Одна плоть

Главная / Бытие / Одна плоть

Человеческий брак — это либо торг, в котором супруги торгуются друг с другом за свои права. Либо это война, где они пытаются одолеть друг друга и захватить как можно больше контроля. Либо это рабство, в котором более сильный сломил другого и тащит на аркане. Но Божий брак — это союз, в котором мужчина и женщина сливаются в одну жизнь, ища пользы другого больше, чем собственной.

И  сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему. Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей. И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Бытие 2:18-25

Описание сотворения мира и человека всегда рассматривалось Иисусом и апостолами не как присказка в начале Писания. Оно является достоверным описанием начала, на основании которого строится христианское мировоззрение. Мы можем это утверждать потому, что всякий раз, когда мы встречаем ссылки Нового Завета на первые главы книги Бытие, это место используется как достоверный исторический факт, на котором строится учение о человеке, браке, семье и воспитании детей. Иисус цитирует Бытие, когда объясняет развод, апостол Павел цитирует Бытие, когда раскрывает суть взаимоотношений мужа и жены.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Ефесянам 5:18-33

Этот отрывок Священного Писания является чрезвычайно важным для формирования своего отношения к браку. Мужья, если вы хотите знать, как вы должны относиться к своей жене — эта модель представлена в этом месте Библии. Жёны, если вы хотите понимать свою роль в отношении мужа — вот руководство.

Прежде, чем приступить к внимательному рассмотрению взаимоотношений брака, описанного в послании Ефесянам, нужно увидеть, в каком контексте апостол Павел обращается к мужу и жене. И этот контекст начинается с 5:21. Апостол призывает верующих повиноваться друг другу, а затем обращается к разным категориям людей, объясняя, как это повиноваться в страхе Божьем.

  • 5:22 — жёны повинуйтесь мужьям.

  • 5:25 — мужья, любите своих жён.

  • 6:1 — дети, повинуйтесь родителям.

  • 6:4 — отцы, воспитывайте детей.

  • 6:5 — рабы, повинуйтесь господам.

  • 6:9 — господа, умеряйте строгость.

То есть, апостол Павел использует брак как одну из областей человеческих взаимоотношений, где мы должны проявлять взаимное уважение и послушание. Но, как свойственно Павлу, он легко уходит мыслью в глубину и решает несколько больше уделить внимание браку. И, благодаря этому, мы имеем одно из удивительных мест Библии, где апостол цитирует книгу Бытие применительно к браку.

Отношения Христа и церкви как модель.

Можно долго объяснять абстрактными терминами, как нужно относиться друг к другу в семье. А можно просто взять и показать пример. Мы быстрее учимся на примере, чем на лекциях. Хотите ли вы научить завязывать шнурки, одевать памперс, менять колесо на автомобиле или забивать гвоздь. Одно дело учиться это делать по инструкции, совсем другое — когда вы наблюдаете за этим своими глазами. Вот так и в браке, Павел говорит: посмотрите, как надо делать — и указывает на пример.

Семь раз в этом отрывке Павел употребляет слово «как». Дело вовсе не в том, что муж должен любить, а жена нет. Оба должны проявлять друг другу любовь по модели взаимоотношений Христа и Церкви.

  • «Как» означает, что есть разные способы выражения любви.

  • «Как» означает, что сходство не идеальное. Муж — не совсем, как Христос, и жена — не точно Церковь.

  • «Как» означает путь, а не список или регламент. А вот если она скажет так, или если он сделает так, что я точно должен сделать?

Что означает любить? Мы не умеем любить. Нас нужно учить любить других. От рождения есть только один человек, которого каждый из нас любит безусловно — это мы сами. Себе мы прощаем всё, о себе заботимся естественно. Те, кто уже не первый год в браке, обнаружили, что представления о том, как выражается любовь у мужчин и у женщин разные. Бывало так, что ты готовишь что-то особенное супругу и думаешь, что это её поразит. А она особого внимания даже не обратила. А бывает так, что ты вообще ничего не готовил, и вдруг это вызывает бурю восторга.

Эти тексты из Ефесянам учат мужчину, что является выражением своей любви к женщине, а женщине — как проявить свою любовь к мужу. Если смотреть на эту заповедь поверхностно, то покажется что муж должен любить жену, а жена должна бояться и слушаться мужа. То есть, жене же не сказано любить мужа, значит можно и не любить. Но, в действительности, Ефесянам только объясняет, в чём выражается наша любовь друг к другу.

