Суд Божий

Главная / Бытие / Суд Божий

Одно время в книжных магазинах появилась серия футуристических романов “Оставленные”. Эта популярная серия романов о последнем времени даже стала основой для экранизации фильма. Одним из характерных лейтмотивов этого цикла является вознесение церкви — единовременном исчезновении верующих с лица Земли. Тема вознесения верующих при втором пришествии Христа основана на учении Иисуса:

И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Сказываю вам: в ту ночь будут двое на одной постели: один возьмется, а другой оставится; две будут молоть вместе: одна возьмется, а другая оставится; двое будут на поле: один возьмется, а другой оставится. На это сказали Ему: где, Господи? Он же сказал им: где труп, там соберутся и орлы.

Лука 17:26-37

Иисус Христос сравнивал Своё будущее возвращение на Землю с потопом, проводя несколько параллелей. Апостол Павел в послании коринфянам пишет, что ветхозаветние истории происходили как образы для нашего наставления. Таким образом, мы должны читать Бытие не как историю прошлого, но как урок для будущего. Что же мы должны вынести из повествования о потопе? Чему должны научиться?

но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого; тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется;

Матфея 24:37-40

1. Суд Божий ожидаем, но придёт внезапно.

Бытие 6:3 описывает Божью оценку человеческого состояния и приговор. Бог указывает срок в 120 лет. Этот срок имеет отношение не к тому, что люди больше не смогут жить дольше 120 лет. Даже после потопа порог жизни превышал 120 лет. Хотя вы поразитесь, если откроете список современных долгожителей. Большинство из них умерли в возрасте 110-120 лет, и это поразительно. Но Бытие 6:3 скорее всего говорит о том сроке, который остался до потопа. Таким образом, Ной мог приблизительно знать, сколько времени у него есть на постройку ковчега. Однако, точной даты Ной не имел.

Христос также даёт признаки приближения Божьего суда, однако не даёт точной даты. Всякий, кто утверждает, что знает точную дату или год второго пришествия Христа, является лжецом. Однажды ученики спросили у Иисуса, когда это произойдёт. Вот что ответил Христос:

И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: “Я Христос”, и многих прельстят. Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней. Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец. Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, — читающий да разумеет, — тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни. Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: “вот, *Он* в пустыне”, — не выходите; “вот, *Он* в потаенных комнатах”, — не верьте; ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; ибо, где будет труп, там соберутся орлы. И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все сие будет; небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут. О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; но, как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого…

Матфея 24:1-37

На протяжении последних двух тысяч лет христиане видят признаки приближения конца. Иногда им кажется, что осталось совсем немного. Так и сейчас: электронные чипы под кожей, ИНН, штрих-код с тремя шестрками, безналичный расчёт, ООН, создание Израильского государства… Признаков становится всё больше, но точной даты так никто и не знает. Конечно, находились люди, которые утверждали, что вычислили точную дату конца света. Так, например, начиналось движение адвентистов. Лидеры этого течения неоднократно назначали точное число второго пришествия. Однако, когда этот день наступал, ничего не происходило. Разочарованные, они снова находили ошибки в своих вычислениях, и переносили дату. Но снова и снова, Христос не приходил. Суд Божий ожидаем, однако наступит внезапно.

2. Суд Божий будет всеобщим.

И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди; все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло. Истребилось всякое существо, которое было на поверхности [всей] земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — все истребилось с земли, остался только Ной и что *было* с ним в ковчеге.

Бытие 7:21-23

Библия утверждает, что все люди, живущие на земле, были уничтожены. В катастрофу такого масштаба сложно поверить. Поэтому некоторыми богословами делались предположения, что потоп был локальной катастрофой. Мол, на самом деле, на других континентах ничего подобного не было. Залило только Междуречье. Но Библия неоднократно настаивает, что из всего человечества спаслось только восемь человек. Никто не смог избежать суда Божьего (1 Петра 3:20, 2 Петра 2:5). Да и какой смысл было бы тогда спасать Ною животных, если бы эти же самые виды преспокойно себе выжили на других континентах. Вся миссия Ноя тогда была бы полнейшим абсурдом. Да и Бог тогда был бы не Всемогущим Судьёй, а локальным божком.

Сегодня люди задумываются о марсианских колониях, готовят убежища под землёй. Но, когда наступит день суда, никто не укроется от Бога. Суд будет всеобщим.

И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; ибо пришёл великий день гнева Его, и кто может устоять?

Откровение 6:15-17

3. Суд будет окончательным.

и вошедшие [к Ною в ковчег] мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему [Господь] Бог. И затворил Господь [Бог] за ним [ковчег].

