Реальность греха

Главная / 1 Послание Иоанна / Реальность греха

Сегодня мы продолжим изучать 1 послание Иоанна. И сегодня мы будем говорить о реальности греха.

 Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас.  Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.  Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым и слова Его нет в нас.

 Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом – Иисуса Христа, Праведника;  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за [грехи] всего мира.  1Ин. 1:8-10/ 2:1-2

Гамартиология – как, учение о грехе, это довольно сложное учение и в нем много сложных вопросов. В рамках одной проповеди, конечно же,  мы не сможем охватить все аспекты этого учения. Хорошо, что Иоанн в других главах будет еще не раз говорить о грехе, и мы постараемся рассмотреть понятие грех под разными углами и ответить на вопросы, на которые сегодня вы не получите ответ.

И прежде, чем мы пойдем дальше, давайте определимся –  что мы понимаем под этим понятием – грех, о котором в Библии в целом написано гораздо больше, чем о любви, вере и благодати вместе взятых.  

 

  1. Что такое «грех»?

Около 900 раз (600 в В.З. и 300 в Н.З.) встречается это понятие в разных грамматических формах в Библии. Говоря о характере греха, евреи использовали слово «Шаба», а в Н.З. эквивалентом ему было слово  «Гамартия», которое и использует в нашем отрывке Иоанн. Основное значение этого слова –  « проступок, промах, ошибка, проигрыш». Отсюда и понятие – грешить, значить «промахнуться»  или «не попасть в цель». 

   Как в стрельбе из лука или винтовки, если стрелять по мишени и промахнуться.  В еврейском языке, это было овца, которая отошла от стада и заблудилась. Или человек, который злоупотребляет вином и стал пьяницей. О таком человеке говорили – что он «Шагах» или «Таах» – т.е. ошибся, заблудился.  И это ВСЕГДА была сознательная ошибка и промах.

         Но «промах» для обозначения греха, это общее определение, основанное на значении слова. И вы понимаете, что когда я хотел попасть по гвоздю молотком, а попал по пальцу – в значении слова –  я согрешил, т.к. не достиг цели. Но это не то, что имеет ввиду Библия, когда говорит о грехе. Не всякая недостигнутая цель, это грех в библейском понимании.

Интересно то, что во всей Библии, только Иоанн, а не Павел, который о грехе пишет больше всех, дает четкое библейское определение греха и его сущности.

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. 1Иоан.3:4

Другими словами, грех, это нарушение Божьего закона, выраженного в Новом Завете  в учении Христа и Апостолов, в Ветхом Завете и Моисеевом Законе 10 Заповедях и совести, как всеобщем нравственном законе, написанном в сердцах всех людей, независимо от того, читали они Божье Слово или жили до того, как оно было написано. Для греха – все люди равны!

   Грех, это активное или пассивное несоответствие нравственному Божьему Закону, которое затрагивает и нашу жизнь, и наши дела  и мысли.

Именно поэтому, понятие грех, всегда связано с Богом. Это нарушение Его Закона. Это нарушение Его цели. Не нашей…  И поэтому, любой грех, направлен против Бога, даже если он совершен против людей.

   Яркий тому пример – Давид. Давид согрешил не только против Урии и его жены, Вирсавии. Он понимал, что поступая неправильно с людьми, он грешит против Бога и Его закона, который призывает любить. Вот что он пишет:

   Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. Пс.50:6

Божий закон указывает на цель, к которой нужно идти.   Божий закон вскрывает грех, называет его своим именем  и делает его явным тогда, когда мы не достигаем этой цели, либо: не поступая в соответствии с тем, что Бог сказал делать, либо делая то, что Бог сказал не делать. И в том и в другом случае, мы промахиваемся.  Т.е. грешим.

    Еще один пример –  Иисус сказал:

Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. (Матф.5:16)

Когда я ничего не делаю для других людей, живу только для себя (или круга избранных) и никак не являю Славу Божию через свою жизнь, чтобы ее видели люди, я грешу. Если я не проповедую через свою жизнь о Боге – я грешу. Это промах мимо цели, ради которой Бог меня сотворил для Своей Славы.

