Чем не занимается праведник?

Главная / Статьи / Псалтырь / Чем не занимается праведник?
Чем не занимается праведник?

Когда мы хотим узнать человека, будь это новый знакомый, или тот, кото мы знаем некоторое время, интерес вызывает не только его внешний вид, но что сокрыто от глаз. Интересы, убеждения, вера, увлечения, хобби, что нравится, а что не нравится – характеристики, которые раскрывают личность человека, его индивидуальность.

В Псалме 1 представлена характеристика не совсем обычного человека. У него есть отличительная черта – он праведен и блажен, или другими словами очень счастлив. Автор описывает блаженство и праведность такого человека по действиям и поступкам, которых он не делает или избегает.

Введение

Первый псалом является введением к книге Псалтырь. Он повествует о людях – праведных и нечестивых, их путях и целях, к которым они стремятся и достигают. Как и книга Псалтырь, псалом написан в жанре еврейской поэзии. Его можно отнести к группе псалмов мудрости. Особенности таких псалмов — это сравнения между праведными и беззаконными, мудрыми и глупыми, их поступками и образом жизни. Помимо сравнений присутствует практический совет, возмездие за беззаконие и страх перед Богом.

В псалме мы читаем, что является блаженством(счастьем) для праведника – это избегание всякого рода проявления зла, стих 1. Стих 2 показывает, что воля или желания праведного находятся в законе Господа, который он изучает и исполняет. Результатом праведной жизни служит метафора стиха 3 – дерева у потока воды. Стих 4 показывает нечестивого человека в образе праха, уносимого ветром. Конец псалма это кончина грешников и радость праведника.

Для понимания картины праведника, избегающего зла, необходимо рассмотреть слова и словосочетания, которые описывают этот процесс.

Блажен муж

Иер. 17:7 Благословен человек, который надеется на Господа, и которого упование – Господь.

Луки 11:28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

У каждого человека есть желание быть счастливым вне зависимости от мировоззрений. Это находит выражение в поисках источника такого счастья. Писание категорично утверждает, что из-за греха человек ищет счастье в местах, где не может его найти и в вещах и ценностях, которые морально и естественно не в состоянии принести счастье. С точки зрения Библии, блаженство отождествляется с праведным человеком. А для праведника счастье – это надежда и упование на Бога, размышление над истиной и ее соблюдение.

Не ходит на совет нечестивых.

Ходить

Пс. 80:13 Потому Я оставил их по упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам

Прит. 4:14-15 Не вступай на стезю нечестивых и не ходи по пути злых; оставь его, не ходи по нему, уклонись от него и пройди мимо

Быт. 5:24 И ходил Енох перед Богом; и не стало его, потому что Бог взял его

Совет

2 Пар. 22:3 От также ходил путями дома Ахавова, потому что мать его была советницею ему на беззаконные дела

Бытие 49:5-6 Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца

Нечестивый

Пр. 6:12-14 Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами, говорит ногами своими, дает знак пальцами своими; коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры

Даниил 9:5 Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих;

 Пример: Быт. 34 Симеон и Левий; Иродиада Мк. 6:22-25; Иорам, царь Израильский 2 Паралипоменон 21:4

 Нечестивый – это человек, который не знает Бога, который не праведен – он лжет, говорит не прямолинейно, коварен, мыслит зло, поступает беззаконно и не беспокоится об исполнении Божьих повелений.  У такого человека есть свой совет – место, где он само утверждается и убеждает других в правильности такого образа жизни. Кроме поступков, мышление такого человека также противостоит Богу. Он не имеет ничего общего с молитвой, чтением и изучением Писания, покаянием и так далее. Итак, блажен человек, который не ходит вместе с нечестивым и не соизмеряет свою жизнь по его стандартам.

Не стоит на пути грешных

 Стоять

Рим. 5:2 через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией

Еф. 6:13 Для сего примите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый, и все преодолев, устоять.

Путь

Прит. 13:15 Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток

Мф. 7:13-14 Входите тесным вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в вечную жизнь, и не многие находят их.

Грешных

Титу 1:15 Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

Притч. 1:10, 16 Сын мой! Если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; потому что ноги их бегут ко злу и спешат на пролитие крови.

Путь  – слово которое символизирует образ жизни. Матфей объясняет, что вера в Евангелие и жизнь по вере с узким путем – единственный путь в жизнь вечную с Богом. Жить можно как угодно и в аналогии с дорогой, это очень широкая, многополосная дорога, ведущая в погибель.

В посланиях  к Римлянам и Ефесянам отмечен глагол стоять как быть стойким, выносливым, как если бы стоять и удерживать позицию. Для верующего человека силу для такой стойкости дает благодать, вера, истина, праведность, спасение.

