Сделка с Богом

Главная / Бытие / Сделка с Богом

В современном языке еврейское слово «берит», переведённое как «завет» лучше всего отражают слова: договор, контракт, сделка, соглашение. Представьте, как изменилось бы наше отношение к Библии, если бы мы назвали две её части «Ветхий договор» или «Новая сделка». Звучит необычно, но именно это и имелось в виду, когда евреи заключали завет. Русская Библия разделена на две части, которые называются странным словом «завет». Ветхий Завет и Новый Завет. В обиходе мы сегодня уже не пользуемся этим архаичным словом. Потому, когда мы встречаем его на страницах Писания, мы упускаем ключевую суть этого термина.

Издревле любые человеческие взаимоотношения были основаны только на завете. Брак, дружба, торговля, политика, война регулировались заветными (договорными отношениями). Если в древнем мире вы не могли заключить достаточное кол-во беритов, вы были обречены. Это сегодня мы живём в перенаселённом мире, в котором вы можете не знать имя соседа по подъезду. Но в древности любой новый контакт рассматривался как потенциальная возможность заключить берит. Это мог быть союз брака между родами. Это мог быть союз взаимопомощи в беде. Это мог быть и союз в бизнесе. Так, например, Авраам использует договоры, которые он заключил с соседями, чтобы собрать отряд спасения своего племянника.

И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана;

Бытие 14:12-13

После возвращения из похода Авраам отмечает участие своих союзников и предоставляет им взять свою долю из добычи:

Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.

Бытие 14:22-24

В мире без полиции, социальных служб, армии и судебной системы вы легко могли стать жертвой каждого встречного. Единственное, что могло помочь в трудный час — большое количество союзников, с которыми вы заключили завет.

В древнем мире без заветов взаимоотношения невозможны. Вы даже не ребёнок родителей до 8-го дня не имеет отношения с родителями, потому, что на 8 день ваши родители определят, хотят ли они вас. Существует предписанная церемония и даже каким-то образом она происходит. Она находит своё отражение в Псалме 2. На восьмой день после рождения отец семейства выносил ребёнка на улицу, поднимал перед всеми людьми и произносил слова обещания: «Ты сын мой. Сегодня я родил тебя». Так что мало было стать физическим ребёнком. Ты должен был быть принять в семью посредством завета и продолжал принадлежать семье через соблюдение этого завета.

Самое страшное, что могло с тобой случиться — это не физическая смерть, а нарушение завета. Тогда ты с позором изгонялся из семьи. Ты, по сути, умирал для родственников. И с тех пор никто не хотел заключать с тобой завет. В беде ты оставался один на один с трудностями. А это в большинстве случаев означало жалкое существование.

В притче о блудном сыне показана драма нарушения завета. Когда младший сын наносит оскорбление отцу, он уходит из семьи. Осознав своё падение блудный сын решает вернуться к отцу. Но он знает, что не может рассчитывать на положение сына. Его могут с гневом выставить и даже избить за дерзость. Но он умирает от голода. Ему ничего не остаётся делать. Он готов вернуться хотя бы как слуга и чужой наёмник:

Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

Лука 15:17-18

Когда отец блудного сына решает проявить великую милость и принять его назад, как своего сына, это вызывает ярость брата. Но отец напоминает ему о том, что произошло чудо возрождения: сын снова обрел жизнь:

Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

Апостол Иоанн сравнивает наше возрождение с решением Отца принять нас в семью на основании Своего решения:

А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.

Евангелие от Иоанна 1:12-13

Библия пропитана заветными отношениями. Каждый новый этап в изменении отношений между Богом и человеком выражался в заключении завета. Используйте следующие ссылки для того, чтобы исследовать примеры заветов Бога с людьми. Задайте вопросы: в чём состояла суть соглашения? Каковы были условия поддержания договора? Была ли сделка с односторонними условиями? Что получал человек по данному контракту?

  1. Бытие 6:18, 9:9

  2. Бытие 15:18

  3. Бытие 17:13

  4. Исход 34

  5. Числа 18:19

  6. Иисус Навин 24:25

  7. 1 Царств 20:16

  8. 2 Царств 3:21

  9. 4 Царств 23:3

  10. Ездра 10:3

  11. Псалом 88:3

  12. Исайя 54:10

  13. Иеремия 31:31

  14. Лука 22:20

Заветы Бога с Авраамом.

