Путь Каина

Главная / Бытие / Путь Каина

Что побудило старшего брата убить своего единокровного брата? В чём причина такой ненависти к ближнему, которая вдохновила на убийство? В мире, где людей можно было по пальцам пересчитать. Иаков и Исав, Иосиф и братья, Авессалом и Амнон, Соломон и Адония — примеры вражды между братьями, в которой одни хотели убить других. Что заставляет человека поднять руку на себе подобного? Почему ненависть обладает такой силой? В чём природа ненависти, ведущей к человекоубийству?

И сказал Каин Авелю, брату своему: [пойдем в поле]. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его. И сказал Господь [Бог] Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему? И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле. И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня. И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его. И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

Бытие 4:8-16

Что побудило старшего брата убить своего единокровного брата? В чём причина такой ненависти к ближнему, которая вдохновила на убийство? В мире, где людей можно было по пальцам пересчитать. Иаков и Исав, Иосиф и братья, Авессалом и Амнон, Соломон и Адония — примеры вражды между братьями, в которой одни хотели убить других. Что заставляет человека поднять руку на себе подобного? Почему ненависть обладает такой силой? В чём природа ненависти, ведущей к человекоубийству?

Авель не был угрозой для Каина. Ничто в жизни и действиях Авеля не представляло угрозы для жизни брата. Отчего же Каин решил уничтожить его? Бытие не говорит об этом прямо, но 1 послание Иоанна даёт объяснение:

как Каин, *который* был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

I Иоанн 3:12

Убийство может быть способом избавиться от угрозы. Мы стараемся избежать любого дискомфорта в жизни. Если этот дискомфорт вызван вещами, мы избавляемся от вещей. Если это ситуации, мы стараемся свести их к минимуму. В определённых случаях мы даже готовы пожертвовать частью своего тела, чтобы удалить боль. Зуб, ноготь, орган тела.

Но когда боль, раздражение и угроза проистекают со стороны людей, которых невозможно избежать, остаётся два выбора: либо терпеть и страдать, либо удалить людей. Причина подавляющего большинства убийств — эти люди кому-то мешали.

Ну и что такого в том, что жизнь Авеля была праведной, а Каина — злой? На свете есть много людей, которые праведнее нас. Разве это рождает в нас желание убить их? Но что-то внутри Каина испытывало сильный дискомфорт от присутствия Авеля. Было что-то в жизни Авеля, что угрожало счастью брата. Это раздражение переросло в ненависть как состояние сердца, а ненависть нашла выражение в убийстве. Апостол Иуда открывает нам, что Каин не оказался в один момент на пороге убийства. Каин прошёл долгий путь:

Горе им, потому что идут путем Каиновым… Иуд 1:11

Об этом пути предостерегает Христос в нагорной проповеди:

Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто же скажет брату своему: “рака”, подлежит синедриону; а кто скажет: “безумный”, подлежит геенне огненной.

Матфей 5:21-22

В словах Христа можно проследить динамику развития ненависти. Тяжесть этого греха оценивается осуждением сперва на уровне суда, потом верховного суда (синедрион), а затем вечным осуждением у престола Бога. Всё очень серьёзно. Новозаветнее слово «гневаться» происходит от слова оргэ: ярость, негодование, гнев. Этим же словом Библия описывает гнев Бога. Иными словами, Бог испытывает такое чувство, как гнев по отношению к грешному человеку. Так что само по себе чувство гнева не является греховным. Вопрос только в том, что Бог проявляет гнев по справедливости, человек же реагирует на грех с примесью греха. Поэтому, даже в случае, когда против нас совершается неправедность, и у нас вроде бы есть основания для гнева, мы в этом гневе всё равно грешим. Причина в том, что мы хотим не восстановить Божью справедливость (да мы не можем), а жаждем отплатить злом за зло. Апостол Иаков пишет:

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией. Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Иаков1:19-21

Путь Каина начинается в нашем сердце тогда, когда мы начинаем питать к человеку недобрые чувства. Это может быть раздражение, неприязнь, обида, злость, ревность, зависть. Причём, зависть труднее всего определить. Если такие чувства, как обида, раздражение, злость я могу легко заметить в собственном сердце, то зависть умеет маскироваться. Порой люди не отдают сами себе отчёт в том, что причина их недоброго отношения к человеку подпитывается завистью. Если при виде успеха ближнего в моём сердце вместо ликования появляется печалька, если я с грустью объясняю сам себе это фразами, которые начинаются: «ну конечно…», то это признаки поражения завистью. И эта зависть начнёт убивать.

