Господство над грехом

Главная / Бытие / Господство над грехом

И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его. И сказал Господь [Бог] Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Бытие 4:4-7

Это первый раз в Библии, когда мы встречаем слово грех. Дословно это слово происходит от глагола «промахиваться, попадать мимо цели». В общем смысле, это слово означает любое несоответствие замыслу, стандарту. Когда мы сегодня выполняем какую-либо работу, у нас есть стандарты качества. Они не совершенные, каждый из нас допускает определённую скидку на несовершенство.

К примеру, если я буду укладывать кафельную плитку, для меня моя работа может казаться вполне приличной. Но если придёт опытный мастер, он не примет мою работу. В Божьем совершенном дизайне для каждого творения есть свой идеал. Мы привыкли думать о грехе, как о плохом поступке. Но Библия предупреждает, что грех — это не просто проявлять активно зло. Просто не делать доброго — тоже грех.

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех. Иаков 4:17

Несоответствие этому идеалу и есть грех. Будь то в плане формы, качества или морали. Ничто греховное не может пребывать в совершенном мире Божьего присутствия. По этой причине грех Адама и Евы вытолкнул людей из присутствия Бога и захлопнул перед ними дверь. Грех в сердце Каина испортил его жертву в глазах Бога. Реакция Каина на отвергнутый дар как раз и показала его внутреннее состояние злобы. Как и в случае с Адамом Бог обращается к Каину и указывает на корень проблемы, предупреждая о том, что может произойти.

Бог рисует картину зверя, притаившегося в засаде. За дверью залёг грех. Он хочет овладеть тобой, но ты одолей его. Удивительно, что Бог использует то же словосочетание, как в обращении к Еве.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

Бытие 3:16

Точно также как и женщина будет стремиться доминировать над мужчиной, но он будет господствовать. Также и грех стремиться овладеть и подчинить себе сердце, но ты должен править над ним. Эти слова сказаны первой семье людей на заре развития человечества. До того, как был дан закон. До того, как Христос умер на кресте. До того, как был послан Святой Дух в сердца детей Божьих. Так возможно ли это вообще? Мог ли Каин противостоять греху и господствовать над ним? Или это была ирония Бога? Способен ли человек побеждать грех без помощи Божией? Если да, то в какой мере?

Мы видим, как некоторые люди, отвергающие Бога, способны жить порядочной жизнью, сопротивляться искушениям, побеждать зависимости силой собственной воли, даже исполнять такие заповеди, как «не убей», «не кради», «не прелюбодействуй», «почитай отца и мать». В то же самое время, мы знаем что христианин может впадать в грех, аморальность, страдать от греховных зависимостей, поддаваться искушению. Как же так? Что же означает «господствовать над грехом»? Какова природа этого противостояния? Откуда человек берёт силы для борьбы с грехом? В чём секрет победы?

Безусловно, каждому из нас знакома горечь поражения в этой борьбе. Каждый из нас ведёт свою битву с грехом. Каждый из нас знает свои слабые места и страдает от какой-либо греховной зависимости. Кто-то устал от собственного вранья. Кто-то тяготится похотливыми мыслями и порно-зависимостью. Кого-то регулярно одолевают приступы злости и гнева. Кто-то не может сдержать своего языка, чтобы не уколоть близкого. Кто-то поддаётся желанию объесться больше, чем следовало. Кто-то прикладывается к бутылке или втихаря покуривает. Кто-то не может остановиться в сплетнях, делясь «молитвенными нуждами». Кто-то не может простить. Это реалии нашей жизни, а не людей на улице.

Мы надеялись, что это исчезнет, как только мы станем верующими. Но грех не оставляет нас. Он всё также лежит у дверей, выжидая момента, когда мы расслабимся. Но Библия предлагает нам выход из рабства греха. Это спасение не произойдёт в одно мгновение. Это будет долгий и упорный труд. Мы не будем оставлены в одиночестве. Победа над грехом возможна. Но прежде о борьбе с грехом в сердце любого человека.

1. Совесть.

Человек — существо моральное. Даже ничего не зная о Слове Божьем, о заповедях, даже не признавая существования Бога, человек способен на моральные суждения.