Когда мои поступки недобрые и бесчестят Бога и люди даже говорят, что если все такие христиане, как он, то я не хочу верить в такого Бога. То мы грешим.

Это пример активного и пассивного несоответствия Божьему Закону, это промах мимо цели.У Бога есть цель – сделать нас лучше, и для этой цели он оставил нам свой Закон. Когда мы не поступаем в соответствии с ним, то мы грешим… Все просто. Но не все так думают… и не все хотят так думать….

  1. Современные (и не только) понятия о грехе или 7 проблем.

«Мир сегодня потерял понятие греха. Не существует больше понятия греха, есть понятие, которое называется «модель поведения», «альтернативная модель поведения». Вы так себя ведете — и это ваша «правда», а я так себя веду — это моя «правда», а абсолютной правды нет. А почему это произошло? Потому что люди отказались от Бога. А без Бога нет абсолютной правды. « Патриарх Кирилл.

И это первая проблема, с которой мы сталкиваемся, когда Отвергается само понятие «грех». Его просто нет! Некоторые цинично заявляют: Грех, это воображаемая болезнь, созданная чтобы продавать воображаемое лекарство. Многие считают, что это устаревшее понятие, которое лучше заменить на «ошибку, слабость, зло, нехороший или постыдный поступок…»  И поэтому в Западной культуре это слово используется все меньше и меньше. О грехе вообще не принято говорить в современном западном обществе, как будто это что-то непристойное и о чем стыдно говорить. И Россия уже наступает на пятки этой философии и либеральных церквей становиться все больше и больше…

Вторая проблема современности – это терпимость ко греху или толерантность. Это обратная сторона американской свободы – каждый сам решает, что правильно, а что нет.  И поэтому, ты должен уважать чужой выбор, даже если он тебе непонятен. Не нужно даже самому грешить  – просто соглашайся в разуме, что это нормально…. Не для тебя, так для твоего соседа. Проблема здесь в том, что во всех этих рассуждениях – нет Бога и Его закона. Есть только Я! Я решаю, что плохо, а что хорошо… Люди и общество устанавливают правила…

И христианам, особенно трудно  – ведь с одной стороны Библия вроде четко говорит, что есть грех, но с другой стороны общество  приветствует многие грехи, считает нормальным  и заставляет тебя поступать «как все» – соглашаться с тем, что противно Богу.  В этом контексте писал Иоанн  «Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» 1Иоан.2:15. И мы поговорим об этом более подробно, когда дойдем до этого стиха.

На этой же почве возникает третья проблема – компромисс. Как говорили на Руси: Грех воровать, да нельзя миновать. Чаще всего нам, как христианам, живущим в греховном мире, где всем пока заправляет дьявол, приходиться именно с этой проблемой иметь дело. Ради прибыли, ради своих удобств, ради того, чтобы избежать насмешек или гонений, многие идут на компромисс с совестью, сознательно совершая грех. И не раз – а постоянно…    И в этом вопросе – ты либо проглотил наживку и пойман, и заглатываешь все глубже и глубже, а потом, находясь в этой системе, уже и не можешь поступать по другому… Либо соскакиваешь с крючка, пока не поздно.

Если не остановиться, возникает четвертая проблема,  когда  компромисс рождает привычку. Когда грех становиться привычкой. Как написано в Талмуде: Если человек дважды совершил одно и то же прегрешение, ему оно кажется позволительным.  Согрешил – покаялся, и ничего – земля не развезлась под ногами! И еще, и еще, и еще… Все христиане и особенно ДВР,  проходят через это – попробовать границы дозволенного и  найти черту, дальше которой идти нельзя по их представлениям и где, обратно же, в их представлении, начинается наказание…

Проблема в том, что если в начале – грешишь и каешься, то потом грешишь и забываешь каяться, а потом уже и внимания на эту «легкое прегрешение» и «ошибку молодости» не обращаешь, и грех перестает быть грехом в твоем сознании…

Так возникает пятая проблема – легкомысленное отношение ко греху. Ведь Бог все равно простит! У Него много любви и благодати! Именно на эту тему рассуждает ап.Павел в послании Римлянам в 6 главе.

