Притча о сеятеле – так верующие называют историю, рассказанную Иисусом Христом в Евангелии от Матфея 13 главе. А о сеятеле ли? Христос объясняет ученикам характер почв, как состояние нашего сердца. И даже если мы считаем, что мы, как христиане -последняя плодородная почва, есть повод задуматься: а так ли это?
Евангелист Матфей записал одну из 39 притч Иисуса Христа, которая отличалась от других притч Библии тем, что Иисус объяснил ее своим ученикам.
Перед тем, как перейти к самой истории необходимо определиться со значением слова «притча», почему этот стиль проповеди и какова ее цель.
Притча в дословном переводе с греческого языка имеет значение «располагать в ряд». Это история, которая поставлена в ряд с чем-то другим для сравнения. В этой притче повествование о сеянии разъясняет глубокую духовную истину о сердце.
Цель притчи – открыть истину верующим (Мф. 13:10-12), ровно, как и указать на грех верующих (пример Давид, 2 Царств 12:1-7)
Другая цель, которую может преследовать притча — это сокрытие истины от тех, кто ожесточил свое сердце (Мф. 13:10-15) сопротивляясь истине или предаваясь греху.
Таким образом есть ориентиры, которые помогают правильно понять притчу без лишних аллегорий или дополнений:
- Притча – история, содержание которой иллюстрирует понятную слушателям деятельность как сеятель, свадебный пир, сокровище в поле, блудный сын, жемчужины.
- Притча имеет одну центральную мысль, и редко две мысли.
- Причта не дает ясного понимания библейской доктрины и не является ее единственным источником. Принцип толкования Библии заключается в том, что более ясные отрывки писания толкуют менее ясные. По своей природе притча является повествованием и не несет в себе такой цели, но служит отличной иллюстрацией для закрепления понимания истины.
- Понять притчу помогает ситуация, в которой она была рассказана – это может быть ответ на поставленный вопрос, либо иллюстрация чего-то, что все могут наблюдать.
Мы читаем в ст.1-3 «Выйдя в тот же день из дома, Иисус сел у моря (Галилейское)….и поучал их (народ) много притчам говоря». Очевидно, что Матфей обращает наше внимание на «тот день». Историю этого дня мы находим в 12 главе.
Что же было в тот самый день? Фарисеи осуждают Его за нарушение заповедей (исцеление в субботу, собирание колосьев с поля), обвиняют его в использовании силы «князя бесовского», но при этом простят у Него «знамений». Как и все Евангелие от Матфея, в этой главе показано не принятие Христа как Мессии и Царя, о котором говорили пророки Израильскому народу. По этой причине Христос переходит на учение притчами (Мф. 13:10-15).
Возможно, иллюстрацией к это притче послужило передвижение Иисуса с учениками в начале 12 через поле в той части Галилеи, где много плодородных почв. Притча нам представляет сеятеля, который сеет семя на одном поле, но с разным видом почвы. Дороги часто проходили через поле и являлись его частью (где Иисус с учениками собирали колосья). Камни убирались рабочими и складывались по периметру поля для отделения от дороги и защиты от вымывания верхнего слоя грунта. Как и на любом поле не обошлось без сорняков, особенно в тех местах, где борона не обрабатывала почву.
Сеятель, как аграрий сеет, чтобы в последствие получить плод от этих семян. Никто не сеет, чтобы получить ничего или так, для удовольствия. Семена пригодны для урожая, отобраны и содержат в себе все необходимое для роста. Если семена пригодны для урожая, то почва не всегда.
Слушатели этой притчи ученики, народ, возможно некоторые из фарисеев последовали за Христом из синагоги. Сеятель это – Иисус Христос, семя – это Божье слово о Царстве Небесном, а почва олицетворяет состояния человеческого сердца. Слушателям как неверующие, так и верующие люди. Конечный результат посева – плод.
Смысл притчи в том, что почва показывает сердце людей, не принимающих слово о Царстве Небесном, желающих его принять, но на своих условиях, и тех, кто принимает и как результат дает плод. Читая притчу, мы всегда относим себя к плодородной почве. Мы привыкли рассуждать, что раз я верующий, значит я не могу быть первыми тремя почвами. Это про кого-то другого, но точно не про меня! Так ли это на самом деле? Сегодня мы попробуем в этом разобраться.
- При дороге
Вместе с слушателями этой истории и Иисусом Христом мы можем подойти к почве у дороги и посмотреть, что же на ней происходит.
Мф. 13:19. Ко всякому слушающему слово о Царстве и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот что означает посеянное при дороге.
