В прошлый раз, читая 1Иоан.2:12-14, мы говорили о том, что нам необходимо давать оценку своего духовного возраста  и знать «ГДЕ Я», для того чтобы двигаться в правильном направлении и жить соответственно тому, кто мы есть.

И говоря о духовном росте, Иоанн использует всем нам понятные физические возрастные аналогии. Сегодня мы будем говорит о духовном возрасте;

  • мы разобьем его на категории соответственно тому, как мы это видим в Библии в целом и поговорим о каждой категории отдельно;
  • и после этого каждый сможет ответить себя на вопрос «КТО Я» и примерно узнать – на каком духовном этапе развития он находится…

НО прежде, чем мы начнем –  несколько важных вступлений…

ЗАЧЕМ? Зачем нам об этом говорить?

… У меня дома есть фикус, с бело зелеными листочками. Ему уже много лет, но он как будто совсем не растет – вырос на полметра и остановился. И не умирает, и не растет.

… У моей мамы, Людмилы Александровны, дома есть такой же и ему лет,  меньше чем моему, но он гораздо больше по размерам!

… Недавно, отдыхая в Кабардинке, я увидел на улице точно такой же на вид фикус – только он был больше 2 м высотой!

К чему я это говорю?

РОСТ, это естественное и нормальное состояние. Все живое растет, а мертвое  – разлагается. Но растет все по-разному, что то быстрей, что еле-еле,  а на каких то этапах развития, может даже остановиться на одном месте: и мы задаемся вопросом – почему?

Почему один спустя два года после духовного рождения уже ведет домашнюю группу, подготавливает людей к крещению, активно участвует в жизни церкви, а другой спустя 20  лет сидит сзади и наблюдает, как другие что-то там делают….

 

Если «просто жить», не задаваясь вопросом – кто я и где я, наступит либо духовная амнезия или духовная смерть, когда вера в Бога станет просто не интересной, а церковь чем то лишним;  либо ваше христианство станет настолько поверхностным и формальным, что перейдет в категорию традиции или привычки.

Мы просто будем выполнять список необходимых религиозных правил, чтобы никто не задавал лишних вопросов,  и жить своей жизнью, в которой, как ни странно, мы будет оценивать и измерять свою профессиональную деятельность, финансовый доход, сколько раз и где мы отдыхали, сколько у нас лайков в инстаграмме….

Вот точно так же нам необходима оценка своего духовного состояния и развития, и я понимаю, почему многие христиане не хотят грузиться этой темой и просто, как они говорят,  живут и верят: ведь с результатами что-то нужно делать, придется что-то менять, а этого не всегда хочется – лучше оставить все как есть….

Но мы чистим зубы, мы смотримся в зеркало, мы расчесываем волосы – нам не все равно как мы выглядим: каждое утро в зеркале мы оцениваем себя! Духовная внешность гораздо важнее!

  • Поэтому точно также – каждое утро  нужно задавать себе вопрос: в чем я сегодня вырасту;  и каждый вечер давать себе оценку: а в чем я сегодня вырос?
  • Если есть физический рост, то так же есть и духовный рост, который можно оценить и измерить.

Однако, в таком важном и нужном деле, как оценка, есть свои опасности. Есть опасность дать неправильную оценку и уйти в неправильное направление и жить, развиваясь неправильно, думая, что у тебя все ОК, а оно не так….

Есть как минимум ТРИ неправильных оценки:

  1. ПЕРЕОЦЕНКА. Наверняка, дети вам говорили – я знаю, что делать! Я все знаю! Я знаю, как приготовить суп – я видел!!! НО вы то понимаете, что он ничего не знает! Он просто видел… как это делали другие. И что то у него, наверняка получиться….

      Дети вообще любят приписывать себе то, чего у них нет, но очень хотелось бы… Помню – старший у меня, когда ему было лет 10, взял в фотошопе свою голову и переставил на тело Вин Дизеля, Голливудского качка из фильма «Форсаж».  Получилось смешно, но в духовной жизни так иногда происходит – когда ребенок считает, что он уже взрослый, все знает, как отец!

Вообще, Фраза – я сам знаю, очень обманчива и опасна…. Конечно, в век интернета, можно узнать все, что необходимо… но в духовной жизни все работает по другому – знание, это не всегда тоже самое, что умение.

