Тень Бога

Главная / Бытие / Тень Бога

.

.

.Какого пола Бог? Мужского или женского? Мы знаем, что ангелы – бесполые существа. Слово «Бог» в еврейском языке – мужского рода, множественного числа, «Сын Божий» – тоже мужского, а еврейское слово «Дух» – женского рода.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам *сие* будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, *дал* Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой. Быт. 1:26-31

Завершение творения отличается от предыдущих пяти дней. Шестой день творения описан намного шире. Ему даже посвящена целая глава. Во второй главе Бытие более детально рассказывает о заключительном этапе сотворения — создании людей. Описание сотворения Адама отличается от всего остального, что было рассказано раньше. Только перед сотворением человека Бог проговаривает дизайн, а потом делает. Человек – результат продуманного дизайна Мастера, а не результат случайной комбинации бактерий. Человек не появился в результате эксперимента. Всё вышло так, как задумал Создатель. Земля описана как дом, но еще не появился хозяин, для которого этот дом построен.

Назначение человека в творении указано при его сотворении. Наполнять землю (к этой части повеления самым серьёзным образом отнеслись китайцы), управлять творением и заботиться о нём. Бог создаёт величественный, многообразный и сложный мир, и теперь Бог хочет доверить этот мир управляющему. Предназначение человека по отношению к Земному творению описано словом «владычествовать». В оригинале это слово означает «одерживать верх, попирать, захватывать, проявлять силу над кем-то». Бог отдавал в руки человека огромный мир, и Адаму предстояло проявить силу и мудрость, чтобы управиться с ним.

Во время обучения в Морской Академии нас, курсантов, отправляли на практику. Нам предстояло стоять вахту у штурвала корабля. Сперва это было похоже на игру. Ты стоишь у руля, и огромная махина повинуется твоей воле. Но всё не так просто. Наступал шторм или судно заходило в узкий пролив. И тогда ты понимал, что твоих способностей не хватает, чтобы управлять этим монстром. Вдруг он становился капризным и непослушным, и только опыт и мудрость капитана помогала усмирить стального гиганта.

Посмотрите на человека. Мы мельче, слабее и уязвимее многих животных. Если мы встретимся лицом к лицу с львом, медведем или слоном — у нас нет шансов. Но что даёт человеку превосходство над всей природой? Что позволяет нам покорять себе и стихии, и весь животный мир? Это разум, данный человеку Творцом. Наш интеллект несравним ни с одним из животных. Но не это отличает человека от остального творения. Только о человеке сказано, что он сотворён по образу и подобию Бога.

Образ Божий в человеке.

Слово «образ» в еврейском происходит от слова «тень, очертание». Так, увидев на земле мою тень, вы не различите деталей моего лица. Но вы сможете угадать, что это тень человека. Еврейское понятие «образ» – это нечто узнаваемое, хотя и не полностью передающее оригинал. В этом смысле человек – это образ Бога. В нас есть что-то похожее на Создателя, хотя это сходство и не идеально.

Я нашёл три слова а букву «П», которые раскрывают грани того, что Библия называет образом Божьим в человеке. Происхождение, понимание, предназначение.

I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ.

Человек сотворён «по образу Бога». Многие богословы и философы до сих пор пытаются расшифровать, что такое «образ Божий» (Imago Dei) в человеке. Часто они делают это, пытаясь найти отличие человека от животных. Ведь только человек создан по подобию Бога. Поэтому отражением образа Бога считают наличие отличительных качеств человеческой природы.

1. Руководство.

Способность людей брать ответственность, вести за собой, разумно управлять и заботиться, конечно же, похожи на качества Бога. Бог проявляет власть над творением, и после передаёт её человеку. От нас же ожидается, что мы будем ответственно проявлять её.

2. Личность. (интеллект, воля, эмоции, характер, творчество)

Человек — личностное существо. В отличие от остального творения мы обладаем абстрактным мышлением, самосознанием, способны к творческому процессу. В отличие от животных, мы управляемся не одними только инстинктами. Мы имеем волю, фантазию, эмоции, чувства.

Когда вы занимаетесь творчеством, вы отражаете образ Бога. Пишете ли вы стихи, сочиняете музыку, рисуете картины или занимаетесь танцем — вы можете являть Бога и прославлять Его, испытывая радость от процесса творения.