Бытие 7:16

Когда Ной, его семья и все животные вошли в ковчег, Бог закрыл за ними дверь. Можно только представить, как к ковчегу сбежались люди, после того, как начала прибывать вода. Как они царапались, стучали и просились внутрь. Никто ужи не мог ничем помочь. Время благодати прошло, наступило время суда.

Сейчас мы опять живём во время благодати. Но оно тоже закончится, и тогда уже будет поздно что-либо менять. Каяться, просить прощения, бежать в церковь, искать верующих, молиться. Ничего не поможет, наступит время Суда. Второго шанса не будет. Поэтому во все времена проповедь Евангелия и призыв к покаянию часто был связан с предупреждением о Суде Божьем. Учение о суде вечном согласно посланию Евреям является базовой истиной христианской веры (Евр.6:1-2).

в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.

II Фессалоникийцам 1:5-10

День суда Божьего является окончательной точкой, разделяющей спасение и погибель. После вынесения вердикта его не будет возможности оспорить. Нет вышестоящей инстанции, куда можно было бы подать апелляцию. Погибель потому и называется вечной, потому что её нет возможности сократить. Ни чистилище, ни молитвы родственников, ни заступничество святых отцов и Девы Марии — ничего не сможет изменить приговор, вынесенный у Белого Престола. Если до наступления Суда ты не принял Христа своим Спасителем и Господом, тебя ждёт только осуждение.

Как ошибаются те, кто представляют себе Бога Ветхого Завета строгим и суровым, а Бога Нового Завета любящим и прощающим. Бог вчера и вовеки тот же. Точно такой же Святой и Справедливый Судья, который навёл потоп на нечестивых, будет судить мир в конце времён, посылая казни на Землю. Тот же самый Милостивый и Прощающий Господь, который спас в ковчеге будущий мир, спасёт и верующих в Него и ждущих Его явления.

4. Суд будет справедливым.

Божий суд будет нелицеприятным. Каждое преступление будет оглашено и наказано. Каждый грех будет наказан.

ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить *соответственно* *тому,* что он делал, живя в теле, доброе или худое.

II Коринфянам 5:10

Когда Павел говорит «нам должно явиться пред судилище», он включает и себя. То есть, дети Божии тоже предстанут перед Судом? А как же обещание Христа:

Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения.

Иоанн 5:24-29

Всё дело в том, что в Новом Завете русским словом «суд» перевели несколько греческих слов, которые имеют разный оттенок. Так, к примеру, греческое слово krisis означает и переломный момент, и конец, и судебное разбирательство, и суждение. Греческое слово krima (отсюда и криминал) — приговор, осуждение, судебный процесс.

Когда Христос обещает освободить верующих от суда Божьего, это означает не то, что они не появятся на судебном заседании. А то, что на этом заседании они будут избавлены от обвинительного приговора. Мы предстанем пред Богом, но вместо вердикта «виновен» нам будет вынесен приговор «оправдан». Основанием такого решения будет не отсутствие нашей вины. Как раз вина будет детально описана и доказана. Но основанием оправдания христианина будет справедливая и полная расплата за грех, которую взял на себя Иисус Христос. И всякий раз, когда дьявол выдвигал не этом процессе обоснованное обвинение, ответом будет «оправдан на основании жертвы Христа»:

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь. Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.

Откровение 12:10-11

День и ночь без устали сатана обвиняет детей Божьих. Без перерыва он достаёт новые и новые доказательства вины христиан. И есть только одно средство победить его — кровь Агнца и слово свидетельства. Это спасение уготовано только тем, для кто принял Евангелие как единственную надежду своего оправдания. Так что суд Божий начнётся с церкви.

Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас *начнется,* то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится?

I Петра 4:17-18

Вот почему не только в отдалённом будущем, но и в настоящем жертва Христа является нашим оправданием и судом. Каждый раз, когда церковь собирается совершать заповедь Господню, мы призваны рассуждать (диакрино) о Теле Господнем, судить самих себя (диакрино), чтобы не быть осуждёнными (катакрино) с миром.

Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

I Коринфянам 11:26-32

Уже сейчас Господь наказывает нас, как Отец, чтобы мы не были наказаны в последний день Суда. Уже сейчас мы, согрешая, предстаём перед ним в молитве покаяния и просим Его простить наш грех «во имя Сына Его Иисуса Христа». В этой жизни мы призваны судить самих себя, то есть стремиться самостоятельно давать оценку своей жизни в свете Писания. Не соседу, ни начальнику, ни супругу, ни брату и сестре, а своей совести выносить приговор, чтобы приходить к Отцу с покаянием. Но если этого не происходит, Бог, Великий в Своей милости, наказывает нас, чтобы мы не были осуждены вместе с миром.