И когда мы переоцениваем себя, не обращая внимания на советы со стороны, на критические замечания, на то, что Библия говорит, а не то, что я считаю правильным, нам легко ошибиться и думать о себе БОЛЬШЕ, чем есть на самом деле….

Именно поэтому Павел предупреждает самоуверенных коринфян, которые многое имели и многое умели:

 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.(1Кор.8:2)

Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.(1Кор.10:12)

  • НЕ пренебрегайте взглядом со стороны и прислушивайтесь к оценке близких вам людей… и особенно родственников и членов семьи! Оценивайте себя не по взглядам, какие приняты в вашем окружении или на работе, не по моде и трендам, а соответственно тому, что Бог говорит в Своем Слове – о том, как нужно жить и что нужно делать.

 

  1. НЕДООЦЕНКА. Это то же, о чем мы только что говорили, только со знаком «минус». Это занижение своих способностей и умения, своего реального духовного и физического развития.

Есть множество христиан, которые одарены различными дарами и способностями, многое умеют, но видя, что другие уже это делают, просто сидят и наблюдают со стороны – ну, паровоз едет, и пусть себе едет… мне еще рано им управлять, или даже быть кондуктором…. или стрелочником… Я просто пассажир!!!

Есть опасность заниженной оценки «что еще рано, еще успею, еще надо учиться….» в том, что к этому состоянию привыкаешь, а потом уже и не хочешь, когда есть возможность….

В этом состоянии, конечно же, наломаешь меньше дров, чем в переоценке своего состояния…. Но для своего духовного развития урон будет не меньше – этого развития просто не будет!!!

И как пишет автор послания Евреям, может наступить следующее:  Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божьего, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. (Евр.5:12)

Можно растерять и то, что имел и так и остаться духовным ребенком с 30 летним стажем «отсидки» в церкви

  • Служи тем, что имеешь сейчас, раздавай то, что есть, и не жди, когда станет больше; не занижай свое духовное состояние – это не признак смирения, это признак лени и лукавства.

 

  1. СЛЕПОТА. Духовная слепота. Это когда все видят, что у тебя прыщ на лбу, а ты не видишь!

Это когда все видят, что у тебя проблема с гневом, а ты считаешь, что это просто характер.

Это когда всем видно, что язык у тебя длинный и не управляемый, а ты считаешь, что все с бревнами в глазах ходят, а у тебя, видите ли, соринку увидели…. Слепой не видит то, что видят зрячие….

 Братья! Если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушенным. (Гал.6:1)

– В духовной слепоте человеку не нужна помощь, потому что он считает, что все хорошо и все под контролем, но это не так.

– В духовной слепоте, человек не нуждается в какой либо оценке, потому что уверен, что двигается в правильном направлении.

– В духовной слепоте, христианин,  и недооценивает и переоценивает свое состояние и способности.

  • Но самое опасное в том, что он не сидит на месте – он движется вперед!..  пока не упадет в яму, или не наступит  на грабли… трижды… Ошибки его не учат.

Вы сядете в машину с 10 летним ребенком за рулем, но который уверяет вас, что умеет водить машину – у него 5 лет стажа в игре ГТА!!!

Представьте пастора с развитием духовного ребенка – как вы думаете, долго ли просуществует церковь под таким руководством??

Или слепую паству и слепого пастора, когда слепой ведет слепого и оба упадут в яму! Так было в средневековье – и только единичные люди, которых мы называем реформаторы, как Мартин Лютер, прозрели и увидели, как были слепы и то, что вокруг множество духовно слепых людей и служителей церкви.

Вот почему нам необходимо знать свое реальное духовное состояние и двигаться в правильном, Богом указанном направлении, не довольствуясь только достигнутым.

Духовная жизнь – это непрерывный рост на протяжении всей земной жизни!!!

И Библия о духовном возрастании  говорит многократно: отложите, облекитесь, возьмите, умертвите, делайте…. Еф.4-5гл – это целый учебник по тому, как нужно жить, чтобы соответствовать Божьему замыслу – а именно –  тому, чтобы стать совершенными и похожими на Христа! Это наша цель!

И это не поверхностное,  легкое, пушистое,  и удобное  христианство, похожее на шоу, где тебя все развлекают, а у тебя никаких обязательств  – это активная позиция, где нужно прилагать усилия, чтобы получить хороший результат!

