Духовная смерть.

Главная / Бытие / Духовная смерть.

В июне 2017 года во время прямой линии к президенту обратилась девушка с раком 4 степени. Оказалось, что у неё не смогли вовремя правильно установить диагноз из-за нехватки больниц в городе. Девушку долго лечили от межпозвоночного остеохондроза, в то время как в её теле прогрессировал рак. Вопрос правильного диагноза — это вопрос жизни и смерти. В зависимости от того, какой духовный диагноз поставлен человеку — от этого будет зависеть и решение. Вопрос греха — принципиальный вопрос спасения. Если вы ошибётесь в этом вопросе — всё ваше последующее богословие будет строиться на неверном фундаменте.

Все взгляды на проблему человека можно свести к трём основным версиям:

1. Человек духовно здоров.

Такая позиция отвергает первоначальную испорченность человека. Ребёнок рождается духовно нейтральным, как чистый лист. Если от начала он будет формироваться в здоровых условиях — то вырастет духовно здоровым. Если на него будет оказано вредное воздействие — он вырастет духовно нездоровой личностью. На базе гуманизма строится современное образование и воспитание.

Но, сторонники такого диагноза сталкиваются с неразрешимыми сложностями. Как объяснить тот факт, что в «благополучной среде» вырастают чудовища? Ни образование, ни социальное благополучие, ни моральное воспитание не гарантируют того, что человек всё-равно не станет во взрослой жизни испорченной личностью. Равно как и наоборот, почему из ужаснейших условий жизни вырастают прекраснейшие личности?

2. Человек духовно болен.

Религиозные люди признают, что причина кроется не вне человека, а внутри него самого. Библия учит о первородном грехе, который Адам передал своим потомкам.

Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

Римлянам 5:18-19

Это объясняет, почему внутри каждого человека существует постоянный конфликт. Я разделяюсь сам в себе, желая одновременно и доброго и злого.

Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих.

Римлянам 7:14-23

Иными словами, в человеке есть внутренняя проблема. Основные споры разгораются о том, насколько она серьёзна. Понятно, что человек болен. Ясно, что он не может вылечить сам себя, ему нужно лекарство. Но есть ли внутри человека внутренний ресурс, чтобы согласиться на лечение и принять это лекарство?

В православии присутствует учение об «обожении». Суть его в том, что Адам был создан по образу и подобию Бога. Но в результате грехопадения он утратил вторую часть — подобие, оставив только образ Божий. И теперь путь восстановления — это возвращение подобия Богу, иначе называемый «обожением». Христос, Сын Божий стал примером, на который нужно смотреть и подражать. В конце этого пути — спасение, которое получается через возрастание в добродетелях и святости. Христос заплатил за мои грехи авансом. А теперь я должен отдать этот долг своей праведной жизнью.

В католицизме также признаётся, что в падшем состоянии человек всё же имеет способность уверовать и принять Бога, проявив акт своей свободной воли. Среди протестантов также есть те, кто соглашается с тем, что грехопадение Адама не уничтожило в человеке способность выбрать Бога и уверовать или отвергнуть Евангелие. Ведь без этого терялся бы смысл евангельского призыва к покаянию.

Что же тогда имеет в виду Библия, когда говорит о духовной смерти?

3. Человек духовно мёртв.

Бог предупредил Адама: «от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь». Бытие 2:16-17

Что-то умерло в Адаме в тот самый день, в который от откусил от запретного плода. Но Адам не свалился бездыханным. Тело продолжало жить ещё много лет. Адам продолжал размышлять, разговаривать, чувствовать, принимать решения, делать моральный выбор. Что же умерло?

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по *воле* князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Ефесянам 2:1-9

Послание Ефесянам утверждает, что до встречи с Христом мы:

  1. Мертвы по преступлениям и грехам.

  2. Живём по обычаям мира и воле дьявола.

  3. Исполняем желания плоти и помыслов.

  4. Являемся детьми гнева.

В какой-то момент Бог:

  1. Оживотворяет нас.

  2. Воскрешает нас.

