Архитекторы жизни

Главная / Бытие / Архитекторы жизни

Самое высокое здание в мире сегодня — это небоскрёб Бурдж-Халифа, расположенный в Дубае. Его высота 828 м, здание насчитывает 163 этажа. Башня была построена за шесть лет. Ежедневно на её строительстве работало 12000 рабочих. На её создание ушло 320.000 куб.м бетона и 60.000 тонн стальной арматуры. Фундамент башни не закреплён в скальном грунте. Вместо этого применяются 45-метровые висячие сваи.

Если вы думаете, что этот амбициозный проект — предел возможностей человека, вы ошибаетесь. Уже сейчас в Саудовской аравии идёт строительство небоскрёба высотой 1007 метров, а на очереди ещё пара проектов высотой более 1 км.

В Библии описан проект небоскреба, который так и не был завершён. Правда его размеры куда менее внушительны, чем современные гиганты. Наиболее известный вавилонский зиккурат высотой 91 метр называется Этеменаки (в переводе «дом основания неба и земли»). Так что мы можем предполагать, что высота Вавилонской башни не превышала и ста метров. Но для того времени, когда общее население планеты не превышало 30.000, это сооружение было проектом глобального масштаба.

На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие. И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город [и башню]. Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Бытие 11:1-9

История о Вавилонской башне помещена в интересный контекст книги Бытие. Она находится между историей о потопе и призванием Авраама. По сути, эта история завершает глобальное описание древнего мира и, начиная с 12 главы, сосредотачивает своё внимание всего на одной семье Авраама. Читая историю о Вавилонской башне, можно увидеть не только ироничное описание этого проекта, но и противопоставление истории избрания Авраама.

  • Люди решают поселиться в Междуречье — Авраам решает уйти из Сеннара.

  • Люди сами находят себе место — Бог призывает идти в землю, которую Он потом укажет.

  • Люди не хотят оставлять друг друга — Бог призывает Аврама покинуть дом отца.

  • Люди хотят сделать себе имя — Бог обещает возвеличить имя Аврама.

  • Люди хотят защитить себя — Бог обещает защиту и благословение Авраму.

  • Бог разделяет людей на разные народы — Он же обещает благословить все племена земные через Аврама.

1. Почему город и башня?

Первые 11 глав книги Бытие напоминают нам тот порядок, который мы находим в Бытие Эриду – древнейшем документе месопотамцев. Бытие Эриду отражает мировоззрение людей, которые жили во время строительства Вавилонской башни. Это же мировоззрение разделял и язычник Аврам (Ис.Нав.24:2). Это сказание повествует о людях, мире, богах и спасении. Люди скитались по земле, подвергаясь различным бедам. В конце концов, они решают собраться вместе и построить великий город Эриду. Книга Бытие даёт своё толкование этим историческим событиям. История о Вавилонской башне – есть не что иное, как опровержение Бытие Эриду. Строительство башни было доказательством прогресса и величия людей. Но Библия даёт свою оценку. Бог говорит: ваша история правильна, но ваши выводы неверны. Жизнь состоит не в том, что вы можете построить. Жизнь заключена в том, что делает Бог. Вы просто должны найти своё место в Его плане. Наши попытки и достижения могут быть в конфликте с планами Бога.

Для месопотамцев творение связано с проблемой. Единственный способ выжить в этом мире – контролировать жизнь. Богом Вавилона являлся Мардук. На шее у этого бога висела надпись «думки уташму», что переводится как «прогресс и достижения». Жители Междуречья пришли к выводу, что единственным инструментом выживания цивилизации является наука. Технология поможет победить злых богов, которые через наводнения, засухи и болезни стремятся уничтожить людей. Когда вы читаете описание последней религии мира в книге Откровения, не удивляйтесь, почему эта империя носит имя Вавилон. Боги так долго воевали между собой, так что люди бесцельно блуждали по земле. Так вавилоняне описывали кочевников. Библия также описывает кочевническую жизнь как наказание. Каин наказан скитанием за убийство брата Авеля. Но это скитание не было от начала. Будучи сами осёдлыми людьми, вавилонцы смотрели на кочевников свысока. В книге Эриду описывается, как однажды богиня Нинтур решила помочь людям. Для того, чтобы направить людей, она создала царство и царя. Месопотамское слово, описывающее царя, означает «сильный человек». Первое дело, которое сделал царь, он создаёт город Эриду. Это историческое место, на самом деле этот город существовал. Первый город объединяет людей земли. Они собираются вместе в нём и образуют первое общество.

