Потерянное поколение.

Главная / Тематические / Потерянное поколение.
Потерянное поколение.

В современном христианском сленге есть аббревиатура, несущая негативный оттенок – ДВР. Когда говорят о ДВР, чаще всего говорят о детях, выросших в христианских семьях, но отвергнувших веру в Христа несмотря на христианское воспитание. Мы задаёмся вопросом, как же так выходит, что у благочестивых родителей вырастают нечестивые дети? И это не только проблема современности. В Библии мы также встречаем такие случаи.

  • У благочестивого Ноя в семье вырос Хам.

  • У священника Илии выросли два негодных сына Офни и Финес.

  • У мужа по сердцу Бога Давида вырос насильник Амнон и убийца Авессалом.

  • У благочестивого царя Езекии вырос ужасный сын Манассия.

В чём причина того, что родители теряли своих детей для Господа? Что они делали не так? Могли ли они предотвратить такую трагедию своей семьи? В Библии есть ответ на эти вопросы. Сегодня мне хочется обратиться к трём группам. Первая — это родители, которые воспитывают детей. Вторая — это дети, которые растут в христианских семьях. И третья, это те, кто не рос в христианской семье, но ещё не имеет своих детей. К каждому из вас сегодня будет говорить Слово Божье.

2. Последнее завещание Моисея.

В жизни божьего народа однажды наступил момент кризиса. Мы находим описание этого кризиса в книге Второзаконие. Мне хочется предложить всем нам открыть Писание и научиться из Божьего слова. Книга Второзакония по праву считается центральной книгой всего Ветхого Завета. Кто-то сказал, что весь ВЗ является комментарием на книгу Второзаконие.

  • Когда Иисус сталкивается с искушением дьявола в пустыне, на каждое искушение Христос отвечает стихом из Второзакония. Три раза Иисус цитирует наизусть тексты из этой книги.

  • Большинство из сидящих здесь смогут легко ответить на вопрос: «Назовите золотой стих Нового Завета». Это Иоанна 3:16. Но знаете ли вы главный стих ВЗ? Вы наверняка догадались, в какой книге он находится? Когда Христа спросили, какая заповедь наиважнейшая в Законе, Он процитировал Второзаконие 6:4.

Книга Второзаконие – это важнейшая книга для Божьего народа. И появилась она в очень сложное время для Израиля. Если хотите, это был переломный момент в истории Избранного народа, кризис.

Евреи стоят по другую сторону от обетованной земли. Кончаются 40 лет блужданий по пустыне. Всё старшее поколение, вышедшее из Египта умерло. Отцы не смогли войти и наследовать обещанную землю по причине своего неверия и упорства. Перед Моисеем стоит новое поколение. Израилю дан второй шанс, и его нельзя испортить опять. Для того, чтобы дети не повторили печальную участь своих родителей, Моисей решает во второй раз дать им Закон.

Отсюда книга называется Второзаконие – закон был дан народу во второй раз. Моисей останавливает народ и начинает им повторять закон. Он напоминает им опять историю исхода, 10 заповедей, главные установления и повеления Божии. И в конце Моисей поёт им песню.

Когда Моисей заканчивает своё учение, он знает, что его миссия закончена. Моисей понимает, что он вот-вот умрёт. Бог не позволит ему войти в обетованную землю, как Его ни проси. Он только даст увидеть её издалека с вершины горы.

Втор.32:48И говорил Господь Моисею в тот же самый день и сказал: 49взойди на сию гору Аварим, на гору Нево, которая в земле Моавитской, против Иерихона, и посмотри на землю Ханаанскую, которую я даю во владение сынам Израилевым; 50и умри на горе, на которую ты взойдешь, и приложись к народу твоему, как умер Аарон, брат твой, на горе Ор, и приложился к народу своему, 51за то, что вы согрешили против Меня среди сынов Израилевых при водах Меривы в Кадесе, в пустыне Син, за то, что не явили святости Моей среди сынов Израилевых; 52пред [собою] ты увидишь землю, а не войдешь туда, в землю, которую Я даю сынам Израилевым.

