Что не так с богослужением?

Главная / Статьи / Что не так с богослужением?
Что не так с богослужением?

Тренды, метаморфозы и парадоксы современной литургии.

В одной из сцен фильма «Кандагар», снятого по реальным событиям, капитан захваченного советского авиалайнера встречается к одним из мусульманских лидеров. В разговоре с имамом он видит взгляд на современное христианство глазами религиозного фундаменталиста. Вот как звучат обвинения в адрес современной церкви:

«Вы давно отошли от заветов даже вашего Иисуса. Вы позволяете вашим женщинам продавать свое тело. Вы жените гомосексуалистов и устраиваете концерты в ваших храмах. Поэтому мы победим вас. Как вы когда-то победили Рим.
Бедные и голодные всегда побеждают сытых и богатых, если у голодных есть вера, а у сытых ее нет.
»

Можно спорить с оценкой церкви, но нельзя не отметить укол в область церкви. «Концерт в церкви» – это сильно сказано. Но разве это не так? Современное богослужение во многом напоминает концерт. Что не так с богослужением?

1. Метаморфозы.

Форма богослужения изменяется. Не везде, не всегда, не всегда сразу. Уникальность церкви в том, что разные конфессии изменяют форму своей литургии с разной скоростью. Таким образом, в одном и том же городе можно встретить все временные формы литургии. Вы можете найти православный храм и попасть в эпоху первого тысячелетия христианства. Вы можете посетить католическую мессу и оказаться в средневековье. Попав в лютеранскую кирху, вы ощутите себя во времени Реформации. Побывав в пресвитерианской или баптисткой церкви, вы поймёте как поклонялись во время Просвещения. Ощутить наступление постмодерна можно в харизматической церкви. Удивительно, но все эти формы продолжают существовать и сейчас. Время не всегда убивает старые одежды.

Между тем, по самим метаморфозам можно судить об изменении среды, в которой развивалась церковь. Литургия всегда ищет формы, которые бы помогали выполнять её важнейшие функции. В сердце литургии есть стремление к искренности. Богослужение невозможно зацементировать.

Возьмите, к примеру, богослужение баптисткой церкви во времена советской эпохи. Почему со временем оно приобрело такую самобытную форму? Три проповеди, в перерывах между проповедями пение гимнов и участие членов церкви, обязательно приветы от общин из других церквей, личные просьбы и молитвы. Даже название храма приобрело своеобразный оттенок, отличавший баптистскую церковь от исторических баптистских – «дом молитвы».

Главной причиной стали условия, в которую была поставлена церковь. Политика уничтожения церкви со стороны властей способствовала тому, что ключевые служители церкви всегда были в тюрьме, либо на плахе. Отсутствие богословского образования проповедников делали невозможной подготовку качественной проповеди. Слушать витиеватые размышления брата во Христе можно было не более 15-20 минут. Следовательно, проповедь нужно было разделять на несколько частей. Последнюю и самую длинную доверяли самому опытному служителю, который мог скорректировать церковь в случае, если в предыдущих было что-либо сказано не так. А что с пением? Пение постепенно утрачивало функцию поклонения. В отсутствие глубокой проповеди сами псалмы начинали носить более назидательную функцию. Тексты становились мини-проповедями. Гимнами начали заполнять промежутки между проповедями.

То же самое и с участием членов церкви. Во время гонений и притеснений церковь отчаянно нуждалась в поддержке и ободрении. Верующие видели в богослужении тот островок безопасности, где можно было «выдохнуть» и почувствовать ободрение. Личное свидетельство, песня или стих на собрании вселяли в христиан уверенность и придавали смелости, чтобы встретить агрессивный мир сразу же за калиткой храма. Отсюда и такое внимание к приветам из других церквей. Знать, что где то ещё есть такие же братья и сёстры, что они также держатся, было чрезвычайно важно. Гости из других церквей становились этими добрыми вестниками.

И, конечно же, молитвенные нужды. Ну и что, что они порой были слишком длинными и скучными. Неважно, что приходилось заставлять себя слушать и терпеть. Зато ты тоже мог подать свою записку и услышать в этом списке свою просьбу.

Баптистское богослужение стало изменяться, как только изменилась обстановка в обществе. Как только начали появляться образованные проповедники, количество проповедей на богослужении стало уменьшаться, а их продолжительность увеличиваться. Песни стали объединять в один блок. В них начали появляться современные «чувственные» гимны. Из назидательной функции пение стало приобретать функцию поклонения. В некоторых церквях отказались от традиции передавать приветы от других церквей. В некоторых свели к минимуму выступления членов церкви. Литургия стала приспосабливаться к новым условиям. А с новыми условиями пришли новые вызовы.

2. Тренды.

В отличие от католической и православной литургии, протестантская не имеет одного канона. Более того, даже в рамках одной конфессии можно натолкнуться на совершенно разные подходы к богослужению. Возьмите, к примеру, церковь из европейцев и церковь из афроамериканцев, принадлежащие к одной Южной баптисткой конвенции. Но если говорить о трендах современной протестантской литургии, стоит отметить несколько общих фактов.

Смещение акцента с знания на переживания.

Постмодерн принёс откровенное пренебрежение знанием. Мало кого волнует, что вы знаете. Вопрос в том, работает ли оно? Всё чаще и чаще людям задают вопрос: «какие эмоции вы испытали?» Эмоции становятся мерилом подлинности при оценке события или опыта. Как это выразили музыканты Poets of the fall: «Because what I feel is the only thuth I know». Люди всё больше и больше стремятся пережить какие-либо эмоции. По примеру музыки для медитации, появляются узнаваемые стили современного поклонения. Worship становится новым направлением, как когда то музыка Soul.

