Ограниченное искупление

Главная / Бытие / Ограниченное искупление

Бог повелевает Ною построить ковчег, размеры которого заранее определены. Далее Бог сообщает, кто войдёт в ковчег для спасения. Бог решает заключить с Ноем завет (договор, соглашение), согласно которому в корабль войдет семья Ноя. Детали завета перечисляют количество людей, а также критерии отбора животных. Завет предложен семье Ноя, а не всем людям. Можно спекулировать на тему, а что было бы, если бы кто-нибудь из людей также поверил и захотел спастись. По факту мы знаем, что никто не захотел. Так что ограниченное пространство ковчега было предназначено Богом для спасения определённого количества душ. В богословии Реформации это называется ограниченное искупление (L — limited atonement в акрониме TULIP). Доктрина ограниченного искупления утверждает, что Христос на кресте умер только за избранных ко спасению.

И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою. Введи также в ковчег из всех животных, и от всякой плоти по паре, чтоб они остались с тобою в живых; мужеского пола и женского пусть они будут. Из птиц по роду их, и из скотов по роду их, и из всех пресмыкающихся по земле по роду их, из всех по паре войдут к тебе, чтобы остались в живых. Ты же возьми себе всякой пищи, какою питаются, и собери к себе; и будет она для тебя и для них пищею.

Бытие 6:17-21

Если мы думаем, что Моисей получил от своих родителей верное представление о сотворении, грехопадении, потопе, расселению народов — мы глубоко ошибаемся.

Авраам до встречи с Богом был язычником, поклоняющимся солнцу. Его представления о Боге были сформированы Вавилонскими и шумерскими мифами. Когда Бог обратился к Аврааму, он не стал объяснять ему от начала богословие. Из того, что нам сказано в Бытие, видно, что разговоры Бога с Авраамом были редкие (порой между ними проходили десятилетия). Да и в основном Бог говорил Аврааму одно и то же: Я дам тебе землю, наследника от Сарры, произведу через наследника великий народ и благословлю через этот народ весь мир. Вот какое откровение Авраам получил от Бога.

Авраам понимал, что с ним разговаривает Всевышний — Тот, кто выше всех известных Аврааму богов. Авраам пришёл в Палестину и пытается найти среди местного пантеона своего Бога, и не находит. Когда его спрашивают, какому Богу он поклоняется, Авраам задаёт вопрос: как зовут самого главного Бога? Хананеи отвечают: Эль. Вот это мой Бог — он выше всех.

Не удивительно, что когда евреи под Синаем решают сделать изображение Бога (пока Моисей задержался на горе), они выбирают тельца. Потому что среди хананейских богов Эль представлялся в виде быка.

Авраам знал, что его Бог радикально отличается от всех тех богов, которых он встречал ранее. Но это всё, что знал Авраам о Боге. Всё остальное он притащил из Вавилона, передал Исааку, Исаак Иакову и так до Моисея. Так, Рахиль, жена Иакова, уходит из дома отца и крадёт семейных идолов. Она прячет их в вещах, и приносит их с собой в обетованную землю. Проходит время, и только после инцидента с Диной, Иаков решает избавиться от этих идолов и закапывает их под дубом.

Бытие не передавалось по наследству от Ноя до Авраама, от Авраама до Моисея. Нужно было радикальное вмешательство Бога, чтобы с помощью специального откровения изменить мышление евреев. Вот почему, Бог обращается к тому, что они знали, и исправляет их истории.

Как и у евреев остались предрассудки и ложные верования несмотря на то, что они были Божьим народом. Так и у нас даже после уверования остаётся множество ложных установок, правил, мышления.

К примеру, в материалистическом мире смерть — это конец всего. После смерти нет ничего. Поэтому мы не понимаем, почему Адам не умер в день грехопадения. Ведь Бог обещал «в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь». Но для восточных людей смерть — это не обязательно конец жизни. В мышлении библейских людей смерть больше ассоциируется с разрывом, разделением, прекращением отношений. Так, блудный сын «умирает» для семьи, когда уходит со своей долей. Поэтому при его возвращении отец восклицает «мой сын был мёртв, и ожил, пропадал, и нашёлся». Так и Адам в момент грехопадения разделяется сам в себе, отчуждается от Евы и рвёт отношения с Богом. Он действительно умер в тот день.

