Притча о почвах

Главная / Проповеди / Притча о почвах

Притча о сеятеле – так верующие называют историю, рассказанную Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 13 главе. А о сеятеле ли? Христос объясняет ученикам характер почв, как состояние нашего сердца. И даже если мы считаем, что мы, как христиане -последняя плодородная почва, есть повод задуматься: а так ли это?

 Мф. 13:1-9 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; 4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. 6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. 9 Кто имеет уши слышать, да слышит!

Евангелист Матфей записал одну из 39 притч Иисуса Христа, которая отличалась от других притч Библии тем, что Иисус объяснил ее своим ученикам.

Перед тем, как перейти к самой истории необходимо определиться со значением слова «притча», почему этот стиль проповеди и какова ее цель.

Притча в дословном переводе с греческого языка имеет значение «располагать в ряд». Это история, которая поставлена в ряд с чем-то другим для сравнения. В этой притче повествование о сеянии разъясняет глубокую духовную истину о сердце.

Цель притчи – открыть истину верующим (Мф. 13:10-12), ровно, как и указать на грех верующих (пример Давид, 2 Царств 12:1-7)

Другая цель, которую может преследовать притча — это сокрытие истины от тех, кто ожесточил свое сердце (Мф. 13:10-15) сопротивляясь истине или предаваясь греху.

Таким образом есть ориентиры, которые помогают правильно понять притчу без лишних аллегорий или дополнений:

  1. Притча – история, содержание которой иллюстрирует понятную слушателям деятельность как сеятель, свадебный пир, сокровище в поле, блудный сын, жемчужины.
  2. Притча имеет одну центральную мысль, и редко две мысли.
  3. Причта не дает ясного понимания библейской доктрины и не является ее единственным источником. Принцип толкования Библии заключается в том, что более ясные отрывки писания толкуют менее ясные. По своей природе притча является повествованием и не несет в себе такой цели, но служит отличной иллюстрацией для закрепления понимания истины.
  4. Понять притчу помогает ситуация, в которой она была рассказана – это может быть ответ на поставленный вопрос, либо иллюстрация чего-то, что все могут наблюдать.

Мы читаем в ст.1-3 «Выйдя в тот же день из дома, Иисус сел у моря (Галилейское)….и поучал их (народ) много притчам говоря». Очевидно, что Матфей обращает наше внимание на «тот день». Историю этого дня мы находим в 12 главе.

Что же было в тот самый день? Фарисеи осуждают Его за нарушение заповедей (исцеление в субботу, собирание колосьев с поля), обвиняют его в использовании силы «князя бесовского», но при этом простят у Него «знамений». Как и все Евангелие от Матфея, в этой главе показано не принятие Христа как Мессии и Царя, о котором говорили пророки Израильскому народу. По этой причине Христос переходит на учение притчами (Мф. 13:10-15).

Возможно, иллюстрацией к это притче послужило передвижение Иисуса с учениками в начале 12 через поле в той части Галилеи, где много плодородных почв. Притча нам представляет сеятеля, который сеет семя на одном поле, но с разным видом почвы. Дороги часто проходили через поле и являлись его частью (где Иисус с учениками собирали колосья). Камни убирались рабочими и складывались по периметру поля для отделения от дороги и защиты от вымывания верхнего слоя грунта. Как и на любом поле не обошлось без сорняков, особенно в тех местах, где борона не обрабатывала почву.

Сеятель, как аграрий сеет, чтобы в последствие получить плод от этих семян. Никто не сеет, чтобы получить ничего или так, для удовольствия. Семена пригодны для урожая, отобраны и содержат в себе все необходимое для роста. Если семена пригодны для урожая, то почва не всегда.

Слушатели этой притчи ученики, народ, возможно некоторые из фарисеев последовали за Христом из синагоги. Сеятель это – Иисус Христос, семя – это Божье слово о Царстве Небесном, а почва олицетворяет состояния человеческого сердца. Слушателям как неверующие, так и верующие люди. Конечный результат посева – плод.

Смысл притчи в том, что почва показывает сердце людей, не принимающих слово о Царстве Небесном, желающих его принять, но на своих условиях, и тех, кто принимает и как результат дает плод. Читая притчу, мы всегда относим себя к плодородной почве. Мы привыкли рассуждать, что раз я верующий, значит я не могу быть первыми тремя почвами. Это про кого-то другого, но точно не про меня! Так ли это на самом деле? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.

  1. При дороге

Вместе с слушателями этой истории и Иисусом Христом мы можем подойти к почве у дороги и посмотреть, что же на ней происходит.

