Сотворил

Главная / Бытие / Сотворил

 

 

 

Два ребёнка разговаривают о Боге. Откуда появились деревья? Бог создал. Откуда появились животные? Бог создал. Откуда появился человек? Бог создал всё. А кто создал Бога? Бог создал Сам Себя? Бог не может создать Сам Себя. Потому что для того чтобы создавать себя ты должен существовать прежде, чем ты был создан. Это невозможно.

В прошлый раз, когда мы говорили о происхождении мира, мы выяснили, что этот мир имеет начало. Он не существовал всегда. Мы проверили научные объяснения происхождения вселенной и установили, что некоторые из них анти-научны. Ибо противоречат собственным основным научным догмам. По-сути, есть только два возможных варианта объяснения нашего мира: Либо вселенная существовала всегда, либо она была создано тем, что существовало всегда.

Современные теории происхождения мира соглашаются с тем, что вселенная имела начало. Однако, никто до сих пор не дал внятный ответ, кто (или что) инициировало происхождение вселенной. Иными словами, кто запустил этот мир?

Первые слова Священного Писания начинаются так: «В начале сотворил Бог небо и землю». Библия утверждает, что мир был создан. Материя не существовала вечно. Она берёт своё происхождение в Божьем акте творения. Сегодня мы не будем говорить о возрасте Земли, шести днях творения, как Бог творил этот мир. Эти вопросы, если позволит Бог, мы рассмотрим в следующих проповедях. Но сегодня мы сосредоточимся на слове «сотворил». Мы увидим, что оно означает и о чём говорит.

1. Небеса и землю.

Современному читателю фраза «небо и землю» может означать планету Земля и атмосферу над ней. Может быть, Бытие описывает просто происхождение Солнечной системы или вообще изменения на нашей планете? Нет. В еврейском языке фраза «небеса и земля» означают «весь мир» или «всё в этом мире». Когда священник Мелхиседек благословляет Авраама, называя Бога «Владыкой неба и земли» (Бытие 14:19). Это означает не просто часть космоса и территорию на земле. Это означает ВСЁ!!!

Точно также и книга Откровения подтверждает нам: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и *все* по Твоей воле существует и сотворено. (Откр. 4:11)

Послание к Колоссянам дополняет: ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано; (Кол. 1:16)

Ни для Моисея, ни для евреев, ни для Апостолов не было сомнений, что Бытие 1:1 говорит обо всём мире (духовном и материальном), а не какой-то его части. До того, как Бог начал создавать этот мир, не было ничего: ни ангелов, ни материи, ни пространства, ни времени.

2. Сотворил.

Еврейское слово bara (сотворил) в Библии применяется только к Богу. Человек тоже может творить. Человек даже способен создавать шедевры. Но для этого ему нужен материал. Художнику краски, скульптору гипс. Мы способны также на нематериальные шедевры. Музыка, стих, проза. Но мы не способны создавать что-либо из ничего. Этой способностью обладает только Бог.

В богословии это понятие называется ex nehilo (из ничего).

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Евреям 11:1-3

Более точно в Современном переводе эти слова звучат так:

Вера же означает то, что мы уверены в том, на что надеемся, она означает, что мы верим в то, что некоторые вещи существуют, хотя мы их и не видим. За такую веру Бог возлюбил древних. Благодаря своей вере мы понимаем, что мир был сотворён по велению Божию, и то, что видимо, было создано из того, что невидимо.

Когда речь заходит о происхождении мира, любому человеку нужна вера. Даже атеисту, даже эволюционисту. Ведь тогда нам приходится рассуждать о том, что мы не способны увидеть, доказать или подтвердить экспериментом. Все мы переходим в область предположений. И здесь проявляется вера.

Веру нельзя спутать с фанатизмом. Вера не противоречит здравому смыслу. Она не иррациональна. Вера — это убеждения, которые нельзя доказать или проверить. Но это не означает, что это невозможно. Приведу пример:

Родители заходят на кухню и видят на столе пустую обёртку от шоколадки. Той самой шоколадки, которую они запретили кушать детям. Рядом со столом стоят два сына. У младшего губы вымазаны шоколадом. Кто съел шоколад? Вы спрашиваете, кто это сделал. Старший показывает на младшего. А младший на старшего. Причём младший утверждает, что старший сам съел шоколад, а перед тем как съесть последний кусок — вымазал младшему губы. Как же разобраться? Возможны ли оба варианта?

