Дом на скале

Главная / Проповеди / Дом на скале

В августе 2002 года я приехал на конференцию, проходившую в Новороссийске, на побережье Широкой Балки. Мне нужно было встретиться с одним человеком, который должен был находиться на этой конференции. Однако, человека этого не оказалось, и получилось, что я зря приехал. Я стоял на остановке и ждал автобус, как пошёл сильный дождь. Я был без зонтика, и не хотел мокнуть. Поймав такси, я поехал в город. Через полчаса от места, где я стоял не осталось ничего. Огромный смерч, вобрав в себя тонны морской воды выбросил её за несколько километров выше. В результате образовалась трёхметровая волна, которая прошла по Широкой Балке, сметая всё. Большой рейсовый автобус, набитый людьми, подняло как щепку и утащило в море – никто не выжил. Очевидцы рассказывали, как просыпались от того, что их домики сносило бурлящей рекой. Уже на плаву они пытались выбраться из них, выбивая окна.

Меня стихия накрыла в городе, где мне пришлось прыгать с одного пакета древесины на другой, выплывавших из лесного порта. Всё это похоже на то, что Иисус рассказал в конце нагорной проповеди. Матфея 7:24

Того, кто слушает эти Мои слова и исполняет их, можно сравнить с мудрым человеком, построившим свой дом на камне. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, но он устоял, потому что был построен на камне. Человека же, слушающего Меня, но не поступающего по Моим словам, можно сравнить с глупцом, построившим свой дом на песке. Пошел дождь, разлились реки, подули ветры и обрушились на этот дом, и он рухнул, и падение его было ужасным. Когда Иисус кончил говорить, народ был в изумлении от Его учения, потому что Он учил их как имеющий власть, а не как обычные учителя закона.

Итак – Иисус делает завершение проповеди и подводит итог. Проповедь не оставляет нас без выбора, она всегда ставит нас перед решением. Проповедь побуждает нас изменить свою жизнь.

Со временем вы можете стать специалистом в отношении Бога и Библии, вы сможете легко оперировать богословскими концепциями, выучить древнегреческий и еврейский, будете способны проповедовать. Но это не имеет никакой ценности, если ваша жизнь не изменилась. Мы стараемся изо всех сил, чтобы в наших проповедях была серьёзная духовная пища, чтобы люди больше узнавали о Боге.

Но если это просто пополняет наше общее развитие, все эти проповеди бесполезны. Если из года в год мы продолжаем жить той же жизнью, делать те же самые ошибки, спотыкаться об одно и то же – все эти проповеди есть не что иное, как пустая болтовня.

В конце нагорной проповеди Спаситель подводит людей к решению. Итак, говорит Иисус. Я вам тут многого наговорил. Я всё это делал не для того, чтобы развлечь вас. Теперь ваша очередь выбирать.

Всякого – мы привыкли думать, что эти слова относятся к неверующему человеку. Если я читаю Библию, молюсь и хожу в церковь, тогда у меня всё в норме, это не обо мне. Вопрос не в том, сколько вы читаете Библию и как часто вы ходите церковь. Что вы исполняете из всего того, что слышите – вот что на самом деле важно.

Однажды молодёжный лидер церкви решил посоветоваться со мной. Он хотел организовать конференцию для молодёжи из нескольких церквей. Как ты думаешь, какую тему можно выбрать для конференции? Я сам до этого был лидером молодёжи в этой церкви, я хорошо их знал. Со многими мы вместе потёрлись в служении. Ничто не позволяет так хорошо узнать друг друга, как совместная работа. По большей части это были активные и ревностные ребята и девчонки. Некоторые из них с детства были в церкви, слышали тысячи проповедей. Кое-кто закончил несколько лет библейской школы. Их было трудно удивить чем-то новым. Это были богословы, разве что без диплома. Но я обратил внимание, что многие из года в год остаются такими же. Не сказать, чтобы серьёзно изменился характер.

Не подумайте, в их жизни не было аморальности или тяжких пороков. Просто тот уровень знания, которое они имели в голове, не соответствовал тому уровню жизни, которым они жили. И я подумал, как хорошо было бы сделать такую тему для конференции: «Как выполнять хоть малую часть из того, что мы уже знаем».

Возможно, со временем может наступить такой момент, когда вас уже будет нечем удивить. Вы даже сможете вспомнить, когда вы это уже слышали. Но мы здесь не для того, чтобы развлекать аудиторию чем-то новеньким. Тот, кто выходит за кафедру, выходит для того, чтобы изменять жизни. Мы не лекторы, мы проповедники. Мы говорим о том, что пережили сами и призываем вас к тому же. И последнее, чего бы мне хотелось – это просто пополнение ваших энциклопедических познаний.

