Моисей и горящий куст. Призвание Моисея

Главная / Исход / Моисей и горящий куст. Призвание Моисея
Моисей и горящий куст. Призвание Моисея

Введение

Одним из важных событий в искупительной истории Божьего народа был исход из Египта. Кроме исхода, значимым событием в истории человечества будет явление характера и славы Бога человеку – Моисею. За долгое время молчания Господа, Он явит себя как Бога верного Своему завету с Авраамом, Исааком и Иаковым, который по суверенной и благой воле начал отношения со Своим народом. И второе, это Бог, самосуществующий и не требующий абсолютно ничего для того, чтобы быть тем, Кто он есть и делать то, что Он делает. Это суверенный и превосходный (трансцендентный) Бог.

В истории искупления Моисей вывел избранный народ Бога из рабства и был посредником между Богом и народом в их заветных отношениях. Моисей получил закон в виде 10 заповедей от Бога. Без Моисея не было бы исхода, избавления от рабства. Без Моисея не функционировала бы западная система юриспруденции, которая зародилась в римской праве, потом в Англии и далее в западном мире. Заповедь не убей, не кради, не произноси ложного свидетельства легли в основу гражданских и правовых отношений между людьми. Сам принцип, что все равны перед законом, происходит из декалога. Вопросы этики и морали человеческих отношений, пусть не в абсолютном смысле, решаются на основе заповедей, которые мы читаем в книге Исход.

Роль Моисея в Божьей истории искупления важна для нас потому, что указывает на посредника между Богом и Его избранными ко спасению людьми – Иисусом Христом. Моисей был пророком и законодателем, также как и Христос. Иисуса считали за Божьего пророка (Мф. 21:46) и Он  давал повеления для своих учеников, которые необходимо выполнять (Иоанна 13:34, 15:12,17, Галатам 6:2). Моисей был посредником в заветных отношениях между израильтянами и Богом (Исход 34:27, Деяния 7:44), как и Христос стал посредником между грешным человеком и Богом (Луки 22:20, Евреям 9:15). Моисей и Христос родились в опасное время и оба избежали смерти от царя (Исх. 1:22 и Мф. 2:16-18). Христос, как и Моисей, имел связь с Египтом (Исх. 2:1-4 и Мф. 2:13-14). Моисей был усыновленным сыном фараона (Исх. 2:10) и Иисус Сын Всевышнего, Бога Отца (Луки. 1:32). Моисей был пастухом на протяжении 40 лет (Исх. 3:1) и Иисус в Новом завете зовется добрым пастырем (Иоанна 10:11, 14). Одна из характеристик, которую Писание дает Христу и Моисею это кротость (Числа 12:3 и Мф. 11:29).

С помощью великой Божьей силы Моисей вывел Израильтян из египетского плена. Иисус с еще большей силой и могуществом вывел избранных Своих из рабства греха. Моисей предстал перед фараоном со словами «отпусти мой народ» (Исх. 5:1). Христос пришел, чтобы «исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу» (Луки. 4:18). «потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти» (Рим. 8:2).

Моисей, как и Христос ходатайствовал за свой народ. Когда Израиль грешил, Моисей всегда стоял перед Богом от лица народа и просил Господа о прощении. Во время идолопоклонства народа золотому тельцу Моисей дважды представал перед Господом (Исх. 32:11-13, 30-32), как и в других случаях, где это было необходимо (Чис. 11:2, 12:13). Ходатайство Моисея было временным, но нашего Господа и Спасителя вечное. 1 Иоанна 2:1 «если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, праведника», Иисус «всегда жив, чтобы ходатайствовать» за нас (Евр. 7:25) и «Он одесную Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим. 8:34).

Моисей не только ходатайствовал за свой народ, но и был готов умереть за него. В Исх. 32:32 Моисей предлагает свою жизнь в обмен на жизнь грешников. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», сказал Иисус (Ин. 15:13) и Он доказал свою любовь, когда «положил за нас душу Свою» (1 Иоанна 3:16). За избранных ко спасению людей, за Свою церковь.

Но Моисей не родился таким человеком. Он и не стал таковым до 80 лет. В истории встречи Моисея с Сущим Богом в горящем кусте мы узнаем, как Господь по суверенной воле и провидению формировал и готовил Своего слугу к величайшему событию в искупительной истории человечества – заключению завета между праведным, святым Богом и грешным человеком.

