Святая земля

Главная / Исход / Святая земля

Святая земля

Большинству из нас доводилось бывать у костра. Без огня не обходится ни один поход или большой выезд. На одном из таких выездов не так давно была наша церковь. В огне есть нечто такое, что привлекает нас – нам нравится сесть вокруг костра, поговорить, рассказать историю, поделиться чем-то личным, или посидеть и подумать. В то же самое время огонь пугает нас – если подсесть очень близко, то можно обжечься, повредить одежду, или спалить оставленные на сушку мокрые ботинки. Кто ходил в поход знает, о чем речь. Поэтому мы всегда держим дистанцию.

Моисей не был исключением. В одной из историй из жизни Иакова мы читаем, что он сказал Лавану, как «томился днем от жара, а ночью от стужи» (Бытие 31:40), и Моисей за 40 лет карьеры пастуха не однократно разжигал огонь, чтобы согреться ночью. В истории Исход 3:3 мы наблюдаем, что впервые за свою жизнь он видит обычный деревянный куст, который горит необычным образом – он не сгорает, потому что огонь не использует древесину куста как топливо. Ему становится интересно, он не может просто так пройти мимо этого явления. И тут из огня к нему обращается Господь.

Исх. 3:3 Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. 4 Господь увидел, что он идет смотреть, и воззвал к нему Бог из среды куста, и сказал: Моисей! Моисей! Он сказал: вот я! 5 И сказал Бог: не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.

До этого момента мы наблюдали за жизнью Моисея. В каких обстоятельствах он родился, как Господь поместил его в царский дворец для обучения мудрости Египта. Как он рос, воспитывался и формировался его характер. Как Господь в истории искупления Своего народа готовил сильного служителя, пастыря, отца и как в этом являлась Божья сила в его слабости и недостойности. Так же, как и у нас с вами – мы недостойны и слабы, в нашем служении Господу, но речь вовсе не о нас, а о Боге и Его желании и силе использовать нас для Своей славы.

Когда Моисей подходит ближе к горящему кусту он слышит голос Святого Бога и видит сияние Его славы. В Писании мы неоднократно встречаем события и людей, где Господь открывает свою славу грешному человеку. Авраам, Иисус Навин, Илия, Исаия, пастухи на Рождество, Павел – герои Библейской истории, которым Бог являлся в Своей славе и святости. Чтобы понять, что же такое слава Триединого Бога, мы сравнили ее со святостью. В Ис. 6:3 мы читаем «И взывали они (ангелы) друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» и следующее что идет за этим «вся земля полна славы Его!». Возможно, мы ожидали услышать вся земля полна Его святости. Но, написано, что вся земля полна Его славы.

Святой по своей природе, сущности Бог наполняет всю землю, все творение своей славой. Исходя из этого мы сделали вывод, что Божья слава – это проявление или манифестация красоты и величия Его святости. Таким образом Бог показывает людям свою святость, чтобы они могли ее постигать и понимать. Божья слава это явленная, видимая Божья святость.

В нашем тексте Исх. 3:3 после ответа Моисея на обращения Господа, следующее что он услышал «не подходи сюда; сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Моисей, осторожно, здесь сильный огонь, который невозможно потушить. Или Моисей, побереги ноги – земля от огня раскалилась, и ты можешь их обжечь, или спалить свои сандалии. Первое, что Бог сказал о Себе Моисею после обращения и демонстрации Своей славы было откровение о качестве, природе, свойственной только одному Богу – святость.

Что делает землю, на которую наступил Моисей святой? Может быть это Мадиамская земля обладает выдающимися качествами? Или это особенная почва c камнями, которые выделялись на фоне остальной недвижимости? Божье присутствие делает ее святой, отдельной от другой земли, по которой до этого ходил Моисей. Почему? Потому что именно в этом месте вечный Бог коснулся тленной и обычной земли. Все, к чему прикасается Бог, становится святым. Это граница земного и небесного. И эту границу пересек грешный человек Моисей.

