Избранный род

Главная / Бытие / Избранный род

Как вы относитесь к родословиям в Библии? Вас вдохновляет чтение вереницы имён? Или вы склонны пропускать монотонный список незнакомых родов? Являются ли родословия частью Божьего Слова. Мы знаем, что «всё Писание богодухновенно и полезно для научения…» Но не кажется ли вам иногда, что Господь немного дал маху, поместив в Библию скучные, непонятно зачем составленные перечисления имён? Чему можно научиться от прочтения родословий? Может быть, это чисто ветхозаветняя заморока иудеев? Но, вот мы открываем первую страницу Нового Завета, и опять читаем кто кого родил. Зачем Матфей начинает Евангелие с родословия? Это бесполезная часть Писания, или же это всё то же живое и действенное Божье Слово, которое способно наставлять в вере?

Причина, по которой родословия кажутся скучными и бесполезными, кроется в плохом знании Библии. За каждым именем стоит целая жизнь. И, если вы не знаете хорошо детали жизни библейских людей, вы упустите смысл, вложенный автором в родословие. Вот пример того, как Матфей вкладывает послание в родословие Иисуса Христа:

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

Матфей 1:1-6

В первых текстах родословия упомянуты 17 мужчин и 4 женщины. Что это за женщины? Фамарь — язычница, которая будучи невесткой Иуды после смерти своего мужа не имела детей. Иуда не хотел приобщать её к семье. Поэтому Фамарь переоделась блудницей и заимела детей от Иуды. Так она попала в линию Давида.

Рахава — не кто иная, как горожанка Иерихона. Язычница (тоже путана), которая приняла еврейских шпионов и благодаря этому спасла свою семью.

Руфь — язычница, моавитянка, которая последовала за свекровью из Моава в Израиль и нашла себе благочестивого мужа.

Бывшая за Урией, или Вирсавия — жена Урии Хетта, с которой переспал царь Давид, потом убивший её мужа. Впоследствии стала матерью Соломона царя.

У всех мужчин в родословии Христа были жёны, но ни одна из них не упомянута по имени, кроме этих четырёх женщин. Что же хотел сказать Матфей, включив их имена в свой список? Какое послание он заключил своим читателям, просто назвав их имена?

  1. Каждая из этих женщин — пример Божьего суда и благодати одновременно.

  2. Каждая из этих женщин вошла в историю благодаря своей вере.

  3. Присутствие язычниц в царской линии развенчивает всякое основание для гордости и чистоте линии Авраама.

Матфею не нужно было проповедовать о суде и благодати Бога. Ему было достаточно поставить в один ряд несколько имён — и проповедь готова. Мы подошли к той части книги Бытие, в которой находятся два родословия. Начиная с Бытие 4:17 записано родословие Каина, вся пятая глава — это родословие Сифа. Но это не просто перечисление имён. Перед нами описание того, как человечество развивалось от Адама до всемирного потопа в двух династиях. Моисей так располагает эти две линии, чтобы читатель мог сравнивать их, а в конце прийти к очень важным выводам. По сути, это богословие в именах. Есть несколько причин, по которым раньше люди придавали такое значение родословиям:

  1. Имена предков использовались вместо дат.

Древние люди считали года, но хронологию событий они связывали с именами людей. С значимыми людьми ассоциировались эпохи. «В те дни, когда правили судьи…» или «во времена патриархов…»

  1. Древние считали прошлое важнее, чем будущее.

Еврейское слово прошлое происходит от слова «грудь», а будущее — от слова спина. Совсем не так, как у нас. Это мы летим лицом вперёд к будущему. Но древние были реалистами. То, что мы можем видеть — это наше прошлое. Оно лежит пред нашими глазами. Выходя из дома, они выходили спиной к выходу, лицом к хозяину. Будущее там, за спиной. Его не видно, поэтому жизнь веры — это выход в неизвестное.

  1. По роду раньше определяли, кто ты такой.

Даже сегодня мы шутливо ассоциируем некоторые национальности с определёнными качествами. Немцы чёткие, англичане педантичные, китайцы трудолюбивые, евреи зажимистые, хохлы хитрые, русские ленивые, чукчи умные…

Древние понимали, что не только цвет кожи и форма глаз передаются по наследству. Характер, воспитание, качества вкладывались в человека его культурой и родом. В действительности, на то, кем мы стали, повлияли люди из нашего рода. Где вы родились, когда вы родились, в каком языке и культуре зависело от родителей. Ответы на вопросы «почему я здесь?» и «почему я такой?» отчасти можно найти в рассмотрении истории нескольких поколений моих предков.

  1. В родословии люди пытались запечатлеть работу Бога.

Мы увидели это на примере родословия Христа в Евангелии от Матфея. Точно также и раньше в Ветхом Завете расположение людей в последовательности показывало, как Бог осуществляет искупительную работу среди людей.