Дело в том, что Бог на самом деле Долготерпеливый и ждет, когда мы придем к познанию истины, у Него на самом деле много благодати  и Он не сразу наказывает, НО в некоторых людях это вместо покаяния, рождает «зеленый свет» для того чтобы грешить как будто бы без последствий для себя…  На этой почве возникают множество лжеучений, например, такие как Универсализм, которое заявляет –  Христос умер за все людей! Все люди прошены и помилованы. Все это уже совершилось в прошлом и поэтому не нужно никого призывать к покаянию и тем более благовествовать… в принципе не существенно важно, как ты живешь дальше – уже все решено за тебя. …. И о каком «грехе» тогда говорить?

Параллельно с этим идет шестая проблема – попытка оправдывать свои поступки и не нести за них ответственность. Виновата наследственность, окружающие люди, родители, учителя, начальник, характер, болезнь, всегда кто-то другой или что-то другое! Я не виноват – Бес попутал!

Запомните одну важную истину:   грех, это ваша  личная ответственность. Грех – это ваш выбор! Не Дьявол и Адам с Евой виноваты, что вы не можете сказать греху «нет».  Не родители и школа.  И не всегда работает схема: если отец пьяница, значит и сын будет таким же…  Если все вокруг грешат, значит и ты будешь это делать….

     Есть множество примеров бывших алкоголиков и наркоманов, из самых неблагополучных семей, которые сегодня славят Бога, имеют хорошие семьи, работают и служат! В нашей церкви есть такие люди!!! И будет еще больше!

Если у вас есть айфон, то наверняка вы знаете, что его разработала компания  Apple, основателем которой был  Стивен Джобс. Но не все знают, что в детстве он жил в бедной семье, спал на полу в общагах, потому что иногда ему просто негде было ночевать. Он собирал и сдавал бутылки, чтобы подзаработать…  Но целеустремленность помогла ему добиться успеха и не остаться бедным…

Уолт Дисней вырос в бедной семье, где отец его жестоко наказывал за безделье – он рисовал картинки, вместо того чтобы работать как отец. Но именно его рисунки сделали Уолта знаменитым и богатым впоследствии…

А бывает и наоборот: родители хотят иметь ангелочков, а рождаются бесочки….

Когда смотришь на фотографию маленького Адольфа Гитлера, только умиляешься – какой хорошенький… в детстве стихи писал, картины рисовал, и мама его любила и он братьев и сестер любил…  Но то, кем он стал – это был уже его выбор…

Не нужно перекладывать ответственность за свои промахи и неудачи на кого-то другого и искать более виноватого!

Похожий вопрос, в поисках крайнего в грехах,  однажды задали и  ученики Иисуса Христа: И, проходя, Иисус увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил: он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал: «Не согрешил ни он, ни родители его, но [это для того], чтобы на нем явились дела Божии. Иоан.9:1-3

Бог создал вас такими, какие вы есть и выбрал для того, чтобы на вас явить свою славу! И это ваша ответственность в том, кем вы станете, и как будете жить!

Но есть еще седьмая проблема – считать, что у тебя все хорошо. Настолько хорошо, что тебе даже и думать не стоит о таких словах, как грех. Вот у других действительно проблемы! А ты хороший: не пьешь, не куришь, матом не ругаешься, Библию читаешь каждый день, молишься, ходишь в церковь, жертвуешь десятину и даже больше, делаешь добрые дела, участвуешь в служении или вообще Пастор.