Когда мы приходим в церковь, мы заходим в место отличное от кинотеатра, торгового центра, больницы, школы и любого другого места, куда мы ходим в течение недели. Переступая порог в воскресное собрание, мы пересекаем границу небесного и земного. Мы оставляем все мирское, греховное за дверью, ведущую в этот зал. В этом месте Господь пребывает среди Своих святых и избранных людей. Светский образ мышления и жизни учит, что жизнь есть только здесь и нет ничего после нее. Все, с чем мы соприкасаемся происходит с нами и имеет последствия только здесь на земле. Но Христианин не должен так думать. Христиане, конечно же не считают, что жизнь закончится здесь и не будет вечности, но тем не менее мы порой живем и рассуждаем именно так, погружаясь в заботу о себе и своем комфорте. Приходя на богослужение в церковь, мы переходим от мирского к небесному, освященному. То, что освящено отличается от обычного, оно отделено. И самое важное – это отделено не человеком, а Богом для Его вечных целей.

Ефесянам 2:19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, 20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным [камнем], 21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, 22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

 Мы с вами, дети Божии, святые и избранные приходим сюда потому, что здесь нас ждет Господь. В этом месте Он встречается со своими людьми в воскресенье утром. Поэтому в Новом завете, в послании Евреям написано

Евр. 10:24 «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. 25 Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного».

«Не будем оставлять собрания своего», так как нам жизненно необходимо быть на этой святой земле. Нам необходимо быть с тем, кем мы живем, движемся и существуем. С Господом, который сотворил все, и мы сотворены для него, с Господом Иисусом Христом, Которому мы обязаны нашим счастьем, надеждами, прощением грехов и любовь к Небесному Отцу.

Бытие 28:12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

Когда Иаков проснулся, он подумал: Бог был прямо здесь, пока я спал на этом самом камне! Бог был здесь, а Его пропустил, проспал. Он взял камень, на котором спал и вылил на него масло. Странный поступок, кто так делает? Он отметил эту землю, потому что на ней явился Господь во сне. Это было место, где небеса и Святой Бог соприкоснулись с землей.

Мне не один раз доводилось посещать католический храм. Когда храм открыт для посещений, картина примерно всегда одинаковая – группа туристов, если летом, то в шортах, гуляет по храму и снимает на камеру: витражи, резная массивная кафедра, высокие потолки с фресками, чаша из мрамора для омовения рук, дорогое убранство ручной работы. И есть группа людей, которые с покрытой головой тихо молятся где-нибудь в углу. В такой момент думаешь: а можно ли мне находиться здесь? Каким образом мне стоит себя вести в этом месте? Подобные вопросы мы должны задавать здесь, когда приходим в воскресенье в церковь, потому что мы пересекаем границу небесного и земного, как и Моисей.

Исх.3:6 И сказал: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога.

Моисей закрыл лицо, когда понял куда он идет, и Кто там присутствует. Позже в книге Исход в 25 главе Господь скажет:

Исх. 25:8 «И устроят они Мне святилище и буду обитать посреди них» и Евр. 9:1 «И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное». Скиния была «земным местом Божьей святости». Она учила людей о святости, потому что представляла место святого Божьего присутствия среди грешных людей. И эта святость была не сама по себе, а исходила от Бога. Без Бога это просто дорогостоящая и большая палатка, как и Мадиамская земля в том месте под кустом была просто землей и камнями. Скиния была святой, когда Бог наполнял ее Своим присутствием. Материалы, из которых была сделана скиния, указывали на особое назначение этого места. Расположение скинии среди народа было таковым, что за пределами лагеря была обычная земля, другие народы, а чем ближе к скинии, тем больше являлась Божья святость. Святое святых было центром Божьей святости в скинии и среди всего народа. Это также учило Божьих людей, что Бог в своей природе отличен от грешного человека, что в свою очередь практически сказывалось на поклонении людей. Пс. 95:9 «Поклонитесь Богу во благолепии святыни. Трепещи перед лицом Его вся земля!».

История первой встречи Моисея с Господом должна побуждать как минимум нас к двум вопросам: имеем ли мы «святость, без которой никто не увидит Бога»? (Евр. 12:14) Желаем ли мы «по примеру призвавшего нас Святого» быть «святыми во всех поступках»? (1 Петра 1:15).