Мф. 13:19. Ко всякому слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот что означает посеянное при дороге.

Почва у дороги скорее всего сильно утрамбована животными, людьми и транспортом. Семенам никак не попасть внутрь такой почвы. Они как мячик отскакивают от ее поверхности. Ведь только внутри почвы семя получает воду и питательные вещества для роста. Оно остается лежать сверху и становится пищей для птиц тем самым не давая урожая.

В ст. 14-15 Иисус дает пояснение, ссылаясь на пророка Исаию, почему люди не понимают притчу

Мф. 13:14,15 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите. 15. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»

Исаия говорит о неверии людей, которые не хотят обратится к Богу, чтобы Он исцелил от духовной глухоты и слепоты, и чтобы сердце их сделал восприимчивым к Слову. Только Божье вмешательство в жизнь человека и замена каменного сердца на платяное может сделать его способным верить, слышать и видеть.

С другой стороны, верующие также могут иметь грубое сердце. Причиной грубости сердца может быть конкретный грех, который человек регулярно совершает, его гордость. Он не пытается размышлять над истиной, сопротивляется ей и не позволяют Божьему слову формировать жизнь и менять мышление. Такое сердце не способно любить Господа всей душой и разумением.

Думаю, все замечали за собой слушая проповедь, что мысли находятся далеко от Божьего слова, сердце и разум не готовы принимать истину, которую Бог хочет сказать. После воскресенья в понедельник или в середине недели уже невозможно вспомнить, что было на богослужении, как я поклонялся Богу, как слышал Его слово. Дело здесь не в памяти или умственных возможностях, а в неготовности сердца, его черствости.

Как дьявол может похищать слово? Такое сердце уязвимо для лжеучителей. Не имея корня в истине Писания сердце будет искать то, что ему хочется слышать и видеть. Об этом Павел писал Тимофею:

2 Тимофея 4:3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе лжеучителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням

Басни и прихоти никак не делают человека восприимчивым к обличению, исправлению и наставлению в праведности, которые призваны для совершения Божьего человека и его готовности к добрым делам (2 Тим. 3:16).

Что можно сделать с таким сердцем? У пророка Осии есть дельный совет:

Осия 10:12 «Сейте себе в правду – и пожнете милость; распахивайте у себя целину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».

 Очевидно, это наша задача готовить свое сердце и фокусировать наш разум на истине. Если есть грех, в котором я не сокрушаюсь перед Богом, то необходимо покаяться. В подготовке своего сердца поможет ведение конспекта проповеди, повторное прослушивание проповеди на сайте, ведение молитвенного дневника, в котором можно записывать истину и ее применение в своей жизни. Без такого посвящения не будет готовности сердца к принятию Писания.

  1. На каменистой почве

Теперь мы перейдем к следующему участку поля – каменистому.

Мф. 13:20-21 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

Каменистая почва неоднородная по составу. Она не утрамбована, как дорога, но также не подходит для урожая. Иногда в полях под верхним слоем почвы есть слой известняка. Не всегда борона может достать этот слой и пропахать его. В такой почве вода собирается быстрее, так как не уходит в глубину и семена, попадая внутрь такой почвы начинают расти быстрее. Можно предположить, что урожай будет раньше, чем обычно. Но в какой-то момент ростки упираются корнями в камни. Корни мягкие и пробить твердый камень не могут. При наступлении зноя, когда вода из верхнего слоя над известняком испарилась, а оставшаяся влага оказалась под камнем, молодому растению не откуда брать воду и питательные вещества для роста. Растение погибает так и не дав плода.

Каменистая почва характеризует сердце человека, который движим эмоциями и быстр на принятие решений. Здесь человек описан как «тотчас» и «с радостью». На первый взгляд, он быстрее других  принимает истину и загорается добрым желанием делать все правильно. Но так как его решение было больше эмоциональным, чем обдуманным, то с такой же быстротой он и остывает.

Такой человек готов принимать слово и что-то делать до тех пор, пока не наступают испытания и его вера не испытывается. Когда все хорошо, то и следовать Писанию приятно. Как только становится трудно, приходят уже негативные эмоции и вся радость улетучивается.

В церкви эти люди восхищены Богом, Библией, прославлением, верующими людьми, добрым общением. Не имея понимания истины Евангелия, они не воспринимают в серьез тернистый и единственный путь в вечность, не думают о гонениях и скорбях, которые идут вместе с крестом Иисуса Христа. Поэтому с наступлением посвящения первые трудности отягчают. Радость уходит, верующие уже не такие дружелюбные и тоже, оказывается, грешат. Библия и Бог требуют слишком многого и все уже не так берется наскоком, как в первый раз. В итоге, такой человек свидетельствует, что в нем не было покаяния, не было посвящения Иисусу Христу и принятия его не только как Спасителя, но и как Господа. Д. Эдвардс «Религиозные чувства» исчерпывающе рассматривает подобные проявления человеческого сердца.