Почва у дороги скорее всего сильно утрамбована животными, людьми и транспортом. Семенам никак не попасть внутрь такой почвы. Они как мячик отскакивают от ее поверхности. Ведь только внутри почвы семя получает воду и питательные вещества для роста. Оно остается лежать сверху и становится пищей для птиц тем самым не давая урожая.
В ст. 14-15 Иисус дает пояснение, ссылаясь на пророка Исаию, почему люди не понимают притчу
Мф. 13:14,15 И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: «слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите. 15. Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их»
Исаия говорит о неверии людей, которые не хотят обратится к Богу, чтобы Он исцелил от духовной глухоты и слепоты, и чтобы сердце их сделал восприимчивым к Слову. Только Божье вмешательство в жизнь человека и замена каменного сердца на платяное может сделать его способным верить, слышать и видеть.
С другой стороны, верующие также могут иметь грубое сердце. Причиной грубости сердца может быть конкретный грех, который человек регулярно совершает, его гордость. Он не пытается размышлять над истиной, сопротивляется ей и не позволяют Божьему слову формировать жизнь и менять мышление. Такое сердце не способно любить Господа всей душой и разумением.
Думаю, все замечали за собой слушая проповедь, что мысли находятся далеко от Божьего слова, сердце и разум не готовы принимать истину, которую Бог хочет сказать. После воскресенья в понедельник или в середине недели уже невозможно вспомнить, что было на богослужении, как я поклонялся Богу, как слышал Его слово. Дело здесь не в памяти или умственных возможностях, а в неготовности сердца, его черствости.
Как дьявол может похищать слово? Такое сердце уязвимо для лжеучителей. Не имея корня в истине Писания сердце будет искать то, что ему хочется слышать и видеть. Об этом Павел писал Тимофею:
2 Тимофея 4:3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе лжеучителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Басни и прихоти никак не делают человека восприимчивым к обличению, исправлению и наставлению в праведности, которые призваны для совершения Божьего человека и его готовности к добрым делам (2 Тим. 3:16).
Что можно сделать с таким сердцем? У пророка Осии есть дельный совет:
Осия 10:12 «Сейте себе в правду – и пожнете милость; распахивайте у себя целину, ибо время взыскать Господа, чтобы Он, когда придет, дождем пролил на вас правду».
Очевидно, это наша задача готовить свое сердце и фокусировать наш разум на истине. Если есть грех, в котором я не сокрушаюсь перед Богом, то необходимо покаяться. В подготовке своего сердца поможет ведение конспекта проповеди, повторное прослушивание проповеди на сайте, ведение молитвенного дневника, в котором можно записывать истину и ее применение в своей жизни. Без такого посвящения не будет готовности сердца к принятию Писания.
- На каменистой почве
Теперь мы перейдем к следующему участку поля – каменистому.
Мф. 13:20-21 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.
Каменистая почва неоднородная по составу. Она не утрамбована, как дорога, но также не подходит для урожая. Иногда в полях под верхним слоем почвы есть слой известняка. Не всегда борона может достать этот слой и пропахать его. В такой почве вода собирается быстрее, так как не уходит в глубину и семена, попадая внутрь такой почвы начинают расти быстрее. Можно предположить, что урожай будет раньше, чем обычно. Но в какой-то момент ростки упираются корнями в камни. Корни мягкие и пробить твердый камень не могут. При наступлении зноя, когда вода из верхнего слоя над известняком испарилась, а оставшаяся влага оказалась под камнем, молодому растению не откуда брать воду и питательные вещества для роста. Растение погибает так и не дав плода.
Каменистая почва характеризует сердце человека, который движим эмоциями и быстр на принятие решений. Здесь человек описан как «тотчас» и «с радостью». На первый взгляд, он быстрее других принимает истину и загорается добрым желанием делать все правильно. Но так как его решение было больше эмоциональным, чем обдуманным, то с такой же быстротой он и остывает.
Такой человек готов принимать слово и что-то делать до тех пор, пока не наступают испытания и его вера не испытывается. Когда все хорошо, то и следовать Писанию приятно. Как только становится трудно, приходят уже негативные эмоции и вся радость улетучивается.
В церкви эти люди восхищены Богом, Библией, прославлением, верующими людьми, добрым общением. Не имея понимания истины Евангелия, они не воспринимают в серьез тернистый и единственный путь в вечность, не думают о гонениях и скорбях, которые идут вместе с крестом Иисуса Христа. Поэтому с наступлением посвящения первые трудности отягчают. Радость уходит, верующие уже не такие дружелюбные и тоже, оказывается, грешат. Библия и Бог требуют слишком многого и все уже не так берется наскоком, как в первый раз. В итоге, такой человек свидетельствует, что в нем не было покаяния, не было посвящения Иисусу Христу и принятия его не только как Спасителя, но и как Господа. Д. Эдвардс «Религиозные чувства» исчерпывающе рассматривает подобные проявления человеческого сердца.
