Безусловное избрание

Главная / Бытие / Безусловное избрание

На фоне полного развращения человеческого рода резко выделяется праведник Ной. О нём сказано, что Ной ходил перед Богом. Такой характеристики заслужили немногие. Поэтому легко сделать вывод, что Бог выбрал Ноя по причине его благочестия. Но это будет неверным выводом, так как история Ноя начинается словами «Ной же обрёл благодать перед очами Господа». Благодать в Писании — это незаслуженная милость со стороны Бога по отношению к человеку. Благодать тем и отличается от награды, что даётся человеку не за его заслуги.

Ной же обрел благодать пред очами Господа [Бога]. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. Ной родил трех сынов: Сима, Хама и Иафета. Но земля растлилась пред лицем Божиим, и наполнилась земля злодеяниями. И воззрел [Господь] Бог на землю, и вот, она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал [Господь] Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи.

Бытие 6:8-14

Так сказано в послании Римлянам 4:3: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу.» Если Ной был выбран на основании своей праведности, тогда ему не нужна была бы благодать. Причина, по которой Ной был выбран Богом, не была связана с Ноем. В богословии Реформации это называется безусловным избранием, и это вторая буква в акрониме TULIP (Unconditional election).

В классическом баптистском вероисповедании 1689 года написано так:

Людей, предопределённых для вечной жизни, Бог избрал во Христе для вечной славы прежде основания мира в соответствии со Своим вечным и неизменным намерением, тайным советом и благоволением воли Своей, вследствие Своей добровольной, неограниченной благодати и любви, не рассматривая каких-либо качеств творения (человека) в качестве условия или причины, побудившей Его к этому избранию. (п.5)

Доктрина избрания настолько сложна, что к ней нужно подходить с смирением. Не раз избрание становилось предметом распрей и конфликтов для людей, которые под видом богословских споров просто выясняли свои отношения и реализовали свои амбиции.

Доктрина избрания бьёт по нашему эго. Потому что она лишает меня любого бахвальства, она отбирает у меня всю славу и отдаёт её Богу.

Доктрина избрания ставит меня на место перед Богом, которое мы оставили в Адаме, решив самим определять добро и зло.

Доктрина избрания проникает в самую глубину бунтарского сердца и показывает, кто на самом деле Владыка.

Так, Вероисповедание 1689 года предостерегает:

Трактовать доктрину предопределения, являющуюся высшей тайной, следует с особым благоразумием и осторожностью, чтобы люди, внимающие воле Божией, явленной в Его Слове, и проявляющие к нему послушание, могли, исходя из несомненного факта их действенного призвания, быть уверены в своём вечном избрании, чтобы эта доктрина приносила хвалу Богу, звала к Его почитанию и восхищению Им, а также способствовала бы смирению, прилежанию и обильному утешению всех тех, кто искренне повинуется Евангелию. (п.7)

Три книги, которые можно посоветовать тем, кто хочет ознакомиться с христианским учением об избрании. «Рабство воли» Мартина Лютера, «Свобода воли» Джонатана Эдвардса и «Избранные Богом» Роберта Спраула. Если вы не прочли этих книг, даже не пытайтесь дискутировать на тему избрания. Если размышления о безусловном избрании производят в вашем сердце смущение, отложите их на время. Это твёрдая пища, к ней нужно быть готовым. Сегодня мы просмотрим основные тексты Библии, которые говорят об избрании ко спасению и узнаем не практической пользе этой доктрины для нашей веры.

Библия пропитана учением о безусловном избрании. Однако, мы часто прочитываем эти тексты вскользь. И только задавшись целью изучить избрание, ты поражаешься тому, как много о нём сказано. Вот некоторые из них:

Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни.

Деяния 13:48

Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.

Иоанн 15:16

Божье избрание не означает, что человек не делает со своей стороны выбора. Но оно учит тому, что без решения Бога спасти человека и внешнего действия со стороны Святого Духа человек никогда не сделает выбор в пользу Бога. Он будет продолжать находиться в состоянии полной испорченности и вражды с Богом. Если же человек не может спасти себя сам и нуждается в действии Бога со стороны, то как объяснить тот факт, что одни люди спасаются, а другие нет? Ответ состоит в том, что Бог по известным только Ему причинам решил спасти одних, а других нет. Это видно в служении Христа:

И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

Матфей 13:10-15

Приступая к этой теме в послании Римлянам, апостол Павел пишет:

и не все дети Авраама, которые от семени его, но сказано: в Исааке наречется тебе семя. То есть не плотские дети суть дети Божии, но дети обетования признаются за семя. А слово обетования таково: в это же время приду, и у Сарры будет сын. И не одно это; но *так* *было* и с Ревеккою, когда она зачала в одно время *двух* *сыновей* от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: больший будет в порабощении у меньшего, как и написано: Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел. Что же скажем? Неужели неправда у Бога? Никак. Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак *помилование* *зависит* не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего.

Римлянам 9:7-16

В кратком Евангельском катехизисе девятый вопрос звучит так:

9. Что такое установления Божии?

