1Ин.3.19-24 В последний раз, читая этот отрывок, мы увидели, что есть определенные действия, как с нашей стороны, так и со стороны Бога, которые подтверждают то, что ты действительно спасенный христианин и идешь по христианскому пути.
Читая псалмы, мы видим, что для Давида очень важно было знать, что он идет по Божьему пути, а не по тому, который он сам для себя выбрал, как например, его предшественник, Саул.
Он постоянно молиться о том, чтобы Бог направлял его и возвращал на правильный путь, если вдруг он с него сбился… А поводов и причин у него, поверьте, было множество…
На самом деле легко уйти на более широкую дорогу, где больше свободы и толерантности, меньше ответственности и обязательств, где ты решил, что все зависит только от тебя и ты сам определяешь, что есть истина.
Но это путь в погибель – однако, многие, как сказал Иисус, идут по нему…
Иоанн дает 6 ориентиров, которые позволяют понять, что ты не сбился с пути, указанного Богом.
И показывая их, Иоанн желает ободрить верующих в Божьем присутствии в их жизни, для того, чтобы они имели смелые и даже дерзновенные отношения с Богом, имея четкие критерии и маркеры, которые бы подтверждали – да, ты действительно Божие дитя и даже не сомневайся в этом!!!
Первый и самый главный ориентир, о котором мы говорили ранее и еще будем много говорить, это то, что ты действительно любишь – и не только на словах, но и на деле… И это, пусть и не всегда, и не так часто, как хотелось бы, но видно.
Второй заключается в том, что твоя совесть живая, чистая и непорочная. И именно поэтому, она постоянно работает в твоей жизни, и ты с ней сотрудничаешь, не позволяя греху поселиться на ПМЖ в твоем разуме, и не позволяя неправильным словам, делам или поступкам оставаться незамеченными и неисправленными.
И благодаря этому, мы можем иметь стабильные отношения с Богом без страха осуждения.
И это третий ориентир – 21ст – У тебя есть открытые отношения с Богом без страха осуждения.
Мы все прекрасно понимаем, что Бог больше нашего разума и всего, о чем мы только можем помыслить. Боле того, Он знает твои мысли, мысли твоего соседа. Все, что хотелось скрыть, Он знает.
Подобное знание вызывает искреннее смирение перед Богом и даже страх от Его величия, и естественное сокрушение в грехах… Но это не мешает нам смело и открыто приходить к Богу в любое время и по любому вопросу.
- Эти отношения, о которых говорит Иоанн в 21 ст. можно сравнить с такой ситуацией: вас останавливает где-то на трассе сотрудник ДПС.
Допустим: вы знаете, что у вас много неоплаченных штрафов, просроченная страховка или вообще ее нет, забыли дома все документы или управляете автомобилем, не имея на это прав – в любом случае, если вы знаете что-то за собой – вы уже чувствуете себя виноватым, даже еще не начиная разговора с сотрудником …
Но если вы ехали, не нарушая скоростной режим и не нарушая правил, с включенным светом и пристегнутым ремнем безопасности, с непросроченными документами и без неоплаченных штрафов, на исправном автомобиле, то вам нечего бояться! И вы даже можете с лицом, на котором как будто написано – я святой – поинтересоваться: на каком основании вы меня остановили?
Когда вас не в чем упрекнуть, и вы ничего не знаете за собой, тогда вы ведете себя смело и открыто, вам нечего бояться. Именно такое значение вкладывает Иоанн в слово «дерзновение».
Это не дерзкое и фамильярное поведение, а прямое, открытое, смелое и уверенное – без страха что тебя осудят и что-то тебе предъявят. Так мы можем приходить к Богу, что было немыслимо в В.З.
Конечно же, все это базируется не на том, что мы такие правильные и заслуживаем такого права…
Основанием для открытых и смелых отношений с Богом служит только Его благодать. Именно по Своей благодати Он объявил нас праведными, хотя по факту мы все еше и согрешаем…
Бог дал нам свободу от страха осуждения, чувства вины и стыда, как со своей стороны, так и со стороны нашей совести, которая все еще пытается нам напомнить о грехах, которые уже давно прощены Богом – и все это благодать которая дает полную свободу!
И нам уже не нужно жить в ежедневном страхе: как бы сегодня не согрешить …. Мы действительно можем не грешить постоянно – потому что мы уже не рабы греха, как пишет Павел в Рим. 6гл.. – мы можем, но не обязаны постоянно грешить… А если и согрешаем, то приходим к Богу в молитве покаяния – и Он прощает!
Ведь согласитесь, приятно иметь отношения между друзьями, когда нет никаких задних мыслей, осуждения или обиды. Никаких барьеров. Когда нечего предъявить друг другу – а если и было, то все это уже давно осталось в прошлом! Ведь именно таких открытых отношений мы желаем между собой?
Так вот Бог желает точно таких же отношений со своими детьми – желанных, дружеских и открытых, построенных на благодати, где грех и чувство вины, удалены, и не являются барьерами…
Если у вас есть такие отношения с Богом – вы точно двигаетесь в правильном направлении и являетесь христианами не только по названию, но и по факту.
