Воля в законе

Главная / Статьи / Псалтырь / Воля в законе
Воля в законе

Пс. 1:2 Но в законе Господа воля его, и о законе Его он размышляет и день и ночь.

Введение

В Псалме 1 представлена характеристика не  обычного человека. Его отличительная черта – он праведен и блажен, или другими словами очень счастлив. В первом стихе мы встречаем человека, блаженство или счастье которого определяется действиями и поступками, которые он не делает или избегает.

Выводом из первого стиха будет не желание праведника не только физически и целенаправленно находится с грешниками и нечестивыми, но и не быть с ними в их путях, совете и собраниях, которые в первую очередь отражают их ценности и убеждения. Потому что как только человек сталкивается с нечестием и грехом и не отворачивается от него, но продолжает интеллектуальное взаимодействие, он уже согласен с убеждениями другой стороны, тем самым подвергая себя опасности согрешить сначала в разуме (сердце), а потом и физически.

Второй текст первого псалма говорит, что праведник делает, чтобы не ходить, не стоять и не сидеть с нечестием и грехом. Он не просто разворачивается и уходит. Он это делает на основании твердых убеждений и силе Божего закона, о котором он постоянно размышляет. Его разум и желания подчинены и заняты ничем иным, как истиной.

Желания

Пс 144:18-19: “Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их.”

Закон

Втор 6:4-9: “Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть; и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими. И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем. И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих.”

Нав 1:8: “Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно.”

2Пет 1:19-21: “И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым.”

Размышляет

1Тим 4:16: “Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.”

Пс 118:11: “В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.”

Пс 118:15-16: “О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои. Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.”

Рим 6:17: “Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя.”

Что такое желание

В отличие от тех, кто ходит, стоит и сидит в нечестии и беззаконии, человек праведный ходит, сидит и стоит в законе Господа (противопоставление “Но в законе Господа”). Второй текст раскрывает жизнь счастливого праведного человека, желания которого подчинены закону (воле) Бога. Как он знает волю Господа? Изучает ее постоянно.

В этом тексте используется слово желание (в законе Господа желание его). В чем состоят желания (воля) нечестивых, грешников и развратителей? В грехе, то, что естественно человеку с рождения. Желание – это степень воли. Это еще не выбор или решение, но конкретная потребность человека, которая обусловлена рядом условий.

В христианстве (реформированном богословии) есть классическое учение о воле человека. Первое фундаментальное представление об этом вопросе выдвинул Блаженный Августин, а дополнил его Джонатан Эдвардс.

Джонатан Эдвардс выявил различия между естественной способностью человека к свободе и моральной способностью человека к свободе. К естественной способности относятся сила действия или выбор, которым мы наделены по своей природе – есть, ходить, думать, прыгать, говорить, слушать и тому подобное. Мы можем хотеть летать, но физически не способны этого делать без специальных приспособлений. В нашем естественном состоянии это невозможно.

В отношении выбора грешный человек имеет возможность и средства для совершения морального выбора. Он думает, чувствует и желает. Но что грешный человек не умеет или не имеет, так это моральную предрасположенность, склонность или желание к праведности и праведным поступкам. Так мы приходим к выводу, что человек способен выбирать то, что желает, но у него нет способности желать истинной праведности. Он по природе свободен, но морально порабощен грехом и сильными желаниями, которые производит его греховность. В чем Эдвардс и Августин сошлись в учении о воле, так это способности человека иметь свободу выбора, но без способности выбирать праведность по той лишь причине, что он этого не желает.

Смысл тогда говорить о свободе, если все, что человек может выбрать это грех? Суть этого вопроса в отношении между выбором и желанием, или предрасположенностью.  Мы выбираем всегда то, что соответствует нашему самому сильному желанию в конкретный момент времени. Не просто я могу сделать выбор, а я обязан сделать выбор, потому что к этому лежит мое сильное желание. В этом и заключается суть свободы – выбирать то, что желаю и когда я этого желаю.

