Сторож брату моему

Главная / Проповеди / Сторож брату моему

Когда я попал в мир верующих людей, меня многое приятно поразило в церковной культуре. Меня потрясло посвящение Богу и Его слову, жертвенность служения, забота о душах людей. Я увидел людей, которые живут вечностью. Я увидел сообщество, которое живёт как духовная семья. Всё это контрастировало с моей прежней жизнью без Христа. В лучшую сторону.

Но была одна вещь, которая меня неприятно ошарашила. Это, пожалуй, был единственный разительный контраст в худшую сторону по сравнению с моей неверующей жизнью. Я был поражён, как терпимо в церковном сообществе относятся к сплетням. То, за что в моей неверующей компании могли «набить морду», в евангельской культуре было нормой. Перемыть кому-то кости, поделиться скандальными новостями, наговорить кучу гадостей на человека за его спиной под видом молитвенных нужд составляло привычную норму церковной этики. Когда я стал молодым служителем, я окунулся в пасторские общения. Я был в шоке, что даже на уровне служителей процветает возня, закулисные интриги, хитро выдуманные политические шаги, группировки, заговоры и разделения. И никогда не мог этого принять. Да, честно признаюсь, я до сих пор не могу этого принять. Я считаю это проказой на теле евангельской церкви. И мы нуждаемся в Божьей благодати и исцелении от этой болезни. И это исцеление есть в Слове Божьем.

В Евангелии от Матфея наш Господь оставил нам руководство по тому, как нам стоит решать сложные вопросы в церкви. Это одно из двух мест в Евангелии, где Иисус использует слово «церковь». Тем более важно то, к чему призывает Господь:

Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих. Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе. Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них.

От Матфея 18:12-20

В этом отрывке Христос устанавливает правила дружной и единой Божьей семьи, которую Он назовёт «екклезия» – собрание призванных или церковь. Эти простые правила состоят из трёх этапов. Каждый из них начинается со слова «если». То есть, не все эти шаги обязательно проходить до конца. Каждое новое если выполняется только при условии, что предыдущие шаги были выполнены до конца. Они очень просты:

1. Поговорить один на один.

2. Поговорить с двумя свидетелями.

3. Поговорить с церковью.

1. Пойди и обличи его между тобой и им одним.

Именно в первом шаге большинство христиан совершает ошибку. Я убеждён, что церковь избежала бы подавляющего числа конфликтов, разделений, скандалов, падений, если бы христиане делали правильно первый шаг так, как этому учит Христос.

Не нужно идти к пастору. Не нужно обсуждать это с другом. Не надо делиться молитвенной нуждой на группе. И уж тем более не нужно идти в другую церковь жаловаться. Есть только один человек, с которым вы можете поговорить — это ваш обидчик. Если я рассказываю информацию, порочащую кого-либо, вовлекая в обсуждение людей, не имеющих отношение к решению проблемы — это называется сплетня. Сплетня — это не всегда неправда. Сплетней может быть достоверная информация, которую передают людям, не имеющим отношения к решению. Причина, по которой люди так любят сплетни, описана в Притчах:

Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева.

Притчи 18:9

Кто любит сладости к чаю? Если вы сладкоежка, то что может быть приятнее тортика или шоколадки к чашечке чая? Вот так и наговоры — это деликатес для ушей. Никого не интересует, когда вы рассказываете что-то хорошее о человеке. Но стоит вам только понизить голос и начать рассказывать гадости, как просыпается аппетит. Да ты что!!! А ну поподробней.

Почему так? Потому что моя греховная природа тешится оттого, что я не один такой гадёныш. Есть то и похуже. Я-то на их фоне даже совсем ничего. И вместо того, чтобы искать добрые примеры и подражать им, плоть враждебно настроена на успех других и радуется тому, когда люди согрешают. Мы печалимся оттого, что у кого-то лучше, чем у меня. А когда наоборот, что-то плохое происходит у других, это согревает душу. Сплетни запрещались ещё в Моисеевом законе. Им противопоставлялась духовная забота о брате.

Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь [Бог ваш]. Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь [Бог ваш].

Левит 19:16-18

Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся.

Притчи 20:19

Ничто так не разрушает церковь изнутри, как война христиан между собой. В этом состоит хитрая тактика врага. Вместо того, чтобы открыто противостоять нам, он использует нас самих, чтобы ослаблять друг друга. Как в Ветхом Завете нам описаны многочисленные сражения, когда в стане врага вдруг войска начинали сражаться друг с другом, пока не перебивали друг друга. Так и дьявол использует хитрость, чтобы обвинять нас.

И услышал я громкий голос, говорящий на небе: ныне настало спасение и сила и царство Бога нашего и власть Христа Его, потому что низвержен клеветник братий наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь.

Откровение 12:10

Слово «клеветник» здесь дословно означает «обвинитель». Сатане не нужно лгать, чтобы обвинять нас перед Богом. Мы даём ему достаточно причин, чтобы справедливо обвинять нас. Он непрестанно обвиняет нас и хочет, чтобы и мы обвиняли друг друга. Как работает клеветник братий наших? Он сеет мысль в сознание. Затем это семя находит себе почву и пускает корни. Горький корень начинает вызревать и отравлять отношение к человеку. 

