Полная испорченность

Главная / Бытие / Полная испорченность

В последние несколько десятилетий возник целый жанр книг и фильмов про зомби. Сюжет картин принципиально не отличается. Происходит заражение непонятным вирусом, который убивает человека. Но после смерти тело продолжает жить и управляться остаточными рефлексами. Живые трупы хотят только одного — находить людей и превращать их в зомби.

Главный герой уже не рассматривает зомби как представителей человеческой расы и ищет способа, как их уничтожить. Так как зараза слишком опасна, герой приходит к выводу, что нужно найти способ уничтожить полностью всю популяцию зомби. Если для этого нужно скинуть бомбу на город или затопить бункер, нет проблем. Главное, чтобы полностью уничтожить носителей вируса. К концу фильма герою удаётся уничтожить всех зомби и выбраться из заварушки. Но последний кадр фильма показывает, что сам герой тоже оказался инфицирован, и перенёс ту же проблему в новый мир.

Сюжет сценария зомбо-фильмов очень напоминает историю, описанную Моисеем в книге Бытие:

И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Бытие 6:5-7

Начало шестой главы Бытие — это описание катастрофы, которая поразила полностью весь человеческий род. Не оказалось никого, кто не был бы инфицирован смертельным вирусом греха. Все превратились в духовных мертвецов, которые били движимы только желанием зла.

Год назад в канун 500-летия Реформации я проповедовал на пять Sola Реформации. В реформаторском богословии есть ещё 5 пунктов, которые называют Тюльпаном (от английского TULIP). Так как мы считаем себя наследниками реформаторского богословия, то мы строим наше учение о спасении на этих пунктах.

Total depravity Полная испорченность

Unconditional election Безусловное избрание

Limited atonement Ограниченое искупление

Irresistible grace Непреодолимая благодать

Perseverance of the saints Стойкость святых.

Подходя к истории потопа, я сделал для себя удивительное открытие. Повествование о всемирном потопе иллюстрирует несколько листков знаменитого тюльпана в той же последовательности. Мы рассмотрим их по порядку, сконцентрировавшись сегодня на первом. Полная испорченность.

Павел и иудеи. Последние исследования показывают, что Павел и иудействующие расходились не столько в понимании благодати, сколько в понимании греховности человека. Именно понимание состояния человека, его правильный диагноз направляет будущее решение проблемы. Если человек болен, тогда его будут лечить. Если же он умер, его будут реанимировать.

На протяжении всей истории христианства с разной интенсивностью шёл конфликт между теми, кто считал человека духовно больным и теми, кто настаивал на абсолютной неспособности к духовной жизни. Павел бился с законниками, Августин боролся с Пелагием, Лютер противостоял догматам Рима. Вопрос о том, в каком состоянии находится человек до возрождения является краеугольным камнем в понимании Евангелия. Мартин Лютер называл это вопросом, на котором церковь либо устоит, либо падёт. Почему так?

Возможно, вы слышали такую иллюстрацию, а, может быть, и сами пользовались ею в благовестии. На постели лежит умирающий человек. На столе стоит лекарство. Чтобы спастись, человека нужно убедить в том, что он смертельно болен. Затем человек должен поверить, что лекарство способно его спасти. Но самое главное, он должен взять лекарство и выпить его. Так и с Евангелием: сперва нужно убедить человека, что он грешник. Затем предложить ему Благую весть в жертву и искупление Иисусом Христом. Чтобы спастись, человек должен уверовать и принять Христа. Вроде бы всё правильно. Но что не так в этой иллюстрации? Первое предложение. На постели лежит не смертельно больной человек. На постели лежит мертвец!

Означает ли это, что все наши попытки обратить человека бессмысленны? Нет, ведь Бог спасает людей через веру в Евангелие. Но нам не стоит думать, что человек принял Благую весть потому что сам понял её или потому, что мы смогли его убедить. Если кто и принимает Христа, то только потому что в этот момент Святой Дух сверхъестественным образом возрождает мёртвую душу и делает её способной увидеть красоту Христа.

1. Все развратились.

Недавно наткнулся на статью в Facebook после убийств в Керченском колледже. Автор задаёт вопрос: «почему дети стали такими жестокими? Они ведь родились любящими и добрыми» В современном взгляде на человека преобладает ложный оптимизм в отношении человеческой природы. Мир считает детей «белым листом», на котором мы начинаем что-то писать. Люди полагают, что дети рождаются добрыми, святыми. Но Писание заключает каждого человека в категорию «все до одного негодны, нет делающего добро, нет ни одного».

Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.

Псалом 13:2-3

Псалом 13 начинается странными для того времени словами: сказал глупец в сердце своём: «нет Бога». В то время не было атеистов. Все люди верили в каких-то богов. О ком же тогда говорит псалмопевец? Он говорит о человеке, который для себя решил жить так, как будто Бога нет. Зная о существовании Бога, такой человек сказал сам в своём сердце: «я буду жить, как я сам этого хочу». Последствия такого решения выразились в полном развращении.

2. Никто не ищет Бога.

Полная испорченность означает, что у человека без посторонней помощи не появится не только способность, но даже желание искать Бога.

Итак, что же? имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Еллины, все под грехом, как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их — открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их. Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,

Римлянам 3:9-19

Иногда мы говорим, что искали Бога и пришли ко Христу. В действительности, этот поиск был инициирован и ведом Богом. Никто из нас по своему желанию не стал искать Бога. Эта стало возможно только в результате особого действия Духа Святого. Ни сам поиск, ни решение принять Бога не было чисто нашим действием. Духовно мёртвый человек не способен на духовные движения. Наше возрождение и оправдание предшествовало решению принять Христа.