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.

Римлянам 2:13-15

Это то, чем восхищался философ Иммануил Кант: «Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и нравственный закон во мне».

Независимо от культуры и эпохи, расы и возраста, в каждом человеке есть совесть — внутренний инструмент определения правильного или неправильного, доброго и злого. Поэтому, в каждом сообществе существует свой моральный кодекс. И даже если законы этого кодекса искажены или дики, само их наличие говорит о том, что все люди — существа моральные. А если это так, значит любой человек понимает, когда он нарушает закон совести. Так что в каком-то смысле, абсолютно каждый человек способен на выбор между добром и злом. Об этом и говорит Апостол Павел, когда пишет о наличии совести и внутренней борьбе в сердцах язычников.

Так что даже без возрождённого сердца человек способен побеждать некоторые пороки. Так, например, силой человеческой воли можно победить зависимость от курения или алкоголя. Можно без Бога под пытками не выдать товарищей. Можно оставаться верным браку или держать обещание. Можно обладать удивительной силой воли в воздержании. Чтобы жить нравственной личностью по человеческим правилам морали, Бог не нужен.

2. Божий закон.

Но вот одно «НО!»: Божья мораль намного глубже человеческих представлений о морали. Нагорная проповедь Христа шокирует глубиной Божьего закона.

  • Оказывается убийца не только тот, кто отнял чужую жизнь. Достаточно ненавидеть кого-либо.

  • Прелюбодей не тот, кто лёг в постель с чужим супругом. Достаточно начать наслаждаться этим в мыслях.

  • Вор — это не тот, кто залез в чужой дом и утащил вещь. Достаточно присвоить себе славу, принадлежащую другому.

  • 10 заповедей начинаются с основания, заложенного в первых четырёх. «Я — есть Господь, Бог твой. Да не будет других».

Тот же самый Кант, который так восхищался нравственным законом внутри, разрушил основание для всякой морали. Этот гениальный философ отверг Бога и Его откровение как действительное и единственное мерило морали. Современные философы до сих пор держатся за голову от последствий кантианова переворота. Когда люди отвергли Слово Бога как единственный стандарт, стандарт исчез вовсе.

Задайте сегодня вопрос: кто определяет, что правильно, а что нет? Общество? Какое общество? Большинство? Какое большинство. Ведь большинство в нацистской Германии оправдывало действия фюрера. Человеческая совесть — переменчивый эталон. То, что считалось аморальным полвека назад, теперь допустимый стандарт поведения. То, что считалось добродетелью сто лет назад, теперь клеймится как порок.

Чтобы бороться с грехом, нужно знать, что такое грех. Чтобы знать, что такое грех, нужен эталон. Единственным эталоном может быть Бог. Нас интересует не человеческое определение порока, и не людские попытки причесать себя. В послании Римлянам Апостол Павел обращается к теме господства греха и победы над его доминированием в жизни христианина:

3. Господство над грехом.

Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем? Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть *соединены* и *подобием* воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога.

Римлянам 6

Павел начинает с того, что утверждает радикальную мысль: «мы умерли для греха!» Что же это значит? Почему же я до сих пор продолжаю грешить? Почему я разрываюсь внутри себя от этой борьбы? Почему грех не исчез из моей жизни? Почему сам Павел свидетельствовал о том, что сам он в одно и то же время хотел и не хотел доброго?

Важная вещь: Павел не сказал, что грех во мне умер. Он сказал, что я умер для греха. Каждый раз, когда я согрешаю, и меня обуревает чувство вины. Когда плоть заявляет свои права на меня, а дьявол вывешивает список моих преступлений, обвиняя меня в нарушениях Божьего закона. Когда дьявол говорит обо мне: «теперь он мой!!!» Тогда Христос говорит: «Нет, он Мой!!!. Человек, которого ты обвиняешь, умер. Я могу показать место его смерти. На горе стоят три креста. Тот, что посередине, тот самый крест, на котором он умер. Я, Божий Сын заместил его на кресте.»