Наверное вы встречали людей, которые говорят:  я ничего плохо не делаю, как те или другие…  И обычно под грехом они понимают только какой то поступок. Да, по своему они святые! На самом деле, мы не делаем грех каждую секунду. Или минуту… Можно и день продержаться и не согрешить и даже больше…

Но дело в том, что грех, это больше чем просто конкретный плохой поступок или его отсутствие. Это внутренняя сущность человека.  С ней он рождается. И поэтому мы грешники не потому, что грешим, а мы грешим, потому что мы грешники!

То, что ты грешник – это факт, как и то, что ты человек. Поэтому,  как бы не старались люди оправдать грех или отвергнуть самое его существование – он есть.  Грех – это реальность нашей жизни. И на этом мы пока и остановимся…

Итак, Давайте вернемся к нашему отрывку и посмотрим:

  1. Что пишет Иоанн по этому поводу?

3.1 Два заблуждения

Существует два заблуждения относительно греха. И оба представлены через противопоставление, где Иоанн как бы отвечает на высказывания людей.

Если говорим, что не имеем греха. … Заявление « не иметь греха» описывает состояние человека, который  заявляет:  у меня вообще нет этой склонности, я как бы безгрешен. Я не совершаю ошибок. О чем вы говорите!?  Ответ Иоанна категоричен – ты глубоко заблуждаешься и обманываешь сам себя! Ты не Бог!

Если говорим, что мы не согрешили…  Здесь Иоанн использует прошедшее время, что еще более усиливает степень заблуждения. Т.е. вообще никогда не грешили – даже в прошлом…

И это еще более откровенная ложь, потому что в Библии написано:  все согрешили и лишены славы Божией. Рим.3:23  Это Павел цитирует слова из Псалма 13 … Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.  В 3Царств 8 гл. описана история, когда царь Соломон перенес ковчег Завета в Иерусалим. И обращаясь ко  всему обществу Израильскому, он сказал одну интересную фразу: ибо нет человека, который не грешил бы (46ст.). А в Еккл.7:20 тот же Соломон  скажет:  Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил…  Более того, сам Бог еще до Потопа сказал: … велико развращение людей на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Быт.6:5

Другими словами, если ты говоришь, что не грешишь сейчас и не грешил никогда и заявляешь о том, что ты не грешник  – то ты не просто заблуждаешься, ты еще и Бога выставляешь лжецом, потому что Он сказал обратное.

Грех – это жизненная реальность всех людей без исключения. Только у одних это выражается более ярко и заметно, а у других,  «хороших» людей, почти не видно, потому что вся битва с грехом происходит в разуме. Но сути дела это не меняет.

Грех – это война. И это война на всю жизнь. И именно поэтому с грехом можно и нужно воевать. Но воевать можно по разному…

  Можно как Симеон Столпник 37 лет простоять на столбе, в посте и молитве, не мыться и не переодеваться, позволить червякам заживо тебя съесть – и этим достичь попытки стать более святым и побороть частично грех. И все равно остаться по факту грешником, нуждающемся в благодати.

   Можно уйти в монастырь. Но если там есть интернет, а в современных монастырях есть к нему доступ, то можно было и не уходить – грех догонит.

Да если даже уйти далеко в тайгу и жить один среди медведей – грех будет и там… Потому что он внутри нас! Об этом Павел пишет в Рим.7 гл.

   А лучше никогда не заходить на территорию дьявола и не заигрывать с грехом, и жестоких войн будет гораздо меньше…

Иисус однажды сказал: «Истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, раб греха». Ин.8:33

И потому не давайте греху править вашей жизнью на земле, ибо вы не должны подчиняться желаниям, вызванным вашей греховной натурой.  Никакие части вашего тела пусть не будут во власти греха, не станут его орудиями на службе у неправедности. Вместо того, посвятите себя служению Богу, как люди, восставшие из мёртвых и теперь живые. И части вашего тела тоже поставьте на служение Богу, как орудия праведности. Рим.6:12-13 Совр.пер.