Посеянное на камне также может характеризовать и верующего человека. В своей жизни я много раз наблюдал, как даю обещание Богу и не выполняю его. Или, когда брался за дело, но не доводил его до конца. Это говорит о том, что мне одного доброго желания было недостаточно. Необходимо осознанное решение, которое подкреплено посвящением Богу и Его истине.
Мк.8:34 «И, подозвав народ с учениками своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мной».
В современной церкви можно услышать другую проповедь: верьте в Иисуса и Бог вас благословит материально, вы будете здоровы, будете победителями с раннего утра (как я слышал в одной песне) у вас во всем будет успех и вы не будете больше скорбеть.
Что можно сделать с таким сердцем? Как убрать камни? Давид пишет
Пс. 39:7-9 Жертвы и приношения Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех ты не востребовал. Тогда я сказал: вот, иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце
Давид говорит, что посвященное служение Богу происходит тогда, когда истина Божья в сердце и она вызывает искреннее желание исполнять волю Господа. Такое сердце размышляет об истине, любит ее и всегда стремится угодить Богу. Если я понимаю, что в сердце есть такие камни, то мне необходимо определить, что мешает. Каким желанием я движим, когда даю Богу обещание или берусь за служение. Поклоняюсь ли я себе, своей самореализации, или я просто, парень за «правое дело». Какой закон у меня в сердце – человеческий, или же Божий? В этом разобраться поможет проверка своего сердца и его желаний Писанием, молитва (обязательно), наставление от служителей или более духовно-взрослых верующих.
- В тернии
От каменистой почвы мы вместе с тяпками вступаем в сорняки.
Мф. 13:22. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушают слово, и оно будет бесплодно
Что такое сорняк? Это растение, которое, как и пшеница выросло из семени. Почва, на которой он находится уже пригодная для жизни и роста. Но что отличает сорняк от семян Сеятеля? Плод сорняка не полезен. В нем нет выгоды (пользы). Более того, его специально никто не высаживает (если только не навредить, как будет в следующей притче). Его семена распространяются с ветром, опылением, животными. Сеятель его не сеет.
Еще одна проблема – сорняк растет гораздо быстрее, чем полезные культуры и не требует многого от почвы в которой растет. Ему вполне хватает той воды и питательных веществ в почве, где он уже находится.
Примером такого сердца может быть история с богатым юношей Мф. 16:16-29, который не готов был заплатить цену своего состояния за следование за Христом. При желании иметь спасение и быть в Царстве Небесном он имел другое, более сильное желание – любовь и привязанность к своему богатству. Также и пример Димаса, который оставил Павла в служении «возлюбив нынешний век» 2 Тим. 4:10.
Забота века сего – это наш с вами стиль жизни. 20 и 21 век значительно преуспели в том, чтобы озадачивать людей чем угодно, лишь бы они думали меньше, а делали больше. Ритм жизни, продиктованный конкуренцией, модой, трендами, хайпами (новое слово в русской лексике 2017 года) и колоссальным потоком информации подгоняет нас к цели, которая настолько размыта и в то же время сформирована обществом, где люди начинают жить потребительски, что требует больше денег и влечет больше беспокойства. Заботе о душе и сердце в таком мире нет места. И мы, христиане, часто бежим вместе со всеми.
Обольщение богатством. Или другими словами “иллюзия богатства”. Стремление к богатству сегодня проповедуется, начиная с книг и заканчивая даже евангельской церковью. Знакомство человека с ценностями жизни через кинематограф, рекламу, музыку и в меньшей степени книги и искусство ясно дают понимание человеческой жизни через стремление к деньгам, комфорту и хорошему образу жизни. Мы не живем в бочке Диогена и на это нет абсолютно никаких причин. Но уровень комфорта и достойного образа жизни, их критерии ставит нам не истина Божьего слова и его принципы, но человеческое мнение. Через рекламу мы узнаем, что для безопасной езды на машине в путешествии за границу или внутри своей страны со всей семьей нужна именно эта машина и именно такой комфорт. Если еще стоят хорошие колеса и полный багажник инвентаря для выезда – то хороший отдых обеспечен. Вспомните, что даже в рекламе питьевой воды человек улыбается и показывает нам счастье. Вы, когда пьете воду, замечаете что у вас рот до ушей растягивается? Дети узнают о том, что им нужно не от родителей, а из яркой и счастливой рекламы и фильмов. Множество примеров и мы о них знаем. Опасность здесь ни в брендах, комфорте, стиле или деньгах, а в ценности, которую они для нас представляют.