Установления Божий — это Его вечное намерение, соответствующее изволению Его воли, посредством которого Он предопределил все, что происходит, для Своей славы1. (1 Еф. 1:4,11 Рим. 9:22,23)

Мы верим в Бога, который суверенно управляет миром. Нет ничего, что могло бы выйти из под Его контроля. Нет ни одной молекулы, которая бы не подчинялась решению провидения Бога. Бог не только знал о будущем, но и определил будущее. Почему Ной? Бог ведь не обнаружил Ноя: «Ух ты, смотри, какой праведник среди развращённого мира. А давай мы спасём мир через Ноя!».

Если выбор Ноя был совершён до сотворения мира, тогда Бог готовил Ноя с момента его рождения. Тогда праведность и непорочность Ноя была делом Божьим, и не заслугой Ноя. Избрание происходило далеко в вечности, задолго до того, как родился каждый человек. Бог выбрал праведника Ноя. Но Бог выбирает также и Авраама язычника и солнцепоклонника. Бог избирает Иакова обманщика и хитреца. Бог выбирает Савла убийцу христиан. Бог избирает хапугу и взяточника Матфея.

В начале Деяния описывают молодого Савла как врага Бога, а не апостола. Савл уничтожает христиан, и его останавливает только вмешательство Бога. Но Павел признаёт, что был избран ещё от утробы матери. Следовательно, всё, что происходило в жизни Павла подготавливало его к встрече с Христом. И ожесточение Савла был частью этого пути.

Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий. Когда же Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам, — я не стал тогда же советоваться с плотью и кровью, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск.

Галатам 1:13-17

Билли Грэм однажды сказал, что когда попадёт на небеса, то удивится трём вещам: тому, что увижу там тех, кого не ожидал. Тому, что не увижу там тех, кого ожидал увидеть. И тому, что увижу там себя.

Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей,

Ефесянам 1:3-5

Подумайте о своём пути к Богу. Откуда у вас появилось стремление к Богу? Само по себе? Оказывали ли на ваше желание влияние множество факторов? Смерть близкого, неприятности на работе, болезнь, добрый пример христианина, проповедь, подаренная Библия. Все эти факторы были режиссированы Богом уникально для каждого. И ни у кого нет повторений. Каждая спасённая жизнь — результат чудесного Божьего плана.

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по *воле* князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Ефесянам 2:1-10

Безусловное избрание ставит вопрос о свободе человеческой воли. Если всё предопределено Богом, есть ли тогда у меня выбор? Было ли моё обращение ко Христу моим выбором? Ведь каждый из нас помнит момент своего выбора.

Джонатан Эдвардс правильно понял, что любое решение продиктовано максимально выгодным и наилучшим с нашей точки зрения. Выбор может быть ограничен, даже очень сильно (как в ситуации «жизнь или кошелёк»). Мы всегда выбираем в соответствии с нашими сильнейшими наклонностями и желаниями. Мы выбираем только то, что считаем наилучшим из всех возможных вариантов. В этом и есть смысл воли человека. Проблема невозрождённого сердца в том, что оно никогда не считает Бога величайшей ценностью. Да и не может по определению. Пожелать Бога оно может только в том случае, если Бог просветит его и оживит. Почему Бог делает это с одними, и не делает с другими — мы не знаем. Единственное, в чём можно быть уверенными на 100% – всё это служит славе Божией.

Применения доктрины безусловного избрания.

1. Божье избрание приносит покой нашим сердцам.

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по *Его* изволению, все содействует ко благу. Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

Римлянам 8:28-30

Всё содействует ко благу тех, кого Бог избрал. Доброе или злое, приятное или неприятное будет служить в конце концов к нашему духовному благу. Что бы ни происходило с детьми Бога, каким бы странным и ужасным оно ни казалось в данный момент, после принесёт добрый плод.

2. Божье избрание приносит всю славу Богу.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много *из* *вас* мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы *было,* как написано: хвалящийся хвались Господом.

I Коринфянам 1:26-31

Никто из людей не сможет присвоить себе Божью славу в спасении грешников. Никто не сможет приписать это ни своей праведности, ни своей сообразительности, ни собственному выбору и решению. Мы можем только смиренно прославить Бога за благодать и признать Его величие и власть над творением.

3. Избрание побуждает к здравому благовестию.

Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою.

II Тимофею 2:8-10

Понимая, мы не способны родить духовно никого, мы тем не менее представляем себя как инструменты Божьей благодати людям. Ведь без веры в Евангелие невозможно примириться с Богом. А это означает, что кто-то должен нести Евангелие людям. Мы участвуем в удивительной миссии Бога по спасению душ. Даже Христос, будучи Богом и зная избранных, всё равно проповедовал Евангелие всем. Иоанн 13:16-18

Дух Святой производит в людях невидимую работу, подготавливая их сердца к принятию Благой вести. Если же человек отвергает Евангелие, то, либо ещё не пришло время, либо они ослеплены.

Посему, имея по милости *Божией* такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытные постыдные *дела,* не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить *нас* познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была *приписываема* Богу, а не нам.

II Коринфянам 4:1-7

 

Скачать проповедь в mp3