Но слова, на которые мне хотелось бы обратить наше внимание сегодня, написаны в 46-47 текстах. Эти слова являются последними словами напутствия Моисея к народу. Это своего рода завещание. Я убеждён, что эти слова являются самыми важными словами Моисея в его жизни.

Сегодня каждый из нас встал утром, собрался, оделся и отправился в церковь. Если бы по пути сюда, Бог решил забрать вас к себе внезапно, ваши последние слова мало бы что означали для людей вокруг вас. Была бы это авария или инфаркт, ваша последняя фраза в жизни несла бы в себе глубокий смысл. Но представьте себе, что Бог предупредил вас, что это последний день в вашей жизни, и сегодня ночью вы умрёте. У вас есть последняя возможность собрать к себе своих близких и оставить им ваши последние слова. Думаю, в таком случае вы бы постарались вложить в них всё самое главное.

Моисей не просто знал, что умрёт этой ночью. Он оставлял двух миллионный народ, вождём которого он являлся 40 лет. Этим людям предстояло войти в чужую землю, начать войну, завоёвывать города, а после войны обустроить Палестину и выжить в ней, как нация. СЛОЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА!!! Моисей оставляет свой народ. Он больше не будет вести его. У него осталась последняя возможность что-то сказать им. Последний шанс сказать им, в чём будет секрет их успеха. Что позволит им выжить в этой земле. Моисей знал, что от этих слов будет зависеть будущее всего Израильского народа.

Народ тоже ждёт от пророка последнего напутствия своего лидера. О чём он будет говорить? Что он нам посоветует? На что нам стоит обратить особое внимание? На что сделать основную ставку? Во что вложиться?

  • Может быть, он посоветует нам усилить армию?

  • А может быть, скажет укреплять экономику?

  • Или, может быть, он порекомендует строить укреплённые города?

И вот выходит Моисей. Ему уже 120 лет, он многое повидал. Моисей знал, секрет успеха заключён не в сильной армии, стабильной экономике, сильных лидерах или укреплённых городах. Давайте прочитаем, какой секрет он оставляет народу.

3. Серьёзное предупреждение.

45Когда Моисей изрек все слова сии всему Израилю, 46тогда сказал им: положите на сердце ваше все слова, которые я объявил вам сегодня, и завещевайте их детям своим, чтобы они старались исполнять все слова закона сего; 47ибо это не пустое для вас, но это жизнь ваша, и ЧЕРЕЗ ЭТО вы долгое время пробудете на той земле, в которую вы идете чрез Иордан, чтоб овладеть ею.

Завещание Моисея состояло из двух частей. Первая из них говорила о личном отношении к Богу. Положите на сердце все слова – что означало знание и исполнение Слова Божьего самими евреями. Это трудно пропустить, чаще всего мы делаем акцент именно на этом.

Но была ещё и вторая часть завещания Моисея, которую чаще всего упускают. Завещевайте их детям своим – еврейское слово hWc (тсава) означает повелевать, приказывать, а не просто оставить как завещание. Таким образом, главная задача каждого израильтянина сводилась к тому, чтобы знать и исполнять закон и обучать ему своих детей.

 Ибо это не пустое для вас – Моисей применил очень сильное слово qyre (рака – пустой, глупый). Это слово упоминал Иисус в нагорной проповеди (Матф. 5:22). Обычно мы применяем крепкое слово, чтобы обратить внимание на наши слова. Моисей не хочет, чтобы евреи пропустили эти слова мимо ушей.

Но это жизнь ваша – не только благословение и благополучие, но даже физическое существование еврейского народа в земле обета напрямую зависело от выполнения этих двух принципов.

Через это вы долгое время пробудете в той земле – в этом и состояло условие того, чтобы народ не просто захватил землю, но и остался владеть ею.

Моисей не сказал: «Если хотите благословения – постройте храм Богу». Или «Если хотите быть в безопасности – укрепляйте экономику». Или «Если хотите остаться в этой земле – выберите себе царя». Моисей показал то, во что каждый израильтянин должен был вкладывать больше всего сил, времени, ресурсов. Это не земля, которая могла экономическую силу. Это не укреплённые города, которые давали защищённость. Это не государство и армию, которые обеспечивали безопасность. Это не экономика.