Современные разработки в области искусственного интеллекта заставили задать новые вопросы к пониманию человеческой личности. Если удастся создать машину, которая думает наподобие человека, будет ли она личностью? А что если мозг человека — это такое же хранилище информации, как и флеш-карта? Может быть, действительно можно скопировать всю информацию и загрузить в другой мозг?

Нам неизвестно, каким образом и с помощью каких механизмов в эмбрионе появляется душа. Не просто нервные импульсы, а то, что Библия называет душой, сердцем личности, духом человека. Нам неизвестно, каким образом происходит взаимосвязь духовного с материальным в нашем естестве. Почему пищу получает тело, а наслаждается душа?

3. Духовное существо.

Мораль, вечность, способность к общению с Богом, прощение, сострадание, милосердие и прочие качества личности — это самая близкая аналогия с характером и сущностью Бога. Животные также способны проявлять эмоции. Они радуются, злятся, ревнуют, обижаются. Но мы не применяем к ним категории морали. Животные не совершают грехи. Они не способны нарушить заповедь Бога. У них нет такой способности в их устройстве.

Без Бога нет основания для морали. Животные руководствуются категориями «приятно-больно», «вкусно-невкусно», «опасно-спокойно». Вопросы добра и зла нельзя найти в мире животных. Но человека волнуют вопросы добра и зла, правильного и неправильного, греха и святости.

Почему Бог обличал народы за то, что они сравнивают Его с животными. Вторая из десяти заповедей (Исход 20:4) строго запрещала создавать изображения Бога или приравнивать Его к каким-либо животным.

То, что человек подобен Богу, даёт нам возможность понимания Его и коммуникации с Ним. И это второе П — понимание.

II. ПОНИМАНИЕ.

Текст 27 построен в виде стиха. В этой строфе есть три части. Первые две повторяют друг друга, а третья объясняет их. Уже в самом стихе заложено объяснение того, что такое образ Божий в человеке.

И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

Какого пола Бог? Мужского или женского? Ангелы – бесполые существа. Слово «Бог» – мужского рода, «Сын Божий» – тоже мужского, а слово «Дух» – женского.

В сущности женщины есть такие особенности, которых нет у мужчины. Она отражает такие качества образа Божьего, которые не способен отразить мужчина. Возьмите, к примеру, рождение. У мужчины нет способностей давать жизнь ребёнку.

Кстати, везде, где в Библии происходит рождение, присутствует Дух Божий. Будь то создание Адама, будь то непорочное зачатие Иисуса, будь то рождение Церкви в день пятидесятницы, будь возрождение души. Всё это – непосредственная работа Святого Духа.

Человечество состоит из двух частей — мужской и женской. И ни одна из них отдельно взятая не является человеком в полном смысле слова. Точно также, как и моя нога отдельно взятая не может быть мной, ни рука, ни голова. Только совокупность всех моих членов может быть мной.

Создав нас разными, но зависимыми друг от друга, Бог вложил в нас потребность и способность к личностному общению. Когда вам плохо и хочется излить кому-то душу, вы в здравом уме не пойдёте к собаке или попугайчику. И хомячку вы не будете открывать свои секреты. Вы выбираете личность, чтобы общаться личностно. С супругом, другом, родителями, Богом.

Чувства, которые мы испытываем в отношениях друг с другом – это кладезь духовной жизни. Благодаря им мы способны хотя бы отчасти переживать тоже, что испытывает Бог по отношению к нам. Мы способны познать счастье отцовства и материнства, радость любви, верность дружбы, боль предательства, страдание отверженности, томление ожидания.

Уверовав, что человек лишь высокоразвитое животное, люди начали возвращаться к животным импульсам и примитивным желаниям. Отвергнув создание человека Автором с целью и предназначением, люди потеряли смысл существования. Задайте вопрос: «а в чём же смысл твоей жизни?» И вы услышите нечто подобное: «оставить потомство, сделать жизнь вокруг себя чуть-чуть лучше».

Если человек возник случайно без всякой цели и замысла, тогда его жизнь не имеет смысла. Он – просто звено в пищевой цепочке и ничем по сути не отличается от навозного червя. Тому тоже нужно кушать и оставить потомство, постараться чтобы тебя не сьели раньше времени. По возможности, сьесть кого-то другого. Если нет Бога – нет основания для морали. У животных нет понятия о добре и зле. У животных нет убийства, измены, добродетели. Есть просто еда, спаривание, воспроизведение, еда, спаривание и т.д.