Появление Израильтян в Египте

В начале книги Исход мы наблюдаем как по Божьему провидению и воле родился на свет Моисей. Возвращаясь в заключительные главы книги Бытие, несмотря на неприятности и трудности, с которыми пришлось столкнуться Иосифу во время рабства в Египте, он всегда видел суверенную волю Господа в каждом событии своей жизни. В ответ на страх и переживание братьев о мести за предательство, он сказал:

Бытие 50:20 «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро».

Тема Божьего провидения продолжается в событиях, описанных в книге Исход. Как братья Иосифа искали его погубить, так и фараон хотел истребить всех еврейский новорожденных мальчиков. Вместо этого Бог использовал это зло чтобы в последствие поселить Своего слугу Моисея в доме фараона для научения всей мудрости Египетской (Деяния 7:22). Мы рассмотрим историю посредника Ветхого завета между Богом и Израилем – Моисея, его первую встречу с Господом и исторический контекст, в котором это произошло.

Исход 1:8 И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа.

Книга Бытие завершается на том, что Иосиф стал премьер министром Египта. Во время семи лет голода он пригласил своего отца и братьев переехать в землю Гесем. В то время это были плодородные земли Египта и между Нилом и Красным морем в северо-восточной стороне Египта. Земля предоставляла израильскому народу богатую почву для земледелия и выпаса скота. За время 400 лет пребывания в этой земле популяция израильтян выросла в геометрической прогрессии, и они составили едва ли не большую часть населения Египта.

Фараон был распложен к Иосифу и его семье. В начале книги Исход мы читаем, что эти времена прошли. Это означало серьезные изменения в отношениях между израильскими иммигрантами и текущей властью Египта.

Репрессия израильтян

Исх. 1:9-10 9. и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас [скорее всего преувеличение, но фараон видел в этом опасность]; 10 перехитрим же его, чтобы он не размножался; иначе, когда случится война, соединится и он с нашими неприятелями, и вооружится против нас, и выйдет из земли [нашей].

С одной стороны, он не хотел отпускать народ, потому что от него зависела экономика страны – дешевая рабочая сила. С другой стороны он боялся, что они размножатся и в случае войны присоединятся к врагам Египта. По этой причине он решает их оставить, но сделать их слабыми. В чем заключалась хитрость фараона:

Исх. 1:11 И поставили над ним начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. 12 Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых [эффект оказался обратным]. 13 И потому Египтяне с жестокостью принуждали сынов Израилевых к работам 14 и делали жизнь их горькою от тяжкой работы над глиною и кирпичами и от всякой работы полевой, от всякой работы, к которой принуждали их с жестокостью.

Изнурительная работа вряд ли побудила израильтян к восстанию. Основная рабочая сила – это мужчины, которые выдыхались на рабском труде и продолжительность их жизни была не высока. К удивлению фараона и его окружения эта мера дала обратный эффект – израильский народ еще больше размножался и возрастал.

В то время страх фараона перед Израилем достиг такой степени, что он повелел истреблять еврейских новорожденных мальчиков. Похожие действия мы наблюдаем в Евангелии, когда Ирод из-за угрозы появления нового царя приказал истреблять всех младенцев мужского пола.

Исх. 1:15 Царь Египетский повелел повивальным бабкам Евреянок, из коих одной имя Шифра, а другой Фуа, 16 и сказал: когда вы будете повивать у Евреянок, то наблюдайте при родах: если будет сын, то умерщвляйте его, а если дочь, то пусть живет.17 Но повивальные бабки боялись Бога и не делали так, как говорил им царь Египетский, и оставляли детей в живых.

Можно представить, какой страх имели эти женщины перед фараоном, самым могущественным царем на Востоке. Но, писание говорит, что Бога они боялись больше, и потому не повиновались приказу своего фараона.

Исх.1:18 Царь Египетский призвал повивальных бабок и сказал им: для чего вы делаете такое дело, что оставляете детей в живых? 19 Повивальные бабки сказали фараону: Еврейские женщины не так, как Египетские; они здоровы, ибо прежде нежели придет к ним повивальная бабка, они уже рождают. 20 За сие Бог делал добро повивальным бабкам, а народ умножался и весьма усиливался.

