Куда смотрел Бог?..

Главная / Бытие / Куда смотрел Бог?..

Ровно неделя прошла с того момента, когда мы стали свидетелями страшной трагедии в Кемерово, унёсшей десятки человеческих жизней, большинство из которых были дети. Нас всегда расстраивает гибель людей. Но когда погибают дети, да ещё и по вине взрослых — вот тогда в нас закипает возмущение. Мы негодуем на людскую глупость, порочность системы, безответственность тех, кто должен был предотвратить трагедию. И все без исключения задаются вопросом: «почему так происходит?»

Материалист объяснит трагедию «роковым стечением обстоятельств», ведь он не признаёт наличие Бога и Его воли. Приверженцы дуалистических религий объяснят трагедию злой волей тёмной силы, против которой светлая ничего не могла сделать. Но для христианина возникает проблема. Ведь христианство утверждает, что всё в этом мире происходит по воле Всемогущего Бога. С другой стороны, Библия утверждает, что Бог абсолютно добр и не имеет ничего общего со злом. Если это так, тогда почему в мире происходит зло? Почему гибнут дети? Как Он мог допустить такое? Неужели Он не мог предотвратить эту трагедию? А если мог, то почему не предотвратил? Куда смотрел Бог?

С подобными вопросами люди обращались к Иисусу. Мы читаем в Евангелии от Луки:

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Лука 13:1-5

Люди не просто так рассказали Христу о трагедии. У них были вопросы, которыми они мучились, но не могли задать вслух. Ужасная смерть настигла тех, кто пришёл поклониться и принести жертвы. Ни священный праздник, ни святое место не защитили их от кощунства Пилата, который осквернил и поклонение, и жертву людей. Солдаты устроили месиво, сделав винегрет из людей и животных прямо в храме. Эти люди не были злодеями или нечестивцами. Это были религиозные паломники, которые не заслужили такой смерти. Всё это никак не могло уложиться в голове людей, поэтому единственное объяснение, которое они могли допустить — это то, что это была Божья кара за какие-то грехи. Но Иисус опровергает их домыслы. «Вы думаете, что это произошло с ними потому, что они грешнее других? – Нет!» Затем Иисус приводит ещё одну трагедию, в которой беда пришла не от злой воли людей, а от упавшей башни. «Башня раздавила тех людей не потому, что они были хуже других!»

Когда происходят подобные трагедии, я иногда слышу такие разговоры: «А среди погибших были христиане? Нет! Как Бог хранит Своих детей». Тогда мне хочется сказать: «Послушайте, христиане также погибают в авариях, попадают под снаряды, умирают в эпидемиях. И это не значит что Бог не хранит их!»

Вместо того, чтобы начать оправдывать Бога, Иисус обращается с шокирующим заявлением. Вопрос не в том, почему там оказались те люди. Вопрос в том, почему там не оказались вы. Когда вы говорите «это случилось с ни в чём не повинными людьми», вы неправы. Да, возможно, они не были виноватыми перед Пилатом. Но нет ни одного человека, который был бы ни в чём не повинен перед Богом. Если вы не покаетесь, вы также погибнете. Такие трагедии должны встряхнуть каждого и заставить задуматься о своей смерти. Готов ли я к встрече с Богом? Моя жизнь слишком хрупкая, она может прекратиться в любой момент. Как я встречу её? Как начало суда Божьего или как дверь в вечное счастье? И если вы не можете утвердительно ответит на второй вопрос, я призываю вас сейчас склониться перед Богом и принять Его спасение. Не уйдите сегодня отсюда, не примирившись с Богом.

Но как быть с теми, чьи страдания и горе несоизмеримы с их виной? Как быть с детьми? Как быть с теми, о которых Сам Христос сказал: «Это вообще не за грехи, а для того, чтобы на них Бог явил Свою славу».