Чтобы грешник, какими мы являемся, смог быть в Божьем присутствии, ему необходимо соответствовать Божьему стандарту – быть святым и праведным. Не по человеческой шкале праведности, доброты, самоотречения, морали, посвящения, служения, преемственности веры, но по Божьей. В нашем первородном состоянии это абсолютно невозможно. Как же тогда грешный мужчина или женщина могут иметь отношения с бесконечно святым и праведным Богом? Что это вообще значит иметь отношение с Богом?

Святой и праведный Бог не может принять никакое беззаконие. И наша проблема, как описал ее Апостол Павел в том, что «нет праведного, нет ни одного» (Рим. 3:10). Что же делать? Стараться усерднее? Но и это не поможет, так как Павел сам пытался и сказал: «Потому что делами закона не оправдается перед Ним никакая плоть; ибо законом познается грех» (Рим. 3:20). Поэтому в независимости от наших стараний мы никогда не сможем достичь святости и праведности Господа. Но, к счастью для нас, в 21 тексте Павел пишет «но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки». Явилась праведность, которую Господь одновременно требует и дает нам. Это праведность, которая удовлетворяет требованиям Бога с одной стороны и с другой стороны удовлетворяет требованиям Его справедливости по отношению к тем, кто нарушил Его закон.

Праведность, о которой говорит Павел, явлена в Иисусе Христе, Божьем Сыне. Через Его безгрешную жизнь, Его смерть, воскресение и абсолютное повиновение воле Небесного Отца были выполнены требования Господа к исполнению закона и наказанию за его нарушение. Через веру в искупительную жертву Иисуса Христа и единение с Ним мы оправдываемся перед Святым Богом, и Он нас прощает. Иисус назначен представителем в жизни и смерти всех, кто поверил Ему, доверил свою жизнь. Поэтому и Павел говорил в Галатам 2:20 “и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня” и Рим. 6:8 “Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним”. Бог объявляет нас праведными по праведности Христовой, вмененной нам потому что мы находимся в союзе с Ним. Другими словами, Бог поступил со Христом так, как следовало поступить с нами для того, чтобы относится сейчас к нам так, как подобает относится к Иисусу Христу.

2 Кор. 5:21 “Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными перед Богом”

 Это суть Евангелия. Задайтесь вопросом “есть ли у меня такая жизнь со Христом?”. “Есть ли у меня Христова святость и праведность, которую требует Господь Бог?”. Возможно, что здесь, в церкви, есть люди, которые приняли крещение, участвуют в вечере, читают Писание, слушают проповедь, а может даже и служат. Но у них так и нет мира с Богом, через Господа Иисуса Христа. Возможно есть упование на добрые и праведные дела, на соблюдение моральных принципов Писания. Но без мира с Небесным Отцом наше самое лучшее доброе дело в Его глазах не многим лучше самого ужасного поступка, на который способен человек. Без Христа мы не праведники, а беззаконии, учесть которых смерть. В вечности пересечь границу небесного будет невозможно без святости и праведности Христа.

Если мы утвердительно отвечаем на первый вопрос, у нас есть мир с Богом и слова Давида из Пс. 31:11 относятся к нам “Веселитесь о Господе и радуйтесь праведные; торжествуйте, все правые сердцем”, то следующее, о чем праведник должен задуматься, это как правильно мне приходить к Господу в собрание святых? Или вернее, как Бог хочет, чтобы я приходил к Нему в собрание святых людей?

Я не просто так обозначил эти два вопроса. Существует разница между тем, как правильно приходить к Господу (потому что понятие “правильно” у каждого свое) и как Бог желает, чтобы человек приходил к Нему на служение. Потому воскресное собрание и называется богослужением.