Когда мы хороним мёртвого человека, мы укладываем его в яму и засыпаем землёй. Потом мы ставим на этом месте памятник. Каждый христианин помнит момент своих духовных похорон. Вы помните, когда вы заходили в воду и погружались? Если есть возможность, навестите это место. Для всего духовного мира нам до сих пор есть памятник. На нём стоит дата, когда вы умерли для греха. Когда вас будет одолевать грех, вернитесь на это место и покажите ему: «Ты ошибся адресом. Тот человек, который жил под твоим господством похоронен вот здесь. Могу фото показать. И ещё кучу свидетелей».

11Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его; и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности.

Грех остаётся в нашей жизни. Но теперь нам придётся отвоёвывать назад крепость нашей жизни, которую он когда-то захватил. В детстве мы играли в игру «Царь горы». Иногда вариацию этой игры мы играем на пляже, в море с матрасом. Суть игры в том, чтобы забраться на матрас и продержаться на нём как можно дольше. В то время, как остальные игроки пытаются сбросить тебя с пьедестала и самим занять его. Павел использует образ крепости, которую захватил враг. В этой крепости есть орудия, которые он использует в своих целях. Наша задача отобрать назад орудия (которые являются членами нашего тела) и обратить их против врага, сделав их орудиями праведности.

Вы когда-нибудь думали о членах своего тела, как о вооружении? Руки, глаза, язык, ноги, мозг, желудок, половые органы? У Бернарда Вербера есть рассказ «Манипуляция» о руке, которая перестала слушаться хозяина, требуя своих прав. Сперва она написала на листе бумаги свои требования. Когда хозяин их проигнорировал, она начала его подставлять. То вытащит чужой бумажник в метро, то ущипнёт сотрудницу за зад, то начнёт щёлкать пальцами в театре. Хозяин пытался урезонить руку. Он одевал её в лыжную перчатку, привязывал к кровати. Но рука продолжала требовать. Она шлёпала его ночью по щеке, засовывала пальцы в нос, а однажды даже попыталась задушить. В конце концов хозяин сдался, и он с рукой заключили мирный договор. По этому договору раз в неделю руке причитался маникюр и прочие прелести жизни. Тогда, в остальном рука обязалась выполнять все повеления хозяина.

В реальности все наши органы подчиняются нашим решениям. Вопрос только в том, кто управляет нашими решениями? Есть только два суверена, согласно посланию Римлянам, которые могут управлять. Это либо грех, либо праведность. Понимаю ли я, какие орудия мне достались? Воображение, память, голос, внешность, сила, интеллект. Умею ли я управлять этим вооружением? Мало завладеть оружием. Дайте дикарю танк, он ничего с ним не сможет сделать. Как вы пользуетесь своими орудиями?

  • Глаза и большой палец правой руки.

Современный мир визуально ориентирован. Отовсюду нас атакуют картинки и образы. Как мои глаза являются орудиями праведности? Можно при любой возможности тянуться к телефону, чтобы бесконечно пролистывать ленту новостей. Можно делать селфи в разных позах. Можно ржать над идиотскими роликами в Youtube. Можно репостить всякий мусор. А можно переслать воскресную проповедь или поделиться собственной мыслью после чтения Библии.

  • Уши.

Могут ли мои уши стать орудием праведности? Что звучит в моих ушах, когда я вставляю наушники, или включаю магнитофон в машине? Это только музыкальный фон, или это книга, семинар или конференция.

  • Память.

В мире, переполненном информацией, мы не всегда способны держать всё в памяти. Как я использую средства напоминания? Можно подкидываться, как только пикнул телефон, чтобы просмотреть очередной лайк или сообщение. Можно выставить свой календарь на то, чтобы он напоминал о времени молитвы.

Моё смертное тело до сих пор остаётся полем боля между грехом и праведностью. Военные знают, как трудно освобождать город. Враг может прятаться ещё долгое время в отдалённых уголках цитадели, даже если она захвачена. Оттуда враг может совершать диверсии. Понимаю ли я это? Или я наивно думаю, что мне достаточно водрузить на центральной площади флаг, чтобы враг капитулировал?