Посеянное на камне также может характеризовать и верующего человека. В своей жизни я много раз наблюдал, как даю обещание Богу и не выполняю его. Или, когда брался за дело, но не доводил его до конца. Это говорит о том, что мне одного доброго желания было недостаточно. Необходимо осознанное решение, которое подкреплено посвящением Богу и Его истине.

Мк.8:34 «И, подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной».

В современной церкви можно услышать другую проповедь: верьте в Иисуса и Бог вас благословит материально, вы будете здоровы, будете победителями с раннего утра (как я слышал в одной песне) у вас во всем будет успех и вы не будете больше скорбеть.

Что можно сделать с таким сердцем? Как убрать камни? Давид пишет

Пс. 39:7-9 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех ты не востребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце

Давид говорит, что посвященное служение Богу происходит тогда, когда истина Божья в сердце и она вызывает искреннее желание исполнять волю Господа. Такое сердце размышляет об истине, любит ее и всегда стремится угодить Богу. Если я понимаю, что в сердце есть такие камни, то мне необходимо определить, что мешает. Каким желанием я движим, когда даю Богу обещание или берусь за служение. Поклоняюсь ли я себе, своей самореализации, или я просто, парень за «правое дело». Какой закон у меня в сердце – человеческий, или же Божий? В этом разобраться поможет проверка своего сердца и его желаний Писанием, молитва (обязательно), наставление от служителей или более духовно-взрослых верующих.

  1. В тернии

От каменистой почвы мы вместе с тяпками вступаем в сорняки.

Мф. 13:22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово, и оно будет бесплодно

Что такое сорняк? Это растение, которое, как и пшеница выросло из семени. Почва, на которой он находится уже пригодная для жизни и роста. Но что отличает сорняк от семян Сеятеля? Плод сорняка не полезен. В нем нет выгоды (пользы). Более того, его специально никто не высаживает (если только не навредить, как будет в следующей притче). Его семена распространяются с ветром, опылением, животными. Сеятель его не сеет.

Еще одна проблема – сорняк растет гораздо быстрее, чем полезные культуры и не требует многого от почвы в которой растет. Ему вполне хватает той воды и питательных веществ в почве, где он уже находится.

Примером такого сердца может быть история с богатым юношей Мф. 16:16-29, который не готов был заплатить цену своего состояния за следование за Христом. При желании иметь спасение и быть в Царстве Небесном он имел другое, более сильное желание – любовь и привязанность к своему богатству. Также и пример Димаса, который оставил Павла в служении «возлюбив нынешний век» 2 Тим. 4:10.

Забота века сего – это наш с вами стиль жизни. 20 и 21 век значительно преуспели в том, чтобы озадачивать людей чем угодно, лишь бы они думали меньше, а делали больше. Ритм жизни, продиктованный конкуренцией, модой, трендами, хайпами (новое слово в русской лексике 2017 года) и колоссальным потоком информации подгоняет нас к цели, которая настолько размыта и в то же время сформирована обществом, где люди начинают жить потребительски, что требует больше денег и влечет больше беспокойства. Заботе о душе и сердце в таком мире нет места. И мы, христиане, часто бежим вместе со всеми.

Обольщение богатством. Или другими словами “иллюзия богатства”. Стремление к богатству сегодня проповедуется, начиная с книг и заканчивая даже евангельской церковью. Знакомство человека с ценностями жизни через кинематограф, рекламу, музыку и в меньшей степени книги и искусство ясно дают понимание человеческой жизни через стремление к деньгам, комфорту и хорошему образу жизни. Мы не живем в бочке Диогена и на это нет абсолютно никаких причин. Но уровень комфорта и достойного образа жизни, их критерии ставит нам не истина Божьего слова и его принципы, но человеческое мнение. Через рекламу мы узнаем, что для безопасной езды на машине в путешествии за границу или внутри своей страны со всей семьей нужна именно эта машина и именно такой комфорт. Если еще стоят хорошие колеса и полный багажник инвентаря для выезда – то хороший отдых обеспечен. Вспомните, что даже в рекламе питьевой воды человек улыбается и показывает нам счастье. Вы, когда пьете воду, замечаете что у вас рот до ушей растягивается? Дети узнают о том, что им нужно не от родителей, а из яркой и счастливой рекламы и фильмов. Множество примеров и мы о них знаем. Опасность здесь ни в брендах, комфорте, стиле или деньгах, а в ценности, которую они для нас представляют.