Слова Иисуса относятся к каждому: всякий, кто слушает и исполняет. Из этого обращения не исключены его ученики, и даже служители. Наоборот, эти слова адресованы в первую очередь тем, кто слушает.

Два дома.

Иисус редко проповедовал так, чтобы не использовать наглядный пример. Он любил ткнуть пальцем куда-нибудь и сказать: то о чём я вам говорил похоже на это… Он всегда использовал иллюстрации, понятные слушателю и близкие ему. Рыбакам Иисус говорил о рыбалке, жнецам о пшенице, торгашам о деньгах, пастухам об овцах.

Сам Иисус был плотником, но не в нашем понимании. Иисус не мастерил из дерева мебель – это было элитной профессией. Греческим словом тектон называли не только плотников, но и строителей, с том числе и судостроителей. Скорее всего Иисус строил дома. Плотник-каменщик – это весьма распространённая профессия городского жителя.

Поэтому, когда вы слышите рассказ Иисуса о постройке дома, вы слышите голос профессионала. Вот на что это похоже, говорит Иисус – и показывает рукой.

Долгое время я представлял себе такую картину: мощная скала, массивные камни, на которых залит чуть ли не железобетонный фундамент. На фундаменте возвышается дом. И другая картина: песчаный пляж с пальмами, бунгало на сваях и тайфун, который сносит эту хижину. Два разных дома в двух разных местах. Все эти образы были мне мало понятны, как из детской книжки комиксов.

Чаще всего мы привыкли думать, что основное значение этой притчи о фундаменте. О прочном основании, на котором строится дом. У детей даже песенка есть про эти два дома. В последнем припеве:

«Стройте люди свой дом на Христе.

И дождь пойдёт, и вода потечёт,

И дом устоит.»

Но люди, сидящие у ног Христа, понимали что Христос говорит о большем, нежели просто твёрдое основание для дома.

Я не понимал иллюстраций Иисуса, пока сам не посидел на тех холмах, откуда Иисус проповедовал нагорную проповедь и не посмотрел на неё глазами тех людей.

Евреи никогда не строили дома на побережье, они вообще боялись большой воды. Мало кто из них отваживался вообще плавать на лодке по Генисаретскому озеру, не говоря уже о Великом Средиземном. По большей части, они жили на холмах, схожих с нашими. Только растительность на них скуднее, небольшие кустарники и редкие деревья. Из-за засушливого климата, посёлки всегда располагались рядом с источником воды. Как правило, это ручейки в ущельях, наподобие нашим балкам. Определить, где живут люди было просто – достаточно найти любой островок зелени в этой пустынной земле.

Даже само слово пустыня не ассоциировалось у евреев с песком. Пустыней они называли каменистый грунт, на котором ничего не растёт. Единственное место, где вы можете найти песок – в ущельях, куда дождевые потоки наносят слой ила и песка. Любая разновидность почвы на вес золота, не говоря уже о песке – плодородной илистой почве.

Во времена Иисуса люди не знали о железобетоне. Дома приходилось складывать из тёсаных камней. Все эти камни тщательно обтёсывались и подгонялись друг к другу, укладываясь без какого-либо скрепляющего материала. Поэтому правильно сделанный фундамент являлся залогом прочности дома. Он должен был быть не только ровным, но и крепким. Ключевым элементом дома был закладной или краеугольный камень. Он должен был быть очень массивным, и по нему начинали строить весь дом. Дома напоминали конструктор. Если вы вытаскивали хотя бы один камень из стены, она могла легко обсыпаться.

В земле, где каждый день происходит 2-3 землетрясения, всё очень серьёзно подходили к крепости дома. Нужно было докопаться до твёрдой породы, чтобы на ней положить фундамент. Вопрос был только, где же выбрать место.

Можно было поставит дом на пригорке. Там легче добраться до скалы. Вот только место не совсем комфортно – жара на солнцепёке, а изобретения кондиционеров ещё ждать пару тысяч лет. Легче опуститься в оазис и поставить дом где-нибудь в тени, рядом с ручейком. Одна беда – до скалы не докопаешься, везде только песчаный грунт. Выбор ваш.

Раз в несколько лет в пустыне идёт ливень. Он может идти всего один день или один час, но этого достаточно чтобы из оазиса сделать ад. Тонны воды устремляются со склонов вниз по ущелью, неся с собой песок и грязь. Впоследствии она осядет на дне русла и удобрит почву, но сейчас сель несётся вниз, снося на своём пути всё. Лесники рассказывали мне, что однажды КАМАЗ заглох в Пшадской щели, куда мы пошли в поход. Пока водитель поехал за запчастями (что и спасло его), пошёл дождь. Ручеёк, который мы переходили по щиколотку, превратился в горную реку глубиной 4 метра. Этот КАМАЗ кувыркало вниз по ущелью до самого посёлка.