4 ориентир является следствием третьего – ты получаешь от Бога ответы на свои молитвы (22ст).
И это, как раз, является доказательством того, что твои отношения с Богом живые и настоящие!
Увы, молитвы многих верующих и тех, кто себя считает верующими, часто сводятся к двум просьбам, и хорошо, если раз в неделю: дай и благослови…
Представьте своего друга или подругу, которые могут позвонить вам раз в год, только для того, чтобы попросить денег? Вы сможете честно сказать – у нас прекрасные дружеские отношения, и я с радостью занимаю деньги… которые мне не отдают… Это дружеские отношения?! Да это вообще не отношения – это использование другого человека в своих целях!
Иногда с Богом в молитве мы разговариваем точно также: только когда приспичило и только – дай. Или думаем одно – а говорим другое, как будто Бог не знает мыслей!
Вот почему, даже содержимое нашей молитвы, может о многом сказать и подтвердить – имеем ли мы живые отношения с Богом, как с Отцом, как Его настоящие Дети! Или – нет…
– О здоровье и работе и молитвой «Отче наш», могут молиться даже неверующие люди.
Но только Божьи Дети будут молиться о том, чтобы Бог явил свою Славу в их жизни через все их дела, поступки и даже, слова;
Только Божьи Дети признают полное господство Иисуса Христа над своей жизнью и поэтому молятся о том, чтобы Бог направлял их при любом выборе, который ОН дает нам совершать;
Только Божьи дети от чистого сердца прославляют Бога за то, кем Он является и за то, что Он совершает на земле и в их жизни!
Только Божьи дети могут сказать Богу: я не могу любить этого человека, научи меня этому.
Только Божии дети могут сказать: я Тебя не понимаю и то, что ты делаешь в моей жизни – не понимаю. Но я смиряюсь…
Это и есть близкие отношения – как любимого Отца с любимым сыном…
Но вот, что еще важно понимать:
- Не на каждую просьбу, обязательно будет ответ (даже по простой аналогии с нашими детьми – ведь не на всякую просьбу своих детей мы отвечаем согласием? А почему? Потому что лучше знаем – что действительно нужно, а что может даже и повредить). Нет – это тоже ответ.
- Важно знать, что ответы будут обязательно! И не один за всю жизнь… И если вы не можете даже вспомнить – когда в последний раз получали и вообще получали ли ответ от Бога на свои молитвы, стоит задуматься – а если в отношениях с Богом жизнь?
- Важно знать, на чем основывается убеждение в том, что мы получим просимое от Бога.
3.1 На том, что Он нас слышит. На вере о том, что Он нас всегда слышит. И эта вера основана не только на том, что мы видим в жизни других верующих ответы на молитвы. Она основана на Его Слове и Его обещаниях.
В Ин.11:41-42 Иисус Христос показал пример такой веры, когда обратился к Своему Отцу в молитве: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня
А в Мф.21.22 Иисус сам сказал, что если будете просить с верой – получите.
3.2 Если просимое угодно Его воле.
1Ин.5:14-15….И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас. А когда мы знаем, что Он слушает нас во всем, чего бы мы ни просили, – знаем и то, что получаем просимое от Него. Напрашивается вопрос – А как узнать: по Его воле или нет?
Его воля открыта нам в Писании – и когда мы просим Бога научить нас жить свято, любить и прощать – это все будет по Воле Его, потому что к этому нас призывает Писание.
Когда мы будем просить Бога, чтобы Он направлял нас в выборе работы или учебы, в поиске жилья или покупке дома – это тоже по воле Божией, потому что мы просим Его водительства и доверяемся Ему… В любом случае – ключевое слово, это доверие, которое подразумевает, то, что мы согласны с тем, что как Бог решит, так и будет.
Увы, не все, что мы просим, может совпадать с Его волей в отношении нашей жизни, нашего будущего, которое Он знает и того, что нам действительно нужно.
Часто наши просьбы мотивированными эгоистичными желаниями, как написано Иак.4:3, и поэтому на них нет ответа. Даже когда молимся о здоровье и исцелении …
Бог часто использует болезнь, чтобы остановить нас в суете или греховном образе жизни, дать нам прочувствовать результат нашей халатности или невнимательности, а иногда просто дать время подумать или все переосмыслить…
В любом случае, Бог суверенен и всегда поступает со своей волей, а не нашей.
3.3 Когда приходим к Богу с чистой совестью, не порабощенной грехом. И без осуждения за совершенные в далеком или недавнем прошлом, грехи. Потому что они исповеданы, исправлены – прошены и забыты. И не мешают нам молится….
Не оставленный, не исправленный и не исповеданный грех – это самое большое препятствие для отношений с Богом вообще, не говоря уж об отрытых и доверительных.
Например, в Мр.11:25 Иисус пишет, что грех непрощения – это стена, которая мешает нам быть услышанными Богом и получить то, что просим…
А если нет греха, то нет и осуждения. И вот тогда мы можем иметь дерзновение в молитве, о котором говорит Иоанн. И можем получить то, что просим, потому что:
3.4 живем по Его воле и исполняем Его заповеди (22ст)
Слово «потому что» как бы связывает нашу просьбу к Богу с Его просьбой к нам – и переводить ответ на молитвы в сферу послушания тому, что Он нам сказал.
