Слово стало плотью.

Главная / Проповеди / Слово стало плотью.

В фильме Джеймса Кемерона “Аватар” главный герой, прикованный к креслу получает уникальную возможность использовать тело, чтобы оказаться в совершенно ином мире. Герой вновь обретает возможность бегать, прыгать, спасать, любить. Сам он продолжает лежать в капсуле, а его разум управляет аватаром. Читая строки Евангелия, которые рассказывают о Рождестве, можно подумать, что происходило нечто подобное. Бог пришёл в наш мир, Слово стало плотью. Но что же это было на самом деле?

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

Иоанн 1:1-3

Греческое понятие логос невозможно в точности передать ни на каком другом языке, У древних эллинов оно означало цельную, связную, отчетливую (артикулированную), упорядоченную мысль (смысл, значение), но обязательно высказанную в законченной фразе. Это «мысль, адекватно выраженная в слове и потому неотделимая от него», или «слово, адекватно выражающее какую-нибудь мысль и потому от нее неотделимое» (А. Ф. Лосев); «это противоположность всему безотчётному и бессловесному, безответному и безответственному, бессмысленному и бесформенному в мире и человеке» (С. С. Аверинцев).

Устройство нашего разума таково, что наши мысли формируются в виде понятий, а эти понятия связываются со словами. Слово — это и есть единица мышления. Не буква, и не набор букв. Мы не мыслим буквами, мы не мыслим и звуками. Мы мыслим понятиями, которые мы проговариваем в разуме. И даже если ваш словарный запас чуть больше, чему у Эллочки Людоедки из романа «12 стульев», вы всё равно будете думать словами.

У вас бывали случаи, когда вам не хватало слов, чтобы выразить мысль? Вы хотите рассказать что-то, но не можете подобрать нужные слова. Или вспомнить их. А, может быть, вы и не знаете слов, чтобы выразить мысль. Чем примитивней наш разум, тем чаще приходится использовать слова «ну, это, типа того, вообщем, короче». Мысль, оформленная в слове — это и есть инструмент нашего развития, как человека. Это отличает нас от остального мира животных. Это делает нас похожими на Бога, отображая Его образ.

Апостол Иоанн живёт в то время, когда греческий язык является общепринятым во всём цивилизованном мире. Когда он решает начать своё Евангелие, од делает это не так, как делали до него Марк, Матфей и Лука. Он хочет начать с самого начала. Не с рождения Младенца в яслях, не с начала публичного служения Иисуса. Иоанн хочет показать, что Божий Сын был ещё до появления в этот мир, даже до рождения Моисея, Авраама и даже Адама. Иоанн возвращает нас ещё в более ранние времена, до сотворения мира в Бытие. Он хочет рассказать о Том, Кто был с Богом от вечности. Кто сам был Богом, но не другим, не вторым, а тем Самым Богом. Вот где начинает кипеть мозг. Бездна богатства и премудрости Бога. Вы можете в течение года каждый день размышлять над этими тремя стихами, углубляться, открывать больше и больше слоёв. И всё равно не дойдёте до дна. Это колодец без дна, шахта, не имеющая конца.

Как же это объяснить? Какое слово подобрать, которое бы помогло разобраться. Иоанн выбирает слово «логос».

В греческом языке «логос» — это речь со стороны ее смысла, содержания, значения, а не внешней формы. Логосом называлось и само мышление, разум — в его действии, динамике, жизни (в отличие от ума, nous, как духовной силы и потенциальной способности мыслить). Почти не встречающийся у древнейших поэтов (у Гомера всего три раза) этот термин впоследствии приобрел огромное количество значений, главные из которых: «речь, высказывание», «мысль, смысл, разум», «разумное основание, довод». Но кроме того логос употреблялся в следующих значениях: «рассказ, разговор, тема, предмет обсуждения, вопрос», «прозаическое произведение» «пословица»; «понятие» «суждение, умозаключение», «форма» (у Аристотеля как сущность вещи в противоположность материи), «значение (вес), внимание» «условие», «отчет», «довод, причина, повод, предлог», «число, счет»; «отношение, соответствие, пропорция», «аргументация, доказательство», «исследование, теория, закон, учение, наука».

В наш язык это слово прешло в виде приставке «логия», когда мы называем какую-либо науку. Био-логия, зоо-логия, социо-логия, тео-логия. Наука, совокупность знаний, законов.

Начиная с Гераклита Эфесского (V век до Р.Х.) греческие философы начали отождествлять Логос с понятием мирового Разума, Закона, Силы, управляющей вселенной. Греческие учёные-философы стремились найти этот стержень мироздания, и они верили в универсальный разумный принцип. Кто-то отождествлял его с божеством, кто-то с безликой силой, кто-то с судьбой. Но при описании этого принципа пользовались термином логос.

Начиная Евангелие апостол Иоанн заявляет: я знаю, что вы ищете. У меня есть ответ на ваш вопрос. То, что вы ищете, стало доступно благодаря приходу в наш мир Сына Божьего. Сам Бог пришёл в этот мир. Он приблизился настолько, стал таким доступным, что Его можно было даже увидеть, потрогать, услышать.

Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил.

Иоанн 1:18

Посмотрите на человека, сидящего перед вами. Вы видите его. Наклонясь, вы можете даже почувствовать его запах. Вы можете потрогать его. Вы даже можете попробовать его на вкус (чего я вам не советую). Вы можете заглянуть в его глаза, увидеть его чувства, услышать его голос. Вы можете поговорить с ним. Вот так мы, говорит Иоанн, могли общаться с Богом через Иисуса Христа. Он явил нам Отца.