  3. Садит на небесах с Христом.

  4. Спасает нас.

Причём, всё это является безусловным даром, не зависящим от нас. Ни одно дело не может стать причиной, по которой Бог всё это совершает со спасённым. Если взять каждый случай воскрешения человека, описанный в Библии — то очевидно, что в процессе воскрешения сам воскрешаемый никак не участвовал. Все действия производились помимо его желания, согласия и участия. Короче говоря, мёртвый не решал, воскресать ему или нет. Является ли эта иллюстрация применимой к духовному возрождению человека? Вот на этот вопрос нам и предстоит ответить. Но начать нужно с Адама.

И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

Бытие 3:8-10

В результате грехопадения в Адаме происходят внутренние изменения. Он прячется от Бога, он закрывается от Евы, он разделяется сам в себе. Какая-то часть Адама остаётся нетронутой, какая-то его часть начинает портиться, какая-то часть умирает. Мы рассмотрим такие элементы сущности Адама, как тело, интеллект, совесть, способность реагировать на Бога, способность любить Бога и стремиться к Нему.

1. Тело.

Тело Адама не умерло при грехопадении. Адам прожил после этого 930 лет согласно Быт.5:5. Да, в теле человека был запущен механизм самоуничтожения, однако жизнь в нём оставалась ещё долго. Человек не потерял способность давать жизнь. Однако, с тех пор каждый рождается смертным.

2. Интеллект.

Адам не потерял рассудок. В нём осталась способность мыслить. Его потомки также не обделены интеллектом. Некоторые люди показывают чрезвычайные мыслительные способности.

3. Совесть.

Даже после грехопадения у человека есть способность отделять зло от добра. Не в том смысле, что он сам чётко способен понять, что есть добро, а что зло. Само наличие нравственных категорий, какими бы дикими они не были даже у мерзавцев, говорит, что совесть осталась.

…ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую…

Римлянам 2:14-15

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Матфея 7:9-11

Безбожник способен на добрые поступки, порой даже на подвиги самопожертвования по человеческому рассуждению. Но в глазах Бога даже величайший нравственный поступок без любви к Богу — грех.

Сказал безумец в сердце своем: [нет Бога]. Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро. Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Псалом 13:1-3

Когда Библия утверждает, что нет ни одного человека, который делал бы добро, она не имеет в виду, что падший человек не способен выполнять заповеди. Без Бога люди способны быть послушны родителям, не убивать друг друга, прощать, заботиться о детях. Но, с точки зрения Бога, эти добродетели — это грех. Причина в том, что такие добрые поступки имеют неправильный мотив. Если мотивом доброго дела не является любовь к Богу и желание в этом прославить Его — тогда это оскорбление Творца. Таким образом, человек показывает, что может жить и без Бога, способен быть хорошим наперекор Богу. Хлопнув дверью, падший человек продолжает свой бунт против Создателя, назло показательно усиливать своё достоинство в противовес поклонению Богу.

Вот почему Павел в послании Коринфянам предупреждает: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы». Пользу получат те, кому я отдам своё имение, я же нисколько не приобрету в глазах Бога. Сегодня многие звёзды занимаются благотворительностью. Они помогают больным, страдающим от голода, нищим. И это добрые дела. Но, если эти добродетели не движимы верой в Христа и желанием прославить Бога — это всё бессмысленно в Божьих очах. Утрируя, это можно сравнить в дедушкой, который протягивает шоколадку девочке. Всё бы хорошо, если бы дедушка не был педофилом.

Итак, у человека осталась совесть, однако она стала испорченной. Даже в самом великодушном поступке есть примесь эгоизма и противления Богу. Совесть человека продолжает разрушаться, о чём свидетельствует нарастающая враждебность всего человечества к Иисусу Христу.

4. Понимание Бога.