Например, из истории мы знаем, что происходило с людьми, которые служили и поклонялись Богу в Его присутствии не так, как это желал Бог. Надав и Авиуд, Офни и Фенеес, Оза. Их служение перед святым Богом было уже результатом того, как они готовились к нему. Конечно, мы не умираем, когда приходим к Богу оскверненными, с нераскаянными грехами или порочными мыслями, или неправильным представлением о Нем и как следует поклоняться. Возможно по этой причине современный Христианин, как я раньше думал и часто слышу от других, рассуждает, что Господь смотрит на сердце, а не внешность и тем более подготовку. Служителю точно нужно готовиться, а мне, если я просто прихожу и не несу активного служения, главное прийти, уделить два часа Господу, и моим друзьям среди братьев и сестер (недругам из братьев и сестер время уделять не буду). Еще одна из более глубоких и разрушительных мыслей современного христианства заключается в идее влияния на общество. Конечно, Христианин не должен изолировать себя от взаимодействия с миром до тех пор, пока это не компрометирует веру. Библия учит, что Церковь должна являть Христа, Божью святость и праведность людям через благовестите и благочестивую жизнь. И любящий Бога и ближнего верующий должен молиться и радеть об этом. Опасность приходит, когда христианин заимствуют определение “влияния” из мира политики и деловых отношений. С таким подходом в реальности жизни мир начинает влияет на христианина и как следствие церковь. Церковь XX-ХХI века в этом плане сделала огромный рывок в “освящении” или “оцерковлении” таких мирских предприятий как музыка всевозможных жанров и направлений, поп-культура, образа и уровня жизни, стиль одежды. Поэтому современный христианин, особенно молодой христианин, знает о моде, трендах, диетах, индустрии развлечений, спорте, различных культурных движениях гораздо больше, чем знает, как жить праведной, святой и угодной Богу жизнью, как радоваться и веселиться в Господе, как побеждать грех, как любить ближнего, как не быть законником или не предаваться либеральным взглядам. Как жить полной жизнью в Господе, а не в графике чтения Библии и молитве два раза в день. Мир обладает гораздо более сильными инструментами, чтобы удовлетворять желания плотского человека. Но только Божья милость и благодать в действительности могут оживить и изменить мертвое сердце. Если мы, верующие так не думаем, церковь будет обречена удерживать людей тем, чем она их привлекла. Если это не Христос, то может настать момент, когда собрание святых людей превратиться в собрание “почти христиан” или духовно больных христиан, не знающих Бога.

Рассуждая так, что Бог смотрит на сердце, мы забываем об одном – наша внешность, как и поступки, которые также являются внешним проявлением, показывают наше богословие (слово, которые многие боятся) – наше знание, почитание и любовь к Богу. Или библейским словами – дерево познается по его плоду. Так в Псалме 1 автор говорит качества праведного человека, начиная с того, что он не делает – у него нет места нечестию, греху и развращению. Вместо этого его воля и желания подчинены Божьему слову. Как результат, такой человек похож на дерево, растущее у потоков живой воды Божьего слова, и оно приносит плоды, которые видно, которые съедобные, которые можно дать другим. Их не стыдно давать другим, ими хочется делиться. Как у моих родителей в огороде растет большая слива. Они люди верующие, добрые, в конце концов я их сын и они всегда дают кулек слив с этого дерева. Ведь они хорошие, не гнилые. И Господь знает таких людей и их жизнь. Богословие такого человека не позволяет ему делать, смотреть, говорить и думать о том, что не нравится Богу. Но оно позволяет радоваться в Господе, быть счастливым и прославлять Бога так, как того желает Отец. Как видите, наша видимая жизнь (если мы конечно не отъявленные лицемеры или не живем в диком заблуждении, относительно нашего духовного состояния) практически зеркально отражает наше хождение перед Богом, то как близко мы Его знаем. Легкомыслие и невежество по отношению к Богу порождают такое же поклонение, жизнь, отношение к ближним. Поэтому не зря Петр и сказал “быть святыми во всех поступках”. Моисей снял обувь, потому что в Божьем присутствии нет места нашим представлениям о том, как правильно быть рядом с Господом. Он понял, что Бог здесь устанавливает правила и Он здесь хозяин, а я просто в гостях.

Что делать, чтобы готовить себя к встрече с Богом в воскресенье?