Исчерпывающее наблюдение на такие ценности как стремление к богатству и суете дает Екклесиаст. Если вы помните, то все это он назвал одним словом – суета, она же тщетность, пустота и иллюзия истиной ценности.
Что же тогда ценность?
Пс. 146:10-11 Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит, – благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его.
Еф. 5:8-10 Вы были некогда тьма, а теперь свет в Господе: поступайте как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу.
Очевидно, что Богу не интересны наши сберегательные счета, дом, машина, красивая одежда или хобби. Ему интересно то, что не в тренде – наша праведная и благочестивая жизнь по вере в Иисуса Христа и ее плод. Десятки мест Библии показывают Божий характер, что Бог любит, а что ненавидит. Нигде вы не найдете бестселлер, фильм или рекламу про жизнь по истине, в благочестии и праведности. Это вне всяких трендов – они меняются, а Божье слово и его ценности никогда.
Как избавиться от сорняков? Что именно нужно вырвать? Ответ на эти вопросы дают следующие тексты:
1 Ионанна 2:15-17 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви отчей. Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.
Иоанн здесь говорит не о мире в смысле «вселенной», и не о мире, в смысле «творения земли и все что ее наполняет», а о мире, который полон греха – сильных и порочных желаний (похотей) плоти, глаз и гордости, что не имеет ничего общего с Богом и истиной, и даже больше, противостоит Ему.
Можно отметить, что и Христос, когда был искушаем сатаной в пустыне, проходил подобные вещи: ты же хочешь есть? Голоден? Тогда сделай себе. Ты же заслужил и можешь себе позволить. Хочешь богатства и славы – хорошее желание, только приклонись. Прыгни с вершины храма, и ангелы тебя спасут. Мы все помним, что сделал Христос – отвечал Писанием, которое было у Него в сердце и исполнил волю Божью отвернув все эти предложения.
В этом случае хорошим размышлением о сердце будет взять лист бумаги и выписать, куда больше всего я использую свое время, особенно свободное от основных занятий. Что я смотрю, читаю, слушаю. Если я работаю 8 часов в день, то чем я занимаюсь в минуты перерыва. Ведение своего бюджета покажет, во что мы вкладываем свои деньги – начиная от небольших затрат и заканчивая основными расходами. Честный анализ покажет, где средства и время использованы, а где потрачены в угоду суете и удовлетворению своей похотей.
- На доброй почве
Наконец, мы подошли к доброй почве. Но наступать мы на нее не будем. Она вспахана и готова давать урожай.
Мф. 13:23. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.
Плодородная почва не утрамбована и вспахана. По такой земле не пойдет человек и не поедет телега. Очевидно, что у нее другое назначение. В такой почве нет, или очень мало камней. Ее удалось вспахать и насытить кислородом. Сорняки в ней не растут, так как ее предварительно очистили, чтобы не мешать росту полезным семенам. Семена, попадая в борозду уже не доступны для птиц, но имеют доступ к воде и питательным веществам внутри грунта. Когда они растут, корни растений не встречают препятствий в виде камней. Сорняк не мешает – его нет.
Интересно, что Иисус использует здесь гиперболу – преувеличение, когда говорит о плоде в 100, 60 и 30 раз. Представить себе поле с урожаем в 4 или даже 10 раз больше ожидаемого можно. Но как представить 30, 60 или 100? Это иллюстрация показывает духовные принципы появления и роста плода, которые зависят от принятия истины, подчинения ей своей воли и как результат любви и поклонения Богу.
В такой почве семя дает урожай, как и ожидает Сеятель. В 12 главе Иисус говорит фарисеям в ст. 33, что дерево познается по плоду, но не по листве или толщине ствола. Мы знакомы с большим количеством стихов Писания о плодах истиной веры человека. Ярким примером может быть Пс. 1 где Давид дает характеристику праведного человека, что он в первую очередь не делает, чего избегает, чем он руководствуется в своих желаниях и что такой человек производит.
Дочитывая до последних стихов этой притчи, читатель понимает, что речь идет не о сеятеле и его навыках сеять. Все что о нем сказано, что он вышел сеять в поле. И не о семени и его качестве. В пояснении ученикам Христос говорит, что это слово о Царстве Небесном, это совершенная истина. Все внимание уделено почве – сердцу человека и его готовности принять истину и дать соответствующий плод.
