. Это любовь, которая отдает и здесь есть разница с просто любовью – она отдает жертвенно. Как сказала одна миссионерка из Индии: можно отдавать без любви, но любить, ничего не отдавая, невозможно.

Сказать честно, по-человечески – мы не умеем всегда любить жертвенно. Потому что способность так любить дает ТОЛЬКО Бог и эту любовь Он УЖЕ излил в наши сердца Духом Святым..

  Любовь Агапе, это не наша сущность, это сущность Бога. Нам так любить не свойственно с рождения. Но Бог начал в нас процесс трансформации, уподобляя Иисусу Христу, чтобы эта любовь стала и нашей сущность, поэтому мы учимся так любить, любить по новому, так как нам непривычно и не всегда удобно…

 

  1. Она новая, потому что у нее новый пример. Это любовь на примере того, как любил Иисус.

Раввины учили, что Бог создал грешников, чтобы они были топливом для адского огня

Иисус, в противоположность им, любил язычников, любил грешников, любил врагов, любил тех, кто Его распинал! Он умер за нас, когда мы были еще грешниками. Он так возлюбил мир, что отдал свою жизнь за тех, кто возможно никогда не оценит Его жертвы.

Согласитесь: трудно любить не удобных людей, которые доставляют проблемы; трудно любить тех, кто тебя не любит; с кем у тебя нет ничего общего; тем более врагов и тех, кто тебя обижает!

 НО Это и есть любовь на новом уровне. Которая больше отдает, чем ожидает взамен, которая все переносит, не считает свои обиды, не раздражается, и никогда не заканчивается.

Это заповедь Моя: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, говорит Иисус. (Ин.15:12)

Если вы говорите, что вы христианин или христианка, вы призваны не просто любить друг друга, а любить жертвенно, так как это делал Иисус, отдавая больше, чем принимая. Это ЕГО прямая заповедь и у нас нет вариантов: хочу или не хочу…  И более того, мы не можем не любить, потому что мы НОВЫЕ.

 

  1. Любовь является подтверждением того, что вы Дети Божии. Любовь, это маркер в твоей жизни, который подтверждает то, что ты на правильном пути и то, что ты спасен и являешься Дитем Божиим. И являешься Учеником Христа – потому учишься у Него. Это доказательство!
  • Посмотри на свою жизнь: если в ней больше эгоизма, чем любви, стоит задуматься о том –  кто ты и по какому пути идешь?

* Итак, мы перешли к следующему пункту:

Есть два пути: путь СВЕТА и путь ТЬМЫ, с Богом и без Бога, и ничего по середине. Нам же всегда хочется найти удобную середину.

Но Иоанн в этом вопросе категоричен: Мы были дети дьявола, но в момент нашего обращения к Богу мы перешли на сторону Света и стали детьми Божьими. И теперь мы постоянно в свете Божьего присутствия, в Его свете: у нас другой путь, другие ценности и другие обязанности.

Это два разных пути, но они иногда проходят рядом, и даже верующий человек может снова перейти на сторону тьмы и какое то время находиться во тьме, сбившись с правильного пути.

  • И Иоанн приводит один из таких примеров: Кто говорит, что он во свете, а ненавидит брата своего, тот еще во тьме…. Или букв. Во тьме даже до этого самого момента…

 

Слышали такую фразу: «от любви до ненависти один шаг». И как сказал Жванецкий: «ненависть, это любовь искалеченная обидой». И на самом деле, очень часто ненавидят тех, кого раньше любили, но в силу какой то обиды, стали ненавидеть….

Мы часто легкомысленно произносим это слово:  я тебя ненавижу! Дети так говорят, играя…

  • Ненависть, это очень сильное слово, а не просто антоним любви. Это слово означает «питать отвращение» и подразумевает понятие «отталкивать», как тошнота при виде рвотных масс.

– Это когда не можешь с человеком находиться рядом, чтобы не думать о нем плохое; когда видишь человека и избегаешь любого общения и хочешь обойти стороной, только бы не встретится взглядом; а если встретился, то лицемерно улыбаешься и пожимаешь руку, но внутри все кипит; это когда у тебя с этим человеком связано только негативное и ты даже не хочешь видеть в нем хорошее, которое есть или было…

Другими словами, Любовь принимает и отдает, а ненависть отталкивает, уничтожает  и строит стену в отношениях. Именно поэтому эти два чувства часто называют Антиподами.

В светской психологии есть понятие, что любовь и ненависть, это две стороны одной медали, и в жизни в отношениях должно быть и то и другое, в зависимости от обстоятельств.  С этим нужно сосуществовать, так как ненависть дополняет любовь и делает ее более яркой, когда вдруг проходит. БРЕД!