Моисей обращается к истории о строительстве первого города. Однако, он пересказывает эту историю с комментариями и толкованием. И делает он это очень изящно.

Все глаголы повелительного наклонения в тексте стоят в множественном числе. Люди говорят: наделаем кирпичей, обожжём огнём, построим город и башню, сделаем себе имя. Бог также говорит о Себе во множественном числе: сойдём, смешаем их язык. Таким образом Бог смеётся над хрупким единством человеческой расы, противопоставляя ей единство Троицы. Посмотрим, насколько их хватит. Кто это мы в фразе «сойдём и смешаем»? Стихи 5,6 и 8 отвечают: «Сошёл Господь, сказал Господь, рассеял Господь».

2. Что не так в башне?

Почему Бог прекратил строительство? Он же не испугался масштабов проекта. Само обозначение «построим башню высотой до небес» смешно само по себе. Даже если бы люди и смогли соорудить строение до верхних слоёв стратосферы — что с того. Какую бы ни построили башню люди — они никогда не смогут добраться до духовных небес.

Город и башня были оплотом единства и гарантом безопасного нахождения людей в одном месте. После потопа такая башня выглядела вполне логичным объектом для защиты от наводнения несмотря на обещание Бога больше не наводить потоп на землю. Таким образом, желание строить укрепление показывало

  • Недоверие Слову Бога.

  • Нежелание распространяться по земле, исполняя Его повеление.

  • Адамову тенденцию самому управлять своей жизнью.

Башню строили против Бога. Чтобы закрыться от Его влияния, Его контроля, Его правосудия. Эта маниакальная идея так захватила людей, что они просто не смогли бы остановиться. Сам Бог говорит: «они не остановятся». Не сказано: они не успокоятся, пока не построят. Сказано: «они не отстанут от того, что задумали делать». Если бы Бог не остановил стройку, она продолжалась бы вечно. Построив одну башню, люди бы посчитали её недостаточно высокой и крепкой. Они бы придумали проект реновации и начали бы апгрейд.

Они не остановятся. В принципе. Вся история человечества — то одна большая Вавилонская башня. Это строительство мировой системы, противопоставляющей себя владычеству Бога. Люди делают всё, чтобы успокоить себя перед грядущим судом Всевышнего. Строят бункеры, укрепляют хранилища, запасаются ресурсами. Человечество не отстанет от того, чтобы продолжать строить башни и называть их своими именами.

3. Почему разные языки?

В Бытие Бог спускается на землю и разделяет людей. Нам не сказано, каким образом Он это сделал. Встали ли все люди в одно утро и вдруг перестали понимать друг друга? Было ли так, что муж и жена не могли распознать речь друг друга на утро? Или же разделение на языки было между домами или кланами?

Человек способен изучать другие языки. При желании каждый из нас может выучить несколько других языков. Мы способны понимать, что хочет сказать иностранец и даже способны договориться на пальцах. Но, если нет желания понимать человека, тогда ты даже не договоришься в единоплеменником. То, что вы сейчас понимаете мою речь, говорит о том, что мы вместе согласились вкладывать одинаковые понятия в одни и те же слова.

Разделение людей произошло не в устах, а в голове. Именно там они перестали друг друга понимать. Каждый из них решил называть вещи по-своему.

Мы сегодня живём в век мировоззренческого Вавилона. Каждый имеет собственное мнение, собственную оценку, собственное право определять что правильно. Неудивительно, что нам не удаётся договориться.

  • Не удаётся договориться в браке. Поэтому процент разводов за 50.

  • Не удаётся договориться политикам. Поэтому так много локальных войн.

  • Не удаётся договориться священникам и пасторам. Поэтому так много конфессий.

  • Не удаётся договориться с родителями. Поэтому так много отчуждённых детей.

Я подозреваю, что непонимание строителей связано с тем, что люди хотели сделать себе имя. Себе — это кому? Себе как единой нации или каждый сам себе лично? Я, к сожалению, не раз был свидетелем тому, как люди ссорились и разделялись только по той причине, что каждый хотел самоутвердиться (сделать СЕБЕ имя). Церковь не является исключением. Церкви делятся, перестают принимать друг друга, даже ненавидят друг друга. А всё из-за того, что лидеры не могут договориться. Каждый из них хочет сделать себе имя.