За храбрость повивальных бабок Бог благословлял народ, и он умножался. Результат не принес фараону спокойствия, и он приказал бросать в реку всех мальчиков. Так или иначе, он хотел достичь своей цели.

Исх. 1:21 И так как повивальные бабки боялись Бога, то Он устроял домы их. 22 Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного [у Евреев] сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых.

Рождение Моисея

Исх. 2:1-4 Некто из племени Левиина пошел и взял себе жену из того же племени. 2 Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; 3 но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила ее асфальтом и смолою и, положив в нее младенца, поставила в тростнике у берега реки, 4 а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.

Как можно умело скрыть грудного младенца не на пару дней, а три месяца от убийцы? Младенца, который постоянно кричит, хочет кушать и требует внимания. Мать решает отдать его на милость Бога и Его провидение – она делает корзину и пускает своего ребенка по реке. Возможно, она думала «я больше не в состоянии обеспечивать безопасность своего ребенка. Я хочу доверить его в руки Бога, Который может защитить его». Она не отправляет его по р. Нил, но спускает его у берега реки в тростнике, чтобы за ним наблюдать. Может кто-нибудь придет и спасет ребенка.

5 И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы ее ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять ее. 6 Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет; и сжалилась над ним и сказала: это из Еврейских детей.

И действительно, кто-то пришел к реке. Но явно не за тем, чтобы найти еврейского младенца. Это дочь фараона, которая пришла искупаться в реке. Представьте реакцию сестры, которая увидела, как ее брата заметила дочь царя, приказавшего всех детей истреблять. Дочь фараона видит, как в воде находится корзинка с трехмесячным ребенком. Она увидела, как младенец плачет, и сжалилась над ним. Она не сдала его властям, как приказывал ее отец. Но взяла его на руки и хотела утешить, потому что сжалилась над ним. Он не знала 10 заповедей, не знала что в ее руках посредник между Богом и Израилем. Она женщина, которая чувствует жалость к ребенку.

7 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? 8 Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. 9 Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. 10 И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у нее вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.

Возьми этого ребенка и корми его. Я тебе заплачу и потом его усыновлю. За своего же ребенка мать получает плату за кормление (неплохой исход событий).

Это история о Моисея, извлеченном из воды за 80 лет до того дня, когда он встретит Господа в образе горящего куста.

Горящий куст

Исход 2:11 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. 12 Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. 13 И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? 14 А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле. 15 И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона

Пока Моисей рос, он воспитывался как принц и получал самое лучшее образование, доступное на тот момент в мире. События в начале книги имеют место около 1550 году до НЭ. В то время Египет владел знаниями в математике (строительство пирамид), медицине (бальзамирование, анатомия, хирургические операции), искусстве, литературе, строительстве судов. В этом также прослеживается Божье провидение для его подготовки к исходу.

Однажды Моисей заметил, как Египтянин бьет еврея, и в попытке защитить его убивает Египтянина. В другой день, когда он вышел в город, два еврея ссорились и увидев его испугались. Они увидели не только, что он убил, но и где спрятал тело. Новость дошла до фараона, и Моисей вынужден спасаться.

Писание не дает деталей того происшествия – почему случился конфликт, был ли он жесток и кто первый начал нападать – египтянин на Моисея, и тот в самозащите его убил или наоборот. Возможно «посмотрев туда и сюда» он искал помощи, чтобы прекратить избиение, а не планировал убийство с целью сокрыть преступление.

Защита еврея показывает сострадание, любовь к своему народу и стремление Моисея к справедливости, которое зашло слишком далеко. Стефан, в своей речи перед синедрионом скажет «он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; он они не поняли» (Деяние 7:25). Из этого инцидента мы узнаем, что Моисей вовсе не отличался кротостью, спокойным характером и был быстр на принятие решений. Хотел ли Бог спасти свой народ? Да. Хотел ли Бог использовать Моисея как инструмент Своего спасения? Да. Моисей, в не зависимости от того, понимал ли он свою роль в освобождении Израиля или нет, действовал в спешке и импульсивно. Он действовал во время, которое посчитал нужным, но не Бог, и действовал своей силой, а не Божьей. Как результат, в другой день, когда он вышел к своему народу, они не поняли его и испугались. Попытка самостоятельно и в удобное для себя время сделать доброе дело увенчалось провалом – убийство человека, неприязнь со стороны своих братьев.