Христос сказал: «блаженнее отдавать!» Мы же с детства учимся забивать лучшее место, успеть схватить самый большой кусок, успеть вообще что-нибудь схватить, пока не кончилось. И вот с таким мышлением мы приходим в церковь, и Богу приходится долго с нами работать, чтобы отучить нас от этого.

Точно также и в отношении искупления. Почему-то у людей есть такое представление, что Бог должен спасать всех. Ну, по крайней мере, постучать каждому человеку, представиться и предложить спасение. А если у Бога не получилось это сделать, и человек не имел возможности услышать Евангелие или почитать Библию, тогда за что же его судить. Ведь у человека и шанса-то не было.

Наше мышление нуждается в чистке, как обновление антивируса на компьютере. Выходит новое обновление, которое способно определять вирусы, которые раньше программа просто не видела. И начинается чистка. Если вы не обновляете регулярно ваше сознание Божьим словом, вы даже и не знаете, какие вирусы разрушают вашу программу.

До того, как Моисей представил Бытие евреям, их представления о мире были сформированы вавилонскими мифами. А вавилоняне представляли мироздание следствием войны богов. Боги постоянно воюют между собой. Иногда людям достаётся. Есть один способ выжить в этом враждебном мире — наука и технологии. Вавилоняне верили, что с помощью науки они смогут противостать постоянным нападкам богов. Благодаря строительству каналов, больших городов человечество может противостать капризам богов, посылающим ураганы, потопы, засухи, болезни.

Библейская история о Ное – это пересказ вавилонского сказания о потопе. Потоп, лодка, один спасённый, радуга, жертва после потопа – всё это было в мифе Атрохасиса. Атрохасис по-вавилонски означает «сама мудрость». Атрохасис был библейским Ноем.

Эпос рассказывает о том, что люди своим шумом мешали богам на небе. Боги решают избавиться от людей. Но один из богов проговаривается Атрохасису. Атрохасис строит большой корабль (не ковчег). Разница между кораблём и ковчегом в управлении. Корабль имеет паруса, руль и вёсла. Ковчег – это просто коробка. На корабль Атрахосис берёт не членов своей семьи, а самых искусных людей – ремесленников, мастеров (сливки общества, потенциал города). Тем самым он спасает город – спасение человечества.

Библия наоборот представляет город угрозой жизни, проблемой Богу. Каждый город представляет бога – символ противления Богу. Бог выбирает человека, причём его имя означает «покой». Бог буквально спасает покой земли. Библия описывает Ноя не как интеллектуала. Богу приходится объяснять, как строить ковчег. Ной – это не человек прогресса и достижения. Ной описан как праведный человек.

В библейском контексте праведность означает «быть в правильных отношениях с людьми, искать добра другим даже в ущерб своим интересам». В Израиле есть аллея праведников. На этой аллее посажены деревья в честь язычников, которые спасали евреев во время войны. В этой аллее стоит дерево в честь Оскара Шиндлера – нацистского офицера, спасавшего евреев. Хотя это человек не был особенно моральным человеком. У него была куча женщин, он выпивал. Но евреи оценивают праведность как «забота о других в ущерб себе». Шиндлер спас 1200 человек, рискуя своей жизнью за каждого из них. Бог выбирает Ноя – того, кто будет заботиться о других в ущерб своим удобствам.

Ной ещё описан и как непорочный человек. Это редко применятся к человеку, чаще всего к жертвенному животному. Слово «непорочный» дословно звучит как одного цвета (без пятна). Быть непорочным означало быть постоянным в своих поступках и решениях, незапятнанным грехами.

Третье описание Ноя говорит о его хождении перед Богом. Таким образом, Библия характеризует этого человека, который в мире с людьми, в гармонии с собой и в согласии с Богом.

  • Ковчег – это не шедевр человеческих достижений. Им нельзя управлять, как кораблём. Бог требует доверить штурвал Ему.