Современный мир предлагает человеку окультуренный животный смысл существования. У тебя должно быть достаточно еды, своя конура, регулярный секс и набор причиндал, свидетельствующих о том, что ты состоялся. Всю неделю такой человек работает для того, чтобы в выходные получить очередную порцию удовольствия в торговом центре, кинотеатре или на диване у телевизора.

Однажды мы летели на отдых в Египет. Самолёт из Краснодара был забит соотечественниками. Ещё в Duty Free я заметил пару мужчин в брендовой одежде, которые купили виски и распивали в зале ожидания. К моменту посадки один из них изрядно набрался. По виду это был менеджер компании. Я подумал, вот повезёт кому-то в салоне. Как вы думаете, кто оказался счастливым обладателем соседнего кресла? Конечно же, я.

Красивый мужчина, наверняка образованный и умный, раз занимает высокий пост, прилично одетый и состоявшийся, шатался по салону, мычал как бык и лез к стюардессе – вёл себя как животное. Потому что он ехал на заслуженный отдых. И в этом отдыхе он считал, что он заслужил право отдохнуть и воплотить все свои желания. А желания был просты – получить как можно больше удовольствия от алкоголя, женщин, еды и покупок.

Отвергая сотворение по образу Божьему, человек теряет основание для уподобления вышнему и выбирает земные ориентиры. И это — третье П.

III. Предназначение.

Мы не просто созданы по подобию Бога. И это не просто даёт нам возможность понимать Бога и общаться с Ним. Библия говорит, что мы призваны к уподоблению образу Бога.

Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего,

Римлянам 8:29:

Образ – это цель, которую Бог поставил перед человеком. Предопределение Бога не просто к спасению от греха и погибели. Рождение свыше, искупление, вечная жизнь — это не конечная цель Бога в отношении человека. Приближение к образу Иисуса Христа — вот более далёкая цель для человека. И, думаю, что это недостижимая цель. Поэтому, это нескончаемый процесс. Мы можем сказать о некоторых этапах своего спасения как о свершившихся. Я могу сказать «я уверовал» или «я родился свыше». Когда-то мы скажем «вот я и достиг вечной жизни». Но навряд ли кто-либо вообще сможет сказать «я стал точно таким же как Христос, больше изменяться некуда. Достигнуто 100-процентное совпадение.»

В математике есть понятие бесконечности. После какого числа начинается бесконечность? Какое самое известное нам большее число? Знаете ли вы, почему известный поисковик назвали Google? Число 10100 называется гугол. Ведь есть разница между единицей и триллионом? Но по мере приближения к бесконечности размеры чисел уже не так разнятся.

Писание говорит о цели нашего освящения — постоянном приближении к образу Бога:

…и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его.

Колоссянам 3:10:

Видите ли вы образ Божий в себе и людях вокруг. Понимаете ли, что даже искажённый до неузнаваемости, Imago Dei продолжает присутствовать в каждом человеке.

В бомже, распухшем от побоев и алкоголя, лежащим в мокрых штанах.

В маньяке-насильнике, убивающем детей.

В женщине лёгкого поведения, растратившей свою красоту на чужих.

В трансгендере, запутавшемся кто он от рождения.

В прожжёном рейдере, поглощающем и дробящем компании.

В коррумпированном политике, безучастно взирающем на страдания людей.

Даже будучи искажённым до неузнаваемости от последствий греха, образ Божий продолжает пребывать в каждом человеке. Достоинство человека заложено в образе Божьем, а не провозглашениях гумманистов. Когда щипцы хирурга начинают кромсать маленькое тело эмбриона, весь гумманизм рассыпается, как шелуха. А остаётся чистый эгоизм человека. Я – величайшая ценность в мире. Гумманизм – только фасадная краска.

Как вы измеряете своё уподобление Христу? В чём вы его измеряете? Понимаете ли вы, в чём должен отображаться образ Божий в вас?

Бог заканчивает процесс творения резюме «Очень хорошо!». Хорошо весьма – сказано о всём творении, а не о человеке. Именно полнота и завершённость творения Бог оценивает как «очень хорошо». Мир вокруг нас — это не одноразовая салфетка, которую можно вытереть и выбросить. Мир продолжает принадлежать Богу. Мы — лишь управители на время, которое определил нам здесь Бог. Но уже сейчас мы начали этот путь преображения в Его образ. Не пренебрегайте этим званием. Не теряйте этот образ, следуя похотям плоти. И да поможет вам Бог.

Скачать проповедь