Христос освободил нас от власти греха. Мы уже не подсудимые перед Богом. Мы Его дети. Но это не значит, что грех исчез и полностью оставил нас. Крепостная стена пробита, но войти внутрь и отвоевать город придётся нам. Если ничего не предпринимать, жизнь так и останется под контролем греха.

14Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью. Что же? станем ли грешить, потому что мы не под законом, а под благодатью? Никак. Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь, или *рабы* греха к смерти, или послушания к праведности?

В чём причина того, что будучи детьми Божьими, мы иногда оказываемся на лопатках в борьбе с грехом? Почему мы просим прощения у Бога, обещаем больше так не поступать. Просим избавить от искушения, но вновь оказываемся на лопатках? Причина в том, что мы просим Бога сделать то, чего Он делать не будет и не собирался делать.

Почитайте себя мёртвыми, представьте себя Богу, не предавайте членов ваших греху, не отдавайте себя в рабство — это действия, которых Бог ожидает от нас. Никто за нас не сделает этого.

Никто не ожидает, что знания сами загрузятся в наш разум.

Никто не рассчитывает, что дом построится сам.

Никто не надеется, что сила в мышцах появится сама по себе.

Никто не подразумевает, что зубы почистятся утром, а волос сам уложится.

Но, почему-то, мы наивно полагаем, что наша жизнь придёт в порядок сама по себе после хаоса греха просто если мы помолимся или прочитаем пару глав Библии. Ничего подобного!!!

17Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности. Говорю по *рассуждению* человеческому, ради немощи плоти вашей. Как предавали вы члены ваши в рабы нечистоте и беззаконию на *дела* беззаконные, так ныне представьте члены ваши в рабы праведности на *дела* святые. Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? *Такие* *дела,* каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их — смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная. Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем.

С той самой страстью, с которой мы предавались похоти. С тем самым непрестанным поиском греха. Теперь оберните свои желания к праведности. Будьте зависимы от неё так, как вы некогда были порабощены греху.

Есть два стимула воздерживаться от греха: страх и любовь. Страх перед последствиями греха сдерживает нас до определённого момента. Любовь же правит безгранично. Страх перестанет сдерживать от греха, если его можно сделать скрытно. Но если любишь, тогда ничто не заставит тебя предать. В этом отличие закона от благодати. В этом и отличие самосовершенствования благодаря собственной воли и освящения христианина.

Мы с вами сможем сдерживать грех в своей жизни страхом. Страхом перед последствиями. Страхом перед людьми. Страхом перед Богом. Но вы замечали, что это действует до определённого момента. Почему мы всё же грешим, хотя понимаем, что Бог это видит? Причина в том, что мы всё ещё любим кое-какие грехи. Любим грех, но боимся Бога. Любовь победит страх. Но, когда мы начинаем любить Бога больше, чем прелести греха, грех не сможет нас привлечь.

Когда жених видит невесту на входе в церковь, для него не существует других женщин. Какими бы они не были красавицами, как бы они не стреляли глазами, какие бы предложения они не посылали. Он любит свою невесту. Он думает только о ней не потому, что боится измены. Он просто любит её.

Когда мать успокаивает кричащего младенца, она не кричит на него в ответ. Она любит его, и это избавляет её от злости, раздражения, ненависти. Другим она не готова простить такой эгоизм. Но свою кровинку она принимает безусловно.

Борьба с грехом — это не вопрос нашей воли. Это вопрос принадлежности нашего сердца. Если вы понадеетесь на силу своего характера, вы закончите в ханжестве и фарисействе. Вы зайдёте далеко в том, чтобы натирать до блеска внешность и оставаться внутри исполненным гнили и мертвечины. Если вы направите все свои силы, чтобы познавать и любить Господа, вы перестанете покупаться на дешёвые приманки греха.

В глазах всех птиц напрасно расставляется сеть, а делают засаду для их крови и подстерегают их души.

Притчи 1:17-18

Нам не перехитрить грех. Он как приманка на крючке. Не нужно думать, что вам удастся откусить самую малость, и не зацепиться. Не играйте с грехом. Бегите от него к Богу. Прилепляйтесь к Богу. Любите Его больше.

скачать проповедь в mp3