В какой-то мере эта история иллюстрирует нас и наше горячее стремление к самоуверенности. Есть выражение «поверил в себя». С таким лозунгом на нашем флаге мы часто начинаем делать Божье дело своими силами, своей уверенностью, харизмой, влиянием, знаниями, успехами, но не Божьей силой и благодатью.

Евр. 13:20-21 Бог же мира, воздвуигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, 2 1да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава вовеки веков».

 Автор послания ободряет читателей, что Бог «усовершит» или «снарядит» верующих всем необходимым для исполнения Его воли. Учитывая характер Бога в ст. 20 мы можем быть уверенными в том, что Бог непременно снабдит Своих избранных всеми благословениями, которые им нужны. В Послании к Евреям 13:21 объясняется, что Бог не только снаряжает, но и  работает в нас, чтобы произвести то, что Ему угодно. Добрые дела, которые мы производим, являются нашими делами, совершенными Божьей благодатью.

В последствие Моисей поймет, что поступил неправильно. В псалме 89:17, молитва Моисея, он скажет «и да будет благоволение Господа Бога нашего на нас, и в деле рук наших споспешествуй нам».  В тот момент Господь не использует его, а ждет еще сорок лет.

Исх. 2:15 …и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя. 16 У священника Мадиамского [было] семь дочерей. Они пришли, начерпали [воды] и наполнили корыта, чтобы напоить овец отца своего. 17 И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.

Он бежит в землю Мадиамскую, где защитил дочерей местного священника от пастухов. Споры или войны за обладание водой в пустыне были обычным явлением для того времени. У Мадиамского священника было 7 дочерей, которые пошли к колодцу, чтобы напоить овец. В это же время пришли мужчины пастухи, пододвинули девушек и стали поить своих овец. Моисей заступился за девушек. В этих эпизодах, мы замечаем, что у Моисея горячее сердце, которое ищет справедливости. У него нет терпения к несправедливости. Мы не знаем, какой физической силой обладал Моисей, но судя по всему он был не из робкого десятка, человеком с железной хваткой.

18 И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня? 19 Они сказали: какой-то Египтянин защитил нас от пастухов, и даже начерпал нам воды и напоил овец. 20 Он сказал дочерям своим: где же он? зачем вы его оставили? позовите его, и пусть он ест хлеб. 21 Моисею понравилось жить у сего человека; и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. 22 Она родила сына, и [Моисей] нарек ему имя: Гирсам, потому что, говорил он, я стал пришельцем в чужой земле.

По провидению Бога Моисей снова находим семью в земле Мадиамской. Он женится на Сепфоре и у них рождается сын Гирсам. Моисей находит свой новый дом. Как пришелец в чужой земле.

23 Спустя долгое время, умер царь Египетский. И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшел к Богу. 

На этот момент Моисею уже 40 лет. Он больше не тот молодой человек, который бежал из Египта. Но израильтяне, которые были в Египте все это время все еще оставались рабами. Вопль, крики, невыносимый труд. Их вопль услышал Господь. Это первое упоминание того, где мы читаем, что Бог услышал вопль своего народа. В этот момент, Господь выбирает Моисея для запуска плана освобождения.

24 И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. 25 И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог. 

Обещание, которое дал Господь Аврааму, Исааку и Иакову, что через них будет благословлены все народы на земле. Но сейчас, они вопиют. И Господь обращает на них внимание. Это означает, что пришло время исполнения завета. Он «вспомнил завет» в смысле, что сейчас наступил момент, когда все события способствуют его исполнению и это время определено Богом и его суверенной волей.  Слово «вспомнил», также как и «Господь раскаялся» использованы для нашего, человеческого, понимания действий Бога. В богословии это называет «антропоморфизм». Бог никогда и ничего не забывает, как и не раскаивается в своих действиях. В данном тексте «вспомнил» относится не к умственной деятельности, но к действию, которое предпринято.