И это 5 ориентир.
- Мы соблюдаем Его Заповеди и в этом проявляем свое послушание Богу. (23-24)
На самом деле, это очень важный вопрос, в корне которого лежит истина о том, что является руководством для моих поступков, принятия решений, отношения к тому, что происходит вокруг, да и вообще всего образа жизни.
Есть: моя жизнь и мои правила; я так считаю, это мое мнение и никто мне не указ.
Есть: Бог так сказал и я желаю быть послушным Ему, даже если мне это не нравиться (а уж точно все нам нравиться не будет!) Я хочу жить по Его Воле – вот парадигма жизни христианина!
Почти вся жизнь Авраама и то, почему он стал героем веры – это пример полного послушания и доверия Богу. То же самое можно сказать и про Моисея, и про Ноя, и про Иосифа…
Говоря о Божиих Заповедях, чуть позже (5:3) Иоанн скажет, что они не трудные.
И, по сути, он их сводит к двум: верь и люби.
Подождите – заповеди хоть и действительно простые, но их изюминка в том, что это не просто слова – это конкретные поступки! И вера и любовь – не подверженная делами, это мертвая вера и мертвая любовь.
Но только живая вера, выраженная в послушании и доверии Бога; И любовь, способная больше отдавать, чем принимать – это выполнение Его заповедей и это подтверждает то, что мы действительно друзья Иисуса Христа, как и написано Ин.15:14. А между настоящими друзьями совсем другой уровень отношений!
Конечно же, заповедей гораздо больше, чем только верить и любить, но для Иоанна выполнение даже этих двух – уже достаточное доказательство того, что ты пребываешь во Христе.
Ведь на самом деле – лучшим подтверждением любви детей к своим родителям, является их послушание. И как ни странно, каждый ребенок знает, что от него хотят его родители, что нужно, а что нельзя делать… И не обязательно для этого на холодильник вешать список правил – дети прекрасно знают заповеди своих родителей….
Вот точно также, на минимальном уровне, как Дети Своего Отца, мы уже от своего духовного рождения, знаем как нужно, а как не нужно поступать – и в этом нам помогает обновленная совесть.
НО чтобы знать больше – мы читаем и изучаем Его Слово, в котором записано вся Его Воля.
Потому что, если мы этого не будем делать – то придумаем свои заповеди, или нам навяжут свои заповеди другие верующие; либо мы будем много ошибаться методом проб и ошибок и совести продеться работать в авральном режиме, чтобы возвращать нас на правильным путь…
Вот почему интерес к Божьему Слову в жизни христианина – это важный показатель того, что ты действительно христианин.
А знать и исполнять Божии Заповеди – это не тяжкая обязанность, а естественная потребность и выражение практической веры и любви к Богу.
Но есть еще один важный ориентир, не связанный с людьми, местом или поступками.
- Дух Святой свидетельствует нашему сердцу и дает уверенность в том, что мы Его Дети (24ст)
Об этом пишет не только Иоанн в 24ст. – Павел очень четко выразил эту мысль в Рим.8.16 .
Вы спросите: как Он свидетельствует? По разному! Нет единого шаблона.
В молитве, при чтении Его Слова, в чудесах исцеления, в разуме и твердой уверенности, в радости и умиротворении, в свободе от рабства греха, в разных жизненных обстоятельствах …
- Это сложно объяснить – но каждый верующий это знает и чувствует по своему.
Начиная с молитвы покаяния – когда Дух Святой побуждает к молитве и ты не можешь сопротивляться – ты просишь у Бога прощения в полном сокрушении; Ты не можешь объяснить как – но твоя жизнь меняется – ты испытываешь чувство облегчения, радость в сердце и свободу от греха и страха осуждения.
Дух Святой говорит в нашем разуме, и Дух Святой говорит через наши чувства, чтобы укрепить нашу веру и подтвердить: Я с Вами, во все дни, до скончания века!
Но, оказывается, и здесь есть свои опасности …
Поэтому, в продолжении, казалось бы такого чудесного ободрения, Иоанн будет говорить о реальной опасности заблуждения в духовной сфере.
И об этом мы будем говорить в следующий раз.
Что хотелось бы сказать в заключении: конечно же, есть не только 6 ориентиров, присутствие которых в твоей жизни может дать уверенность в том, что ты действительно Божие Дитя.
Исследуйте Писания – и вы найдете и другие ориентиры, которые будут для вас ободрением и помогут духовно возрастать и идти в правильном направлении по Божьему пути.
И пусть слова молитвы Давида, которые мы читали в начале служения, будут и нашей молитвой в каждом дне: Пс.24:4-5 Укажи мне, Господи, пути Твои и научи меня стезям Твоим. Направь меня на истину Твою и научи меня, ибо Ты Бог спасения моего; на Тебя надеюсь всякий день.
И все будет хорошо…