 

В Библии для оценки духовного роста используются всем нам понятные физические возрастные аналогии, как Отцы, юноши,  дети или младенцы.

Если говорить просто – есть точка А и есть Точка Б. Есть Начало пути и есть Зрелость.  Логично, что есть и промежуточные точки оценки, есть разные стадии развития в каждой категории и есть как минимум одна с названием –  совершеннолетие.

Поэтому, когда Библия говорит о духовном возрасте, используется понятие: Дети, Юноши и Отцы.

 Правда, есть еще есть младенцы…. Но по поводу младенцев – отдельная история….

 

Если вы посмотрите такие места, как Еф.4:14; Евр.5:13; 1Кор.3:1 – вы увидите, что почти всегда слово «младенец» используется в негативном смысле, как синоним плотского, недуховного, того, от чего нужно избавиться и с чем нельзя жить.

Младенец – это не нормальное духовное состояние для любого верующего человека.

Это не отправная точка духовного пути после обращения. Это не начало веры, это не типичная стадия духовного возраста – это болезнь!

Младенец, если говорить о физическом понимании, не может обслужить сам себя – ему нужна постоянная помощь!!! Он ничего не может делать сам…. Он – потребитель.

Ненормально, когда христианин, как младенец, только ест и ходит в туалет и не может сам перевернуться на бок….   Даже если вы вчера обратились ко Христу – вы можете самостоятельно читать Писание и понимать его, вы имеете личные взаимоотношения со Христом, вы можете служить и помогать другим и самостоятельно решать мелкие трудности и принимать простые  решение в духовных вопросах.

А  Младенец может только потреблять – и поэтому, как духовное состояние верующего человека, это противоестественное, а не допустимое состояние. Это плотское и греховное состояние.

С другой стороны, слово «младенец», часто используется как синоним слова «дети» и означает начало духовного пути или детство…. Как например, Гал.4:1-3 и Мт.11:25, 1Кор.14:20.

Или просто как аналогия или сравнение с реальным физическим младенцем: 1Петр.2:3; Евр.5:11-14

 

Поэтому мы будем, говорить о духовном возрасте в трех измерениях.

В трех состояниях, которые для определенного жизненного отрезка времени, являются нормальными, но не постоянными –  в каждом из них нельзя оставаться навсегда, кроме последнего, у которого нет конца развития…

Независимо от того, мальчик вы или девочка, мужчина или женщина, 15 вам лет или 60 – на разных этапах жизненного пути и в различных областях христианской жизни – вы либо, дитя, либо юноша, либо отец

    Давайте попробуем расшифровать каждую из трех категорий духовного развития.

Итак, ДЕТИ.

Вы познали Отца, пишет Иоанн…. Вернее, начали узнавать… Вы уже имеете отношения с Богом и вам прощены грехи, благодаря жертве Иисуса Христа, в которого вы поверили.

Вы полноправные члены церкви Христовой и имеете равное наследие в вечности со Христом, со всеми святыми независимо от того, когда вы обратились к Богу в молитве покаяния.

Но дети, есть дети…. Есть определенные вещи, которые свойственны детям и у кого есть физические дети, знают, о чем я говорю. А у кого нет – увидите после служения, или  посмотрите минут 30 за детьми в детском саду или на перемене в школе.

Но даже в этой возрастной группе есть промежуточные стадии: есть дети совсем маленькие, есть дети достаточно взрослые ….

Иногда мы говорим ребенку в 14 лет, что ты уже  более взрослый и не должен поступать, как твой братик в 6 или 10 лет… Мы понимаем, что есть поведение, которое нормальное для их возраста, но есть поведение, из которого уже нужно вырасти, хотя они и остаются еще детьми…. Не время определяет возраст, а поведение!

Я просто перечислю то, что свойственно детям в целом – попробуйте увидеть в этом духовные аналогии и самостоятельно для себя сделать выводы:

  1. Самое главное – что обычно делают дети? ИГРАЮТ!!! Им непонятны и не интересны заботы взрослых…Учиться мало кто любит – играть гораздо интереснее… Но чем старше становиться ребенок, тем меньше он играет….