Любить — означает желать блага человеку настолько сильно, что быть готовым пожертвовать своими желаниями, правами и предпочтениями. Любить — означает быть радостным от того, что ты делаешь кого-то счастливым.

Женщина, задумываясь о замужестве, должна думать не о том:

  • А будет ли он заботиться обо мне так, как Христос о церкви?

  • А будет ли он так заботиться о мне, как я этого ожидаю?

  • А будет ли он так заботиться о мне, как бы он сам того хотел?

Потому что ответ на этот вопрос: «нет»! Он не сможет даже заботиться так, как сам бы того хотел. Вместо этого, вам лучше спросить себя: «Готова ли я посвятить себя тому, чтобы поддерживать его, помогать ему в его целях, быть радостной от его успехов?»

Мужчина, думая о создании семьи должен думать не о том:

  • Будет ли всегда она радовать меня своей красотой, лаской, поддержкой, уважением и заботой так, как этого хочет Бог?

  • Так как этого хочу я?

  • Ну хотя бы так, как она сама бы этого хотела?

Ответ очевиден: «нет», она не сможет. Вместо этого мужчина должен задать себе вопрос: «люблю ли я её настолько сильно, что хочу больше всего сделать её счастливой, заботясь о её душе, защищая её от её страхов и переживаний, наступая на горло своей гордости, жертвуя своим удобством, своими интересами?»

Когда я консультирую молодые пары перед свадьбой, я всегда показываю им эту модель отношений. Не все мне это говорят, но в глазах некоторых я читаю: «Всё это неплохие советы, пастор. Но у нас всё будет хорошо и без этого. Мы настолько сильно любим друг друга, что это не про нас». И вот, когда проходит несколько лет супружеской жизни, муж вдруг обнаруживает, что, оказывается секс не является достаточной компенсацией за все остальные сложности отношений. И жена вдруг понимает, что хороший заработок, квартира и бытовая техника тоже не является достаточной компенсацией за другие проблемы.

Потому что плоть плоть можно насытить, а душа требует большего, чем приятные ощущения ниже пояса, набитый желудок, модная вещь или хорошие жилищные условия. Душа нуждается в любви. И вот тогда, семья вдогонку начинает учиться любить по-настоящему, да и то, если хватит мужества, решимости и веры.

Человеческий брак — это либо торг, в котором супруги торгуются друг с другом за свои права. Либо это война, где они пытаются одолеть друг друга и захватить как можно больше контроля. Либо это рабство, в котором более сильный сломил другого и тащит на аркане. Но Божий брак — это союз, в котором мужчина и женщина сливаются в одну жизнь, ища пользы другого больше, чем собственной.

Мужья – Как Христос возлюбил Церковь.

Для мужей примером своего отношения к жене является то, как Христос относится к церкви. Больше всего муж должен заботиться о духовном благополучии своей жены. Конечно, обеспечивать семью необходимо. Конечно, зарабатывать на жильё, еду, одежду, обучение детей — это часть мужской ответственности. Но свести роль мужа в семье только к снабженцу, который приходит домой, и говорит всем: «я устал, отстаньте от меня. Вот вам продукты и деньги. Теперь моё время» – это совершенно не то, чему учит Библия мужей.

Христос возлюбил Церковь, отдал Себя за Неё, чтобы:

  • освятить её — сделать её святой.

  • Представить её славной — сделать её красивой, как невестой в фате.

  • Не имеющей ни пятна и порока — избавить от греха

  • Чтобы она была свята и непорочна — сделать идеалом чистоты.

Если Христос — идеальный пример для мужа, то почему церковь находится в нужде? Почему она страдает от гонений? Почему у неё нет всего, чего бы ей хотелось? Неужели Христос не способен позаботиться? Он ведь Всемогущий Господь.

Потому что Христа в первую очередь волнует наша душа. Он даёт нам только то, что служит нашему вечному духовному благу. Он не приносит нам всё по первому желанию. Он не даёт нам то, что разрушит нас или сделает хуже. Его не выводят из Себя наши жалобы и нытьё, наши обиды и ропот, недовольство и непонимание. Он любит Свою Церковь как Невесту. На что Он готов ради Неё?

Христос не просто был готов на неудобства — Он пошёл на смерть ради Неё. Мужчины, до какой степени мы готовы на самопожертвование ради своих жён? Где тот порог нашего эго, когда мы начинаем заявлять о своих правах? Когда семья перестаёт быть местом благодати, которую мы радостно передаём и становится полем борьбы на свои желания?