Когда Авраам услышал обещание Бога, он доверился на слово. Он пришёл в Ханаанскую землю и начал ожидать исполнения Божьих обещаний. Но, проходило время, а обещания не исполнялись. Поэтому в следующий раз, когда Бог приходит к Аврааму с обещанием, Авраам мягко просил Бога закрепить эти обещания договором. По сути, Авраам предлагает оформить отношения официально:

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность. И сказал ему: Я Господь, Который вывел тебя из Ура Халдейского, чтобы дать тебе землю сию во владение. Он сказал: Владыка Господи! по чему мне узнать, что я буду владеть ею? Господь сказал ему: возьми Мне трехлетнюю телицу, трехлетнюю козу, трехлетнего овна, горлицу и молодого голубя. Он взял всех их, рассек их пополам и положил одну часть против другой; только птиц не рассек. И налетели на трупы хищные птицы; но Аврам отгонял их. При захождении солнца крепкий сон напал на Аврама, и вот, напал на него ужас и мрак великий. И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась. Когда зашло солнце и наступила тьма, вот, дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными животными. В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, [Евеев], Гергесеев и Иевусеев.

Бытие 15

В древности было несколько церемоний при заключении завета. Одна из них описана в 15 главе Бытие. После оглашения обязательств участники контракта должны были пройти между половинками рассечённых животных. Считается, что этот символ означал серьёзность последствий нарушения верности. Участники как будто говорили: пусть это случится со мной, если я нарушу завет.

Перед нами пример одностороннего договора. В нём есть обещание Бога и нет никаких условий для Авраама. Бог в любом случае выполнит этот договор. Нет никаких вариантов, при которых Бог мог бы отказаться от обязательств, сказав: «Видишь ли Авраам, ты не выполнил своей части. Поэтому Я свободен от Своих обещаний». Такие договоры — редкость, и мы имеем всего несколько таких заветов в Библии. Авраам не проходит между животными. Проходит только Бог. По первому договору Бог обещает конкретные границы земли для потомков Авраама (которых ещё нет).

Через 13 лет Бог является Аврааму и обещает заключить ещё один завет. В начале 17 главы в Бытие написано:

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.

Бытие 17:1-8

В чём отличие нового завета от предыдущего договора? Во первых, в нём Бог изменяет имя Авраама. Изменение имени означало перемену сущности или предназначения. Новое имя означало, что Авраам станет отправной точкой для множества народов (не только израильтян), из потомков Авраама произойдут цари. Во вторых, Бог обещает распространить Свой завет не только на одного Авраама, но и на его потомков.

Второе, что отличает этот новый договор — это появившиеся условия для Авраама и его потомков. Теперь это завет с двусторонними обязательствами. Что требовалось от потомков Авраама?

И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Бытие 17:9-14

Видимым знаком соблюдения договора с Богом являлось мужское обрезание. Тот, кто не был обрезан, нарушал условия завета и должен был покинуть народ Божий и лишиться обещаний данного договора.

В древности, как и сегодня, очень серьёзно относились к условиям соглашения. В договорах прописывалась ответственность за невыполнение обязательств или нарушение условий.

  • Заключая кредитный договор с банком вы не только получаете займ. Вы соглашаетесь с теми санкциями, которые на вас наложит банк в случае неисполнения вами обязательств. И они будут болезненными.

  • Принимая присягу в рядах вооружённых сил вы не просто даёте обещание защищать свою страну в случае угрозы. Вы подписываетесь и под наказанием за нарушение долга. Вы не сможете отныне просто так отказаться от службы. За дезертирство в нашей стране предусмотрен срок до 7 лет.

  • В 26 главе книги Левит детально прописаны не только блага, которые получат Израильтяне по Моисееву завету, но и наказания в случае нарушения заповедей. Причём благословения умещаются в 12 стихов, а проклятия заняли целых 33 стиха.

да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и омыв тело водою чистою, будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший. Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного. Ибо если мы, получив познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?

Евреям 10:22-29

  • Молодые люди, собирающиеся вступать в брак, склонны думать только о тех благах, которые им принесёт союз. Они сквозь уши пропускают предупреждения о сложностях, которые испытают их преданность. Они легко говорят «ДА» во время бракосочетания, но уже через несколько лет возвращаются с вопросом о разводе…

Посвящение завету – это то, что сегодня практически утрачено даже в христианстве. Люди думают, что могут в любой момент прийти к Богу и по любой причине отказаться от своего исповедания. Христианство переполнено людьми, которые хотят быть спасёнными без каких-либо обязательств со своей стороны.