Поэтому притча о двух домах — это не притча о фундаменте. Это притча о месте, образе жизни. Дом на песке даёт комфорт, лёгкую жизнь, отсутствие тягот. Но это очень опасное место, если посмотреть в будущее. Дом на скале — это трудный путь. В нём мало комфорта, никто не хочет так жить. По-человечески, это самое плохое место для жизни. Но это место останется единственным, кого не коснётся потоп.

Писание часто предостерегает нас: не всё то, что кажется нам легким, является правильным выбором. Путь наименьших затрат очень опасен – он приносит вам сиюминутное облегчение, но в долгосрочной перспективе – это проигрышный вариант.

Не зря такой притчей Христос подводит итог нагорной проповеди. Проповеди, в которой Он скажет:

  • блаженны нищие духом,

  • блаженны плачущие,

  • блаженны алчущие и жаждущие правды,

  • блаженны, когда вас будут гнать, неправедно злословить.

Это ли не «дом на скале»? Для большинства людей — это несчастная жизнь. Никто не хочет быть плакать, быть гонимым, ощущать себя несостоятельным.

Когда мы откликались на Божий призыв начинать новую церковь, мы понимали, что это не будет лёгкой прогулкой. Мы настраивались на длинную дистанцию. Благодарю Бога, что он подарил таких выносливых марафонцев как Дегтярёвы Саша с Олей, Прозоровы Сергей и Наташа. Благодарю Бога, что, видя это посвящение, новые, молодые служители начали расти и укреплять служение церкви. Мы никогда не гнались за быстрыми успехами, мы не рассчитываем на лёгкий результат. Мы готовы кропотливо и верно строить дом на скале, даже если кому-то это кажется безумием.

Почему Иисус сравнивает мудрого человека с тем, кто построил дом на высоте? Почему глупым оказывается тот, кто по-человечески делает разумный выбор? Есть два ответа: другие перспективы и другие ценности.

Далёкие перспективы.

Мудрый человек смотрит на последствия своих решений. Он задаёт себе вопрос – а что это принесёт мне в будущем? Стоит ли в это вкладываться? Решения, которые я принимаю сегодня, чем обернуться они для меня потом?

Глупый человек руководствуется своими желаниями. Его выбор ограничен очень короткой перспективой. Он думает о том, что он хочет, и хочет прямо сейчас. Современная рекламная индустрия, отчасти и система кредитования построена на тех, кто ведом сиюминутным желанием. Человек ещё не успевает понять, как он выкинул лишние деньги за пшик – секундное удовольствие, за которое придётся долго и втридорога платить.

Со времён Евы мало что изменилось: увидела, захотела и съела – такая модель поведения заведомо проигрышная. Мудрый отличается тем, что в этой цепочке у него присутствует ещё одно звено – увидел, захотел, подумал, а потом решил, есть или нет.

Когда вы строите свою жизнь, какие перспективы вас интересуют? Если вы ограничиваете себя только земной жизнью, забудьте о Библии. Она будет вам только портить жизнь. Писание будет казаться вам ярмом, а заповеди – тяжким бременем. Живите в своё удовольствие, строите планы лет на 50 и не более. Этого достаточно.

Если вы подозреваете, что смерть – это не конец, а начало новой жизни, стоит пересмотреть свои планы, подумать о более долгосрочных вложениях. Смерть как потоп смоет все мои жизненные постройки, уничтожит даже самые величественные строения. Ничего из того, что я могу накопить здесь: связи, здоровье, финансы, вещи, дома, имидж, работу – я не пронесу с собой в новую жизнь.

В Вечности другая валюта, и стоит начинать переводить в неё все свои ценности. Счастье состоит в том, что это возможно. Сегодня мы можем конвертировать всё бренное и временное в вечное. В этом и состоит второе отличие мудрого человека от глупого. У него другие ценности.

Другие ценности.

Ценность глупца – удовольствие. Ценность мудрого – удовлетворение.

Ценность глупца – получать, богатство мудрого – отдавать.

Ценность глупого – потреблять, ценность мудрого – служить.

Забота глупого – набить чрево, забота мудрого – питать душу.

Ценность глупого – в связях, ценность мудрого – в отношениях.

Как сами видите, эти ценности разного порядка. Глупец ведом похотью, как животное. Мудрый обуздывает похоть разумом.

Наши ценности видны из того, куда мы больше всего вкладываем сил, времени и ресурсов. Подумайте, чем заняты ваши мысли большую часть времени? Что вас радует? Что вдохновляет? Что вы пытаетесь построить?

Уютную и комфортную жизнь с короткой перспективой?

Или жизнь, сопряженную с жертвами ради долгосрочных последствий?

Дом прохладной долине под тенью пальм?

Или дом на скале под знойным солнцем?

Жизнь, который однажды унесёт поток?

Или жизнь, которая будет смотреть на это с высоты?

Выбор за вами.

Аминь.