Проверьте свою жизнь. С кем из ближних вы утратили общий язык. Вы вроде бы говорите на русском, но перестали друг друга понимать. Не является ли это следствием амбиций, гордости, обиды, зависти. Где растущее отчуждение превращает вас в чужих друг для друга.

Сегодня отмечается день Пятидесятницы — день рождения церкви. День, когда Бог проговорил многим народам одновременно на разных языках. Не правда ли символично, что Христос в день рождения церкви показал, что Бог принимает все народы, говорит с каждым из них и принимает в одну духовную семью. Теперь вне зависимости от языка и народа я могу быть частью одного единого сообщества, называемого церковью Христа.

4. Почему Авраам?

Однажды среди множества рассеянных после Вавилона Бог выбирает ничем не примечательного человека. Это не царь, не герой, не мудрец. Это полукочевник, который живёт вблизи потомков вавилонских строителей.

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные.

Бытие 12:1-3

Среди древнейших месопотамских сказаний найдена легенда о Гильгемеше. Гильгемеш был царём города Ур. Он построил стену вокруг этого города. Но старея, он задался вопросом бессмертия. Он оставляет город и пускается по миру в поисках бессмертия. В конце своей жизни он возвращается в Ур. Издалека он видит стены своего города. И тут до него доходит, что есть бессмертие. Он нашёл бессмертие в городе, который он построил. Город – ключ к бессмертию. Даже если умрёт Гильгемеш, дело его рук останется жить вечно. То, до чего ты достиг своим прогрессом и достижением. В Библии мы находим противопоставление этой идеи. Авраам в Писании представлен как антипод Гильгемеша. Бог приказывает убраться из Ура. Авраам также отправляется в долгое путешествие, но он не вернётся назад. Смысл жизни Гильгемеша находится в земном городе, архитектором и строителем которого является он сам. Смысл жизни Авраама находится в другом городе. Послание Евреям говорит, что Авраам искал другого города. Построенного не руками и не человеком. Архитектором и строителем небесного города является сам Бог.

Верою Авраам повиновался призванию идти в страну, которую имел получить в наследие, и пошел, не зная, куда идет. Верою обитал он на земле обетованной, как на чужой, и жил в шатрах с Исааком и Иаковом, сонаследниками того же обетования; ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог.

Евреям 11:8-10

5. Кто архитектор?

Мне нравится изучать архитектуру домов. Когда я попадаю в другую страну или культуру, я люблю подмечать характерные особенности архитектурных решений домов. В фасаде дома можно увидеть руку архитектора, его вкус и интеллект. Порой я встречаю очень дорогое строение, но сделанное совершенно безвкусно. Денег вбухали много, но выглядит как коробка.

Кто архитектор вашей жизни? Кому вы доверили проектировать свою жизнь? Учителям? Родителям? Друзьям? Пастору?.. Или вы ожидаете проекта от Бога? Вавилонцы вкладывали в грандиозный проект, который должен был украсить землю. Они были сами архитекторами своей жизни. Авраам искал такой проект, который не будет привязан к месту, стране или времени. Он хотел, чтобы архитектором и строителем его жизни был Сам Бог. Герои веры описаны в послании Евреям так:

Все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то *отечество,* из которого вышли, то имели бы время возвратиться; но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город.

Евреям 11:13-16

Герои веры искали обрести родину. Однако их родина не находилась в пределах земной территории. Иначе они бы обрели её. Но они искали родину в вечности. Чтобы мы не настроили в этой жизни, каким бы величественным оно не казалось — оно останется ожидать последнего дня. Для Бога важнее, кем мы стали через наш земной путь. Кем мы войдём в тот город, который приготовил для Своих детей Бог.

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

Откровение 21:1-3

И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

Откровение 21:10-12

В вечности люди разных национальностей вдруг снова станут одним народом. Все конфессиональные границы сотрутся. Будет важна только причастность к Иисусу Христу. Даже самые великие храмы останутся на земле. Но Бог — храм в вечности.

На воротах города лишь имена 12 колен Израиля будут напоминать об одном народе, через который Бог благословил землю в память обещания, данного какому-то полукочевнику много тысяч лет назад.

У каждого слушающего эти слова есть шанс стать частью этого обещания.

Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний. Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами.

Откровение 22:11-14

 

 

Скачать проповедь в mp3.