Мы видим сегодня много взрослых людей, которые все еще продолжают играть – и буквально и просто отдыхая…. Игрушек, сегодня конечно гораздо больше, и способов потратить время и деньги семьи, тоже. Например,  на виртуальную броню для нового танка, или прокачку своего аватара или сериалы…  Да и вообще зачем нужна семья и отношения – проще купить себя дорогую игрушку, например машину, и играть с ней…

  1. Ссорятся и конфликтуют. Чаще, по второстепенным вопросам. Детям свойственно держаться за свое мнение и не уступать.

Мое… нет мое… у меня лучше, нет у меня! Это он сказал… он первый начал! Трудно представить себе детский коллектив, где никогда не ссорятся, шепотом разговаривают, внимательно друг друга слушают и не перебивают….  Детям свойственно ссориться, говорить одновременно и громко…

Но почему то взрослые ничуть не лучше:

Кальвинизм, потеря спасения, когда будет восхищение, начертание….  Как креститься, как пальцы складывать, в какой позе молиться и как прославлять Бога…. 

 Увы, целые конфессии все еще находятся в детстве своего духовного развития именно в этом вопросе, когда спорят и конфликтуют по второстепенным вопросам. …

  1. Часто обижаются. Иногда по пустякам… Маленькие надувают губки, не разговаривают, делают вид, что не замечают…. А потом смотришь – спустя 10 минут снова играют вместе. Это детская простота… Но в отличие от детей, которые часто обижаются и часто мирятся, взрослые если уж закусили, то надолго.

Для духовного возраста – обижаться, это детская стадия развития, из которой обязательно нужно вырасти….

  1. ЭГОИСТЫ. С этим трудно поспорить: они чуть ли не с рождения требуют постоянного внимания. Как научились говорить – засыпают вопросами. Потом – купи, я хочу, мне нужно, дай денег… Детский мир крутиться вокруг них и в их мире – они центр внимания.

– Много усилий нужно приложить, чтобы дети научились видеть не только свои нужды, и «я хочу», но и то, что нужно делать, хотя и не хочется, видеть нужды других людей, то, что действительно важно и нужно.

  1. Не любят наставления и когда их учат. В любом возрасте. Только пока маленькие – еще вынуждены слышать, опустив голову и молча, когда становятся старше, начинают огрызаться – и чем старше, тем больше.

И если в детском возрасте это типично, то во взрослом возрасте Библия называет глупцами тех, кто не любит принимать обличения. Выводы делайте самостоятельно….

  1. Не понимают труд других. У них с одной стороны все просто, с другой – они эгоисты: свои труды они замечают всегда, а чужие принимают как должное. Поэтому, часто духовные дети не понимают труд более зрелых христиан, и особенно пасторов: и чем они вообще там занимаются и еще и деньги за это получают!

Дети любят видеть ошибки других и критиковать и осуждать. Себя, естественно, они не критикуют – то, что можно им, другим нельзя.

  1. Наивные, простые и непосредственные. Мы это любим в маленьких детях… Но именно поэтому, их легко обмануть. Помните, как легко отвлечь плачущего ребенка в магазине – смотри, вон бабочка! Где?

С одной стороны, это хорошо – быть простым, не воспринимать все серьезно, не придираться к словам и не накручивать – быть открытым  и чистым, как ребенок!

Но с другой стороны, в духовных вопросах, наивность и неразборчивость и отсутствие хоть какого-то критического мышления, может привести к серьезным заблуждениям и ошибкам, которые могут сбить с правильного пути и направить духовное развитие в антибиблейское русло.

… или в полную ерунду, связанную с космической энергетикой или поиском инопланетян или утверждением, что земля плоская или раскопками Ноевого ковчега и местом, где находиться святой Грааль…

Быть простым и открытым и быть наивным и всему верить, особенно на просторах интернета, это разные вещи!

  1. Нуждаются в дисциплине и наказании. Так как в своем большинстве, решения, которые они принимают, основываются не на том, что нужно и что правильно, или на какой то перспективе развития, а на том, что «я хочу». А что хочет ребенок? Хлеба и зрелищ – вкусно поесть и бесконечно играть!

Поэтому, дети нуждаются в защите, заботе и кормлении взрослых и если говорить духовным языком, помощи более зрелых христиан и служителей.