Моисею исполняется 80 лет. Последние 40 лет он занимается тем, что пасет овец своего тестя. Он брал стадо и ходил с ним в поисках воды и пищи по пустыне. Все эти годы он учился быть пастырем. Все эти годы он жил уже далеко без привилегий царского дворца.

На четвертом курсе я поехал в США по программе обмена. Мне помогли найти работу в маленько городе на печатной фабрике. Я работал 3 дня в неделю по 12 часов в смене. В мои обязанности входило сбор на специальном станке глав книг, которые выходили из-под печатного станка. Длиной около полутора метров я их сжимал деревянными пластинами с двух сторон, обтягивал шпагатом, складывал на паллет и отправлял в следующий цех. И так 12 часов с перерывом на обед в один час. Кто-то работал в этой должности 20 и 30 лет и уходил на пенсию. Нескончаемая рутина. За 4 месяца работы я изрядно подустал.

Похоже, что Моисей не жаловался на свою работу. Ему было необходимо время, чтобы научиться быть кротким и смиренным перед Богом. В течение его жизни в пустыне, в земле Мадиамской, он учится простой жизни пастуха, мужа и отца. Бог помещает когда-то вспыльчивого и импульсивного человека в пустыню для формирования Себе доброго и сильного служителя. Моисей остался без своей политической карьеры, удобств, друзей и привычного образа жизни. Вместо этого, как сказал Иаков Лавану в Бытие 31:40 «Я томился днем от жара, а ночью от стужи и сон мой убегал от глаз моих».

Если представить жизнь верующего человека как путешествие в небесное царство, то каждый христианин проходит через пустыню. Бывает так, что мы теряем работу, друзей, здоровье, отношения с любимыми. Переживаем смерть близких людей, видим и сами переживаем физические и духовные страдания, лишения. В какой-то момент мы задаемся вопросом: «А все ли верующим во имя Его содействует ко благу?» (Рим. 8:28). Я христианин, стараюсь жить праведной и благочестивой жизнью для Христа и Его царства, а не просто «сезонный христианин». Для какой цели Небесный Отец ведет меня через пустыню, где, очевидно, нет Его присутствия, только камни и пыль?

Пустыня заставляет оставить все лишнее. Оказавшись в жаре днем, и в холоде ночью, главной заботой будет вода и защита от солнечного удара и окоченения. Обыденный образ жизни с привычками, вещами, удобствами, развлечениями и хобби здесь не помогут. Чтобы выжить, необходимо двигаться только с тем набором вещей, который действительно поможет выжить и не будет тормозить нас в дороге. Мы живем в культуре, в том числе в христианской среде, где всеми возможными способами  убеждают избегать испытаний и даже в церкви порой воспринимать их как не от Господа. Но Писание многократно утверждает, что Бог испытывает своих детей для духовного роста и укрепления в вере. Оказавшись в пустыне, я понимаю, что кроме Господа, здесь никого больше нет. Кроме Его милости и благодати для моей жизни мне больше не на что рассчитывать. И фляжка с водой, которая у меня в руке это Его великая милость в этом непростом пути. Но ясно и неизменно одно – я иду вместе с Господом, и Он ведет меня как добрый пастырь, попутно укрепляя мою веру и формируя сердце.

1 Петра 1:7 «Дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа».

Жан Кальвин пишет: «Ведь если золото, будучи тленным металлом, столь ценно для нас, что мы желаем испытать его огнем, дабы оно подтвердило тем самым свою ценность, что удивительного, если Бог ту же испытанность требует от нашей веры, учитывая, сколь превосходна она в Его глазах? Поскольку в нас еще пребывают остатки неверия, когда в божественной печи нас закаляют разные скорби, вера наша очищается от примесей, становясь чистой и блестящей в глазах Божиих»

Так в Мадиамской пустыне Моисей подготавливался к встрече с суверенным триединым Богом и его планом в искупительной истории для Моисея, Израильского народа и всего человечества.

Исх. 3:1 Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву. 2 И явился ему Ангел Господень в пламени огня из среды тернового куста. И увидел он, что терновый куст горит огнем, но куст не сгорает. 3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает.

