Как говорит Бог?

Главная / Бытие / Как говорит Бог?

История Авраама входит в наиболее используемые темы детских уроков. Очень часто можно встретить картинки Авраама, который смотрит на звёздное небо на фоне Халдейского Ура. Вообще к детской Библии или христианским мультфильмам стоит относиться очень осторожно. Всё дело в том, что картинками для детских книжек занимаются люди, не очень глубоко знающие историю или культуру, а иногда и откровенно плохо знающие Библию. Вместе с тем, с детства они формируют очень сильные стереотипы о Библии, которые потом мешают нам во взрослом возрасте. К таким можно отнести деревянные ясли с Младенцем, стоящие в деревянном сарае, внутри которого много сена и животных.

Фарра жил семьдесят лет и родил Аврама, Нахора и Арана. Вот родословие Фарры: Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре Халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски. И Сара была неплодна и бездетна. И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сару, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура Халдейского, чтобы идти в землю Ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней *жизни* Фарры [в Харранской земле] двести пять лет, и умер Фарра в Харране.

Бытие 11:26-32

И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные. И пошел Аврам, как сказал ему Господь; и с ним пошел Лот. Аврам был семидесяти пяти лет, когда вышел из Харрана. И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую.

Бытие 12:1-5

В истории призвания Авраама также легко запутаться. Мы представляем себе, что Авраам живёт чуть ли не в центре большого города Ур. И вот однажды Авраам ночью смотрит на ночное небо и вдруг слышит голос с неба: «уходи из Ура в Ханаан! Я благословлю тебя и произведу от тебя большой народ. Видишь звёзды на небе? Вот столько у тебя будет потомков!»

Но вот мы читаем в конце 11 главы, что отец Авраама ещё до всех голосов с неба вдруг решает покинуть Ур, забирает с собой всю семью, включая Авраама и уходит в Харран. Там Фарра умирает, и только потом Господь обращается к Аврааму. Так кто же решил уходить из Ура: Фарра или Авраам? Как они поняли, что нужно уходить в Ханаан? Каким образом идолопоклонник Авраам понял, что с ним говорит настоящий Бог?

Для того, чтобы мы не запутались, Бытие даёт нам некоторые ориентиры.

В возрасте 70 лет Фарра рождает сыновей. Фарра умирает в возрасте 205 лет. В это время Аврааму исполняется 75 лет. То есть Фарра рождает Авраама в возрасте 130 лет.

С 70 года по 130 год происходят следующие события:

Рождается Аран, Нахор и Авраам. Причём, Аврам младший сын в семье.

Аран женится, рождает Лота и умирает.

Аврам женится на Саре.

Нахор женится на Милке.

Фарра решает сделать Аврама своим преемником. Этим объясняется тот факт, что Аврам, будучи младшим сыном указывается впереди своих старших братьев.

Фарра решает уходить из Ура Халдейского, чтобы идти в Ханаан.

Фарра берёт всё своё семейство и начинает долгий путь.

Вероятно, по состоянию здоровья Фарры семья решает сделать временную остановку в Харране (где-то на полпути).

Нахор не упоминается в списке вышедших из Ура. Но позже мы знаем, что вся семья Нахора осела в Харране (Бытие 24:10). Ведь именно туда идут дети и внуки Авраама, чтобы выбирать себе жён.

Вопрос в том, почему Фарра решил уходить из Ура в Ханаан, когда призвание Аврама произошло уже после смерти его отца? Как Фарра понял, что ему стоит уходить из Ура, и почему он выбрал именно Ханаан конечной точкой своего переселения?

Эпоха переселения.

Нам не сказано в Писании, что происходило в то время. Но из истории мы знаем, что эпоха Авраама совпадает с масштабными изменениями человечества. Всё дело в том, что до этого времени в мире существует около тысячи лет две крупнейших цивилизации древности: Месопотамия и Египет. В этих двух районах мира происходит скопление людей, живущих большими группами. Между двумя богатейшими империями нет связи до тех пор, пока человек не одомашнивает лошадь. Происходит это на территории современной Турции, и вскоре лошади начинают использоваться в войнах, а после и в торговле. Благодаря приручению лошади между двумя цивилизациями начинает налаживаться связь. Огромные массы товаров начинают перемещаться вдоль пути, соединяющего Египет и Вавилон. На этом пути начинают поселяться люди.