Теперь вернемся к тексту, к части где написано «В законе Господа воля его». Праведный человек, он же христианин имеет моральную свободу. Она даруется только в момент спасения по вере в Иисуса Христа, что Он Своей смертью на кресте искупил нас от вечной смерти, гнева Небесного Отца (Бога) и избавил от рабства греха. Каким образом? Это описано в истории с Никодимом как рождение свыше – новая жизнь, которую только Бог может дать. Теперь, являясь спасенным и духовно возрожденным человеком, я способен совершать праведный выбор, то есть могу отказаться от греха в пользу праведности. У меня есть для этого сила и способность желать того, чего желает Бог.

Чем руководствуется праведник, когда он чего-то желает? Во втором стихе есть ответ на этот вопрос – Божий закон. Желания праведного человека (христианина) подчинены Божьему слову. Истина Писания является единственным источником, где ясно представлены плоды плоти и плоды праведности. Плоды, как результат, берут начало или происходят из наших сильных желаний. Потому желание и стало плодом, так как мне чего-то сильно хотелось. Возвращаясь к первому стиху, если у меня есть желание читать книгу, смотреть фильм или искать общения с людьми где ценностью или убеждением является нечестие, грех или разврат, это означает, что мое сердце находит в этом комфорт и соглашается с этим поведением и выбором этих людей. Важно отметить, что это еще не грех, тем более что мы ежечасно находимся в такой среде. Но, целенаправленно желая оказаться там уже указывает на то, что это дело плоти, а не плод духа. Это греховное желание, а не праведное. Потому праведник не стоит, не ходит и не сидит с нечестивыми, потому что у него нет этого желания. Его желания подчинены воле Господа через постоянное размышление. В евангелии от Иоанна мы читаем, что истина сделает нас свободными. Свободными от греха и греховных желаний.

Как контролировать свои желания и подчинять их Божему закону (воле)?

Филиппийцам 4:8 Наконец, братья мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.

В начале 4 главы Павел обращается к своим друзьям и служителям и дает им напутствие о радости в Господе. Обратите внимание на первый стих

  1. Итак, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте так в Господе, возлюбленные.

Как и в первом стихе 1 Псалма, мы видим глагол «стоять» в ком? В Господе! И не просто стоять в Господе, а «так стойте». Третья глава заканчивается следующими текстами:

Филлипийцам 3:20:21 Наше же жительство – на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно телу Его, силою, которую Он действует и покоряет Себе все.

Следует обратить внимание, что Павел призывает людей в Филиппинской церкви стоять в Господе, Который также есть и Спаситель Иисус Христос потому, что у Него есть сила, которая действует, она не статична, и этой силой Христос покоряет Себе все. И далее по тексту 4 главы он обращается к конкретным людям прося их мыслить о Господе, помогать в деле благовествования, радоваться, быть кроткими, ни о чем не заботиться, но в молитве с прошением и благодарением открывать свои желания перед Богом. Такая молитва дает мир Божий и «соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». И только потом он делает вывод в стихе 8 словом «наконец»! То, о чем же им следует мыслить. Он сначала дал им направление – сила Господа и Иисуса Христа – в ней нужно стоять, утвердиться. Мысли должны быть сосредоточены на истине, честности, чистоте, добродетели. Почему мысли? Потому что из них происходит желание, а желание затем выражается в акт нашей воли – выбор.

Для чего размышляет день и ночь?

Что необходимо, чтобы познавать волю Бога? Что должно случиться или что мы можем сделать, чтобы иметь это желание?

Ин 4:24: “Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.”

Луки 10:27: “Он сказал в ответ: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».”

1Кор 14:20: “Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни.”

2Кор 5:11: “Итак, зная страх Господень, мы вразумляем людей, Богу же мы открыты; надеюсь, что открыты и вашим совестям.”