До грехопадения у Адама была способность понимать Бога, слышать Его голос, общаться с ним. Исчезла ли эта способность у падшего человека? Нет. Адам и Ева могли разговаривать с Богом даже после грехопадения. Каин понимал вопросы Бога и отвечал на Его голос. Послание Римлянам утверждает, что каждый человек имеет познание о Боге, даже понимание праведного суда Бога. То есть, Адам не превратился в животное. Его вечная душа продолжала жить в нём, как минимум в тех сферах, как понимание Бога, Его характера и Его заповедей.

Так что же такое духовная смерть? Что же умерло в Адаме? На что неспособен человек в его падшем состоянии?

5. Любовь к Богу.

Самое страшное, что умерло в человеке — это любовь к Богу. Вместо любви в сердце человека появилась ненависть. И в падшем состоянии человек не способен полюбить Бога и сделать даже шаг по направлению к Нему.

Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны.

Иоанн 3:19-21

Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

Ефесянам 4:17-19

Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

Римлянам 8:6-8

Ненависть — сильное чувство. Оно управляет всеми мыслями, поступками и эмоциями. Дьявол на все 100% знает о своём конце. Он знает, что война уже проиграна. Однако он не может остановиться в своём противлении Богу. Бесы веруют и трепещут. Они хотели бы забиться подальше в любую щель от Божьего света и ненавидеть оттуда. Каждый рождающийся младенец приходит в этот мир врагом Бога. Он ещё не осознаёт этого. Миловидная внешность и физическая беспомощность скрывают отвратительное состояние падшей души. Наш первый вдох в лёгкие и первый крик в роддоме нужны нам для того, чтобы возгласить крик ярости ещё одного чада гнева, пополнившим армию духовных врагов Бога.

Вот что такое духовная смерть — неспособность полюбить Бога без Его вмешательства, состояние постоянной вражды, желание скрыться от лица Божьего, ненависть, пронизывающая каждую мысль и поступок. Духовная смерть делает человека неспособным выбрать Бога и стать на путь света. Без благодати Бога, Его голоса, который бы возродил духовного мертвеца этот мертвец будет оставаться недвижимым.

Однажды ночью к Иисусу пришёл представитель религиозной элиты Иудейского народа, член верховного суда, учитель теологи. В разговоре с Никодимом Иисус использует пример рождения, чтобы описать изменения в душе человека.

Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа.

Иоанн 3:3-8

Христос говорит, что прежде чем увидеть Царство Божие, человек должен родиться свыше. Это можно понять как в отношении будущего, так и как условие возрождения. До тех пор, пока мёртвый не будет возрождён, он не способен увидеть Царствие Божие. Для того, чтобы пояснить это, Иисус использует игру слов. В еврейском одно и то же слово руах использовалось для обозначения слова «ветер», «дыхание» и «дух». Ты не можешь видеть ветер, ты можешь только видеть его действие на деревьях. Дух Божий действует внутри человека, ты не можешь увидеть Его глазами, ты только видишь последствия этого действия. Дух Божий рождает человека.

Кто из нас решил родиться в этот мир? Кто принимал участие в решении своих родителей? Для этого нужно существовать до своего возникновения. Это нереально. В духовном смысле рождение человека происходит от решения Духовного Отца. На это решение мы также не способны повлиять. Как сказано здесь же в Евангелии:

Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал. Пришел к своим, и свои Его не приняли. А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Иоанн 1:9-13

Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет.

Иоанн 5:21

При грехопадении прогрессия разрушения Адама была такой: сперва духовная смерть, потом помутнение разума, потом испорченность совести, потом физическая смерть. При спасении человека Бог действует в той же последовательности: сперва возрождает наш дух, потом просвещение разума, потом изменение совести и в конце новое тело.

Немудрено, что Евангелие «взрывает мозг». Возникает куча вопросов. А как же быть со свободной волей человека? А как быть с теми, кого Бог решил не возрождать? А обязан ли Бог спасать всех? Может ли человек отвергнуть Бога после возрождения? Все эти вопросы вы сможете обсудить на домашних группах. Поговорить о тюльпанах. Мне же хочется призвать не переставая прославлять Бога за удивительную благодать, проявленную к каждому из нас. Мы живы!

cкачать проповедь в mp3