Духовные горки

Главная / Бытие / Духовные горки

Книга Бытие построена не как список инструкций или теологический трактат. Она представляет собой повествование, состоящее из множества эпизодов. В любом повествовании обычно присутствует введение, развитие, кульминация и заключение. Поэтому мы можем наблюдать это развитие как на уровне книги в целом, какого-нибудь эпизода или истории.

Мы уже раньше увидели, что Бытие делится на две большие части. Деление Бытие на две части подтверждается тем, что пять раз слово толедот (вот происхождение…) встречается в первых 11 главах и пять раз в остальных главах Бытие. Первая часть начинается сотворением и заканчивается Вавилонской башней. В ней рассказывается о макро-событиях: сотворение мира, грехопадение, потоп, расселение людей по земле. Но, начиная с 12 главы Бытие фокусируется на истории всего одной семьи. И вторая часть Бытие будет построено на том, как Бог создаёт избранный народ из потомков Авраама. Бытие закончится на правнуках Авраама, из которых в будущем произойдут 12 колен Израиля.

Если читать Бытие по графику (например, 5 глав в день), это чтение поможет ознакомиться с основными событиями. Но вы упустите эмоциональный и творческий фон, который был задуман автором при рассказе истории. Это как спеть пол-песни или рассказать часть анекдота сегодня, а остальное завтра. Истории так не рассказывают. Они должны привести вас к кульминации, в которой вы либо расплачетесь, либо будете смеяться до колик, либо призадумаетесь серьёзно.

Сегодня я предлагаю нам взглянуть на жизнь Авраама издалека как к одной целой истории, рассказанной за один вечер. Представьте себя детьми, сидящими у огня и слушающими рассказ патриарха. И, прежде чем мы будем разбираться впоследствии в деталях жизни Авраама, сперва мы посмотрим на его путь в масштабах всей его жизни.

Каким же образом Моисей построил свой рассказ о жизни Авраама? Какие приёмы он использовал? Первое интересное замечание состоит в том, что Бог обращается к Аврааму 7 раз. Всего семь раз нам описано, что Бог разговаривал с патриархом. Иногда между этими сеансами связи проходило несколько лет, но самый долгий период молчания составил целых 13 лет.

Второй известный приём рассказа истории заключается в противопоставлении главного героя другим персонажам. Так, время от времени, в повествование о жизни Авраама вдруг появляется Лот. И с Лотом всегда связаны какие-то неприятности. ТО его захватят, то его нужно спасать из Содома. Моисей как будто противопоставляет жизни двух семей: семьи Авраама, которая живёт верой и семьи Лота, которая проявляет малодушие.

Но самый интересный приём состоит в том, как жизненной линии Авраама расположены моменты его духовных падений и взлётов. Жизнь патриарха описана чередой его духовных подъемов, которые прерываются моментами слабости его веры. Благодаря этому мы можем наблюдать процесс становления веры Авраама и превращения его в отца всех верующих. В послании Галатам 3:7 Авраам назван отцом всех верующих. Но он не стал им в одночасье. Путь становления Авраама занял ровно сто лет с момента призвания его в Харране, когда ему было 75 и до момента его смерти, когда ему исполнилось 175 лет.

Наблюдения за жизненным путём Авраама приводят к удивительным открытиям:

1. Жизнь веры — это не путь постоянного подъёма.

В жизни большинства героев веры встречаются времена их падений, малодушия, грехов и ошибок. Они не представлены нам идеальными людьми. Они не совершенны, но находятся в пути совершенствования. Именно поэтому их примеры так близки нам. Мы можем черпать вдохновение не только из историй об их великих подвигах, но и из примеров из раскаяния и восстановления.

Если ваша жизнь также напоминает духовные горки, не отчаивайтесь. Если вы любите Бога, за падением последует подъём. Сколько бы ни падал праведник, у Бога достаточно сил для того, чтобы поднять его.

Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его, ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель.

Притчи 24:15-16

Отличие праведника не в том, что он никогда не падает, а в том, что ему не нравится оставаться лежать.

2. По мере роста в вере испытания становятся тяжелее.

Одно дело — предоставить эгоистичному Лоту выбрать лучший кусок земли, пожертвовав своим комфортом. Совсем другое — пожертвовать своим сыном, занеся нож над ним на горе Мориа. Этому предшествовали годы воспитания в себе полного доверия Богу.

С годами следования за Христом наши духовные нагрузки должны только усиливаться. Странно, что в обычной жизни мы с этим соглашаемся, а в духовной не хотим. Ведь все мы понимаем, что наших уровень проблем в детстве в разы отличается от трудностей взрослой жизни. Соответственно, и требования к взрослому человеку должны возрастать. Главное отличие зрелой личности от незрелой состоит в возрастающей способности жить ради других за счёт смирения себя.

Но сегодня я всё чаще встречаю взрослых по годам, но умом и характером застрявших в предподростковом периоде. Молодые люди плачутся: «Меня никто не любит. Никто не хочет выходить за меня. У меня нет семьи…» Но ничего не делают для того, чтобы начать жить ради других. Взяться за минимальную ответственность в служении. Перестать жалеть себя и начать служить другим. Прекратить свои мальчишники с фильмами и пиццей и посиделками в кафе и начать жить ради других. Чем раньше вы начнёте, тем быстрее подготовитесь к тем жизненным экзаменам, которые обязательно придут в вашу жизнь. Чем дальше, тем сложнее должна быть жизнь.

