Отвергнутый дар

Главная / Бытие / Отвергнутый дар

Два брата принесли Богу каждый свой дар. Но один был отвергнут, другой принят. В чём подлинная причина? Похоже, что каждый хотел поклониться Богу и своим даром поблагодарить Его. Вроде бы, не было ничего противного в даре Каина. Он принёс то, что у него было. Но Бог отверг его поклонение.

Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

Бытие 4:1-5

Каждый из нас пришёл со своим даром для Бога. Богослужение называется так, потому что в нём люди служат Богу. Богослужение не для нас, а для Него. Может ли быть так, что Бог не примет мой дар? Как я понимаю, что угодил Господу своим поклонением?

1. Проблема в заповеди?

До грехопадения у человека было всего две заповеди. Первая — плодиться и наполнять землю. Вторая — не есть от дерева познания. После того, как Адам и Ева нарушили вторую заповедь, они отсекли себя от общения с Богом. Как следствие, они уже не могли узнавать у Бога, как правильно жить и поступать. Теперь новая гамма чувств переполняла людей. Они снова и снова открывали в себе новые и новые чувства. Им приходилось самим давать этому название, самим отделять хорошее от плохого. Они ведь стали отчасти как боги, решающие, что добро и что зло.

Это мы с вами знаем, что брать чужое — плохо, потому что так говорит Писание. Но первым людям приходилось на собственных ошибках учиться, как выстраивать жизнь. Если бы мы с вами жили имели только одну известную заповедь: плодиться и умножаться, наполняя землю? Откуда бы нам узнать, как строить семью, как строить жизнь, как выстраивать общество?

В романе «Повелитель мух» подростки из воспитанных английских семей в результате авиакатастрофы оказываются без взрослых на необитаемом острове. Постепенно они превращаются в жестоких дикарей. Мы принимаем откровение Божье в виде закона как должное. Но путь человечества до прихода Божьих заповедей в мир был залит кровью и страданием.

Ева рождает первого сына и называет его Каин (в еврейском непереводимая игра слов кана (приобретать) и кун (оплакивать, плакать). Ева испытывает боль и муки, рождая Каина. Она приобретает человека от Господа. Но это приобретение принесёт ещё больше плача в её жизнь. Ева рождает второго сына и называет его Авель (тщета, пустота, пшик).

Писание ничего не говорит о том, какие отношения были у Адама с Богом после грехопадения. Ничего не сказано и о том, что Адам поклонялся Богу и приносил какие-то жертвы. Сказано лишь в конце главы, что после рождения внука Адама Еноса люди начали призывать имя Господне. Что-то в человеке побуждало его выстраивать отношения с Богом. И в отсутствие закона, они пытались делать это так, как могли.

Но не всё то, чем мы пытаемся угодить Богу, Ему угодно. Даже более, откуда мы решили, что Бог примет любое служение от людей? Как в вопросе спасения аборигенов, люди исходят из неверной предпосылки. Бог ничего не обязан. Всё доброе, что мы имеем — исключительно по Его благодати и милости.

Мы не можем приходить к Богу на своих условиях и думать, что он примет нас. Не любая жертва угодна Ему, даже если в моих глазах она очень достойна.

Как Каин и Авель поняли, что жертва принята? Как я сегодня понимаю, что моя жертва была принята Богом? Для чего я прихожу на богослужение? Что поднимает меня утром с постели? Чем я движим?

2. Проблема в жертве?

Существуют разные объяснения того, что было не так с приношением Каина.

– это была не кровная жертва.

– это была не лучшее Каина.

Начатки плодов земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего…

Исход 23:19а

Похоже на то, что Авель действительно принёс первое и лучшее от своего труда. А Каин не придал этому особого значения. Он принёс хорошее приношение. Но это не были первые и лучшие плоды.

Сын чтит отца и раб – господина своего; если Я отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам, священники, бесславящие имя Мое. Вы говорите: “чем мы бесславим имя Твое?” Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “чем мы бесславим Тебя?” – Тем, что говорите: “трапеза Господня не стоит уважения”. И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф. Итак молитесь Богу, чтобы помиловал нас; а когда такое исходит из рук ваших, то может ли Он милостиво принимать вас? говорит Господь Саваоф. Лучше кто-нибудь из вас запер бы двери, чтобы напрасно не держали огня на жертвеннике Моем. Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. (Malachi 1:6-10 [RusSynodal]

Бог знает, приносим ли мы Ему лучшее или остатки. Это имеет отношение ко всему, какими мы приходим предстать перед Ним. Он знает, как мы готовились к встрече. По тому, о чём мы думали. Как относимся к воскресенью в целом. Как мы наряжаемся. Что мы берём с собой. Как мы слушаем Слово. Как мы поём (ХОР, Наташа, Надя-регент). Что мы опускаем в сокровищницу.

Не вноси платы блудницы и цены пса в дом Господа Бога твоего ни по какому обету, ибо то и другое есть мерзость пред Господом Богом твоим.

Второзаконие 23:18

Бог смотрит на то, откуда проистекает жертва. Можно прийти и выложить круглую сумму в сокровищницу. Но для для Бога эта жертва может быть мерзостью. Когда Бог сейчас смотрит на меня, видит ли Он, что я отдаю Ему лучшее?

3. Проблема в сердце?

Самая большая проблема Каина была не в том, что он принёс плоды вместо ягнёнка. И даже не сколько в том, что это не самое лучшее, на что он был способен. Его жертва была окрашена состояние его сердца.

не так, как Каин, *который* был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

I Иоанн 3:12

Реакция Каина на отвергнутый дар только вскрыла состояние его сердца. Именно на это обратил внимание Бог, когда разговаривал с ним. Бог ничего не сказал про плоды, и даже про первые плоды. Бог показал Каину внутреннее состояние его души. При таком состоянии, чтобы я ни жертвовал Богу, это будет отвратительно.

Слушайте слово Господне, князья Содомские; внимай закону Бога нашего, народ Гоморрский! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. Когда вы приходите являться пред лице Мое, кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои? Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие – и празднование! Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: они бремя для Меня; Мне тяжело нести их. И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите – и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю.

Исайя 1:10-18

Это сказано о служении в храме.

Жертва нечестивых – мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему.

Притчи 15:8

Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость. Притчи 28:9

Моё легкомысленное отношение к богослужению говорит о том, что я не понимаю, куда пришёл и что сейчас происходит.

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, *что* *и* Моисей сказал: “я в страхе и трепете”. Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева. Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли *наказания,* то тем более *не* *избежим* мы, если отвратимся от *Глаголющего* с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Евреям 12:18-26

Дети приготовили подарок отцу на день рождения. Но в процессе они переругались, и теперь вышли выступать с надутыми губами. Вам было бы приятно?

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной. Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой.

Матфея 5:21-24

Любовь к друг другу освящяет наш дар Богу. Любовь к Богу наполняет смыслом нашу жертву.

Если имею *дар* пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что *могу* и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.

I Коринфянам 13:2-3

Что есть разумное богослужение ваше?

Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, *для* разумного служения вашего,

Римлянам 12:1

Сейчас мы будем приносить наш дар. Попросите Бога ответить ваше сердце и показать, что в нём может осквернять дар Богу. Попросите Богу говорить с вами, как Он говорит с Каином.

Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный.

Псалом 138:23-24

Скачать проповедь в mp3