  • Ной берёт в ковчег не сливки общества, а семью. Бог сохраняет не только людей, но и отношения между людьми. Мы иногда так спасаем свои структуры, церкви и союзы, забывая об отношениях с людьми. Мы сохраняем институты, наши города – свидетельство наших достижений. Богу не нужны наши достижения, Он зависит от наших попыток помочь Ему.

  • И Атрохасис и Ной приносят жертву после выхода из ковчега. Но это разные жертвы. В месопотамии кровь имела магическую силу. Пролитие крови как акт убийства давало силу человеку. Жертва Атрахасиса – способ запугать богов, это символ его победы над ними. Жертва Ноя – символ покорности Богу, зависимости от Него.

  • Радуга для Атрахасиса означала лук. Боги показали Атрахасису, что будут следить за ним и ему ещё придётся ответить. Радуга Ноя означает мир с человеком, обещание быть благосклонным к людям.

Фильм «2012» — история о современном потопе. Как раз в стиле Вавилонского мифа. Люди спасают цивилизацию. Количество мест ограничено, поэтому туда попадают самые умные и способные. Мало кто знает о проекте спасения. Только особые люди.

Почему мы ведём себя как в фильме 2012? Почему мы скрываем, что ждёт эту землю и всех живущих? Почему мы не особо трубим о том, что без веры в Евангелие Христа ни у кого нет шансов пережить окончательный суд?

Ной строит ковчег 120 лет, и его жизнь становится проповедью. Библия не говорит о том, что Ной должен был ходить и проповедовать людям. Вера Ноя была свидетельством людям:

Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере.

Евреям 11:7

Над Ноем смеялись, его унижали, считали больным на голову, но не могли отрицать, что Ной живёт соответственно тому, во что верит. Ни у кого не было сомнений в том, что Ной действительно верит в грядущий потоп. С помощью семи подсобников (из которых три женщины), Ной строит огромный плавучий дом. Ной не прячет свой проект спасения мира, он делает это на виду у всех. И Писание утверждает, что Христос проповедовал через Ноя допотопным людям:

потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды.

I Петра 3:18-20

Этот текст говорит не о том, что Христос сошёл в ад после смерти. Пётр говорит о том, что Христос проповедовал Духом во дни Ноя тем, кто сейчас находится в темнице. Проповедовать есть смысл тем, кто ещё живёт на земле. После смерти проповедовать поздно, человек предстаёт перед судом.

Но Христос проповедовал через жизнь Ноя тем, кто жил во время ста двадцати лет строительства ковчега. Бог долго терпел всё это время, пока Ной строил. В результате всего восемь человек были спасены.

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится.

Лука17:26-36

Мы верим в восхищение церкви в последнее время. Мы верим, что это произойдёт в один момент по всей земле. Этим можно объяснить, почему одни спят ночью в постели, другие в это время мелют зерно, а третьи работают в поле. Мы верим, что те, кто как и Ной, будет жить ожиданием прихода Спасителя и готовиться к нему, будут восхищены ко Христу. А те, кто отвергал Евангелие и жил для себя останутся на Божьи суды.

Мы верим, что настанет момент, когда будет поздно примиряться с Богом. Бог закрыл дверь ковчега, не Ной (Бытие 7:16). И когда дверь захлопнулась, и закапал дождь, многие пожалели о своих словах. Возможно, кто-то стучался и царапался в дверь, но волны только прибавляли. И Ной уже ничего не мог сделать. Дверь была закрыта самим Богом.

Ограниченное искупление не означает, что жертвы Христа хватило только на ограниченное число людей. Ценность смерти Господа достаточно для того, чтобы покрыть грехи всего мира. Но это означает, что, хотя жертва Христа достаточна для спасения всех людей, доступна она стала только некоторым.

Если попытаться прикинуть, какой процент человечества хотя бы просто имел возможность услышать Евангелие, поражаешься мизерной цифре. А теперь из этого числа имевших шанс выделить тех, кто действительно принял спасение, то получится несколько песчинок на пляже. И среди этих песчинок оказался я. Подумайте об этом все, кто слышит эти слова. Я живу в том месте и времени, где мне доступно спасение!!!