 За свои 40 лет в пустыне он никогда не видел, чтобы куст горел, но не сгорал. И Моисею становится интересно. Он решает пойти и посмотреть, почему куст горит, но не сгорает.

4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей!

Моисей из любопытства подходит к кусту и неожиданно слышит голос, обращающийся к нему по имени. Имя повторено два раза, что говорит о личном обращении.

Он сказал: вот я! 5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая. 6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога  7 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его 8 и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев. 9 И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. 10 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых.

 Бог привлекает внимание Моисея горящим кустом. И Моисей идет навстречу. Обратите внимание, что как только Моисей пошел к кусту, Бог обратился к нему по имени! Что вы делаете, когда Господь привлекает ваше внимание? Может это служение в церкви или помощь ближнему? Дух Святой побуждает вас к действию, и вы уже повернулись в нужную сторону. Но вдруг решили попятиться назад. Кто-нибудь другой займется этим делом, поможет нуждающемуся, помолится за гонимых и страдающих, или вынесет мусор в церкви. Очень страшно, оказаться в пустыне в дороге, услышать голос Господа и остаться безразличными. Пустыня поглотит вас. Придется блуждать дальше или вернуться назад так и не узнав, что дальше за горящим кустом, под другую сторону камней и песка.

11 Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых?

И здесь у Моисея появляются вопросы к Богу. Первый – кто я? Кто я чтобы мне выводить народ из-под рабства Египтян? Одно дело защитить дочерей моего тестя от пастухов. Или справиться с одним Египтянином, который бил еврея. Но как я могу пойти к фараону и просить его отпустить народ?!

12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе. 13 И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они скажут мне: как Ему имя? Что сказать мне им? 14 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. 15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Мое на веки, и памятование о Мне из рода в род.

 Господь милостиво отвечает на вопрос Моисея. «Не важно кто ты, Моисей. Важно кто Я и как Я, Господь, являю Свою силу и избавление Своему народу через тебя!»

Моисей, откровенно говоря сомневается в выборе своей кандидатуры. Мы довольно часто, я точно, поступаю таким же образом, когда понимаю, что Господь призывает к чему-то трудному, но очень несложному по сравнению с задачей Моисея. Еще не поразмыслив о призвании, я уже начинаю ныть. Чем-то напоминает историю из «Братства кольца» Дж. Р. Р. Толкина, когда Фродо жалуется Гендальфу «Я не готов к опасному заданию. Я хотел бы никогда не видеть это кольцо! Почему оно оказалось у меня?! Почему я выбран?»

Мы задаем Богу такой же вопрос. Мы чувствуем слабость и недостойность. Так и есть, мы не достойны и слабы. Но речь то не о нас, а о Господе и Его желании использовать нас для Своей славы, Его силе в нашей немощи и Его превосходства в нашей ограниченности. Вопрос должен звучать так – будет ли в моей жизни горящий куст и отвечу ли я с верой на призыв Господа?

Господь, призывая нас к служению, снаряжает нас всем необходимым для этого служения. Иногда Он действует напрямую через духовные дары. Иногда дает возможность учиться и приобретать знания. Какие возможности открыты для вас сегодня? Не упускаете ли вы время, которое отвел Господь, на вещи и увлечения, которые в огне отвалятся, а золото так и не обнаружится. Кроме церковных служений, есть отличные пособия для изучения Писания, семинары, книги, которые не требуют высшей богословской школы. Избыток таких ресурсов — это еще одна экипировка от Небесного Отца, дарованная Его благодатью.

В заключении истории встречи Моисея с Господом вспоминаются слова, которые спустя много лет скажет еще один верный Божий Слуга – пророк Исаия:

Ис. 40:28 Разве ты не знаешь? Разве ты не слышал, что вечный Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? Разум Его не исследим. 29 Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. 30 Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, 31 а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся. 

Устаем ли мы  – Он дает силу. Проходим пустыню в нашей жизни и изнемогаем – Он укрепляет ноги и дух. Чувствуем, что наши силы на пределе и мы готовы упасть – Господь обновляет Своей безграничной силой. Боимся откликнуться на Божий призыв и потерпеть провал – Бог обещает поддержку, ободрение и наставление. Где Господь призывает к Себе, там всегда является Его сила в нашей слабости, и Его слава в нашей кротости.