И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но *это* *для* *того,* чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим. Иоанна 9:1-7

Так значит этот бедняга родился слепым для того, чтобы однажды Бог показал на нём Своё величие, милость, сострадание и прощение? Не слишком ли жестоко? А как насчёт Иова, который пострадал, потому что на небе было заключено пари? Если вы думающий человек, и вы честно подходите к своей вере, вы не можете обойти такие сложные вопросы. Вопрос существования зла временами мучит нас. И, даже если мы согласимся, что вошло в нашу жизнь по причине неправильного выбора Человека, нам не становится легче, когда мы задумываемся о происхождении зла. Откуда оно появилось вообще? Почему Бог позволил злу свершиться? Почему Он допустил его? Куда смотрел Бог?

В дуалистических представлениях добро и зло существует вечно, и между ними идёт непрерывная борьба. Но в христианском учении, зло не является вечным – у него есть начало. В Бытие 3:1 мы встречаем змея — олицетворение зла. В 1 Иоанна 3:8 сказано:

Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.

В связи с этим возникает проблема, бросающая тень на личность Бога. Как мог Всемогущий и одновременно Благой Бог допустить, чтобы зло вошло в этот мир. Либо Бог не Всемогущий, потому что ничего не смог сделать, чтобы не допустить зло. Либо Он не добрый Бог, так как зло входило в Его планы, следовательно, угодно Ему.

Противники Библии называют проблему зла «ахиллесовой пятой» христианства. На основании этого противоречия они обвиняют христианство в непоследовательности. Попытка решить проблему зла в богословии получила название теодицея. Этот термин происходит от двух греческих слов theos («Бог») и dike («справедливость»). Своей задачей теодицея ставит оправдать действия Бога, Таким образом, теодицея призвана доказать, что Бог справедлив, всемогущ и добр несмотря на существование зла.

Большинство богословов сходятся во мнении, что проблема зла является проблемой логичности. В этом кроется слабость теодицеи, так как она актуальна только для тех кто принимает всемогущество Бога как Его способность делать только то, что логично для нас. Мы судим своими логическими категориями, пытаясь описать и оправдать Бога своим разумом. То, что не вмещается в системность человеческой логики, обычно отвергается. Нелогичность приравнивается к неправильности. Логично? На самом ли деле это так? Конечно, логика помогает нам систематизировать свои знания, вести полемику и аргументировать свои утверждения. С помощью логики можно познавать Бога, но только до определённой степени, так как Бог не всегда вписывается в законы человеческой логики.

Попытки описать Бога логически похожи на попытку отразить сложную трёхмерную фигуру на плоскости. Вы всегда сможете отразить верно только часть фигуры в ущерб её другим частям. Точно также и богословские системы делают акцент на одних концепциях в ущерб другим не менее важным. В истории церкви богословы уже сталкивались с подобными парадоксами. Попытки логически объяснить Троицу или личность Иисуса Христа приводили к ереси. Осознав, что доктрина Троицы не поддаётся полному логическому описанию, церковь решила принять её верой несмотря на видимые противоречия. До сих ни одному богослову не удалось решить парадокс теодицеи. Похоже, что проблема возникновения зла так и останется тайной, скрытой от нашего понимания. Но, исследуя Писание, мы можем увидеть, как Бог пользуется злом во благо. Мне хочется предложить 4 причины, по которым зло имеет место в провидении Божьем.

Но, прежде чем мы приступим к ним, нужно сделать весьма важное предупреждение. Наши определения того, что такое «добро» и что такое «зло» отличаются от Божьих. Когда мы решаем, что правильно или неправильно за Бога, мы пытаемся судить Бога. Это заведомо проигрышный вариант. У нас сбита шкала. Однажды я услышал историю про одного оконного мастера, над которым зло подшутили коллеги. Они отрезали 10 сантиметров от начала его рулетки и на отметке 10 см прикрепили стартовую планку. Он давно пользовался своей рулеткой, поэтому не обратил внимание на на её начало. Он обмерил пустые проёмы под металлопластиковые окна и сделал заказ. Когда окна пришли, оказалось, что они меньше проёмов на 10 см по ширине и высоте. Злая шутка. После этого инцидента он никогда не оставлял свою рулетку без присмотра. Нам тоже стоит сверять свою шкалу суждений с эталоном. Если в какой-то момент я понимаю, что моё мнение противоречит мнению Бога, пора сверить рулетку.

