Три проклятия.

Главная / Бытие / Три проклятия.

И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

Бытие 3:9-24

Реакция грешного человека.

1. Адам прячется от Бога, вместо того, чтобы идти навстречу.

Как только Адам познал грех, а вместе с грехом и духовную смерть, Бог стал для него страшным и отталкивающим. Если раньше Адам стремился к общению с Творцом, ему нравилось близость Бога, то теперь она его страшила. Адам стал прятаться от Бога. Что делает маленький ребёнок, когда ему больно? Он ищет родителей и бежит к ним за помощью. Когда ему страшно или больно, он ищет убежище в родителях. Но Адам не бежит к Богу, он прячется от Него. Из дитя Божьего человек превратился в дитя дьявола.

Бог задаёт Адаму два вопроса, на которые Бог знает ответ. Эти вопросы не для Бога, они для Адама. Эти вопросы могли бы вызвать у Адама раскаяние. Он мог бы выйти навстречу Богу и признаться сам. Как делает это сегодня каждое дитя Божье в случае греха. Мы тоже согрешаем до сих пор. Но осознание греха заставляет нас бежать к Богу, становиться на колени, исповедовать и просить милости. Это отличает духовно живого человека от духовно мёртвого. Даже испытав падение и чувство вины, рождённый свыше бежит к Богу, а не от Него. Но реакция Адама показывает, что духовная смерть уже наступила.

2. Адам обвиняет других, вместо того, чтобы судить себя.

ЖЕНА, которую ТЫ мне дал, ОНА дала мне от (какого-то дерева. Я вообще мог и не знать, что это за плоды) дерева, и Я ЕЛ.

Посмотрите на структуру ответа, и найдите в ней главное. Само признание стоит в конце, после того, как Адам обвинил Еву и Бога. На фоне этих аргументов само признание призвано снять с Адама груз вины. В этом наш любимый приём. Мы понимаем, что виноваты в любом случае. Но, чтобы переложить на других ответственность за свою ошибку, мы представляем себя жертвой. Я сделал это потому, что со мной так поступили. Мы рисуем страшную картину всех обстоятельств, которые подтолкнули нас к греховному поступку, и лишь в конце скупо признаём: и я согрешил.

Царь Давид — это пример правильного ответа на голос обличения Божьего. К нему приходит пророк Нафан, рассказывает ему притчу, в которой Давид должен был увидеть себя. Но царь слеп, и пророк вынужден в лоб обличить Давида: «Ты — этот человек». Посмотрите на реакцию Давида. Он не начинает объяснять Нафану, почему он соблазнился. Он не перекладывает вину на Вирсавию, ни на своё одиночество. Он просто признаёт: «Согрешил я перед Господом». (2Царств 12:13) Своими словами Давид подписывает себе смертный приговор. По закону ему грозит двойная смертная казнь. За прелюбодеяние и за умышленное убийство. Сам Давид является гарантом справедливого суда. Так что фраза «согрешил я перед Господом» – это не просто признание вины. Это согласие с тем, что должно произойти дальше. А дальше Нафан должен вывести Давида во двор и царя должны побить камнями.

Но Нафан возвещает Давиду милость: «Господь снял с тебя грех твой, и ты не умрёшь». Не проигнорировал, не простил, не отмахнулся, а снял. Мы знаем, на кого Бог повесил этот грех. На своего Сына Иисуса Христа, Которому пришлось умереть вместо Давида. Которому пришлось умереть и вместо меня. Вот она, цена моего прощения.

3. Адам признаёт вину, когда его прижали к стенке.

Эту горечь часто испытывают родители. Они уже знают, что натворил ребёнок. Они садят его и начинают задавать вопросы. Но чадо с кристально чистыми глазами отпирается и убеждает, что ничего не было. И родителям горько не от того, что их сын или дочь набедокурили. А оттого, что придётся прижимать к стенке неопровержимыми доказательствами, чтобы добиться признания.

Когда Бог обращается с вопросом к Еве, она также указывает пальцем в сторону. Это змей. Да он ещё и обманул меня. Бог не задаёт вопросы змею. Бог сразу начинает возвещать приговор. Структура этого приговора переплетена между собой. Хотя Бог обращается к каждому из трёх участников: змею, жене и Адаму, фразы и сферы проклятия связаны между собой.

Так например, змей будет есть прах (афар), Адам также в конце возвратится в прах (афар). Бог устанавливает вражду между потомством жены и потомством змея, конфликт также будет сопровождать отношения и между женой и мужем. Змей будет питаться прахом, Адам будет есть (слово акхаль встречается пять раз в обращении к Адаму) со скорбью. Скорбь и горечь будут сопровождать роды жены и труд Адама. Жена будет в муках производить потомство, земля будет в муках производить терния. В еврейском слово Адам и слово земля (адама) происходят от одного слова, означающего красный цвет. Загорелый цвет кожи израильтян был похож на цвет земли в Палестине, напоминая о родстве Адама и земли. И таких перекрёстных связей в трёх проклятий Бога очень много. Это как многослойная картина.