Христа убили из зависти (Матф.27:18), братья продали Иосифа из-за зависти (Деяния 7:9), Саул многократно пытался убить Давида из-за зависти (1Цар.18:8), отношения Каина к Авелю также несли в себе отпечаток зависти. Авель был лучше Каина в глазах Бога, и это не давало Каину спокойно жить. Само существование праведного Авеля угрожало покою и миру в душе старшего брата.

Итак, сперва в сердце появляется недоброе отношение к человеку. Затем это отношение начинает выражаться в словах. Моя оценка человека приобретает словесную форму. Иногда это происходит мгновенно, как например в ситуациях на дороге. Я помню, как одно время я позволял себе отпускать в сторону некультурных водителей нелестные выражения: «Вот, баран» или «идиот», «дебил». Но благодаря мудрому воздействию Бога на меня в виде моей жены, я стал осознавать опасность таких слов. Ненависть начинала брызгать их моего рта, оскверняя и меня самого и сидящих со мной в машине.

Использование оскорбительных слов сегодня является нормой в лексиконе. В школе дети называют друг друга дебилами, придурками. Взрослые также навешивают друг на друга такие ярлыки. Христос оценивает такое выражение заслуживающим верховного суда.

Сперва раздражение, потом нелестные слова, затем сформированное отношение. Если я не останавливаю себя на этом пути, то я закончу негативным, ненавистным отношением к человеку. Я буду рассматривать его как своего врага, которому я буду желать только зла. Это и есть состояние, заслуживающее вечного осуждения. Вместо этого пути Бог предлагает другой:

Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

Матфея 5:43-48

Представьте, что вы стоите на развилке двух дорог. Одна дорога поведёт вас по тропе ненависти, другая по пути любви. Никто не сможет долго стоять на развилке. Выбрав путь, мы начинаем следовать по нему. В конце дороги ненависти — убийство. В конце дороги любви — собственная смерть. Нам не всегда удастся дойти до конца этого пути в течение нашей земной жизни. Но выбор направления определяет нашу вечность. Именно поэтому Иоанн повторяет:

Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга, не так, как Каин, *который* был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны. Не дивитесь, братия мои, если мир ненавидит вас. Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей.

I Иоанн 3:10-15

Когда апостол Иоанн говорит «не делающий правды не есть от Бога» он имеет в виду не однократное действие, но модель поведения. Мы не всегда делаем правду. Когда мы согрешаем, это не делает нас детьми дьявола. Но состояние неправедности или непрерывное чувство ненависти по отношению к кому-либо не свойственно детям Бога. Точно также, как непрощение не присуще возрождённым людям:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Матфея 6:14-15

Если я не хочу прощать обидчика, я просто не понял Евангелие. Если Бог простил мне миллиарды долга, как я могу не простить копейки? Так и с ненавистью. Порой мы испытываем греховное чувство злости, раздражения, негодования по отношению к обидчику. Но это чувство будет кратковременным, в нём невозможно пребывать тому, что познал любовь Бога. Поэтому Иоанн говорит: кто пребывает в состоянии ненависти к брату, тот человекоубийца, в котором нет вечной жизни. На каком пути стоите вы? Если вы долгое время находитесь в плену ненависти к ближнему, обратитесь к Богу в покаянии. Попросите Его убрать вас с дороги Каина и поставить на путь любви.

На этой неделе я предлагаю сделать несколько шагов по пути любви. Загляните в своё сердце, вспомните тех людей, к которым вы питаете обиду, раздражение или злость. Тот, кого вы можете назвать своим недругом. Напишите имена этих людей на листе. Затем начните молиться за них. Только не просите в молитвах, чтобы Бог наказал их по полной. Просите Бога о добром для них. Чтобы Бог открылся им, простил их грехи, благословил их семью. Как Христос молился а тех, кто его распинал: «Прости им Боже, потому что не понимают, что делают.» А больше всего попросите Бога дать вам возможность сделать им добро. Это самое сложное. Но, если вы будете постоянны в молитве за своих врагов, Бог покажет вам эту возможность.