И вот тут включается вера. Вам стоит выбрать, кому поверить. Тогда вы начинаете вспоминать, а кто из детей чаще всего врал до этого. И вы знаете, что у старшего сына постоянные проблемы с брехнёй. И вы не можете вспомнить, когда в последний раз вас обманывал младший.

Ваша вера не будет слепой. Даже не имея возможности выяснить правду сейчас, в будете опираться на ваш опыт и размышления. Тогда ключевым фактором станет доверие. Не так ли с верой в Бога? Библия нигде не призывает нас верить в существование Бога. Писание нигде не пытается доказать существование Бога. Почему? Для того, чтобы принять существование Бога нужна не вера, а честный взгляд на этот мир:

В нем открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет. Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Римлянам 1:17-20

Если вы будете разумным, последовательным и честным в изучении творения — вы обязательно придёте к выводу: «Этот мир создан Богом». Для этого не нужна вера. Существование Бога как вышнего существа — это результат размышлений, а не фантазий.

Вера нужна потом. Вы встречаете множество религий, множество богов. Все они утверждают, что именно их бог и есть Тот Самый. Вот тогда вам нужно смотреть не только на шоколад на губах. Тогда вам нужно выбрать, кому поверить.

Причина, по которой люди отвергают даже существование Бога не в том, что у них нет веры. Нет, причина глубже. Они не хотят признавать Бога. Бог мешает им. Хотите проверить?

Разговаривая с атеистом, задайте вопрос: «Есть хотя бы одна миллионная процента того, что Бог существует? Вообще это в принципе возможно? Пусть это мало-мало вероятно. Но возможно?» Если ответ будет категорическое «нет, это не возможно в принципе», вы как минимум узнаете две вещи: гордость и предубеждение.

Павел называет отвергающих Бога «безответными». Греческое «anapologetos». Вы наверняка слышали слово апологетика или апологет. Оно происходит от греческого слова «защищать, давать ответ». Павел говорит: «им нечего сказать».

Нам не нужно защищать Бога. Нам не нужно убеждать людей в Его существовании. В глубине души каждый человек знает, что Бог есть. Нам нужно только открывать какой Он, истинный Бог.

Я убеждён, что именно поэтому Слово Божье начинается словами «В начале сотворил Бог небо и землю». Писание даже не ставит перед собой задачу убедить в существовании Бога. Объяснить существование Бога. Библия просто говорит об этом как о само собой разумеющемся.

Если Бог есть, почему есть атеисты? Несколько похожий вопрос волновал учёные умы XIX и XX века. Только вопрос звучал так: «Если Бога нет, тогда почему в мире до сих пор так много религий?» Эпоха Просвещения провозгласила торжество разума человека над религией. В Боге больше не было необходимости. Если раньше на вопросы происхождения и существования отвечала религия. То теперь наука заняла её место. А известный философ Фридрих Ницще обозначил это так: «Бог умер».

Но то, что не давало философам покоя — почему до сих пор люди продолжают верить в Бога? Поэтому ведущие умы пытались найти объяснение этому феномену.

Зигмунд Фрейд — Психоанализ.

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд пытался найти объяснение религии в психологической потребности человека. Фрейд считал, что наши мысли, идеи не всегда являются результатом рационального мышления. В человеке кипят внутренние страсти, подсознательные процесс, которые направляют человека и его мысли.

Одной из главных проблем людей являются угрозы внешнего мира. Трагедии, болезни, природные явления. Ты никак не можешь контролировать эти явления. С людьми можно договориться, а как договориться с штормом? Или засухой? Или эпидемией?