Проклятие змея.

Мы уже говорили раньше, что змей в данном случае — это не простая рептилия. Это существо, олицетворяющее сатану. Поэтому, обращаясь к змею, Бог возвещает будущее не просто рода ползучих гадов. В этом противостоянии мы усматриваем обещание победы над сатаной, увиденное Иоанном в Откровении:

И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд. Она имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения. И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его. А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней. И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали *против* *них,* но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним.

Откровение 12:1-9

Проклятие жены.

Последствия грехопадения затронут две сферы жизни женщины. Первая, это её способность давать жизнь. То, чем наделена только женщина, и в чём она превосходит мужчину. Известно, что женский организм устроен более сложно, чем мужской. Только женщина способна выносить плод и дать жизнь человеку. Однако с грехопадением это призвание будет сопровождаться скорбью и болью. Несмотря на все современные технологии, избавляющие женщину от болевых ощущений, сам процесс появления на свет нового человека — это очень сложный процесс.

Вторая сфера жизни, поражённая грехом — это взаимоотношения с мужчиной. Когда Бог говорит о влечении к мужу, Он имеет в виду не сексуальное влечение. В этом смысле, всё наоборот. Мужчина более подвержен этому влечению и зависим от него. Понять смысл этого выражения поможет следующая глава книги Бытие, где употребляются те же словосочетания: влечёт, но господствуй. В Бытие 4:7 Бог обращается к Каину и предупреждает его: «у дверей твоего сердца притаился грех, он хочет овладеть тобой, но ты господствуй над ним». Словом «притаился» описывали хищника, застывшего в засаде и готовящегося к нападению. Здесь нет никакой обольстительной коннотации. Суть в желании напасть и захватить.

Всю жизнь женщину будет сопровождать искушение овладеть мужчиной. Овладеть в смысле превосходства, управления, контроля. Но в этом соперничестве будет господствовать мужчина.

С одной стороны, женщина хотела бы, чтобы о ней заботился её мужчина, оберегал её и вёл её. Но она хочет, чтобы он делал это так, как её хотелось бы. И когда он поддаётся её манипуляции, она злится ещё больше. Потому что он перестаёт быть мужчиной в её глазах, ведущим её. Причём, чем больше мужчина поддаётся нажиму женщины, тем более несчастной и незащищённой она себя чувствует. Соперничество между мужчиной и женщиной всегда будет сопровождать человечество.

Мужчина более силён физически. Поэтому в своём подавлении женщины он чаще полагается на физическую силу. Женщина слабее мужчины физически, но более одарена в искусстве воздействия на эмоции, кропотливого выноса мозга, а также искусстве обольщения. Она знает слабые стороны мужчины, поэтому бьёт не рукой, а словом или взглядом.

Не само руководство мужчины являлось наказанием для женщины, а его деспотичный и жестокий стиль. Ещё до грехопадения Ева следует за мужем, является его помощницей и они оба находят в этом гармонию. Как в танце, где танцуют оба, но есть ведущий. Но после грехопадения они из партнёров становятся компаньонами, ищущими свою выгоду. Многие века нетехнологичный образ жизни человечества позволял мужчинам держать женщину в унизительном социальном положении, проявляя своё господство в самых жестоких формах. Женщин использовали как наложниц. Женщина не имела права распоряжаться своей жизнью, не имела паспорта, не могла участвовать в выборах, работать на престижной работе. Но изменившийся образ жизни, основанный не на физическом превосходстве, а на интеллектуальном труде высвободил женщину от господства мужчины. Привело ли это к гармонии? Отнюдь. Мир не стал спокойней, отношения не стали добрее. Конфликт между мужчиной и женщиной продолжает набирать обороты.

Под иллюзией предлагаемой свободы женщина становится более порабощённой. Ей предложили равенство с мужчиной, а вместо этого заставили укладывать шпалы, содержать семью, а потом приходить домой с работы и принимать вторую смену на кухне у плиты. Её лишают материнства, заставляя отдавать своих младенцев чужим нянькам и выходить на работу уже через несколько месяцев после родов. Её лишают женственности, нагружают, как ломовую лошадь на работе или делая из неё солдата Джейн.

Этот конфликт будет существовать всегда в падшем мире. Точно также, как и боль родов, труд в поте лица мужчины, старение и физическая смерть. Рождение свыше не освобождает от проклятия первородного греха. Однако, Бог начинает свою восстановительную работу, которая приносит спасение в эти отношения.

Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения; чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением *волос,* не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием.