Исчерпывающее наблюдение на такие ценности как стремление к богатству и суете дает Екклесиаст. Если вы помните, то все это он назвал одним словом – суета, она же тщетность, пустота и иллюзия истиной ценности.

Что же тогда ценность?

Пс. 146:10-11 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.

Еф. 5:8-10 Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе: поступайте как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу.

Очевидно, что Богу не интересны наши сберегательные счета, дом, машина, красивая одежда или хобби. Ему интересно то, что не в тренде – наша праведная и благочестивая жизнь по вере в Иисуса Христа и ее плод. Десятки мест Библии показывают Божий характер, что Бог любит, а что ненавидит. Нигде вы не найдете бестселлер, фильм или рекламу про жизнь по истине, в благочестии и праведности. Это вне всяких трендов – они меняются, а Божье слово и его ценности никогда.

Как избавиться от сорняков? Что именно нужно вырвать? Ответ на эти вопросы дают следующие тексты:

1 Ионанна 2:15-17 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви отчей. Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

 Иоанн здесь говорит не о мире в смысле «вселенной», и не о мире, в смысле «творения земли и все что ее наполняет», а о мире, который полон греха – сильных и порочных желаний (похотей) плоти, глаз и гордости, что не имеет ничего общего с Богом и истиной, и даже больше, противостоит Ему.

Можно отметить, что и Христос, когда был искушаем сатаной в пустыне, проходил подобные вещи: ты же хочешь есть? Голоден? Тогда сделай себе. Ты же заслужил и можешь себе позволить. Хочешь богатства и славы – хорошее желание, только приклонись. Прыгни с вершины храма, и ангелы тебя спасут. Мы все помним, что сделал Христос – отвечал Писанием, которое было у Него в сердце и исполнил волю Божью отвернув все эти предложения.

В этом случае хорошим размышлением о сердце будет взять лист бумаги и выписать, куда больше всего я использую свое время, особенно свободное от основных занятий. Что я смотрю, читаю, слушаю. Если я работаю 8 часов в день, то чем я занимаюсь в минуты перерыва. Ведение своего бюджета покажет, во что мы вкладываем свои деньги – начиная от небольших затрат и заканчивая основными расходами. Честный анализ покажет, где средства и время использованы, а где потрачены в угоду суете и удовлетворению своей похотей.

  1. На доброй почве

 Наконец, мы подошли к доброй почве. Но наступать мы на нее не будем. Она вспахана и готова давать урожай.

Мф. 13:23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

Плодородная почва не утрамбована и вспахана. По такой земле не пойдет человек и не поедет телега. Очевидно, что у нее другое назначение. В такой почве нет, или очень мало камней. Ее удалось вспахать и насытить кислородом. Сорняки в ней не растут, так как ее предварительно очистили, чтобы не мешать росту полезным семенам. Семена, попадая в борозду уже не доступны для птиц, но имеют доступ к воде и питательным веществам внутри грунта. Когда они растут, корни растений не встречают препятствий в виде камней. Сорняк не мешает – его нет.

Интересно, что Иисус использует здесь гиперболу – преувеличение, когда говорит о плоде в 100, 60 и 30 раз. Представить себе поле с урожаем в 4 или даже 10 раз больше ожидаемого можно. Но как представить 30, 60 или 100? Это иллюстрация показывает духовные принципы появления и роста плода, которые зависят от принятия истины, подчинения ей своей воли и как результат любви и поклонения Богу.
В такой почве семя дает урожай, как и ожидает Сеятель. В 12 главе Иисус говорит фарисеям в ст. 33, что дерево познается по плоду, но не по листве или толщине ствола. Мы знакомы с большим количеством стихов Писания о плодах истиной веры человека. Ярким примером может быть Пс. 1 где Давид дает характеристику праведного человека, что он в первую очередь не делает, чего избегает, чем он руководствуется в своих желаниях и что такой человек производит.
Дочитывая до последних стихов этой притчи, читатель понимает, что речь идет не о сеятеле и его навыках сеять. Все что о нем сказано, что он вышел сеять в поле. И не о семени и его качестве. В пояснении ученикам Христос говорит, что это слово о Царстве Небесном, это совершенная истина. Все внимание уделено почве – сердцу человека и его готовности принять истину и дать соответствующий плод.