Перед нами два описания. В Бытие 4:16-24 рассказывается о роде Каина. Начиная с Бытие 4:25 нам дано повествование о новом роде Сифа. Между двумя родами есть параллели, но есть и существенные отличия. Рассмотрев их внимательнее, мы увидим множество духовных истин, которые Моисей вложил в эти главы. Как и в случае с Матфеем, мы увидим, что пророк хотел сказать этими именами как своим слушателям, так и нам. Для этого вам нужна будет Библия перед собой.

Прежде всего отметим, что Бытие 4:17, 4:25, 5:3 и 6:2 — это параллельные описания одного и того же времени, только с разных ракурсов. В то время, как Каин строит свою цивилизацию в земле Нод (дословно скитание), Ева рожает другого сына, от которого происходит отдельный род. У Адама и Евы ещё были дети, но на них Библия не обращает внимания. Моисей решает сосредоточить наше внимание на Каине и Сифе. Но когда речь заходит о родословии Адама в 5:1, там нет Каина вообще. Как будто Каин вычеркнут из семьи Адама, хотя и был первенцем. Почему так? Апостол Павел объясняет:

Но не то, чтобы слово Божие не сбылось: ибо не все те Израильтяне, которые от Израиля; и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя.

Римлянам 9:6-8

У Авраама были дети помимо Исаака, но все они не вошли в линию искупления народа Божьего. Так и у Адама было множество сыновей и дочерей. Но Сиф стал продолжателем праведного рода вместо Авеля. Род Каина был вычеркнут из спасительного плана и продолжал прогрессировать в зле. Каин начинает строить на земле своё царство в стиле цивилизации, описанной в «Безумном Максе». Обществе, построенном на силе, страхе, борьбы за технологии и доминировании над людьми.

О Каине сказано, что он первым построил город. Ламех становится первым многожёнцем. Моисей не зря упоминает имена женщин в роде Каина. Ада переводится как «украшение, красотка», Цилла означает «звонкая, звенящаяя», а невестку Ламеха звали Ноэма – «сладость, конфетка». По этим именам можно судить о ценностях, культивируемых в династии Каина. Привлекательность, страсть, искушение — в женщинах. Дерзость, жестокость, грубая сила — в мужчинах.

Дети Ламеха становятся первооткрывателями в области управления, искусств и производства металлов. Но технологии не делают жизнь проклятого рода лучше.

Ламех сочиняет песню-девиз своей жизни: «Меня задел мужик, я его убил. Меня ударил пацан, я его уничтожил». Ламех становится первым царьком, который использует террор для управления людьми.

Со времён Каина принципиально мало что изменилось. Человечество использует науку для производства оружия, политику для манипулирования и запугивания, искусство для совращения. Мы продолжаем жить в мире, который прогрессирует в зле. Народы боятся друг друга, не доверяют друг другу, хотят поработить друг друга. Ещё в прошлом веке самые развитые цивилизации пытались уничтожит друг друга в двух мировых войнах. Это были цивилизации Шекспира, Баха и Достоевского.

Но на фоне развития испорченной линии Каина появляется род Сифа. И если Каин убегает ещё дальше от Бога, то в семье Сифа появляется движение обратно к Богу. Библия говорит, что тогда начали призывать имя Господа. И это означает больше, чем принести жертву, как Каин и Авель. Это означает установление регулярного служения поклонения Богу.

Некоторые имена в родах Каина и Сифа похожи. Иногда их произношение отличается лишь на пару звуков. Но как это всё меняет.

Род Каина                                                                     Род Сифа

Ирад – «горожанин»                                             Иаред — чистый

Мехиаель – «поражённый Богом»                    Малелеил — Слава Божья

Мафусал – «муж меча»                                       Мафусаил — муж молитвы

Седьмой по счёту потомок Каина — Ламех становится в своём роду архетипом зла и нечестия. Седьмой же потомок в линии Сифа — Енох достигает наивысшей близости с Богом. О Енохе дословно сказано, что он «ходил с Богом». Фраза «ходил с Богом» встречается ещё только в описании Ноя (Быт.6:9) и Левия (Мал.2:6). Больше ни о ком не сказано так. В других случаях чаще говорится «ходил перед Богом». Удивительно, что Енох не имея ни единой строчки Библии, вместе с тем достиг такой близости с Богом, как будто они ходили парой по земле, как друзья. Он смог достичь этого благодаря вере:

Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние. Верою познаем, что веки устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое. Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще. Верою Енох переселен был так, что не видел смерти; и не стало его, потому что Бог переселил его. Ибо прежде переселения своего получил он свидетельство, что угодил Богу. А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает.