Иоанн утверждает без вариантов: это два несовместимых и противоположных пути! У них разный финал и разные плоды. Это путь света и путь тьмы. Любовь и ненависть несовместимы!

Вспомните: в вашей жизни наверняка были такие люди, которых вы ненавидели?  И можете ли вы сейчас сказать, что у вас нет ненависти к ним? А если до сих пор есть, то не обманывайтесь – вы во тьме до сих пор!

  • Конечно, вы можете сказать: ну я и не ненавижу, т.е. у меня нет отвращения к этому человеку, но и не люблю, т.е. не готов отдавать и служить и находится рядом.…
  • НО эта та же опера про удобную середину. Есть любовь, и есть НЕЛЮБОВЬ. Или как сказал Винни Пух про мед: любовь… она или есть или ее нет. Если нет Божьей любви, эту пустоту заполнит себялюбие.

И тогда сколько угодно можно себя обманывать: у меня с Богом все хорошо, я постоянно молюсь и каждый день ощущаю Его присутствие, Бог мне говорит и т.д

Если не любишь, значит уже частично во тьме. А там и не далеко до обиды, ненависти, неприятия, холодного и безразличного отношения.

Во 2 Петр.1 гл. с 7 стиха Петр показывает духовный рост или деградацию в отношениях.

Покажите… в братолюбии любовь.  Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.  А в ком нет сего, тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих.

Если любовь есть и умножается – то только тогда, будет развитие отношений внутри церкви и внутри семьи. А если нет развития, как и самой любви, тогда ты слепой и тебе нужно покаяться! Иоанн так и пишет: …. тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза.

  • Нам всем свойственно ошибаться, и каждый из нас не застрахован от того, что может сбиться с правильного пути и даже стать преткновением для других.
  • ВОТ для чего нужна церковь, братья и сестры – помогайте друг другу, в любви и с любовью говорите истину каждый ближнему своему, не только обличайте, но помогайте увидеть в Свете Писания себя и правильный путь.

Дело в том, что когда мы не любим, и тем более ненавидим, это видно!

Это главная мысль этого отрывка: то, кто вы есть всегда будет видно, как долго бы вы не пытались это скрыть и лицемерить. А если вы дейстивтельно живете в свете, то вам нечего скрывать и нечего прятать. Вы искренне радуетесь во Христе и любите! И это видно… Но если ненавидете ине любите, то это тоже будет видно, пусть и не сразу… И это будет видно не только в церкви, но и за ее пределами, в мире. И тогда мы становимся соблазном и камнем преткновения.

Становимся Черной дырой, а не Светом!

В совр.пер. 10ст. звучит так: кто любит брата своего, тот остаётся во свете и ничего нет в его жизни, что побудило бы кого то ко греху!

Для церкви г.Коринфа эти слова звучали бы еще более обличительно: ТАМ верующие судились друг с другом в мирских судах, не уважали внутри церкви друг друга и демонстрировали постоянно, кто более крутой и больше даров имеет,  делились на кланы, разделялись и враждовали, терпели в своей среде блуд и инцест, который даже в мире осуждался.

  • Как вы думаете, это соблазняло неверующих? Именно об этом и говорит Иоанн, говоря о соблазне…

Мы можем сказать: это их проблемы, не нужно смотреть на людей, нужно смотреть на Христа! Но Иоанн призывает к другому:

Не будьте антипримерами. Не будьте соблазном ко греху!  Будьте Светом как Дети Света! Покажите, что вы действительно ученики Иисуса Христа.

Если вы живете во свете Божьего присутствия постоянно, тогда в вашей жизни это будет обязательно подтверждаться! Это будет видно! Как и то, что вы во тьме и сбились с правильного  пути. Все видно!

ИТАК:

  • Мы призваны Богом к тому, чтобы не только называться, но и быть Детьми Божьими.
  • И это выражается в том, что любим друг друга. Мы учимся любить друг друга. Мы учимся жертвенно отдавать, как бы тяжело нам это не давалось.
  • И мы это делаем, потому что мы ученики Христа и знаем, что отношения, построенные на любви, являются проекцией наших отношений с Богом. И в этом нам всем нужно расти.
  • Как и в том, чтобы как можно дальше удаляться от тьмы, ненависти, обид, ярости и злоречия….
  • Любите и Живите как Дети Божии каждый день, и вы не будете соблазном для других и никогда сами не собьетесь с Христом указанного пути.

скачать проповедь в mp3