Первое, с чего следует начинать подготовку к встрече с Богом на богослужении – это молитва. Пуритане говорили, что мы одеваем тело для поклонения, а нашу душу облекаем в молитву. Нам следуем молиться за обращение грешников, назидание святых и прославление славного имени триединого Бога. Такой же план был и у Господа, когда он через Моисея выводил народ для поклонения. Молиться за открытые уши, глаза и плодородную почву в сердце, осознавая опасность проспать, как Иаков, Божье присутствие и не услышать слово истины “через которое мы хотим иметь спасение”. Молиться о полном посвящении этого времени Господу без отвлечения на посторонние дела. Молиться о том, чтобы приходить к Господу как нуждающийся в очищении сердца грешник. От плотских страстей, похотей с верой что только кровь Христа способна это сделать (мы поем об этом гимн “Как дорога струя, омывшая меня”).

Второе, приходить с голодом по Божьему слову «Жаждущие! идите все к водам; даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; идите, покупайте без серебра и без платы вино и молоко» (Ис. 55:1). Мы не захотим есть полезную еду если до этого наелись сладкого или полуфабрикатов. Хороший аппетит к полезной пище производит хорошее пищеварение и рост «как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение;» (1 Петра 2:2). Это означает сердце, которое будет слышать и желать сделать то, что велит Господь. Глупо полагать, что Бог благословит нас если мы приходим с неподготовленным, черствым или мирским сердцем. Поэтому готовиться следует в субботу. Если я пошел в кино вечером, или смотрел сериал до полуночи, то вряд ли моей первой реакцией в воскресенье рано утром будет восхищение Творцом. Если я веселился с друзьями до такой степени, что потом с ног валюсь спать и не в состоянии молиться, то навряд ли утром моим первым запоминающимся впечатлением будет Бог. Или перегрелся на море так, что с утра жутко гудит голова. Хорошим временем будет вспомнить, что было в прошлое воскресенье на детской и взрослой проповедях. Получилось ли у меня жить на этой неделе так, как об этом проповедовалось или нет. И это процесс не только субботы вечером, но в течение всей недели, чтобы при следующей встрече с Господом мне было что Ему рассказать, в чем просить мудрости, за что просить прощения, за что Его благодарить. Если этого не было, то может получиться так, что и молиться не о чем.

Третье, помнить, что, входя в Божье присутствие мы также входим на поле битвы. Множество врагов будет препятствовать нашему общению с Отцом – мысли о работе, нерешенные конфликты, обиды на ближнего, сильные желания плоти, дух критицизма, недовольство, холодное сердце. Внешне нас может не радовать погода (духота), одежда и поведение других людей в церкви, шумы. Дьявол по-разному будет противостоять нам понимая, что если мы подготовлены и готовы слушать истину, готовы быть с Богом в общении, то он не сможет никак на нас повлиять. Поэтому особенно важно за день до воскресенья, завтраком не отвлекаться на спорт, телевизор, журнал, музыку и все то, что представляет интерес для этого мира, но не интересно нашему Богу Отцу.

И, четвертое, нам важно приходить с любящим и томящимся по Богу сердцем «Боже! Ты Бог мой, Тебя от ранней зари ищу я; Тебя жаждет душа моя, по Тебе томится плоть моя» (Пс. 62:2). Приходить с сердцем, уповающим на Божье обещание, что слово Господа не возвращается к Нему тщетным «11 так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его.» (Ис. 55:11). Приходить к Господу как Ниневитяне, которые говорили: “Кто знает, может быть, еще Бог умилосердится и отвратит от нас пылающий гнев Свой, и мы не погибнем” Иона 3:9.

«Господи! Кто может пребывать в жилище Твоем? Кто может обитать на святой горе Твоей?» Мы приходим на богослужение как собрание братьев и сестер во Христе; тело Христово – Церковь, является прообразом того, какой хвалой, честью и славой мы будем с радостью наслаждаться на небесах. Мы делаем это все вместе, и в то же время лично благоговеем в восхищении святым, сильным и великим Господом! Мы приходим смиренными, прощенными грешниками в радости от Его великой любви к нам. Несмотря на то, что мы стоим среди многих людей, мы поклоняемся Богу одни – на фоне прославления вокруг нас, мы как Моисей стоим перед горящим кустом: с обнаженной душой и смиренные святостью и славой Бога Отца!

Скачать проповедь в mp3