Но это другая тема:  Иоанн пишет о реальности греха и о людях, которые ее отвергают. И для тех, кто желает жить во Свете постоянно, и осознает свою греховность,  Иоанн ставит вполне реальную и достижимую цель:

3. 2. Одна цель

Дети мои! Это пишу вам, чтобы вы не согрешали…  Как старец, который всех любит и за всех переживает, Иоанн пишет: детки мои – сейчас не грешите… Он использует настоящее время.

Все это я пишу, чтобы вы, зная истину, уберегли себя от греховных поступков… Не живите в грехе постоянно, не привыкайте к нему и не отвергайте его наличие… Но если вы промахнулись, вот что нужно делать:

3.3 Два решения   

Необходимо всегда исповедовать сделанный грех.  Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды…

Это слова надежды!!! Это слова уверенности в прощении.  Выучите их наизусть!

«Исповедовать», это значит открыть, признать и согласиться. Сказать открыто перед Богом – как есть, назвать грех своим именем и не придумывать ему оправдание.  НО сделать это нужно перед Богом в смирении.  Давид грешил много. Но и каялся он много, в глубоком сокрушении перед Богом – и Бог это ценил. Соломон, его сын тоже много грешил и знал истину… Но он привык грешить и стал терпимым ко греху…  И его царство развалилось…

Бог прощает исповеданные грехи и очищает от всякой неправды. ВСЯКОЙ.

И это тоже слова Надежды! Если вы исповедовали в смирении и сокрушении конкретный сделанный грех, Он очищает и от всякой другой неправедности – и поэтому не надо терзаться и вспоминать, а может что забыл…   Не бойтесь приходить к Богу в молитве исповедания, но когда просите прощение, будьте уверены в полном прощении!

И как сказал Иоанн Златоуст: Стыдись грешить, но не стыдись каяться.

Необходимо верить, что  Иисус решает проблему греха и наказания за грех.  Мы сами никогда не сможем ее решить, какими бы супер фарисеями не были …  а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом – Иисуса Христа, Праведника;  Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и всего мира.

– Вот почему мы можем иметь уверенность в том, что получим прощение и не будем наказаны.

Иисус – наш ходатай (греч. «Параклетос»), защитник и Адвокат. Иисус за нас заступается перед Своим Отцом, потому что как грешники, мы действительно заслуживаем наказания и нам нужен Адвокат! И Он у нас есть!  У Него есть все аргументы, чтобы нас защитить и оправдать. И самый главный из них – Он сам!

– Более того, в том же лице Он и умилостивление за наши грехи.Это слово буквально означает, что Он задобрил и решил проблему взаимоотношений Бога и человека, как в настоящем так и в будущем. Он стал  нашим мостиком дружбы. Своей смертью Христос раз и навсегда поставил точку в вопросе справедливости Божьего гнева и наказания.  Его смерть решила все вопросы и теперь отношения с Богом снова стали возможны!  В этом и состоит Благая Весть Евангелия. И об этом Евангелии нам нужно напоминать себе каждый день – мы все грешники, которые заслуживают наказания. Но Бог во Христе примирил нас с Собой и решил проблему греха по благодати. И  это Божий дар!!! И теперь, благодаря Христу – мы прощенные грешники!

Вот о какой надежде хотел напомнить Иоанн своим читателям и нам: грех реален, но выход всегда есть и он в Иисусе Христе.

У нас  есть цель, поставленная Богом  и к этой цели нужно идти, по возможности не сбиваясь … И хотя сбиваться и промахиваться, не достигая цели, мы будем.

Главноенужно всегда возвращаться под крепкую руку Божью, жить с чистой совестью, не быть рабами греха, никогда не мириться с грехом, падать, вставать, исповедоваться, и продолжать идти вперед, не живя прошлыми ошибками и грехами.

Оставьте прошлое в прошлом – живите в настоящем со Христом и доверьте Ему свое будущее.

Почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак, да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его… Рим.6:11,12

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как дети света….  Еф. 5. 8