Неудивительно, что в какой-то момент Фарра решает выдвигаться из Ура в направлении Египта. Путь его следования совпадает с маршрутами главных караванных путей. Палестина, некогда находящаяся на задворках цивилизации вдруг становится стратегическим местом, через который проходят главные потоки. Борьба за этот клочок земли будет продолжаться тысячелетиями.

Нам не сказано, что использовал Бог, чтобы проговорить к Аврааму. Нам доподлинно не известно, почему отец Авраама снялся с места и отправился в долгое путешествие. Но нам сказано, что это Бог руководил уходом семьи Авраама из Ура.

Ты Сам, Господи Боже, избрал Аврама, и вывел его из Ура Халдейского, и дал ему имя Авраама,

Неемия 9:7

Визуальное восприятие мира евреями.

Мы привыкли думать об идейности вещей, древние евреи не понимали абстрактных вещей. В древнееврейском языке практически нет абстрактных слов. Все их слова можно увидеть или почувствовать. Поэтому, читая Еврейскую Библию, нужно задаваться вопросом, как выглядят эти слова, какую функциональную нагрузку они несут. Когда евреям нужно было выразить какое-нибудь абстрактное понятие, они искали его аналог в физическом мире.

Слово гнев (анаф) дословно означает нос. Вместо того, чтобы придумать непонятное слово гневаться, евреи говорили – «у него краснеет нос» или «у него расширяются ноздри». Вы увидели это слово?

Когда евреи пытались объяснить Божий Дух – они опять искали видимый аналог духа. В еврейском слово руах означает ветер, дыхание. Дух Божий похож на ветер. Он веет где хочет, его невозможно контролировать. Его невозможно увидеть, зато можно увидеть его действие. Именно так Иисус и объяснял Никодиму, как действует Божий Дух.

Всякий раз, когда еврей что-то видел или слышал, он обязательно описывал. Это могло быть видение во сне, встреча с ангелом, сверхъестественные проявления (огненный столб, кисть на стене). Так как видимые явления присутствия Бога были крайне редкими, их детальное описание всегда сопровождает пророческие откровения. Иногда их трудно представить себе, как описание славы Божией у Иезекиля. Иногда это очень простое явление, как горящий куст при встрече Моисея. Но в одном можно не сомневаться, если еврей встречался с проявлением Божьего присутствия, он всегда это указывал. В остальных случаях явного проявления скорее всего не было. И нам не объясняется, каким же образом человек понял голос Божий.

Мне Бог сказал — весьма сильное выражение. В древности вас бы вызвали на проверку и в случае обмана побили камнями.

В книге Деяний апостолов записана речь Стефана к иудейскому народу. В ней он пересказывает историю своего народа. В ней Стефан утверждает, что Бог явился Аврааму ещё в Уре до выхода его отца.

Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран, и сказал ему: выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего, и пойди в землю, которую покажу тебе. Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его *Бог* в сию землю, в которой вы ныне живете.

Деяния 7:2-4

Мы не знаем, на основании каких стихов Бытие Стефан сделал вывод, что Бог явился Аврааму ещё в Уре. В 15:7 нам только сказано, что Бог вывел Авраама из Ура:

И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение.

Бытие 15:5-7

Значит, понимание того, что стоит выдвигаться из Ура было долгим процессом, в котором редкие вмешательства Бога прерывали долгие периоды молчания. Даже после прихода в Палестину, Авраам имел редкие сеансы с Богом, между которыми порой проходило более десяти лет.

Не стоит думать, что Бог пошлёт вам ангела с крыльями, чтобы донести до вас Его волю в определённом решении. Инструкция с неба также вам не прилетит в виде письма. Голос с неба тоже не прогремит. Но это не значит, что Бог не говорит с нами.

Посмотрите на слова Бога Аврааму: там нет указания на Ханаан. Бог призывает Авраама выйти и идти в землю, которую Он потом укажет. Авраам по сути должен идти и ждать указания. Он приходит в одно место, разбивает лагерь и ждёт. Нет, указания нет. Значит надо идти дальше.

Неопределённость — вот что самое трудное. Аврааму было бы намного проще знать, что только через 25 лет у него родится сын. Или ещё в Уре знать координаты конечной точки назначения. Но ему не было дано никаких деталей. Просто иди и жди подтверждения от Бога. Вы хотели бы так жить?

Так и нам сегодня сложнее всего ждать, когда мы не знаем, сколько нужно ждать. Неопределённость, в котрой Бог испытывает нашу веру, сложнее всего переносится нашей душей.