Евреям 11:1-6

В родословии Адама мы видим Божью справедливость и благодать. В Бытие 5:5 описывается конец жизни нашего прародителя: «Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умерЭтот текст возвращает нас к спору, возникшему в Эдемском саду между Евой и змеем. Этот текст подтверждает правоту слов Бога. Всё произошло так, как и говорил Бог, а не змей. Люди оказались обмануты: они не стали, как Бог. Вместо божественности они получили смертность. И каждый следующий потомок Адама подтверждал статистику. О Сифе сказано: «и он умер». Равно как и о последующих поколениях. Но вдруг среди такой убивающей статистики происходит чудо. Один человек становится исключением. Енох взят от земли живых без прохождения через смерть.

Что это говорит нам о Боге? То, что Он Свят и исполняет Своё слово. Но Бог не является пленником ситуации. Он продолжает править, в том числе и над смертью. Бог проявляет свою благодать, чтобы показать людям путь в вечность. Ещё в допотопные времена человеку была дана надежда, что существует другая жизнь за гранью этого мира. В эту жизнь можно попасть благодаря особым отношениям с Богом.

Самый главный урок.

Пятая глава останавливается на Ное. И всё было бы не так плохо. Пусть род Каина возрастал в нечестии, ведь оставалась праведная линия Сифа. Но начало шестой главы вскрывает глубинную проблему, которая развивалась даже у праведных потомков. Проблема, которая лишила первый мир шанса на выживание. И эта проблема — смешение.

Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали *их* себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет. В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь [Бог], что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их.

Бытие 6:1-7

Некоторые богословы считают, что в здесь рассказывается о связи ангелов с женщинами, в результате чего рождались великаны-мутанты. Но такое толкование встречается с несколькими трудностями. Во-первых, выражение «сыны Божьи» хоть и применяется чаще всего к ангелам, иногда его применяли и к людям (Ос.1:10, Пс.81:6, Лук.3:23-38). Во-вторых, Иисус утверждал, что ангелы не женятся и не выходят замуж (Матф.22:30). В третьих, ангелы являются духовными существами, не имеющими тела. Очень сложно себе представить связь ангела и женщины, в результате которого рождался бы ребёнок. В четвёртых, если это падшие ангелы, тогда их не называли бы Сынами Божьими. В пятых, в результате этого смешения Бог наказывает человечество, а не ангельский мир. И последнее, контекст предыдущих глав указывает на две линии детей Адама.

Самым логичным выводом было бы смешение праведного поколения Сифа с нечестивым родом Каина, в результате которого происходила деградация человека. Ведь, в конце концов, из всех праведных людей на земле осталась только семья Ноя. А все братья и сёстры Ноя, его дяди и тёти, племянники остались «за бортом». Даже долгожитель Мафусал умер в год потопа. И нам не сказано точно, как он умер.

Ещё одним из главных аргументов в пользу смешения родов является контекст, в котором пишет Моисей. Для чего он помещает сравнение двух родословий в Бытие. Что он хотел сказать своим слушателям? Что происходит в то время, как Моисей составляет Бытие?

Мы знаем, что долгое время Израильтяне существовали как кочевой народ. Они перемещались с места на место и не имели осёдлой жизни. Так им удавалось сохранить свою культуру, обычаи и религию от смешивания с другими. Они не прилеплялись к земле. Но теперь им предстоит кардинально сменить образ жизни. Израилю предстоит войти в обетованную землю и поселиться на ней. Даже если они и прогонят все народы с этой земли, у них останутся соседи. С этими народами нужно будет выстраивать долгосрочные отношения. Им предложат заключать заветы, брать в жёны своих дочерей. И Моисей знает, что это станет сетью для Израиля. Потому что чужеземные жёны принесут с собой своих богов, которые развратят народ. Экономически это будет выгодно, но духовно это принесёт катастрофу. Поэтому неоднократно в Пятикнижии звучит предупреждение о том, чтобы Израиль не смешивался с другими народами. Всякая история о браке с язычницей заканчивается плохо в Бытие.

Вот почему Моисей показывает пример допотопного мира, который был уничтожен из-за полного развращения. Два рода смешались. С одной стороны этот симбиоз создал очень сильных людей. Они обладали технологиями и определённой духовностью, чтобы управлять миром. Но это была псевдо-духовность, которая привела к полному разложению.

Какой урок должны были вынести из Бытие израильтяне? Какой урок Моисей оставил всем нам?

Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить *в* *них;* и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас. И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.

II Коринфянам 6:14-18

Мы живём сегодня с тем же самым искушением. При призваны жить в мире, но быть не от мира. Любить мир, как его возлюбил Бог (Ин.3:16). И не любить мира, как его не любит Бог (1Ин.2:16). Иметь отношения с людьми, но не позволять смешиваться с плотским образом жизни.

Наши дети растут в христианских семьях. Но это не гарантирует им безопасность и спасение.

О чём родители больше всего вы заботитесь:

  • хороших оценках и поступлении или познании Бога и Его Слова?

  • Репетиторах по предметам или наставнике в вере?

  • Секциях или помощи в служении?

  • Воспитании или спасении души?

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены. Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; *некогда* непомилованные, а ныне помилованы.

I Петра 2:7-10