Однажды в разговоре о воспитании детей я услышал такую фразу: «я никогда не ударю своего ребёнка – я слишком сильно его люблю.» В мышлении моего собеседника физическое наказание ребёнка было злом, несовместимым с любовью. Однако Библия говорит совершенно противоположное:

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына, а кто любит, тот с детства наказывает его.

Притчи 13:24

С нашей точки зрения причинение физической боли ребёнку нельзя отнести к категории «добрых» дел. И такая сентиментальность мешает нам адекватно дать определение атрибута Божьей благости. Благость Бога не означает, что Он никогда не делает зла. Попытки «отмазать» Бога от человеческого представления о зле бессмысленны. Возьмите, к примеру, библейскую концепцию о вечном наказании грешников. Вечные мучения, месть, осуждение, гнев, не прощение – разве это «добрые» характеристики? Тем не менее, они вполне вписываются в наши представления о добром Боге. Как можно совместить эти качества с благим Богом? Либо стоит отвергнуть идею о вечной погибели, либо отрицать, что Бог каким-то образом причастен к этому. Но Библия недвусмысленно утверждает, что Сам Бог воздаёт злом за зло (Ис.59:18, Рим.2:8). Бог не просто разрывает отношения с грешником, забывая о нём. Бог проявляет свою ярость и гнев, причиняя грешнику боль (Матфея 8:12).

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это.

Исайя 45:7

Еврейское слово раа, переведённое в этом случае как «бедствие» в других местах Библии переводится как «зло». И, хотя в данном контексте оно имеет отношение к бедам, вызванным войной, Бог объявляет, что Он делает всё это. Так, Сам Бог не отрицает того, что Сам инициирует и управляет этими событиями. Так, что же совершает Бог через существование зла в этом мире?

1. Бог испытывает нас и показывает, кто мы на самом деле.

Мы не знаем, кто мы есть, пока не наступает момент выбора. Только наш выбор показывает, кто мы есть на самом деле. Мы можем думать и говорить о себе одно, но вот перед нами предстаёт ситуация, и мы поступаем в соответствии со своими настоящими убеждениями.

  • Я могу сколь угодно ругать взяточников и коррупционеров и считать, что я никогда бы так не сделал. Но, пока мне никто не предложил деньги в обмен на преступление — всё это слова. Я смогу это проверить только тогда, когда эта ситуация появится.

  • Я могу сколь угодно считать себя верным супругом. Но это возможно только потому, что мне никогда никто не предлагал изменить. Может быть, я никому не нужен. Но только при встрече с искушением я смогу понять, является ли верность моим качеством.

Преданность Богу, порядочность, самопожертвование, вера проверяется только через прохождение испытаний. Иисус сказал:

Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Матфея 18:7

3. Бог открывает Себя больше.

Парадокс в том, что без появления зла в мире, нам бы никогда не стали известны такие удивительные качества Бога как милость, прощение, благодать, безусловная любовь. Таким образом грех при всём его зле, открыл миру больше Бога.

Бог верен, а всякий человек лжив, как написано: Ты праведен в словах Твоих и победишь в суде Твоем. Если же наша неправда открывает правду Божию, то что скажем? не будет ли Бог несправедлив, когда изъявляет гнев? (говорю по человеческому *рассуждению).* Никак. Ибо *иначе* как Богу судить мир? Ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро, как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим? Праведен суд на таковых.

Римлянам 3:4-8

Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

Римлянам 5:20

Как мы узнаём, что нас любят? Тогда, когда ради нас человек готов пожертвовать собой. Откуда мы узнаём, что Бог нас любит, и это не просто слова? Бог Свою любовь доказывает к нам, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками. Без катастрофы грехопадения мы бы никогда не испытали на себе величие Божьей благодати.