Я хочу быть служителем, но мне нужны гарантии от Бога. Что у меня будет дом, достаток, предсказуемость. Ничего такого Бог не обещает. Он просто обещает позаботиться о тебе. Он обещает дать всё в свое время да и то сколько Он решит достаточным.

Вера нужна всякий раз, когда я распределяю свой ежемесячный доход. Сколько на собственные горящие нужды, сколько на пожертвования.

Чем больше ваша жизнь подконтрольна вам, тем меньше веры нужно для жизни. Чем больше зависимости от Божьего руководства, тем больше веры нужно.

Это вовсе не означает безрассудную жизнь, направляемую спонтанными решениями. Не стоит оправдывать свою безответственность доверием Богу. Но иногда Бог будет сам ставить перед вами выбор. Он будет призывать к определённому посвящению, и это будет требовать веры.

В древнееврейском языке слово «будущее» происходит от слова «спина». А термин прошлое связан с словом «грудь, то что перед тобой.» Странно, ведь мы привыкли представлять будущее впереди себя, а прошлое за спиной. Почему так? Всё дело в том, что еврей выходил из дома лицом к хозяину, спиной на улицу. То, что было видимо и понятно — находилось пред лицом. А неизвестность, враждебный мир ожидал за спиной. Так древние и представляли себе жизнь. Ты идёшь в неизвестность спиной вперёд. Там, за спиной тебя ждёт твоё будущее. Тебе бы хотелось заглянуть туда, да не получается. Всё, что есть у тебя перед глазами — это твоя история. Это мы с вами летим лицом в неизвестность, а древние доверяли своё водительство голосу Бога.

Если хотите проверить, изучите стих из Притч 31:25, который говорит о мудрой жене, что «весело смотрит она на будущее». Дословно там сказано так: «забавляет её день за спиной».

Как говорит Бог? Как понять Его волю сегодня? Он ведь не будет являться к вам по первому зову, чтобы объяснить все детали Своего плана. И ангела со свитком он не пришлёт к вам. Означает ли это, что Бог не разговаривает с нами сегодня? По чему мы можем узнать Его волю.

1. Руководствуйтесь Его открытой волей, выраженной в Слове.

За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда;

I Фессалоникийцам 4:1-3

Всё, что ведёт к освящению — угодно Богу. Всё, что приводит к греху — против Его желания.

2. Проверяйте свою мотивацию.

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по *Его* изволению, все содействует ко благу.

Римлянам 8:28

Это обещание относится не к всем людям. Есть два важных условия. Первое, вы должны быть в числе избранных Бога. Второе, вы должны любить Бога. Тогда всё, что с вами происходит, будет содействовать к вашему вечному и подлинному благу. Иногда с вами будет происходить зло, но даже через него Бог в конце концов произведёт в вашей жизни добрый плод.

Если вы любите Бога, тогда не переживайте по поводу того, что происходит в вашей жизни.

3. Наблюдайте за траекторией.

Жизнь похожа на движение корабля. Она не меняет направление быстро. Даже резкие решения не производят резкой остановки или смены курса. Вы можете увидеть в череде событий руку Божью. Посмотрев на пройденный путь, вы увидите, куда Бог направляет вашу жизнь.

Способность остановиться и оценить свою жизнь требует мужества и сил. Для этого нужно выделить время для молитвы, поста и размышления. В этом суетном и заточенным на постоянное движение мире трудно остановиться. Мы не видим Бога не потому, что Он не показывает Себя. Мы просто не замечаем Его действия из-за суетности своего ума.

4. Слушайте совета мудрых.

Перед принятием важного жизненного решения хорошо попросить совета у мудрых людей. Если большинство из них говорит вам одно и то же, велика вероятность, что через них говорит и Бог.

5. Не бойтесь молчания Бога.

В Бытие нам описаны моменты обращения Бога к Аврааму. Иногда между ними находится всего несколько стихов. Но по времени могло пройти более десяти лет, когда Бог молчал. В это время не было явлений ангелов и голоса с неба. Ничего не происходило. А Аврааму нужно было продолжать жить. Сарра время от времени спрашивала, есть ли новости. Авраам отрицательно качал головой и продолжал верить.

В такие моменты растёт наша вера. В такие времена мы учимся уповать на Божьи обещания даже тогда, когда ничего не происходит.

Бог молчал, когда к нему взывал измученный Иов.

Бог молчал 40 лет, когда Моисей убежал из Египта и стал пастухом.

Бог молчал 400 лет после последнего пророка Малахии до явления Иоанна Крестителя.

И в это время были верные ему люди.

 

 

Скачать проповедь в mp3.