Иоанн не просто приоткрывает для нас причину ненависти Каина к брату. Он показывает универсальный принцип конфликта двух царств, которое продолжается и в наши дни. Злость Каина не была банальной ревностью, в ней он вымещал свою злобу по отношению к Богу. Будучи врагом Богу, Каин питал к Нему ненависть. Но Богу Каин не мог сделать ничего. А вот Авель стал тем, на кого Каин мог вылить всю свою ярость. И он это сделал. Апостол Иоанн напоминает верующим: «не удивляйтесь, братья мои, почему мир ненавидит вас» (1 Иоанн 3:13)

Всё жертвоприношение Каина было маскарадом. Вся его религиозность и видимое желание угодить Богу было игрой. Очень быстро эта маска слетела, и Каин показал своё настоящее естество. Нечто подобное происходило и в жизни Христа. Евангелие от Иоанна описывает разговор, в начале которого Иисус обращается к «уверовавшим в Него иудеям» (Иоанн 8:31-59). В середине разговора Иисус говорит, что они хотят Его убить. Затем эти «уверовавшие» обвиняют Христа в одержимости. Заканчивается разговор тем, что иудеи берут в руки камни, чтобы убить Христа.

31Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,

39Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы. А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога: Авраам этого не делал. Вы делаете дела отца вашего. На это сказали Ему: мы не от любодеяния рождены; одного Отца имеем, Бога. Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы Меня, потому что Я от Бога исшел и пришел; ибо Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня. Почему вы не понимаете речи Моей? Потому что не можете слышать слова Моего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи.

48На это Иудеи отвечали и сказали Ему: не правду ли мы говорим, что Ты Самарянин и что бес в Тебе?

59Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

Иоанна 8:39-59

Точно также и сегодня мы сталкиваемся с людьми, которые даже исповедуют веру в Христа, выражают своё почтение к Богу. Но, в какой-то момент, они превращаются в яростных противников, которые готовы разорвать вас.

Когда Бог обращается к Каину после убийства, Он задаёт прямой вопрос. И если Адама после грехопадения Бог спросил: «Где ты?», то Каину Бог задаёт вопрос: «Где твой брат?» Ответ Каина показывает, что у него нет ни страха, ни сожаления, ни покаяния. Есть наглый сарказм. Дословно Каин отвечает: «Я не пастух своего брата!» Когда Бог прижимает его к стенке и объявляет приговор, Каин начинает скулить и жаловаться на несоизмеримость наказания. Я-то всего лишь убил брата, а Ты делаешь мою жизнь невыносимой. Убийца переживает, что теперь каждый сможет убить его.

Разговор с Богом показывает, на чём Каин строил безопасность собственной жизни. На ресурсах, которые он мог контролировать. Адама Бог проклял тем, что земля теперь будет через большие трудности приносить плод. Каина Бог проклял тем, что земля вовсе перестанет давать плод. Для земледельца это был приговор. Каин понимал, что теперь он будет вынужден скитаться по земле в попытках выжить. У него теперь не будет гарантии, что в какой-то момент он не встретится с таким же Каином, только посильнее. И тогда у Каина не будет никаких шансов.

Но Бог защищает убийцу. Бог останавливает вендетту. Бог является гарантом того, что человеческая ненависть не позволит уничтожить друг друга. Ветхозаветняя заповедь «око за око» – это не призыв к мести, а ограничение мести. Таким образом Бог запрещал сделать в ответ большее зло, чем причинил обидчик. Причина, по которой люди до сих пор не перегрызли друг другу глотки — это Божья благодать и защита.

Ненависть можно победить. Только эта победа может стоит жизни. Только Тот, Кто пожертвовал Собой ради ненавидящих Его, смог завоевать их. Божья любовь разоружает ненависть. Только питаясь любовью Бога мы способны любить также, как Он. Мы можем любить, как Христос, потому что на себе мы познали прощение и любовь Бога.

ибо благоугодно было *Отцу,* чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, *чтобы* представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

Колоссянам 1:19-22

Бог победил нас. Но не тем, что сломал и уничтожил нас. Он обезоружил нас и пленил Своей великой милостью и любовью. И мы познали силу и красоту Его любви. И теперь у нас есть только один путь — путь, который прошёл Христос. Давайте следовать за Ним.

 

Скачать проповедь в mp3