Человек научился встречать угрозы, исходящие от других людей. Мы учимся договариваться с теми, кто нам угрожает. Попадая в сообщество, мы пытаемся выяснить, кто нам друг, а кто враг. И в детском саду, и в школе, и на работе мы определяем угрозы, исходящие от людей и пытаемся наладить отношения. Для того, чтобы превратить неприятеля в приятеля человек использует лесть, подкуп, обещания, дружбу. Люди учатся договариваться.

Но как договориться с болезнью, штормом, засухой? Природа не личностна, а мы личности. Поэтому человек персонализировал природу, чтобы ему было легче воспринимать её. Отсюда проявились примитивные формы религии. Боги ветра, воды, огня, грома, которых стали ублажать похожими методами. Поклонение, подарки, обеты и служение создавали человеку ощущение, что он наладил отношения с силами.

По мере того, как человек учился управлять стихиями, такие как огонь или вода, нужда в богах природы отпадала. Сегодня вместо гадания шамана о том, когда будет дождь, человек включает прогноз погоды. Но как быть с судьбой? Как быть с случаем? Неизвестное, что страшит человека, и нет никакой науки, которая бы способна была предсказать или защитить? Так человек пришёл к одному богу вместо пантеона божеств.

Библия говорит о способности человека создавать различных богов. Во только причина, по которой люди это делают лежат не только в области психологии. Человек не создал Бога, а извратил, подменил подлинного Бога на свои выдуманные образы.

и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — (Римлянам 1:23)

Сартр, Хайдеггер, Камю.

В XIX веке присутствовал оптимизм в отношении способностей человека сделать мир лучше. Но эти иллюзии развеяла I Мировая, а потом вбила гвоздь в гроб II Мировая война. В кругах мыслителей возникло разочарование в наивной идеологии гуманизма и веры в прогресс человека. Чем умнее становился человек, тем изощрённей становилось зло в человечестве.

Сегодня мы убеждаемся, что цивилизованность не делает человека лучше. Цивилизованные страны научились цивилизованно убивать, порабощать другие нации. Технологический прогресс поставил под угрозу экологию планеты. Совершенствование оружия позволяет людям уничтожить всё человечество в один день.

Французский мыслитель Жан Поль Сартр утверждал, что определяющей характеристикой человека является субъективность. Всё, что человек видит и познаёт — он делает это под определённым углом. Никто и ничто не может претендовать на объективность. И в этом нет ничего плохого. Наоборот, в этом есть свобода для человека.

Что бы ни делал человек, в этом нет объективного смысла. Главное, чтобы в этом был смысл для самого человека. Важнее то, что вы переживаете или чувствуете в данный момент. Философия Сартра привела к росту пессимизма среди. Нет никакой причины или замысла в существовании человека. Мы обречены на страдания и суету этого мира. Человек ничего не может изменить. Единственный выбор, который есть у человека — это выбор своей смерти.

Как сказал Альберт Камю: из всех вопросов, которые остаются у человека в действительности остался один — и это вопрос самоубийства. Стоит ли продолжать это жалкое существование в мире без смысла или стоит проявить волю и закончить её.

Наиболее ярко эту идею выразил Эрнест Хемингуей: «моя единственная власть над смертью заключается в том, что я могу выбрать место, время и способ».

Как он и сделал, встав рано утром, достал своё любимое охотничье ружьё. Приставил к голове и спустил курок.

Псалом 13:1-6 Дирижёру хора. Давиду.

Глупый сказал в своём сердце: “Нет Бога”. Глупцы те совершают страшные дела, всё разрушая, никто не делает добра. Смотрит Господь на сынов человеческих сверху – есть ли хотя бы кто-то разумный, кто ищет Бога. Но отворачиваются все от Бога. Никто не делает добра, ни один человек! Народ мой погубили беззаконные, те, кто не знают Бога, те, у кого еды в избытке, хоть Господа они не почитают. Не знают они разве, что случится? Но принять эти люди не хотят совет того, кто беден. А почему? Лишь потому, что бедный человек на Бога полагается, Бог же – со Своим народом добрым. Немало поводов для страха у беззаконных. Спасение Израиля будет с Сиона. Господь освободит народ Свой, даруя счастье Иакову и радость Израилю.