Кол 1:28: “Которого мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Иисусе;”

Прит 2:1-6: “Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, так что ухо твое сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твое к размышлению; если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум;”

Мои духовные проблемы, непонимание истины, неспособность рассказать о вере другим, неудовлетворенность в Иисусе Христе, не знание Бога – результат невежества, которое вырастает из игнорирования второго стиха. Если его исключить, а некоторые так и делают, то получается моралист и добрыми поступками. Такой человек избегает злачных мест, но при этом его желания остаются в таком состоянии, в котором ему удобно и выгодно. Такой человек не пребывает в размышлении над словом, оно не является авторитетом для жизни. Знаете почему праведный не сидит, не стоит и не ходит? Потому что он знает из слова (закона Господа), что там опасность, зло, грех, нечестие. Более того, он знает, где это можно встретить и как этого избежать. На уровне убеждений это еще сложнее, чем просто уйти физически. Здесь уже вовлечен наш разум. И если мой разум не размышляет об истине писания, то плотские мысли сразу занимают это место. Это естественные и повседневные вещи и события, которые бомбардируют нас постоянно. Без размышления над словом отразить натиск невозможно. Мораль или нравственность этих проблем не решают. Во-первых, это прямой путь к гордости, во-вторых не понимание воли Бога и Его отношения ко греху и моего положения перед Богом. Более того, если у человека нет такого желания, то у него либо нет спасительной веры и как следствие стремления к понимания Божьих ценностей, либо у него духовная болезнь. Или как Павел в послании к Коринфянам пишет о “плотском образе жизни”.

Во времена ветхого завета, образование в области Божьего закона было возложено на семью, на отца. В Бытие 18:19 «ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд». Во Второзаконии 6-9 мы читаем как это обучение должно проходить. Обычно это было в виде историй, примеров, непосредственного подражания родителям. Обучение начиналось в раннем возрасте и к 12 годам мальчики уже считались обученными, и они уже получали от отца повязки, которые напоминали им о законе. Левиты также выполняли роль обучения народа во время их поклонения Богу через жертвоприношения. Далее это были пророки. Во времена Нового завета синагоги, учителя.

Сейчас такую роль выполняет церковь, конкретные служения как библейские школы, домашняя группа. Богослужение в воскресенье это уже само поклонение Господу – результат нашего наставления в вере. Но что происходит, когда мы одни? Нет рядом пастора, который бы наставил, нет домашней группы. Тут начинается наша прямая обязанность самостоятельно размышлять над словом. Потому и написано – день и ночь. Постоянно. Мой разум всегда должен быть в состоянии размышления над истиной, также как и молитва.

Только такое постоянство дает понимание, что значит поклоняться Богу в духе и истине, как любить Господа всем сердцем, душой и разумением, как иметь страх перед Богом, как наставить других в вере.

Это не дополнительная опция к христианской жизни. Это обязательная к выполнению заповедь и привилегия от Бога. Это Его благодать нам, что мы можем читать Его Слово и узнавать Его. Мы бы ничего не знали о грехе, о пути спасения, о гневе и ярости Бога, если бы не Его милость и благодать через истину Писания. Для этого не обязательно идти в семинарию. Но обязательно постоянство во вдумчивом чтении, молитве и заучивании стихов с пониманием, что этот стих значит и как я могу его применить. Это базовый уровень, который может и обязан делать каждый христианин, находящийся в здравом уме и умеющий читать и понимать русскую грамоту. Для дальнейшего роста уже помогут комментарии к стихам, литература. Домашняя группа является ценностью церкви как место, где можно делиться своей жизнью с Богом и вместе изучать истину. Если такой ценности нет и нет желания этого делать, значит я «не так стою в Господе». Нет никакой особенной формулы для быстрого роста или экспресс знания Божьей воли. Единственным путем к счастливой и радостной жизни в Боге является подчинение своей воли авторитету Божего слова, а именно его выполнению. Такое желание в свою очередь всегда дает добрый результат – мир, радость, удовлетворенность жизнью, праведность, святость, покаяние. То, что Павел называет плодами духа. То, что в третьем стихе первого псалма сравнивается с деревом, которое приносит плод в определенное время и оно никогда не вянет, потому что растет у потоков вод.