Жить в мире, но быть не от мира

Главная / Бытие / Жить в мире, но быть не от мира

В послании коринфянам апостол Павел утверждает, что все ветхозаветние истории были написаны для нас в наставление. Ветхий завет, хоть и большая книга, но всё же не безразмерная. Только представьте, что в ограниченное количество страниц Бог решает поместить самую важную информацию для нас. При выборе того, что же стоит поместить, а что нет, происходит отбор посерьёзней 144 символов в Твитере. Иногда мне кажется, что в Библии есть места, которые вообще не имеют никакой духовной ценности для моей жизни сейчас. Ну а как понять, зачем мне знать детали и размеры скинии? А зачем читать 4 главы перечисления родословий? А для чего мне знать, кто из какого рода сколько денег пожертвовал на восстановление стен Иерусалима.

Все это происходило с ними, *как* образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков.

1 Коринфянам 10:11

На самом деле, Бог не ошибается. Если Он посчитал, что какая-то информация должна быть полезна для моего наставления, то кто заблуждается. Скорее всего дело в моей лени, нежелании глубоко копать в поисках сокровищ Божьего слова.

Проповедовать последовательно по книге Бытие — это возможность открывать такие сокровища там, где я обычно побегаю бегло библейский текст. Я сам лично для себя получаю огромное благословение при изучении казалось бы не очень интересных отрывков Писания. Перед нами такой текст:

И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где *ныне* море Соленое. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились. В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, с Кедорлаомером, царем Еламским, Фидалом, царем Гоимским, Амрафелом, царем Сеннаарским, Ариохом, царем Елласарским, — четыре царя против пяти. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. *Победители* взяли все имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Аврамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришел один из уцелевших и известил Аврама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Аврамовы. Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал *неприятелей* до Дана; и, разделившись, *напал* на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ. Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что *ныне* долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе. Но Аврам сказал царю Содомскому: поднимаю руку мою к Господу Богу Всевышнему, Владыке неба и земли, что даже нитки и ремня от обуви не возьму из всего твоего, чтобы ты не сказал: я обогатил Аврама; кроме того, что съели отроки, и кроме доли, принадлежащей людям, которые ходили со мною; Анер, Эшкол и Мамрий пусть возьмут свою долю.

Бытие 14

Эту проповедь я назвал «Как жить в мире, но быть не от мира». На примере этой истории из жизни патриарха мы сегодня попробуем увидеть:

  1. Как мы можем жить в этом мире, но не принадлежать ему.

  2. Что такое «мир» в Писании, и всегда ли это слово означает что-то плохое?

  3. В каких сферах жизни мы входим в конфликт с миром.

  4. Какое обещание дал нам Христос, чтобы мы могли жить в этом мире жизнью, угодной Богу?

1. Что означает слово «мир» в Библии?

В Новом Завете существует несколько значений слова мир. Вот пример одного текста из Евангелия Иоанна. Это слова Христа ученикам:

Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир (Ирене, Шалом, Покой). В мире (космос – Вселенная) будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (космос — греховная система).

От Иоанна 16:33

Одним и тем же русским словом «мир» перевели несколько разных греческих понятий. Одно из них соответствует еврейскому слову шалом, что означает покой, перемирие, состояние дружбы между людьми. Это греческое слово ирене, от которого у нас есть имя Ирина (в переводе «мирная»). Второе греческое слово нам тоже очень знакомо. Это слово космос, и оно имеет несколько оттенков:

1. Украшение.

2. Вселенная.

3. Мировой порядок.

4. Человечество.

Трудность состоит в том, что нам приходится догадываться по контексту, о каком космосе идёт речь. Всякий раз, когда это слово находится в негативном контексте, оно означает греховную человеческую систему ценностей, порядок, противящийся Богу. Вот пример:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

1. Иоанна 2:15-17

Но, когда написано в Иоанна 3:16, что Бог так сильно возлюбил этот мир, что отдал Своего Сына, речь идёт о человечестве — мире людей. Мы призваны не только любить мир людей так, как любит Бог. Мы также призваны восхищаться сотворённым миром (Вселенной) и заботиться о нём. Сложность жизни в этом мире состоит в том, что этот космос, созданный Творцом, несёт на себе печать греха и бунта против Него. И мы можем использовать этот мир как инструмент прославления Бога, так и орудие войны против Него. Самым понятным примером является наше тело.

Поэтому мы вынуждены жить в этом мире, но не стать частью его бунтарской системы. Этот внутренний конфликт мы будем испытывать на протяжении всей земной жизни. Мы будем жить в этом мире, но стремиться использовать его для вечности.