Дети часто «едят и смотрят все без разбора», и задача взрослых – подсказать, что стоит кушать, а что принесет вред…

  1. Имеют зависимость от родителей. И хотя дети часто внешне показывают то, что родители им уже и не нужны, они все могут сами – они нуждаются и в совете и в помощи и в защите. Детям нужна помощь и это нормально – помогать детям даже в самых простых, казалось бы, для нас вопросах….

Ненормально – вырасти, стать физически взрослым, но все также сидеть на шее и кошельке родителей и иметь от них полную зависимость в принятии решений…

В духовной сфере это работает аналогично: после духовного рождения нормально принимать помощь от более зрелых и даже нуждаться в ней постоянно, но со временем взросления, эти костыли уже будут не нужны…

 

В 1Кор.13:11, Павел, сравнивая младенчество с детством, пишет:  Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал, а как стал мужем, то оставил младенческое.

Мы все проходили через детство, а кто-то и сейчас проходит. Это жизненный и духовный этап.

В детстве есть свои прелести и радости, как есть и минусы.  Все дети хотят вырасти!!! А потом снова хотят стать детьми!!!  Поэтому, вырасти из детского состояния – это нормально и естественно для любого человека и любого христианина. Ненормально  – надолго или навсегда  остаться в детстве.

Поэтому, следующий этап развития – это совершеннолетие.

Итак, ЮНОЩИ.

В Библии не так много написано об этом возрасте.

Чаще – юношами или отроками просто называют разных людей.

Но  если говорить об этом возрасте, как о промежуточном этапе духовного развития, пожалуй, единственное, где это упоминается, написано Братья! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцами, а по уму будьте совершеннолетними. 1Кор.14:20

Т.е. станьте более взрослые, чем дети – по умственному развитию… И это уже другой этап развития.

Самое главное, что отличает совершеннолетнего  от ребенка – это умение и способность брать на себя ответственность.

Это то, что характеризует переход от детства к юношам – они более самостоятельны и уже не постоянно нуждаются в помощи родителей и умеют самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Это главное отличие, но есть и другие…

– Юноши понимают, что «уже не все знают и не все умеют», им нужно учиться и много учиться – чем и занимаются…

– Юноши начинают больше уважать наставников и понимать их труд.

– Юноши принимают советы со стороны, прислушиваются к критике, а где то уже и сами выступают в роли наставников, помогая более младшим.

– Юноши умеют уступать и не дерутся из-за игрушки. Им некогда играть – они входят во взрослую жизнь, а там уже другие интересы и другие обязанности. Они влюбляются!

– Юноши борются с похотью и греховными желаниями больше всего  – это время гормональных изменений в организме, и именно поэтому им больше чем всем написано предостережений об этом в Библии.

Очень важно научиться бороться с греховными желаниями в этом возрасте, чтобы став старше, помогать другим.

– А Юноши хотят помогать. И именно это отличает их от детей.

Не всегда можно провести духовную аналогию с физическим возрастом юноши или отрока.

Но, так или иначе, это промежуточный этап развития, который не стоит затягивать надолго:

–  после того, как ребенок научился брать на себя ответственность и стал самостоятельным, он становиться взрослым и далее начинается и не заканчивается длинный путь к духовной и физической зрелости.

И начинается этот путь после того, как вы начинаете брать ответственность не только за себя, но и за других… Вы становитесь отцами!

 

ОТЦЫ.

  1. Зрелость в первую очередь характеризует духовный и жизненный опыт. Не скажу, что это главное – приходилось видеть христиан – служителей со стажем более 50 лет, прошедших гонения, но духовно ведущих себя как младенцы, капризных, психованных и обидчивых, хлопающих дверями….

Но все же опыт, это важно. Опытность нужна даже просто в вождении автомобиля и не зря есть наклейки «туфелька», буква «У» и «!». При приеме на работу, часто требуется опыт не менее трех лет….

Тем более опытность нужна для духовно зрелого человека, у которого «чувства навыком приучены к различению добра и зла…»(Евр.5:14)

– Опыт позволяет видеть духовные опасности и предупреждать их.

– Опыт дает знания, которые могут помочь тем, кто еще только начинает духовный путь.

– Опыт, это много затраченного времени, чтобы получить эти знания.