Поэтому, когда речь идет о праведнике, это человек, который укреплен вышеперечисленными Божьими инструментами, чтобы жить праведно и идти в небесное царство узким путем. Остальные дороги такой возможности не дают. По тем маршрутам перемещаются грешники, которые стоят и утверждены на своем пути. Только это путь зла, пролитие крови. У них нечистый ум и совесть, в следствие чего они оправдывают свои греховные поступки. Псалмопевец предупреждает, что у праведника нет общей дороги с таким людьми, он не может с ним стоять на такой дороге, потому что конечный пункт прибытия совершенно разный.

Не сидит в собрании развратителей

Сидеть

Пс. 25:4-5 не сидел я с людьми лживыми, и с коварными не пойду; возненавидел я сборище злонамеренных, и с нечестивыми не сяду.

1 Кор. 15:33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы

Развратитель

Иер. 6:28 Все они – упорные отступники, живут клеветой; это медь и железо – все они развратители

Прит. 13:20 Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится.
 
Пожалуй, самый сильный пример развратителя истины подал сатана в эдемском саду, подвергнув сомнению и ошибке слова Господа.

Вам доводилось быть на собраниях? Родительских, или рабочих, может классных? Обычно целью таких собраний является рассмотрение наболевших вопросов, пути решения, постановка задач на день, какой спектакль будет на дне матери, что подарить учительнице на выпускной.

Когда писание обращает внимание на собрание развратителей, с нашей стороны будет правильно понять, кто эти люди и что они решают или обсуждают на таких собраниях.

В исходном значении развратитель —  кощунник, насмешник, хулитель. Целью такой категории людей будет извращение или, толерантный вариант, пере формулировка истины, ценностей. Их задача, или повестка дня это – не идти или стоять, а сидеть и мозговым штурмом изменять то, что не соответствует духу времени. Как бы подготавливая образ мышления и философию для тех, кто стоит на пути. Можно предположить, что нечестивые ходят на такой совет. Их путь лежит именно туда, так как их образ жизни и мышления соответствует требованиям, или квалификации развратителей.
Теперь перед нами сложилась определенная картина, пазл, который праведник или Божий человек должен понимать, чтобы ему быть счастливым (блаженным). Когда мы рассуждаем о нечестии, грехе и разврате то первое, что приходит на ум – это специально выделенные для этого места. Ночные клубы, бары, наркопритоны, публичные дома, казино – мы осведомлены что это такое. За таким рассуждением следует реакция – но я же не там! Я не хожу туда, и не стою с этими людьми и уж тем более не сижу и не имею ничего общего с таким обществом. Но так ли это на самом деле?
Исследование текстов показали, что нечестие, грех и разврат — не только действия или поступки, но в первую очередь это образ мышления, понимание вещей, которое не соответствует истине. Когда мы говорим о мышлении, это процесс, который запускается нашим интеллектом. Например, чем сложнее задача по физике, тем больше интеллектуальных способностей требуется для ее решения. Мозг начинает закипать в поиске ответа. Если мне не хватает мыслительных способностей (интеллекта), то следует их развить и вернуться к вопросу позже.
Когда праведник не ходит, не стоит и не сидит с грешниками, он таким образом избегает самих поступков, но и образа мышления таких людей. Он избегает влияния их мыслей на свою жизнь и убеждения.
Сейчас ситуация такова, что христиане не ходят по злачным местам, но мышлением и убеждениями вполне там присутствуют. Своего рода греховная виртуальная реальность.
Когда речь идет о фильмах, книгах, музыке, искусстве, информации, мы понимаем, что это субъективный взгляд автора на вещи, которые он хочет кому-то показать. Этот взгляд формируется из убеждений, которые потом дают начало идее и далее формируют ее представление в различных формах.
Как заводят знакомство люди? Когда есть общие интересы! Когда они начинают близко дружить? Когда есть общие убеждения. В момент, когда я что-то читаю, слушаю или смотрю мои убеждения сталкиваются с убеждениями другого человека – либо непосредственно, либо через продукт его мышления – фильм, книга, песня, картина, фотография, реклама. При этом взаимодействии обычно сразу понятно, кто на каком пути стоит. Вопрос в том, когда я вижу нечестие, грех или разврат – готов ли я уйти с этого пути? Готов ли покинуть это собрание, если уж на него случайно попал? (хуже если намеренно)
Если я вижу насилие, похоти, убийства, злоречие, прелюбодеяния, но продолжаю это смотреть, слушать, читать, обсуждать, смеяться (шутки) это означает, что я там и мне это нравится! Значит мои убеждения по этим вопросам хорошо состыковались с убеждениями автора.
В Писание вы никогда не найдете оправдания таким действиям. Такие заявления как высокий интеллект, огромный бюджет, историчность, технологии, глубина мысли и рассуждений никогда и нигде в писании не ставятся критерием для суждений праведного человека. Но писание однозначно говорит о таких вещах:

Галатам 5:19-21 Дела плоти известны: они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так, Царствия Божия не наследуют.
Задумайтесь, почему порой интересно это знать, смотреть, слушать или читать? Потому что это дела плоти! Это вещи, которых хочет моя плоть с самого рождения. Это ее естественная потребность и желания. Другого она не умеет и не хочет, и желать другого в греховном состоянии она не может.
Что умеет праведник? Это человек, который оправдан и помилован перед святым и праведным Богом верой в жертву Иисуса Христа за свои грехи, за свои дела плоти. Это человек, которому по такой вере Бог вменяет, дарит святость и праведность Христа (Фил. 3:9). Такой человек духовно рождается заново и имеет новые желания и обновленный ум для того, чтобы подчинить волю истине и слушаться Господа – это 2 стих первого Псалма. Но его старая плоть остается с ним, она никуда не уходит и не испаряется. Поэтому верующие грешат и гневят Бога. Только колоссальная разница в том, что теперь у них есть желание слушать и повиноваться Богу и не иметь желания грешить.

Заключение

Что делать? Как праведному при наличии плоти не ходить, не стоять и не сидеть с грехом, нечестием и развратом.

Колос. 3:5,8-9 Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.

А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его.

И далее

  1. Итак облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение.
  2. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.

 
Зачем праведнику убивать дела плоти? Потому что Бог их ненавидит. Это грехи, за которые умер Его Сын. Это грехи и преступления, которые не имеют места в Царстве Небесном.

Заметьте, какими сильными словами названы верующие – избранные Божии, святые и возлюбленные и какая перед ними задача – умерщвление, убийство, истребление всего того в своей плоти, на что гневается Бог и что он им простил жертвой Своего Сына Иисуса Христа.

Или другой текст

1 Иоанна 2:15-17 Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви отчей. Ибо все что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

 Иоанн здесь говорит не о мире в смысле «вселенной», и не о мире, в смысле «творения земли и все что ее наполняет», а о мире, который полон греха – сильных и порочных желаний (похотей) плоти, глаз и гордости, что не имеет ничего общего с Богом и истиной, и даже больше, противостоит Ему.
Вопрос – мне теперь с неверующими не общаться, не ходить на работу, в магазин, в кино, не читать литературу? Нет. Верующие часть грешного мира. Мы сами еще грешники. И это нас объединяет. Объединяет до смерти, или до второго пришествия Иисуса Христа. И пока мы не на небесах, наша задача жить праведно и благочестиво и проповедовать такую жизнь через Евангелие нашим неверующим друзьям. Не бежать от них, а идти к ним. Только важное условие – их убеждения и вера не должны влиять на наши убеждения в Писании и Божьем слове. Вы никуда не денетесь от греха, так как сами являетесь его носителем, как паразита, которые умирает только вместе с хозяином. Но противостать ему, избежать его – нам под силу и это повеление Господа.

На шоу «Минута славы» 8 летняя девочка пела песню Земфиры «В твоей голове». Она заметно волновалась, не попадая в ноты. Но очень старалась – она играла себе аккомпанемент на фортепьяно и пела. Уровень подготовки не для вундеркинда очень хороший – столько раз повторить песню и сыграть ее перед выходом на сцену. Там есть такие слова:

Жить в твоей голове.
И любить тебя неоправданно, отчаянно.
Жить в твоей голове.
И убить тебя неосознанно, нечаянно.
Неосознанно, нечаянно.

Жюри реагирует неоднозначно. Один смотрит только на исполнение, без содержания. Познер осуждает родителей, что песню взрослой женщины с сомнительной судьбой поет 8 летняя девочка, у которой еще зубы молочные не выпали. Сергей Светлаков заявляет, что это ее выбор и она молодец, что такая взрослая. Литвинова занимает позицию Познера, тем более что она снялась в клипе этой песни и точно знает, о чем в ней речь. Боярский подпрыгивает рядом с плачущим ребенком пытаясь утешить словами что все нормально. Родители неодобрительно мотают головой на комментарии Познера. Зал рукоплещет. Сама девочка говорит, что песня ей понравилась, вот она и спела. Понятно, не на уроке музыки или не в детских песенках она ее услышала – без родителей не обошлось.
Кто же прав? Где истина? Какое суждение дает моральное право осуждать или принимать, то, что происходит на сцене? Ответ один – никакое.
Без убеждений истины слова Божьего мы не имеем отправной точки для нашего мышления и желаний. Ни один из нас не мог бы мыслить правильно, или еще точнее праведно. Совесть подсказывает, что что-то здесь не так. Но являясь пораженной грехом, она не в состоянии дать праведного и благочестивого суждения, которое бы понравилось не людям, но самому Господу.
По этой причине, первый псалом и начинается с того, что счастливый и праведный человек не делает. Потому что, поступая таким образом он находи счастье и радость не в греховных похотях, но в Господе. Он также ходит, стоит и сидит, но только совершенно в другом месте.  И стих 2 повествует о том, что воля праведного, его желания подчинены истине слова Божьего и как результат, его жизнь приносит неувядающий плод святости, благочестия и праведности.