Некоторое время назад в западном христианстве вышла книга, которая произвела фурор. Она называлась «Евангелие от Иисуса» и главный посыл книги был таков: для спасения мало просто признать Христа своим Спасителем, нужно признать его своим Господином. Огромное количество людей готовы принять спасение, но не хотят со своей стороны сделать посвящение следовать за Христом и подчинять ему свою жизнь. Книга вызвала множество споров. Кто-то обвинял автора в спасении по делам, кто-то критиковал радикальный фундаментализм. Но нельзя не отметить ни честность в обозначении проблемы современного тёплого христианства, ни обоснованность из реальных примеров жизни Христа и его последователей. В русском переводе книга озаглавлена «Благовествование Христово», но это очень мягкий перевод оригинального названия.

Новый Завет, скреплённый кровью Иисуса Христа не является безусловным для человека. Есть требования ко всякому, кто решает заключить завет с Богом. Более того, без заключения завета с Богом бессмысленно рассчитывать на вечность с Ним. Невозможно быть возрождённым и не быть в завете с Богом. Завет с Богом — это не водное крещение (как многие путают), и не какой-то момент последующего духовного апгрейда. Завет с Богом человек заключает в момент своего покаяния и веры в Евангелие. Именно тогда верующие принимает не только дар благодати, но и посвящает себя Богу.

Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа,

1 Петра 3:21

Если человек не готов признать Бога своим Господином, который имеет право руководить жизнью посредством Слова Божьего. Если человек не готов (словами Христа) отвернуть себя и последовать за Христом — он не может состоять ни в каких заветных отношениях с Богом. Но знаете, с чем я сталкиваюсь всё больше и больше? Я встречаю людей, которые слышали проповедь о Христе. Причём, для них эта проповедь была представлена без каких либо условий: «Приди к Христу таким, какой ты есть. Отдай ему свои грехи. Уверуй во Христа и получишь вечную жизнь». Кому не понравится такое предложение?!! И вот эти люди через какое-то время вдруг обнаруживают, что Бог ещё чего-то требует. И Библию надо исполнять, да ещё и кого-то слушаться. Страдать нужно ради Христа. И тогда они включают заднюю и говорят: «постойте, мы так не договаривались. Мне обещали вечную жизнь в обмен на мою веру в Иисуса».

И мне приходится разочаровывать таковых, объясняя, что их обманули. Им даже мелким шрифтом не написали условия Нового Завета. Слава Богу, что Христос никогда не прятал в мелкий шрифт условия Нового Соглашения. Пришёл молодой богач, Христос ему прямо в лоб: «продай имение и следуй за мной». Пришёл другой энтузиаст, Христос ему прямо в лоб: «Ты в курсе, что у Меня нет даже дома своего? Тебе придётся скитаться». Пришла толпа желающих следовать за Ним, а он им в ответ: «Вас будут ненавидеть, гнать и даже убивать за имя Моё. Есть ещё желающие?»

В результате с Христом осталась горстка учеников, которые действительно решили оставить всё ради Него. Практически все они были убиты позже за проповедь Евангелия. Они-то точно понимали условия Нового Завета.

Мы все согрешаем. Мы все в какой-то момент способны проявить слабость. Мы очень падки на блага этого мира. Жизнь христианина — это путь борьбы, покаяния, посвящения. Но это точно не путь человека, который может сказать Богу «нет» или не посчитаться с Его Словом. Это не характеристика человека, который ничего никому не должен.

Новый Завет также является договором между Богом и людьми. Это соглашение было предсказано еще пророком Иеремией .

Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: “познайте Господа”, ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.

Иеремия 31:31-34

Этот завет был предсказан за 700 лет до его ратификации. Но для исполнения этого обещания должна была быть принесена жертва. Этой жертвой стал Божий Сын. Когда Он на вечере взял чашу и сказал: «сия чаша сть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается», Он устанавливал новый договор между Богом и людьми. По нему Бог обещает изменить внутреннюю природу человека, принять его в Божью семью и усыновить, прощать все грехи и сохранить для вечности.

От человека требуется любить Бога всеми силами, доверять Его руководству, быть готовым исполнять волю Бога и слушать Слово Его.

 

 

Авраам остался верен договору с Богом. Благодаря этому сегодня есть мы — дети Божьи. Бог исполнил Свою часть завета: Он благословил народы через Авраама. Сегодня почти в каждом народе есть дети Божьи. Он призывает нас быть наследниками величайших обещаний, дарованных нам в Новом Завете Христа.

Скачать проповедь в mp3.