Христос возлюбил и предал Себя за неё, чтобы она была свята. Цена этого освящения — жизнь. Сперва происходит смерть моего эго, а потом — освящение жены. Это не означает рабство прихотям тех, кому ты служишь. Кто посмеет заявить, что Христос перестал быть лидером, когда пошёл на крест? Как раз тогда и проявилась величайшая сила Его любви.

Отдать себя ради блага своей жены не означает то, что я стану безропотно следовать любому желанию. Но это означает:

  • Первым начать разговор о примирении, когда ты оскорблён.

  • Выключить телевизор и побыть с ней.

  • Встать ночью к младенцу, который орёт, чтобы она не проснулась.

  • Выпытать у неё мечты, о которых она молчит и помочь ей воплотить их.

  • Продолжать важный для неё разговор, даже когда тебя валит в сон.

  • Заботиться о красоте её души не тогда, когда тебе это неудобно.

Жена — почитать так, как Церковь чтит Христа.

Обращаясь к жёнам, Бог учит их выражать свою любовь в уважении мужу. И опять, если бы не пример Христа и Церкви, слова «повиноваться» и «бояться» больше отталкивают, чем привлекают. Представьте, что жених предлагает руку и сердце словами: «Выходи за меня. Мы будем жить вместе. Ты будешь бояться меня и повиноваться. Будет здорово!»

Но портрет отношений Христа и Церкви проливает свет на картину взаимоотношений мужа и жены. Позвольте сперва сказать, что не означают эти слова. Повиноваться — не означает:

– не иметь своего мнения.

– никогда не выражать своей позиции, отличающейся от мужа.

– всегда выполнять любое желание мужа.

– быть ниже мужа по уровню интеллекта, духовности, способностей или талантов.

– не иметь права исправлять своего мужа.

Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие. Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной *красоте* кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха.

I Петра 3:1-6

Сарра, жена патриарха Авраама поставлена в пример верующим жёнам. Но если вы прочитаете о характере и поступках Сарры в Библии, вы не увидите там портрет безмолвной, безвольной рабыни. Сарра обладала сильным характером. Иногда она ставила Аврааму ультиматумы. Иногда она брала инициативу в свои руки. Иногда открыто проявляла неверие. Иногда пыталась решить проблему жёстко.

Почему же она поставлена в пример? Потому что она никогда не бросала Авраама, как бы сложно это ни было. Как бы ни ошибался Авраам. Как бы он не проявлял слабость и неверие. Она всегда была ему верной опорой. Все её стремления были в том, чтобы помочь своему мужу в выполнении своего предназначения.

Бывали времена, когда Авраам бросал её на произвол. Я не представляю, что чувствовала Сарра как женщина, когда он толкал её в гарем царю. Как она возвращалась после того к нему? Как он смотрел ей в глаза? Как она могла продолжать считать его мужчиной? Но она возвращалась и говорила: «ты — мой мужчина! Ты продолжаешь для меня быть лидером, который ведёт нашу семью.»

Если муж и жена становятся одной плотью — то они должны равно заботиться о супруге, как о своём теле. И муж, и жена. И здесь проиллюстрирована истина из Бытие. Ни один нормально мыслящий человек не будет делать самому себе больно. Причиняя вред супругу вы причиняете боль себе. Если у вас болит нога, начните бить злости ногой по столбу. Кому бы делаете больно? Себе. Если ваши пальцы не справляются с поставленной задачей, разве вы начинаете колотить по ним тяжёлым предметом?

Мужчины, когда мы грубы, чёрствы, невнимательны, эгоистичны по отношению к своим жёнам, мы причиняем боль себе. Жёны, когда вы высмеиваете, оскорбляете, унижаете своего мужчину, обсуждаете его с другими женщинами, вы раните себя саму.

Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Стать одной плотью — означает соединить свои цели, интересы, жизненные позиции, правила. Стать самым близким в мире человеком, быть всегда на одной стороне.

Павел на чуточку приоткрывает великую тайну взаимоотношений Христа и Церкви. Он описывает Божий народ теми же словами, которыми Бытие описало Еву. Плоть от плоти, кость от костей. Оставит отца и прилепится. Как это применимо к Христу и церкви? Кто кого должен оставить? Как прилепиться? Что это за новая семья? Павел говорит: это тайна! Я не могу об этом говорить. И, как будто выныривая из глубины, апостол возвращает нас к реалиям нашей жизни, подводит итог:

Так мужья, любите своих жён. Жёны, уважайте своих мужчин. У нас есть прекрасный пример.

Скачать проповедь в mp3