Это дети!!! От того, насколько правильно народ вложится в духовное формирование своих детей, зависело в благополучие и процветание Израиля. Гарантия того, что народ не исчезнет с лица земли, заключалась в том, чтобы вкладываться в духовное формирование нового поколения.

4. Уничтожая Божье Слово.

Почему для Израильского народа было так важно передавать Божье Слово в каждой семье? Во многом, причина заключалась в том, что это была единственная возможность сохранить Божье Слово вообще.

Это сегодня у каждого из нас дома может быть напечатанное Божье Слово. Это мы сегодня каждую неделю можем прийти в церковь и услышать проповедь на текст Писания. Но у евреев не было Библий в домах. Да и в собрание они не ходили каждую неделю. Только трижды в году мужчины ездили на поклонение в храм. И только один раз в 7 лет закон читался вслух народа.

Представьте себе, что вы всего трижды в году ходите в церковь. И только один раз в семь лет вы слушаете проповедь? Я сомневаюсь, что в таком случае вы останетесь искренним и крепким верующим.

А как же тогда израильтяне могли быть Божьим народом, расти в познании Бога и как нация оставаться верными Божьему Слову? Был только единственный способ – в каждой семье отец должен был передавать Божье Слово своим детям. А его дети – своим детям. Если по какой-то причине эта цепочка нарушалась, все последующие поколения в роду теряли знание Божьего Слова. Не было Библии в доме, чтобы можно было открыть и прочитать опять. Можно было только помнить наизусть истории ВЗ и ключевые тексты.

Евреи даже считали, что тот, кто не передаёт Божье Слово, тот уничтожает Его. (77 псалом говорит об этом). Писание дошло до нас благодаря тому, что среди Израиля всё-таки остались люди, верно передающие Божье Слово, которое им было вверено.

Ты мог сам знать Бога и быть верным Ему. Но если ты не передал эту веру своим детям – ты убивал Божье Слово.

5. Урок истории.

Дальнейшая история Израиля показала, насколько глупо поколение Иисуса Навина все-таки отнеслось к этим словам. Вся последующая часть Ветхого Завета говорит об отступлении следующего поколения сынов Израиля от Бога. Судей 2:7-11 открывает причину этого отступления:

7тогда народ служил Господу во все дни Иисуса и во все дни старейшин, которых жизнь продлилась после Иисуса и которые видели все великие дела Господни, какие Он сделал Израилю. 8Но когда умер Иисус, сын Навин, раб Господень, будучи ста десяти лет, 9и похоронили его в пределе удела его в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой, на север от горы Гааша; 10и когда весь народ оный отошел к отцам своим, и восстал после них другой род, который не знал Господа и дел Его, какие Он делал Израилю,11тогда сыны Израилевы стали делать злое пред очами Господа и стали служить Ваалам;

Поколение Иисуса Навина выполнило только первую часть слов Моисея. Они сохранили слова в своем сердце. Их поколение оставалось верным даже после смерти Иисуса. Но они так и не передали это слово следующему поколению. Другой род не знал Господа и Его великих дел не потому, что не видел их, а потому что не был научен.

Слово родителям.

В чём мы видим будущность своих детей? На этот вопрос очень легко ответить самому себе. Это то, во что мы вкладываем больше всего времени, сил и ресурсов. Это то, о чём мы с ними больше всего говорим.

  1. Чтобы дети были сыты и одеты.

  2. Чтобы дети были физически развиты и здоровы.

  3. Чтобы дети получили образование.

  4. Чтобы дети стали духовно целостными личностями.

Мы сегодня создаём реабилитационные центры для наркоманов. Мы допускаем, чтобы дети вырастали наркоманами, а потом лечим их. Мы сегодня создаём приюты для брошенных детей или усыновляем их. Но количество детей, которых бросают родители только растёт. Мы сегодня организуем евангелизационные программы, стараемся приводить неверующую молодёжь, в сами теряем своих подростков.

Есть несколько самых распространённых ошибок родителей-христиан.

1. Морализм вместо Евангелия.