Очень хороший конец истории. Как сделать свое сердце готовым принимать истину и быть плодовитым? Вот что говорит Павел:

Рим. 12:1-2 Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.

Обратите внимание, что Павел милосердием Божьим, то есть Его любовью, благодатью, праведностью и даром веры (о чем он пишет ранее в послании) умоляет приготовиться и отдаться Богу полностью, целиком для разумного, а не эмоционального или с наскоком, служения Господу. И не примерять на себе ценности и взгляды этого мира, но наоборот, обновлять свой ум истиной для познания Божьей воли и ее исполнения.

Иисус не говорит, какой именно плод дает сердце. Думаю что для всех слушающих и читающих притчу и кому Бог дает слух и зрение становится понятным, что не так в их сердце и почему нет плода.
Самый важный плод в нашей жизни – это достойный плод покаяния (Мф. 3:8). Только подлинное покаяние, которое есть сокрушение в своих грехах перед Святым и праведным Богом  и по вере в  жертву Иисуса Христа за грехи, признания Его своим Господом меняет жизнь грешника. Не эмоциональный порыв радости или сокрушения, и не просто “простите, я тут все испортил”, а полное признание своей греховности и невозможность самому с ней справиться.
Гал. 5: 22,23 дает перечень плодов христианина, который живет по Духу, а не по плоти: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Сильный выбор слов, как и очень высокая планка в жизни верующего. Для таких плодов нет места сорнякам, камням и тем более утрамбованной дороге. Такое сердце всегда находится в процессе освещения и умерщвления дел плоти, своего рода вспахивание. Как и поле с доброй почвой – его всегда очищают от всего лишнего и бороздят, чтобы получить добрый плод.

Джордж Мюллер  – английский проповедник и служитель, родился в Германии и жил в период с 1805 по 1889 годы. Он был современником Чарльза Сперджена и вдохновлял служение  миссионера Хадсона Тейлора. Большую часть своей жизни он провел в Бристоле, Англии где был пастором баптистской церкви 66 лет. В 1834 году, в ответ на негативное влияние постмилениаризма1 и либерализма2 Мюллер основал Институт Библейского знания, целью которого были школы для детей и взрослых по изучению Библии, распространение Библии и христианской литературы, поддержка миссионеров и забота о нищих детях, материальная, так и духовная кто лишился родителей.
В 71 год, отвечая на вопрос «Как получить и постоянно иметь радость в Боге» Мюллер отмечает:

“Сейчас с нежной братской любовью я хочу дать несколько советов юным христианам о том, как можно жить духовной радостью. Абсолютно необходимо чтобы для постоянной духовной радости в Господе Писание читалось регулярно. Это Богом данное средство для питания внутреннего человека. Размышляйте о нем, вчитывайтесь в него… Необходимо читать регулярно через все Писание, а не выбирать стихи или главы то оттуда, то отсюда. Если мы так делаем, то мы поступаем как духовные карлики. Еще важная вещь – это внимательное размышление над словом. Истина, которая не просто входит в меня и выходит, как вода в трубах, а которая была изучена разумом и использована для наших сердец.”.

Нравится ли Богу выбор моих ценностей? Есть ли грех, в котором я не покаялся? Производит ли Божье слово изменения в моем сердце? Если нет, что мешает? Какой плод дает моя жизнь? Думаю, что многие люди, которые слышали эту притчу уходили с подобными вопросами домой. Сейчас мы будем поклоняться Богу. С каким сердцем мы будем это делать? Предлагаю и нам в молитве задаться этими вопросами и попросить у Небесного Отца наставления и мудрости для нашего сердца и поблагодарить Его за Слово, что через него он нас исправляет, наставляет и делает наше сердце способным приносить добрый плод.

 

 

  1. Либерализм (от латliberalis — свободный)  идейное течениев основе которого лежит убеждение  в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностейи в первую очередь индивидуальной свободы [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: ГардарикиПод редакцией А.АИвина2004.]. Либеральное христианство поставило разум основным критерием определения истины и богодухновенности писания. Если раньше истина Писания определяло мышление, то с этой философией наоборот. Понятия “плотской Христианин”, социальное Евангелие являются примерами либерализма в современном Христианстве.
  2. Постмилленаризм – богословие или взгляд, согласно которому весь мир через благовестие обратится к Иисусу Христу. Настанет период радости, мира, послушания Богу. Христос вернется на землю после тысячелетнего царства. Примером такого богословия будет евангелие процветания, проповедь благополучия христиан, отсутствие скорбей и болезней, обещания, что Бог во всем поможет и всем благословит.