Вернёмся к Авраму. В Писании сказано, что он искал вечной отчизны. Но, продлжая жить в мире, испытывал на себе такие же тяготы земной жизни. Когда захватывают его племянника, Аврам вынужден ввязаться в войну, чтобы освободить Лота. Нам непривычно представлять себе Аврама с мечом в руке, убивающего людей в сражении. Мы чаще думаем о нём, как о седовласом старце, который мирно сидит у шатра. Но так нам сказано в Бытие:

Аврам, услышав, что [Лот] сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рожденных в доме его, триста восемнадцать, и преследовал *неприятелей* до Дана; и, разделившись, *напал* на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска; и возвратил все имущество и Лота, сродника своего, и имущество его возвратил, также и женщин и народ.

Аврам возвращает Лота не в результате переговоров, а в ходе сражения. Вместе с друзьями Аврам захватывает всё награбленное и возвращает его домой. Этот первая сложность нашей жизни в этом мире. Мы не ищем конфликтов, однако помимо своей воли становимся частью конфликтов. Мы страдаем от войн, несправедливых законов, людской наглости, санкций, злых и негодных людей. Иногда мы можем рассчитывать на защиту властей. Но, иногда, приходится защищаться самому.

Мужчины, если в ваш дом пытаются ворваться негодные люди, чтобы причинить вред вашей семье, вы обязаны действовать. Не надо уходить в комнату молиться. Помолиться нужно на ходу, потом позвонить в полицию. А потом взять что-то тяжёлое и готовиться защищать своих близких. Если возможно избежать столкновения, нужно сделать всё для этого. Но, если столкновения не избежать, нужно защищать своих близких.

Мы не должны быть вздорными и задиристыми людьми. Очень часто возможно избежать драки, если уметь усмирять свою злость и не реагировать на провокации. Восточные люди говорят: «предотвращённое сражение — выигранное сражение». Но, к сожалению, мы не всё способны предотвратить.

2. Где я буду иметь скорбь в этом мире?

В Иоанна 16:33 Христос обещает, что мы будем иметь скорбь в этом мире. Пока мы живём в несовершенном мире, мы будем испытывать мучения в разных сферах жизни

2.1 Конфликт ценностей.

В главных вопросах жизни мы будем строить свои решения на совершенно различных основаниях. С этим сталкиваются в браке, где один из супругов — христианин. В конфликтных ситуациях у супругов разные авторитеты.

При выборе профессии и призвания на вас также будут смотреть как на «не от мира сего».

2.2 Конфликт морали.

Живя в этом мире, мы будем постоянно сталкиваться с другой моралью. Вы будете слышать грязные шутки на работе или на учёбе. Вы будете видеть непристойное на экране или рекламном постере. Вам будут предлагать совершать нечестивые поступки. Всё это будет приносить боль вашей душе.

а праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные)

2. Петра 2:7-8

2.3 Конфликт жизненных стандартов.

Продолжая жить в этом мире, мы будем неизменно испытывать на себе влияние стандартов жизни, которые устанавливают люди. Мы с вами одеваемся примерно так же, как и все. Мы наполняем свое жилище теми же вещами. Мы ездим на тех же машинах, живём в таких же квартирах. Покупаем такие же телефоны. Но кто сказал, что именно так мы и должны жить? Кто решил, что каждый человек должен иметь именно такой набор вещей или такой уровень жизни? Порой мы незаметно втягиваемся в суетливую гонку людей этого мира, которые одержимы идеей собрать набор «успешного человека», созданный маркетологами. Но это гонка по кругу, она никогда не кончится. Человек будет крутиться, как белка в колесе — и никогда не почувствует себя счастливым. Всегда будет появляться новая модель Айфона, новая модель авто, новая линия одежды. Всегда рядом будет жить семейка Джонсов, у которой будет всё самое свежее. Апостол Павел даёт прекрасный совет, чтобы избежать рабства стандартов этого мира:

Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть, как не имеющие; и плачущие, как не плачущие; и радующиеся, как не радующиеся; и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся; ибо проходит образ мира сего.

1. Коринфянам 7:29-31

3. Два царя.

Вернёмся к Авраму. Когда он возвращается из похода, к нему навстречу выходят два человека. Оба они являются царями. Но автор Бытие специально противопоставляет их друг другу. Один из них станет прообразом царя праведности, будущего Мессии. Другой представляет образ этого мира.

Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содомский вышел ему навстречу в долину Шаве, что *ныне* долина царская; и Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. И сказал царь Содомский Авраму: отдай мне людей, а имение возьми себе.

Мелхиседек встречает Аврама и его отряд с хлебом и вином. Он приносит уставшим воинам подкрепление и благословляет их. Мелхиседек ничего не требует. Он вообще, как будто не был причастен ко всем предыдущим событиям. Но он решает благословить Аврама как материально, так и духовно.