3. Бог меньшим злом предотвращает большее зло.

Это означает, что Бог может быть причиной зла по отношению к человеку. Пусть это ответ Бога на зло человека, но это всё же зло. Каким образом Бог может делать зло, оставаясь Святым Богом? Один из ответов – Бог меньшим злом предотвращает большее зло. Это согласуется с теми текстами Писания, которые утверждают, что Бог использует зло в благих целях.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Евреям 12:11

Автор послания Евреям показывает, что не всегда то, что нам кажется плохим, на самом деле им является. Конечно, бить беззащитных маленьких детей кажется злом. Но не наказывать их будет злом ещё большим. Судить об этом можно по последствиям, когда ребёнок вырастет во взрослого человека, не имеющего авторитетов и моральных установок. Сам ребёнок злится, когда его наказывают. Он думает, что родители поступают плохо. В его понимании наказание — это зло. В то время, как на самом деле всё это делается ради его блага.

4. Бог делает нам прививку от зла.

В 1796 году Эдуард Дженнер изобрёл метод прививки от оспы. Он установил, что если человеку умышленно ввести вирус коровьей оспы, после лёгкой формы болезни человек становится невосприивчим к более сложным видам человеческой оспы. Так была изобретена методика прививок, которой пользуются до сих пор.

Мы знаем, что мир ангелов и мир людей был создан со способностью согрешить и отпасть от Бога. Действительно, часть ангелов совершила грех и навсегда была лишена возможности вернуться в Божье присутствие Славы. Люди все согрешили, и лишь часть из людей будет спасена и вернётся в вечность к Богу. Но вот что интересно. Библия не говорит о том, что в вечности кто-либо из спасённых сможет опять отпасть. Хотя в вечности мы будем похожи на сотворённого Адама в том смысле, что мы не будем иметь греховной плоти. Но у нас будет воля, душа, все качества личности. А это подразумевает выбор. Почему же на новой земле не будет дерева познания добра и зла? Почему мы всегда будем с Богом и больше не захотим согрешать? Ни один? Возможно, потому что мы получили в этой жизни «прививку от греха». Мы навсегда сохраним память о духовной болезни, и в нас будет выработан «иммунитет против греха». Мы станем снова, как Адам. Однако мы не будем ходить нагими. В вечности мы будем носить белые одежды, которые всегда будут напоминать нам о потерянной святости Адама и приобретённой святости Христа.

5. Бог обращает зло в добро.

Немногим людям довелось пережить столько страданий, сколько выпали на долю патриарха Иосифа. Он был продан братьями в рабство, оклеветан и несправедливо брошен в тюрьму, надолго разлучён с семьёй. Но к концу жизни Иосиф увидел во всех злодеяниях людей руку Божью.

И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей;

Бытие 50:19-20

Поразительная мудрость Бога способна обращать зло в добро. Беды, которые происходят с нами — это зло, несправедливость, грех. Но Бог будет использовать это зло, чтобы в любящих Его произвести вечное благо. Возможно, сейчас вы страдаете от зла.

  • Возможно, вас предают близкие и причиняют вам сильную боль.

  • Возможно, вы страдаете от болезни.

  • Возможно, вы попали в череду несчастий, в которых не были виновны.

  • Возможно, вы страдаете от несправедливости.

  • Возможно, вас преследует грех.

У меня есть Добрая Весть. Божье Слово даёт нам надежду. Бог обратит это зло в добро. Не сейчас, и не завтра. Возможно, пройдёт много времени, чтобы вы смогли оглянуться на свою жизнь и сказать вместе с Иосифом: сколько зла было в моей жизни, а Бог обратил его в добро. И мы знаем, что так будет с каждым, кто любит Бога и призван по Его воле:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по *Его* изволению, все содействует ко благу.

Римлянам 8:28

скачать проповедь в мр3