Попросите своего ребёнка дать определение «кто такой христианин». Самое частое определение «это тот, кто не пьёт, не курит и не ругается матом.» Вот образ христианина в глазах детей. Причина в том, что мы намного больше учим их морали, чем говорим с ними о Евангелии. Христианская жизнь представляется им набором правил. Ты должен то, ты должен это. Это нельзя. То плохо. Так, с детства христианство становится для них просто моральным образом жизни. Это просто форма. И мы учим их подстраиваться под эту форму.

Дети должны видеть в нас кающихся грешников, а не псевдо-святых. Они должны слышать о нашей любви к Богу, а не долге. Они должны понимать, что наша вера намного глубокие простого исполнения правил церкви.

2. Лицемерие вместо искренности.

Детям из христианских семей труднее жить прямо и искренно. Они несут на себе бремя ответственности, без собственного решения. Если вы жили греховной жизнью до Христа, вы, по крайней мере, делали это прямо. Когда вы осознали мерзость своего падения, вы пришли к Христу за спасением и совершили поворот (покаяние). Но мы заставляем детей надевать на себя бремя христианского образа жизни без возрождения души. Неудивительно, что мы сами подталкиваем их к лицемерию. Их внутренний человек без возрождения постоянно хочет грешить, а внешний образ должен подстраиваться под наши требования. А потом, когда мы научим из соответствовать всем видимым правилам «хорошего верующего», они перестанут понимать, в чём им нужно каяться. Они ведь и так хорошо себя ведут.

В конце концов, однажды они устают лицемерить. К моменту, когда они вырастают и могут принимать собственные решения, они выбирают честность. Сбросив маску праведника, они решают жить согласно своим внутренним желаниям и пускаются в тяжкие. Мы удивляемся, почему они так изменились. Ничего не изменилось. Просто до этого вам хватало авторитета.

3. Деятельность вместо служения.

Я много раз думал, почему род Иисуса Навина потеряло следующее поколение? Ведь они были героями веры. Они были посвящены служению Богу. Они видели великие дела Божьи? Единственный ответ, к которому я пришёл — это чрезмерная занятость служением. Они были так заняты захватом земли и обустройством, что им не хватало времени на детей.

Самое главное служение, которое доверил вам Бог — это служение своей семье. Ничего важнее нет. Если ты хорошо справляешься с этим служением, тогда ты можешь рассчитывать на большее — церковное служение. Но если ты не научился правильно управлять своей семьёй, то как будешь заботится о церкви? Точно также. К сожалению, многие пытаются компенсировать своё провальное служение в семье активной церковной деятельностью. Но, в действительности, это способ уйти от проблемы и почувствовать реализацию. Намного сложнее служить тем, кто тебя знает как облупленного, чем создать образ духовности в глазах тех, кто видит тебя раз в неделю.

Один из моих знакомых учился в семинарии на магистерской программе. Нагрузка была колоссальная. В день нужно было прочитывать по триста страниц богословской технической литературы. Он рассказывал мне, что если в месяц он пропустит хотя бы один день чтения, то ещё есть шанс догнать. Но, если в месяц ты пропускал два дня начитки — догнать было уже нереально. В течение трёх лет каждый день после лекций ему приходилось заниматься допоздна. Время для семьи оставалось только в субботу с утра и до обеда.

На одном курсе с ним учились две семьи. В одной из них муж понял, что не вытягивает нагрузку, и ему либо придётся пожертвовать семьёй и получить степень, либо отказаться от учёбы. Он пришёл к преподавателям и честно изложил причину, по которой не может продолжать обучение. Профессора похвалили его за правильные приоритеты и отчислили. Он лишился степени, но сохранил семью и своё пасторское служение.

В другой семье студент столкнулся с похожими проблемами, но решил продолжать. Через какое-то время он обнаружил свою комнату пустой. На кровати грудой лежали все его богословские книги и записка от жены «Теперь спи с ними». В результате он был отчислен. Он потерял степень, семью и будущее служение.