В такой атмосфере появляется угрожающая тенденция современного богослужения предоставить эти эмоции. Слёзы, мурашки по коже, дрожь, смех, экстаз, падения на пол становятся узнаваемыми спутниками некоторых устоявшихся форм нового богослужения. Некоторые критикуют эти крайне эмоциональные проявления, отрицая их право быть частью религиозного опыта. С другой стороны, некоторые консервативные богословы пытаются исследовать и объяснять правильное основание подлинных религиозных чувств. Чувств, вызванных не такими внешними факторами, как ритмичная музыка или повторяющаяся мантра. Чувств, вызванных восхищением Богом или страхом перед ним. Среди таких искателей стоит назвать Джона Пайпера, баптистского пастора с чувственным сердцем.

Богослужение потребителя.

Фраза «клиент всегда прав» уже давно стала законом маркетинга. Потребитель ожидает качественного сервиса за свои деньги. Перенося то же отношение к сервису поклонения (worship service) люди ожидают качественного шоу. Я плачу деньги, вы обслуживаете меня. Критическое отношение к проповеднику, лёгкий переход от одной церкви к другой, расслабленную позу в удобном кресле, домашнюю одежду прихожан характеризует нового «клиента» богослужения. Ему даже не нужно носить с собой Библию. Текст будет высвечен на экране. Даже церковные здания всё более и более становятся похожими на торгово-развлекательные центры. Парковка, кинозал, магазины и фуд-корт…

С доступностью высокоскоростного интернета вообще не нужно идти в церковь, чтобы послушать проповедь. Можно выбрать одну из мега-церквей и включить прямую трансляцию прямо у себя дома. Зачем слушать доморощенного проповедника, если к тебе с экрана обращается лучший спикер страны?

Богослужение потребления оказывает сильное влияние не только на поклонение, но и на проповедь. Вместо глашатая истины проповедник должен быть искушённым спикером, способным держать аудиторию. Он уже не стоит за кафедрой. Ему нужно перемещаться по сцене, много жестикулировать, использовать слайды, рассказывать смешные истории и успеть впихнуть в свою речь несколько текстов Библии. А ещё он понимает, что его могут слушать или смотреть в других частях света. Поэтому проповедь становится менее направленной на свою поместную церковь. Проповедник обобщает примеры, делая их более приемлемыми для других аудиторий.

Визуально-ориентированная публика привыкла к постоянной смене кадра, яркой рекламе, лихо-закрученному сюжету и счастливому концу. Она всё менее и менее способна слушать абстрактные размышления, связывать пункты и следить за мыслью проповедника. Перестав читать, люди привыкают к интеллектуальному «фаст-фуду». Быстро, вкусно и вредно.

Что же делать? Стоит ли идти на поводу современных тенденций? Или стоит читать часовую проповедь с листа, как Джонатан Эдвардс? Конечно, необходимо принимать во внимание способности своей аудитории. Вместе с тем, необходимо подтягивать людей к росту. Кстати, проповеди того же Эдвардса изменились, когда он переехал в небольшую провинциальную церковь, где среди прихожан были индейцы.

Хэппи энд.

Нереалистичная картинка счастливой жизни, сформированная фабрикой грёз, не позволяет поклонению в церкви быть подлинным. Стереотип того, что ты должен радоваться и веселиться во время поклонения, не оставляет место для выражения таких чувств, как горе, печаль, плач о грехе, раскаяние. Но ведь большая часть книги Псалтырь посвящена именно таким переживаниям.

Современные тренды богослужения выдают проблемы людей. Их нельзя игнорировать, на нельзя слепо подстраиваться под них. Церковь XXI века стоит перед теми же самыми вызовами, что и первоапостольская церковь. Ответ на них кроется отчасти в парадоксах литургии.

3. Парадоксы.

Церковь не вбирает себе «целевую аудиторию». Право решать, кого спасать, а кого оставить, принадлежит Богу. Как бы нам не казалось, что мы можем помочь или помешать Ему, Бог в каждом времени приводит с Себе разных людей. Эти разные люди собираются вместе и поклоняются Богу в одном духе. Бизнесмены, политики, рабочие, бездомные, старики и молодые, разной расы, этнической принадлежности, социального статуса. Их объединяет нечто большее, чем культура, моральный код, патриотизм или традиция. Их объединяет вера в Иисуса Христа. Парадоксально, но это факт.

Никогда христианская церковь не подвергалась такому давлению со стороны общества, как в первые века. И, наверняка, искушение сделать её более понятной, приемлемой и удобной для агрессивно настроенных людей, было сильнее, чем сейчас. Но первые христиане исповедовали радикальную преданность Христу и Евангелию. Мы не видим, чтобы они слепо подстраивали своё богослужение под тренды римской культуры. Они умирали на арене колизея. Как же им копировать элементы римского шоу?

Не так давно археологами была найдена комната, в которой проходили первые молитвенные собрания христиан. Через длинный тайный ход под землю можно попасть в комнату размером три на три метра. В этих девяти квадратных метрах собирались первые христиане. Они молились, пели псалмы и поддерживали друг друга Словом Божьим. Эта первая литургия не была построена так, чтобы быть комфортной и социально-приемлемой. Где-то наверху гудел Колизей, люди требовали смерти, опуская большой палец вниз. А внизу под ними первые христиане поднимали свои руки к небу, прося Бога о силе и верности. И, наверное, последнее, о чём они заботились — это как контекстуализировать свою литургию. Именно сила этой веры Христовой победила Рим.