I Тимофею 2:8-15

Говоря о спасении, Павел имеет в виду не вечную жизнь. Рождение детей не даёт спасение душе, равно как и неспособность родить не лишает возможности попасть в вечность с Богом. Спасение в данном случае говорит о восстановлении, исполнении своего предназначения. Женщине не нужно гнаться в желании овладеть мужчиной, стать выше него. Она уже от Бога имеет эту славу и призвание, которое недосягаемо для мужчины. Давать жизнь, передавать веру, созидать свой дом, быть рядом с любимым.

Проклятие мужчины.

Обращаясь к Адаму, Бог указывает на деталь, которая также станет ключевой в последствиях грехопадения. Еве Бог не сказал: «за то, что ты послушала голоса змея». Но Адаму Бог показывает на то, что тот «послушал голоса своей жены». Адам утратил своё лидерство, в котором он должен был защищать свою жену и вести её. Вместо этого он позволил змею соблазнить её, потом последовал за Евой, а после предал её и сделал виновной. За это мужчине придётся прикладывать неимоверные усилия, чтобы выполнять свои обязанности кормильца, защитника и лидера своей семьи. Теперь всё будет совершаться через титанический труд с очень низким КПД.

Труд, который должен был приносить радость, теперь будет приносить скорбь.

Отдача от вложения будет мизерной.

Мужчина будет в постоянном стрессе от неуверенности, получится у него или нет.

В последне годы мы замечаем, что в церкви начал увеличиваться контингент молодых мужчин, которые не решаются создать семью. Я говорю не о двадцатилетних, а о тех, кому от 25 до 40 лет. Нерешительность, неуверенность, неопределённость формируют опасный образ жизни, к которому начинаешь привыкать. Ты сам себе хозяин. Работаешь, когда хочешь, ездишь куда хочешь. Тебе не нужно ни о ком заботиться. Не нужно каждый вечер возвращаться домой. Не нужно строить стабильных и глубоких отношений. И ты можешь отключиться от всех на пару недель и побыть сам в себе, подепрессовать.

Не так давно в разговоре с знакомым примерно моего возраста, до сих пор холостого я услышал шедевр. На вопрос «как дела с семьёй» он ответил: «Зачем мне это надо. Чтобы меня с утра гнали на работу? Я когда хочу, тогда и работаю. На шаурму я всегда смогу заработать!» Вот эта фраза «на шаурму я всегда заработаю» и является квинтэссенцией этого образа жизни.

Мужчины, ничего стоящего в этой жизни не добиться без сильного напряжения. Так обещал Бог, и это также верно, как то, что каждый из нас в конце концов состарится и умрёт. Идея о том, что каким-то образом само собой у меня вдруг всё появится: умница жена, воспитанные дети, хорошие условия жизни, стабильная работа, служение, духовное благополучие — это иллюзия. За этим стоит постоянный напряжённый труд. И для того, чтобы всё это разрушить — стоит просто перестать трудиться. И ты потеряешь даже то, чего достиг.

Все дни наши прошли во гневе Твоем; мы теряем лета наши, как звук. Дней лет наших – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет; и самая лучшая пора их – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и мы летим.

Псалом 89:9-10

В греческой мифологии существует Сизиф, царь Коринфа, который решил обмануть смерть. За свою наглость он был наказан богами тем, что в аду каждый день должен был закатывать на гору тяжёлый камень. Но как только камень почти подымался на вершину, он скатывался вниз, и всё начиналось сначала. Выражение «Сизифов труд» стало образом тяжёлого и безрезультатного труда. Если бы не Бог, то наша жизнь была бы похожа на труд Сизифа. Нам стоило бы просто сложить руки и ничего не делать. Но мы имеем в нашем труде надежду. Несмотря на то, что всё что мы настроили, останется в этой жизни, мы заберём с собой в вечность то, кем мы стали благодаря этому труду.

Потерянный рай.

В центре рая стояло два дерева: дерево жизни и дерево познания добра и зла. Адам выбрал второе. Вместо жизни он выбрал смерть. Бог иронично замечает, что теперь Адам стал в каком-то смысле похож на Бога, решив определять добро и зло. Чтобы проклятие не длилось вечно для человека, Бог закрывает для Адама возможность попробовать плод древа жизни. Через это Бог ограничил мучение человека.

Представьте себе, что люди на земле перестали бы умирать от старости. Через год наступило бы перенаселение. Через несколько лет люди бы грызлись друг с другом за кусок хлеба. Затем люди сами бы начали уничтожать друг друга, чтобы сдерживать рост населения.

Бог выгоняет Адама и Еву из Своего присутствия, преграждая им обратный путь. Но перед этим Бог, как Отец делает им одежды. Эти одежды не были сшитыми из материи. Основой для них стала кожа животных, которые стали первой платой за грех человека и прообразом жертвы за грех. Так с самого начала человек должен был понять: возмездие за грех — смерть. Но это было бы самой грустной историей, если бы не её продолжение в Евангелии. В послании Римлянам Бог говорит:

Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

Римлянам 6:23

скачать проповедь в mp3