Если бы Вас спросили, стали ли вы христианином, потому что Вы лучше вашего неверующего знакомого? Вряд ли кто-либо согласился с тем, что это так. Решение принять Христа было праведным решением? Конечно. Значит, для того, чтобы его принять, нужно поступить праведно. Если причина, по которой я выбрал Христа, а мой неверующий друг нет, заключается в моём праведном выборе — тогда я лучше него. Но Библия говорит что все люди одинаково отвернулись от Бога и враждуют с ним. Мы отличаемся только мерой беззакония, а не нашей направленностью. Высокоморальный интеллигент противится Богу также как и распущенный блудник. И как бы порядочен не был человек, он не способен самостоятельно начать свой путь к Богу.

Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.

Иоанн 6:44

Греческое слово элкуо, переведённое здесь как «привлечёт» дословно означает «тащить, тянуть, волочить». Это не просто подсказать или направить, а взять за что-то и потащить. Христос учит нас, что никто не может прийти к Нему без могучего действия Бога Отца.

3. На стороне врага.

Полная испорченность не означает, что человек не способен на великодушие, жертвенность, заботу, доброту по отношению друг к другу. Христос показывает, что даже злые люди способны делать добро друг другу.

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него.

Матфея 7:9-11

Но всё это человек делает против Бога. Как в известном анекдоте про Вовочку и снаряды. Когда учительница спросила учеников, кто из них помогал во время войны, Вовочка ответил: «я подносил снаряды к орудию». Восхищённая учительница спросила: «и что сказали тебе солдаты?» Вовочка ответил: «Они сказали: Зер гуд, Вальдемар!».

Был ли поступок Вовочки самоотверженной помощью? Конечно! Вопрос в том, на кого он работал. Так и каждое доброе дело, совершённое не во славу Божию — это работа на врага. Поэтому в мире масса людей, которые сами по себе не так уж плохи. Они являются хорошими гражданами, верными супругами, заботливыми родителями, отзывчивыми друзьями. Они умеют оказывать добрые дела людям. Но делают они это с другой стороны линии фронта. Все эти добрые дела в противовес Богу — это укрепление позиций врага.

4. Раскаялся Бог???

Поражение грехом настолько захватило весь род людей, что Бог очень пожалел, что создал людей. И это очень странно, что Сам Бог говорит: истреблю людей, ибо Я раскаялся, что создал их. Это не мнение людей о Боге, это Его собственные слова. Что они означают? Неужели Всеведущий Бог что-то не предвидел? Может быть, Он, Мудрый не всё просчитал? Или грех человека стал сюрпризом для Всемогущего? Возможно ли такое, чтобы Бог ошибся? Как же насчёт слов Самуила:

…и не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему.

1 Царств 15:28-29

Бог не изменяет Своему извечному плану, согласно которому Он совершает «всё по изволению воли Своей» (Ефесянам 1:11). Бог не может совершить ошибку. Он не может чего-то не знать наперёд. Ещё до сотворения мира Бог знал о том, как всё пойдёт. Он знал о будущем грехопадении Адама. Он знал о развращении рода людей. Он знал о том, что потопом сотрёт всё живое. Он задолго до этого решил умереть за людей на кресте (1 Петра 1:19-20).

Почему же сказано, что Бог раскаялся? Суть в еврейском слове, которое можно перевести как «сожалеть», иногда как «утешиться», иногда как «раскаяться». В данном контексте речь идёт скорее всего о сожалении того, к чему пришёл человек, а не о том, что Бог признал Свою ошибку. Бог очень огорчился.

Женщины и роды. Вы ведь знаете, что будете испытывать боль. Но всё равно идёте на это.

Христос знал, что воскреснет в третий день. Но всё равно Ему было страшно.

Перед нами одна из попыток описать чувства Бога человеческими понятиями на человеческом языке.

5. Ной же обрёл благодать.

Видя, как мир погружается в зло, Бог решает стереть всё живое с лица земли. Всё поражено грехом, все люди уклонились. Нет ни одного, кто искал бы Бога. Но Бог решает проявить благодать и дать миру второй шанс. Он выбирает человека, через которого спасёт не только род людей, ни и животный мир. Попадает ли Ной в категорию «все до одного негодны?». Конечно, как и все остальные, живущие на земле. Но Бог, богатый милостью, выбирает его для спасения мира.

Вот оно, Евангелие. Вот так Бог любит этот мир, что готов даже отдать Своего Сына на смерть, чтобы всякий верующий в Него не погиб. Так и сегодня Бог проявляет Свою благодать, спасая грешников. Он до сих пор продолжает просвещать истиной людей, возрождая их к вечной жизни.

Я хочу обратиться к подросткам и молодым людям. Вас не нужно убеждать в полной греховности. Вы ощущаете её в себе каждый день. С детства вам воспитывали родители, прививая вам благочестивые привычки. Но внутри вас раздувался конфликт. Разрыв между видимой порядочностью и внутренней неспособностью жить праведно. Этот конфликт подогревался тем, что вы видели несовершенство и грех ваших родителей и других христиан. Вы мучились от того, что вам приходится играть.

Сегодня может произойти чудо. Сегодня Бог может проявить благодать и к вам. Вы можете избавиться от мучительного противоречия внутри. Вы можете обрести внутренне желание и способность стремиться к Богу и любить Его. Бог может вырвать вас из этой озлобленной массы греха и изменить ваше сердце. Вам не нужно будет играть в верующих. Вы станете ими по сути. Для этого вам нужно обратиться к Богу в молитве. Если Бог говорит сейчас к вашему сердцу, обратитесь к Нему. Каждый, кто сегодня осознал свою нужду в спасении — призовите имя Божие.

 

 

 

Скачать проповедь в mp3.