Очень хороший конец истории. Как сделать свое сердце готовым принимать истину и быть плодовитым? Вот что говорит Павел:
Рим. 12:1-2 Итак, умоляю вас, братья, милосердием Божьим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
Обратите внимание, что Павел милосердием Божьим, то есть Его любовью, благодатью, праведностью и даром веры (о чем он пишет ранее в послании) умоляет приготовиться и отдаться Богу полностью, целиком для разумного, а не эмоционального или с наскоком, служения Господу. И не примерять на себе ценности и взгляды этого мира, но наоборот, обновлять свой ум истиной для познания Божьей воли и ее исполнения.
Иисус не говорит, какой именно плод дает сердце. Думаю что для всех слушающих и читающих притчу и кому Бог дает слух и зрение становится понятным, что не так в их сердце и почему нет плода.
Самый важный плод в нашей жизни – это достойный плод покаяния (Мф. 3:8). Только подлинное покаяние, которое есть сокрушение в своих грехах перед Святым и праведным Богом и по вере в жертву Иисуса Христа за грехи, признания Его своим Господом меняет жизнь грешника. Не эмоциональный порыв радости или сокрушения, и не просто “простите, я тут все испортил”, а полное признание своей греховности и невозможность самому с ней справиться.
Гал. 5: 22,23 дает перечень плодов христианина, который живет по Духу, а не по плоти: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Сильный выбор слов, как и очень высокая планка в жизни верующего. Для таких плодов нет места сорнякам, камням и тем более утрамбованной дороге. Такое сердце всегда находится в процессе освещения и умерщвления дел плоти, своего рода вспахивание. Как и поле с доброй почвой – его всегда очищают от всего лишнего и бороздят, чтобы получить добрый плод.
Джордж Мюллер – английский проповедник и служитель, родился в Германии и жил в период с 1805 по 1889 годы. Он был современником Чарльза Сперджена и вдохновлял служение миссионера Хадсона Тейлора. Большую часть своей жизни он провел в Бристоле, Англии где был пастором баптистской церкви 66 лет. В 1834 году, в ответ на негативное влияние постмилениаризма1 и либерализма2 Мюллер основал Институт Библейского знания, целью которого были школы для детей и взрослых по изучению Библии, распространение Библии и христианской литературы, поддержка миссионеров и забота о нищих детях, материальная, так и духовная кто лишился родителей.
В 71 год, отвечая на вопрос «Как получить и постоянно иметь радость в Боге» Мюллер отмечает:
“Сейчас с нежной братской любовью я хочу дать несколько советов юным христианам о том, как можно жить духовной радостью. Абсолютно необходимо чтобы для постоянной духовной радости в Господе Писание читалось регулярно. Это Богом данное средство для питания внутреннего человека. Размышляйте о нем, вчитывайтесь в него… Необходимо читать регулярно через все Писание, а не выбирать стихи или главы то оттуда, то отсюда. Если мы так делаем, то мы поступаем как духовные карлики. Еще важная вещь – это внимательное размышление над словом. Истина, которая не просто входит в меня и выходит, как вода в трубах, а которая была изучена разумом и использована для наших сердец.”.
Нравится ли Богу выбор моих ценностей? Есть ли грех, в котором я не покаялся? Производит ли Божье слово изменения в моем сердце? Если нет, что мешает? Какой плод дает моя жизнь? Думаю, что многие люди, которые слышали эту притчу уходили с подобными вопросами домой. Сейчас мы будем поклоняться Богу. С каким сердцем мы будем это делать? Предлагаю и нам в молитве задаться этими вопросами и попросить у Небесного Отца наставления и мудрости для нашего сердца и поблагодарить Его за Слово, что через него он нас исправляет, наставляет и делает наше сердце способным приносить добрый плод.
- Либерализм (от лат. liberalis — свободный) идейное течение, в основе которого лежит убеждение в необходимости постепенного реформирования общества с целью более полной реализации индивидуальных ценностей, и в первую очередь индивидуальной свободы [Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.]. Либеральное христианство поставило разум основным критерием определения истины и богодухновенности писания. Если раньше истина Писания определяло мышление, то с этой философией наоборот. Понятия “плотской Христианин”, социальное Евангелие являются примерами либерализма в современном Христианстве.
- Постмилленаризм – богословие или взгляд, согласно которому весь мир через благовестие обратится к Иисусу Христу. Настанет период радости, мира, послушания Богу. Христос вернется на землю после тысячелетнего царства. Примером такого богословия будет евангелие процветания, проповедь благополучия христиан, отсутствие скорбей и болезней, обещания, что Бог во всем поможет и всем благословит.