– Опыт, это эстафетная палочка необходимая для передачи духовной преемственности в служении, от поколения к поколению.

– Опыт, это более глубокие и более близкие отношения с Богом, проверенные временем и испытаниями.

И именно на этом строиться наставничество, а не только на знаниях…

При этом опыт, конечно же,  подразумевает способность сложное объяснить просто и понятно для ребенка. И именно поэтому за советом обращаются к более зрелым, потому что жду прямого и конкретного ответа.

Папа, а почему когда яблоко с дерева откусишь, оно делается коричневым? – Дело в том, сынок, что в яблоке имеются различные химические вещества, например, как ферменты полифенол оксидазы. Так вот, когда полифенол оксидаза вступает в химическую реакцию с кислородом находящимся в воздухе, происходит окисление. В результате образуется вещество, которое окрашивает яблоко в коричневый цвет. – Пап, а с кем ты сейчас разговаривал?

Чтобы так не происходило, нужно знать больше, но говорить проще… И это приходит с опытом.

И не все, что знаешь, нужно говорить – в отличие от детей…

  1. Второй важной составляющей является понимание того, что отец, это тот, кто имеет детей. Имеет тех, о ком заботится и кого воспитывает.

Скажу больше –  даже не наличие детей определяет отцовство, а именно умение, желание  и способность их воспитать. Мало родить или усыновить  – нужно воспитать.

Именно поэтому, говоря о зрелости, мы обычно говорим о тех, кто уже несет служение и проявляет заботу о других.

Потому что именно способность брать ответственность за других людей, определяет отцовство и зрелость.  Отцы уже не живут только для себя, они не эгоисты – они помогают другим становится сильнее. И нужды других ставят больше, чем свои собственные….   Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать.(Рим.15:1)

  1. И как следствие, отцы являются примером для подражания.

… Ибо хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием. Поэтому умоляю вас: подражайте мне, как я Христу, пишет ап.Павел.(1Кор.4:15,16).

Очень приятно слышать, когда твои дети говорят, что хотят быть как папа….

Поэтому духовный отец, это всегда пример для подражания именно в образе жизни, а не только в знаниях и учении. Жизнь духовного отца и зрелого Христинина обязательно характеризуется наличием и проявлением плодов Духа Святого.

Потому что если наша жизнь, поступки и поведение только отталкивают людей и являются камнем преткновения, говорить о какой то зрелости врят ли будет уместно, даже если вам 70 лет!

Будьте духовными примерами друг для друга, не зависимо от того, сколько вам лет и как давно вы со Христом.  Посмотрите в своем окружении – вы знаете людей, с которых можно брать пример? Если нет, то возможно вам стоит вернуться к пункту «дети» №6…

  1. Стабильность и постоянство являются обязательными характеристиками отцовства.

Отец, это человек на которого можно положиться, и жизнь которого не похожа на американские горки или жизнь подростка со сменой настроения каждый час. Он не уходит на годы в депрессию и не бросает служение, потому что устал или надоело… Зрелый человек, это всегда верный человек.

  1. И последнее, что отличает отца от ребенка, так это то, что он понимает, как много он еще не знает и как много ему еще надо учится.

Духовно взрослый  христианин, хотя и не нуждается в костылях и может реально оценить свое духовное состояние и знает то, что ему нужно делать, все же признает, что со стороны всегда виднее и один в поле не воин.

Отцы также нуждаются во взаимном наставлении и обличении, они не застрахованы от ошибок и падений, им так же необходима помощь соответственно их духовному возрасту – и они не бояться это признать!

 

Отцовство – это не предел, это начало духовной зрелости…. И к этому нам всем необходимо стремиться в различных областях нашей христианской жизни, и особенно в тех, где мы все еще ведем себя как дети…

Бог дал нам указатели в своем Слове, Бог дал нам церковь и друзей – христиан, Бог дал нам семью, Бог дал нам Духа Святого и сказал, что никогда не оставит нас  – все это в комплексе помогает нам правильно себя оценить, духовно расти  и не сбиться с пути, на который нас поставил сам Христос.

Он – наш Путь, Истина и Жизнь. В Его Свете мы живем и духовно возрастаем. Мы – Христиане и об этом не стоит забывать никогда.

 

 

 

Скачать проповедь в mp3