Царь Содомский, наоборот, пришёл что-то взять. Причём взять то, что по праву ему уже не принадлежит. Он пропал где-то в ямах во время сражения. Он не пошёл вдогонку за врагами, чтобы освободить свой народ. Вся добыча по праву принадлежит теперь Авраму. Но царь Содома (чьё имя здесь не упоминается) встречает Аврама не со словами благодарности и благословения. Его первое слово: «дай». Он просит у Аврама отдать хотя бы народ, а имущество оставить себе.

Эти два царя и есть образ жизни мира и образ жизни небесного. Образ мира нацелен на то, чтобы брать. Образ жизни небесного настроен на то, чтобы благословлять и отдавать. Посмотрите, как быстро Аврам понимает, что Мелхиседек служит Всевышнему Богу. Аврам сразу отдаёт десятину Богу через Мелхиседека. В древности десятину отдавали тому, что представлял священство Бога на земле. Каким-то образом Аврам понял, что Мелхиседек служит тому же самому Богу, которому поклоняется и сам Аврам.

Задайте себе вопрос, для чего вы приходите на богослужение? Чтобы взять или чтобы отдать? Что вами движет в воскресное утро? Вы приходите в основном для того, чтобы получить наставление от проповеди? Чтобы получить поддержку от общения с церковью? Чтобы воспользоваться служениями церкви? Или главной движущей силой в это утро было прийти и отдать Богу поклонение? Предстать перед Ним и прославить Его?

Я Вам скажу, что будет, если вы приходите получать. Иногда вас не удовлетворит проповедь. Иногда поклонение будет так себе. Вам будут мешать дети на собрании. Кто-то займёт ваше привычное место. Вы будете обижаться, что к вам никто не подошёл после собрания. Вам будет тяжело жертвовать в сокровищницу. Вы не сможете определиться со служением. Это и есть образ мышления мира.

Но я Вам скажу, что будет, если вы приходите отдавать. Какой бы ни была проповедь, каким бы ни было поклонение, как бы жарко ни было в зале — ничто не помешает вам поклоняться Богу в радости. Вы будете с вдохновением петь, слышать голос Божий в проповеди, радостно и свободно жертвовать. Вы обязательно найдёте себе служение. Это и есть образ жизни неба.

Достаточно сделать анализ только одного воскресенья, чтобы самому себе ответить на вопрос: «я живу по образу этого мира или нет?» Чем наполнен этот день? Сравните, чем заняты мысли в Божий день. Мыслями о рынке, футболе, магазинах или кинотеатре? Или мыслями о Боге, Писании, общении верующими и служении? Сравните ваши пожертвования и свои траты в магазинах в воскресенье. Вы больше отдали или вы больше получили в воскресенье?

Не так давно я прочитал в книге удивительную мысль. Автор говорит о том, что мы привыкли планировать свои финансы в вопросах покупок, кредитов или ипотеки. Мы знаем, какой процент от дохода мы отдаём в виде десятин. Но закладываем ли мы в ежемесячный бюджет процент на благотворительность. Что если я буду каждый месяц планировать, в каком размере я буду благословлять других. Тогда жизнь отдачи станет для меня привычным образом.

Когда Аврам слышит предложение царя Содома, он вообще не хочет с ним иметь никакого дела. Аврам мог бы по праву отказать ему во всём и оставить добытое себе. Но Аврам отдаёт всё то, что раньше принадлежало Содому. И это не гордость. Аврам действительно не хочет иметь ничего общего с Содомом. Он ожидает, что Бог благословит его, а не хитрые человеческие уловки. Так и происходит. В начале следующей главы к Авраму обращается Бог:

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика.

Бытие 15:1

Аврам останется ожидать исполнения Божьего обещания. Лот останется в мире мучаться. Лот вернётся в Содом и будет продолжать жить в мире вместе с миром. Бог избавит Лота от мучений, но какой ценой. Лот потеряет всё, к чему от так стремился. Дом сгорит, дети погибнут, жена превратится в соляной столб. Сегодня каждому из нас решать, какой путь выбрать. Можно выбрать путь Лота и пытаться ухватить побольше от мира. Конец печален. Но можно взять пример с Аврама и жить в этом мире с прицеломна вечное. Задолго, до того как Иисус произнесёт эти известные слова, Аврам понял:

Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам.

От Луки 12:29-31

Как же нам жить в этом мире, но быть не от этого мира? Как пользоваться миром, но не прикипать к нему? Как преодолевать этот внутренний конфликт? Ответ в молитве Христа за нас:

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную. Я передал им слово Твое; и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла. Они не от мира, как и Я не от мира. Освяти их истиною Твоею; слово Твое есть истина.

От Иоанна 17:12-17

 

Скачать проповедь в mp3.