Когда мы говорим о служении мужа семье, это означает не то, что он должен много зарабатывать, чтобы обеспечить все желания жены и детей. Можно обеспечивать свою семью, но так и не стать духовным лидером и пастором своей семьи. Служение семье означает духовное попечение, глубокие разговоры, молитва за членов своей семьи, помощь в прохождении всех жизненных кризисов.

4. Формализм вместо жизни.

Многое из духовной жизни невидимо. Мы совершаем личную молитву в тайне, и никто её не слышит. Мы читаем Писание лично и постигаем его сами в себе. И вот, когда наступает время семейной молитвы, это либо перед едой, либо перед сном. Как правило, это кратно и однообразно. Если это всё, что видят наши дети, тогда они подумают что это и есть молитвенная жизнь. Они думают, что молитва — это поблагодарить за пищу или попросить хорошего сна. Они думают, что Библия — это книга перед сном, чтобы быстрее заснуть. Они думают, что посещение церкви — это обязанность.

Молитесь ли вы глубоко в своей семье? Супруги, молитесь ли вы вместе? Обсуждаете ли вы свои духовные процессы вместе с детьми?

Слово детям.

Дети, открою вам секрет — ваши родители тоже грешат. Порой, даже больше, скрытнее, изощренней. Мы также боремся с искушениями, падаем, просим прощения у Христа и нуждаемся в благодати. Мы не супердуховные гиганты. Наша жизнь в Боге — это не всегда всё Ок. Бог нас любит не потому, что мы ведём порядочный образ жизни, ходим в церковь и несём служение. Бог нас любит, потому что мы — Его дети. Мы хотим угождать Богу, потому что тоже любим Его. У нас не всегда всё получается.

Учитесь у нас не только порядочности, хорошим правилам. Самое главное, учитесь у нас любить Бога, угождать Ему. Учитесь у нас не тому, как мы живём, а ПОЧЕМУ мы так живём. То, что вы растёте в верующей семье, не гарантирует вам духовного благополучия. У Бога нет внуков — у Него только дети. В семье Ноя вырос развратник. В семье Давида вырос насильник и убийца, в семье священника Илии выросли блудники и нечестивцы, следующее поколение после Иисуса Навина начало грешить хуже язычников.

Если вы не полюбите Христа, если сами не примите решение посвятить свою жизнь Ему, если не попросите возродить вашу душу — вы окажетесь там же. Ничто не убережёт вас от погибели. Ни родители, ни церковь, ни верующие друзья, ни доброе воспитание. Вы хлебнёте греха по-полной, и это мир уничтожит вас.

Слово молодым людям.

Я вижу этот унылый взгляд, потухшие глаза и скуку при обсуждении духовных вопросов. Интерес просыпается, когда начинают говорить о новом меню в KFC или новом фильме, очередном ролике в Facebook. Но, когда открывается Библия, или идёт призыв к служению, взгляд опять тухнет.

Когда мы были частью молодёжного служения, мы каждый вечер проводили в церкви. У нас была проблема найти время для свиданий. Не стоял вопрос, что в церкви некому было играть в поклонении или петь, или ехать в миссионерскую поездку. Мы учились в институте, по ночам подрабатывали, в перерывах готовились к свадьбе, и никогда не пропускали возможность послужить в церкви. Почему? Потому что Господь стал нашей страстью. Потому что любовь к Нему гнала нас отдавать себя для Него. Это счастливая, наполненная смыслом жизнь.

Сегодня мне хочется обратиться к тем молодым людям, кто влачит христианскую жизнь. Для кого она стала приложением. Исследуйте своё сердце. Было ли в нём возрождение, или крещение было очередным этапом церковного воспитания ваших родителей. Задайте себе вопрос: есть ли во мне эта живая вера, которая зажигает меня отдавать себя Христу? И если это был маскарад, прекратите его. Придите к Христу на коленях, склонитесь перед Ним и попросите изменить вашу жизнь. Молите о том, чтобы Бог вырвал вас из плотской жизни и зажёг вас к вечности. Примите Евангелие для себя.

Всем же нам сегодня звучит Слово Божье: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, всею душой и всей крепостью твоей». Живите радостной и посвящённой жизнью во Христе. Передайте эту радость и жизнь другому поколению.