То же самое мне хочется сказать и о том обмане, который сегодня можно услышать даже с церковной кафедры. Вы легко сегодня встретите проповедников, которые обещают лёгкую и беззаботную жизнь в Боге. Они обещают здоровье, богатство и всякое материальное процветание «детям Царя». Но это обман, как минимум заблуждение. Как будто насмотрелись фильмов про супер-героев, где человек вдруг получает сверхспособности и теперь ему не нужно напрягаться. Всё будет получаться само собой. Такие «богословы» обещают сладкую жизнь без болезней, трудностей и страданий. Всё, что тебе нужно сделать, это сильно-сильно поверить. Но это больше смахивает на магию, чем на реальную жизнь верующего человека так, как она представлена в Библии.

Жизнь в Боге — это путь по усложняющейся траектории веры, которая будет проверена и воспитана различными испытаниями. Бог будет всегда давать достаточно силы и поддержки в этих испытаниях, многократно увеличивать радость от их преодоления. Но жизнь веры — это точно не духовная пенсия.

Как раз жизнь Лота — это попытка избежать неудобств и привела его к полному фиаско. Казалось, что Лот обеспечил себе удобное и комфортное по мирским меркам место. У него не было недостатка ни в приятных условиях труда, ни в обеспеченном окружении, ни в связях. Однако, посмотрите, с чем он оказался в конце концов? Он потерял всё: имущество, жену, внуков и детей. А самое главное, участия своего рода в искупительном плане Бога.

3. Бог учил Авраама ждать и быть верным.

Редкие вспышки драматических событий в жизни Авраама прерывали годы монотонной рутины. Авраам учился ждать и быть верным даже тогда, когда годами ничего не менялось. Большую часть жизни перед лицом Господа Авраам пребывал в Божьем молчании. Патриарх должен был продолжать ожидать исполнения Божьего обещания и ежедневно выполнять свои обязательства. Он не всегда выдерживал. Через 10 лет после ухода из Харрана Авраам решает «помочь» Богу в исполнении обещания. Он поддается уговорам Сары получить ребёнка через служанку. В результате получилось ещё хуже, как, впрочем, и всегда, когда мы пытаемся решить вместо Бога.

Следующий раз Бог придёт к Аврааму только через 13 лет и подтвердит, что именно Сарра родит сына в старости. А что оставалось Аврааму делать эти 13 лет? Молиться? Ждать? Слушать? Терпеть?

Мы живём век развлечений. Люди находятся в постоянном поиске чего-то нового, свежего, интересного. Однообразное, повторяющееся, знакомое быстро надоедает. Постоянно нужны новые сенсации, новые фильмы, новые клипы, новые шоу. Всё должно постоянно удивлять, шокировать, увлекать.

Христианство тоже, к сожалению, становится всё более поверхностным. Мы падки на пустышки. Всё больше печатается пустых христианских книг, всё меньше и меньше глубоких пишется песен, всё чаще проповедь похожа на Stand-up выступление, богослужение должно становиться всё более расслабляющим и комфортным. Нам уже и Библию не нужно носить с собой — за нас откроют место.

Одна удивительная вещь, которой учит жизнь в пустыне — это спокойное размышление и терпеливое ожидание. Каждый день ты встаёшь с надеждой, что Бог проговорит тебе сегодня. А если нет, я продолжу верно делать то, что Он мне заповедал.

  • Вы молитесь и благовествуете — но нет результатов? Продолжайте молиться и благовествовать. Вы не знаете, когда и в какой момент Бог использует семя, посеянное вами.

  • Вы ведёте домашнюю группу, но вам кажется, что жизни людей не изменяются годами. Продолжайте верно нести служение.

  • Вы годами стараетесь в браке и ожидаете, что супруг тоже начнёт что-то изменять в себе к лучшему? Проходят годы, а всё остаётся на месте? Продолжайте терпеливо трудиться над собой. И, может быть, Бог даст вам увидеть плод.

  • Вы боретесь с греховной зависимостью. Вы мечтали бы, чтобы Бог в один момент просто избавил вас от этого влечения. Но вы снова и снова обнаруживаете себя поверженными. Не прекращайте биться!!! Поднимайтесь, приходите к Христу, исповедуйтесь и продолжайте сражаться.

Всё великое создавалось не через мгновение. Ему предшествовали годы упорного труда и терпеливого ожидания.

4. Важно не начало, а конец.

За свою жизнь Авраам испытал и радостные моменты, и те, за которые ему было стыдно. Однако конец его жизни был лучше, чем её начало. К концу жизни Авраама точно можно было охарактеризовать как «Божьего человека». Авраам умирал в вере, как написано в послании Евреям: «все сии умерли в вере…» (Евреям 11:13)

Писание неоднократно предупреждает нас о том, что важнее конец дела, чем его начало (Еккл.7:8). Павел увещевает нас «не судить прежде времени» (1 Кор.4:5). В Ветхом завете описаны примеры людей, которые начинали хорошо, но закончили очень плохо.

  • Саул выглядел идеальным кандидатом на роль царя. Он начинал, как хороший царь. Даже Самуил поддерживал его. Но ближе к концу жизни Саул превращался в очень плохой пример правителя. Конец его тоже был печален.

  • Соломон является примером мудрости и управления. Мы черпаем вдохновение из его книг: Притчи, Екклезиаст, Песнь песней. Но закончил он очень плохо: в окружении языческих жён, склонивших его к идолопоклонству.

  • Апостол Павел, наоборот, начинал как зверь. Он убивал и терзал христианскую церковь. Но в конце своей жизни он мог сказать:

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его.

2 Тимофею 4:7-8

Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Евреям 13:7-8

Важно не начать хорошо, а закончить хорошо. У вас мог быть не очень удачный старт. Грех, ошибки и глупые решения могли травмировать вашу жизнь. Это не страшно. Бог способен провести вас через эти проблемы. Христа достаточно, чтобы сделать вашу жизнь украшением учению Спасителя нашего (Титу 2:10)

 

Скачать проповедь в mp3.