Ограниченное искупление говорит не о ценности жертвы Христа, а о её замысле. За кого действенно и осмысленно умирал Христос. Как Иисус молится Отцу особенно об избранных в Евангелии Иоанна 17:9:

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

Как же быть с текстами Библии, которые говорят, что Христос умирал за всех людей? За весь мир?

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же. Думающие так не знают, что вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою: потому тогдашний мир погиб, быв потоплен водою. А нынешние небеса и земля, содержимые тем же Словом, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивых человеков. Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день. Не медлит Господь *исполнением* обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят.

II Петра 3:3-10

Удивительно, как внимательно и усердно, нужно подходить к чтению и толкованию Писания. Не раз тексты, которые сперва говорят одно, при внимательном рассмотрении переворачивают наше толкование.

Это мы можем желать одного, но вынуждены делать обратное. Мы можем быть заложниками внешних факторов, которые ограничивают нас. Но Бог по определению, будучи Всемогущим всегда делает то, что сообразно Его воле. Всемогущество не означает, что Бог может всё. К примеру, Бог не может солгать. Бог не может грешить. Но не потому, что не способен, а потому что не захочет. Это противоестественно Его природе. Но Всемогущество означает, что Бог может выполнить абсолютно всё, что Он пожелает. Нет ничего, что могло бы помешать Ему исполнить Свою волю. Поэтому богословы различают установления Божьи (Его скрытая суверенная воля, согласно которой всё происходит согласно Его вечному плану) и заповеди Божьи (открытый закон, которому любой человек способен противостать).

Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без *воли* Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены; не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.

Матфея 10:29-31

а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

Лука 7:30

Из контекста послания Петра вряд ли можно прийти к заключению, что апостол говорит об открытой воле Бога. Если же Пётр говорит о суверенной воле Всемогущего, тогда все бы люди на земле получили прощение. Но мы не верим в универсализм — окончательное спасение всех людей. Не верим мы и в возможность исправить что-либо после смерти, как католики или православные. В чём же секрет? Он кроется в слове «все». Кто такие все? Все живущие на земле на момент жизни Петра? Все когда-либо жившие на земле?

В Писании не всегда слово «все, всех» означает всех людей на земле. К примеру, в послании Римлянам апостол Павел пишет:

Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.

Римлянам 1:8

Конечно же, Павел не имеет в виду, что новость о вере христиан в Риме пронеслась от во все уголки планеты. Мы знаем, что до сих пор есть места, где люди не знакомы с Евангелием вообще. Или, размышляя от отступлении Израильского народа, Павел пишет:

Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.

Римлянам 11:32

Если вырвать эти слова из контекста, может получиться, что Бог помиловал всех людей. Но мы знаем, что не то что все люди на земле, не все Израильтяне спасутся.

О ком же говорит Пётр: Не медлит Господь *исполнением* обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию.

Ключевым словом к пониманию данного отрывка является слово «нас». Оно объясняет, кто эти «все», которые должны прийти к покаянию. До тех пор, пока не наполнится то число предустановленных ко спасению, Бог будет терпеть этот порочный мир. Как и написал апостол Павел:

Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, *до* *времени,* пока войдет полное *число* язычников;

Римлянам 11:25

Если мы возьмём всех когда-либо живших на нашей планете людей и попытаемся определить ту часть, у которой была возможность хотя бы раз услышать Евангелие, то это можно сравнить с вселенной, среди которой расположилась Солнечная система. Если мы теперь возьмём тех, кто слышал Евангелие — и кто действительно принял его в сердце и обрёл спасение, то это можно сравнить с залом, в котором мы сейчас сидим. Так мало количество тех, кого достигло искупление. Если не верите, выйдите сегодня на улицу и посчитайте прохожих. Сегодня как и во дни Ноя, люди живут, работают, женятся и выходят замуж. Но настанет день Х.

Не стоит ждать, когда Бог закроет дверь. Если ты ещё не уверен, что входишь в это число спасённых, но хочешь обрести спасение, сегодня тот день.

 

 

 

Скачать проповедь в mp3.