И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.

Иоанн 1:14

Неужели Бог изменился? Как совершенный, неизменный Бог может «стать» Кем-то? Для Бога нет апгрейда. Нет обновления, которое сделало бы Его ещё лучше. Хотя мы сегодня знаем по себе, что не все обновления делают ваш гаджет лучше. И, если Бог неизменен, а Иисус — Бог, то как быть с Его состоянием до воплощения и после него. Ведь до воплощения Сын не имел человеческой природы, во время жизни на земле эта человеческая природа изменялась, а после вознесения Христос навсегда будет иметь физическое тело? О какой же неизменности Бога идёт речь? Ведь в Библии говорится:

Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса — дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Евреям 1:7-12

и здесь же:

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Евреям 13:8

Существует афоризм, который приписывают Эйнштейну: «Когда женщина выходит за муж, она думает, что мужчина изменится. Когда мужчина женится, он надеется, что она не изменится… К сожалению, оба ошибаются

Попытки объяснить парадокс воплощения на протяжении веков приводили к ересям. Каждый раз, когда кто-то из светлых умов пытался разрешить тайну Богочеловека, он попадал в крайность. Либо приходилось отвергать, что Иисус — истинный Бог, либо отрицать, что Он — настоящий человек. Либо Божественная природа поглощала человеческую, либо человеческая растворяла в себе божественную. Кто-то считал, что у Иисуса не было человеческой души, то получалось две личности. История христианского богословия в вопросе Троицы похожа на поход во тьме на краю пропасти. Все понимали, что кто-то сорвался с краю тогда, когда уже слышали удаляющийся крик.

И это не тот вопрос, который нужно оставить богословам. Мол, пусть они там сами разбираются, а мне достаточно верить в Иисуса. Вопрос в том, в какого Иисуса? Если я ошибусь в вопросе личности Христа, я буду верить не в того Иисуса.

Наберите в интернете описание древних христианских ересей и проверьте своё исповедание. Может быть, вы до сих пор находитесь в заблуждении?

Кто умер на кресте? Бог или человек?

В результате множества соборов, христианская церковь приходила к очередному Символу веры, который не столько объяснял Бога, сколько ставил ограду у края пропасти. Вот один из них, Халкидонский символ веры:

Последуя Святым Отцам, мы согласно поучаем исповедовать одного и того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога и истинно человека, того же из души разумной и тела, единосущного Отцу по Божеству и того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, Рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения, от Марии Девы Богородицы — по человечеству; Одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, — так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, но тем более сохраняется свойство каждого естества и они соединяется в Одно Лицо и Одну Ипостась; — не на два лица рассекаемого или разделяемого, но Одного и Того же Сына и Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки (учили) о Нем и (как) Сам Господь Иисус Христос научил нас, и (как) то предал нам символ отцов.

«Слово стало плотью» – эти слова являются основанием нашей надежды. И эти же слова стали причиной преткновения для множества людей. Но эта истина открывает нам глубину Божьей любви к человеку и цену нашего искупления.

Мы отмечаем с вами ночь, когда младенец Иисус увидел свет. Но это был не тот момент, когда Бог воплотился. В действительности, чудо воплощения, о котором сказано «Слово стало плотью» произошло на 9 месяцев раньше. Когда у Марии под сердцем начал расти плод.

Для того, чтобы решить проблему искупления, не нужно было жить 33 года на земле. Можно было прийти за час до распятия и пойти на крест. Или можно было позволить Ироду жестоко убить младенца Иисуса. Чем тебе не жертва за грех? Но Господь не просто хотел юридически решить проблему наказания за грех. Он открыл нам Себя, Свой характер, Свою Личность через то, что прожил эти 33 года с людьми.

Посмотрите на Новый Завет. Что занимает большую часть четырёх Евангелий? Это рассказы о жизни Иисуса Христа. О том, что Он делал, что говорил, как реагировал на людей, как снисходил к их нуждам. Благодаря воплощению Бог для нас не абстрактная Сила, Разум, Высшее Существо. Благодаря Иисусу Бог для нас Личность, с которой можно иметь близость, которого можно любить. О чём большинство посланий Нового Завета? О том, как это — любить Бога, как жить для Него, как готовиться к встрече с Ним.

Земная жизнь Спасителя — это оставленная нам модель, вдохновляющий нас образ мышления и поступков.

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

Филиппийцам 2:5-11

Мы хотим помочь людям, но держим их на расстоянии. Нам не особо хочется впускать их проблемы в свою жизнь, открывать свой дом, приглашать в общение. А Христос пришёл нашу реальность, погрузился в мир людей полностью. Его постоянно трогали, дёргали, донимали своими просьбами. Он с добротой отзывался на эти просьбы, даже зная, что люди получат своё о Нём забудут вскоре.

Мы подталкиваем людей к церкви, приглашаем их на богослужение, знакомим с пастором. Как будто кто-то другой поможет им вместо меня. Но Бог призывает каждого быть проводником Божьей любви людям.

Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

I Коринфянам 9:19-23

Христос вознёсся к Отцу, но оставил Своё тело на земле. Но не обычное тело, у которого две руки и две ноги. У этого Тела миллионы рук, миллионы ног, миллионы уст. Мы — Его тело здесь и сейчас. Называется оно Тело Христово — Церковь. Так давайте жить этой истиной. Пусть чудо воплощения вдохновит вас жить среди людей, как жил бы Иисус. Проникая в жизни других и открывая свою. Аминь.

 

 

 

Скачать проповедь в mp3