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие;

Евреям 12:14-15

Человек лукавый замышляет зло, и на устах его как бы огонь палящий. Человек коварный сеет раздор, и наушник разлучает друзей.

Притчи 16:27-28

Если вы хотите сказать что-то плохое про человека, говорите это только в его присутствии. За спиной человека можете спокойно говорить о его достоинствах. Вы точно не согрешите. Точно также и в отношении слухов. Не принимайте поношения на своего ближнего. Если вам начинают рассказывать нехорошие слухи, остановите разговор и спросите: «Ты с ним говорил об этом?» Если выяснится, что нет, тогда предложите поступить по Писанию и пойти, обличить брата или сестру «один на один». Если вы не будете останавливать сплетни, ваша жизнь превратится в сточную канаву, куда будут сливать все слухи. В описании праведника в книге Псалмов одной из его характеристик сказано, что он не принимает поношения на своего ближнего.

Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем; кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего. Тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, *хотя бы* злому, и не изменяет; кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек. Песнь Давида.

Псалтирь 14

В посланиях апостол Павел увещевает удерживаться от гнилых слов. «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.» (К Ефесянам 4:29) Чаще всего гнилые слова ассоциируются с ругательствами и матом. Но, в действительности, даже вполне приличные слова могут становиться гнилыми, когда они отравляют разговор. Можно с благоговейным видом сеять подозрения, очень духовно иронизировать, с сарказмом высказываться о человеке. Всё это отравляет общение.

Как же правильно исправлять друг друга?

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Галатам 6:1-2

Стоит ли следить друг за другом и при каждом проступке включать обличение? Если бы так, тогда всё, чем бы мы ни занимались — это исправлением друг друга. Жизнь бы состояла из одних разборок. Многие проступки мы можем покрывать любовью, прощая. Но Павел здесь говорит не о проступке, а о состоянии, когда человек впадает в грех. Это означает, что какой-то грех становится стилем жизни человека. Ещё Писание называет это пороком. Но если вы видите, что какой-то греховный поступок регулярно повторяется в жизни вашего брата или сестры — Христос призывает вас помочь ему и разделить бремя. Есть несколько мудрых советов Писания, как это делать правильно. Здесь Павел даёт три условия, чтобы сделать это правильно:

1.1. Вы, духовные. Во-первых, он обращается к духовным. Это означает, что у того, кто берётся помочь, должно быть достаточно зрелости и духовности, чтобы понести бремя. Обличение — это не обвинение. Можно просто прийти и вывалить на человека все свои подозрения и наблюдения. Но это больше навредит, чем поможет. Делать исправление правильно — это непростой труд. К нему следует подойти духовно. У нас принято хаять власть. Мужик в рваном трико лучше разбирается в политике и экономике, чем президент и министры. Сотрудник считает, что он директора лучше понимает в управлении компанией. Подсобник лучше бригадира разбирается в строительстве. Дети лучше родителей знают, как воспитывать детей. Овцы лучше пастухов понимают, как управлять стадом. В действительности, чтобы наставить кого-либо и помочь исправиться, вы должны сами обладать духовным опытом и разбираться в предмете. Это не означает, что никто не может подойти к служителю с обличением. Однако, следует серьёзно задуматься, насколько серьёзно я понимаю проблему.

1.2. Исправляйте в духе кротости. Исправлять в духе кротости означает, что вы не ставите себя как судья выше того, кого хотите исправить. Когда ты указываешь человеку на его грех, так легко превознестись над ним и почувствовать себя лучше, выше, достойней. Это обман. На самом деле, ты такой же грешник, нуждающийся в благодати. Ты в других областях просел и также нуждаешься. Ты — не профи, который пришёл научить жизни. Ты — такой же последователь Христа, который идёт по пути освящения. Избегайте обвинительных вердиктов. Не выполняйте работу дьявола. Он и без вашей помощи прекрасно справляется. Избегайте навешивания ярлыков. Вместо того, чтобы обвинить в грубости, расскажите о том, что вы чувствовали. Скажите, что вам было очень обидно и больно от того, как к вам отнеслись. Возможно, в разговоре вы поймёте, что ваш обидчик совершенно не хотел причинить вам боль. А, возможно, вы вообще накрутили себе. Тогда вы легко разрешите все недоразумения, и вы не будете выглядеть нападающим.

1.3. Наблюдая за собой, чтобы не быть искушёнными.

В какое искушение можно попасть, если не наблюдать за собой?

  • Искушение стать судьёй.

  • Искушение превознестись над человеком.

  • Искушение неправильных мотивов (месть, соперничество, обида).

  • Искушение лицемера.

Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю *Его,* и разумеешь лучшее, научаясь из закона, и уверен о себе, что ты путеводитель слепых, свет для находящихся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец ведения и истины: как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: “не прелюбодействуй”, прелюбодействуешь? гнушаясь идолов, святотатствуешь? Хвалишься законом, а преступлением закона бесчестишь Бога?

К Римлянам 2:17-23

Есть то, с чего должно начинать любой процесс исправления – молитва. Сколько раз я убеждался, что молитва действует сильнее разговоров. Сколько разговоров мне удалось избежать, потому что я начинал молиться за человека. Я просто наблюдал и восхищался, как Бог делает исправление лучше, чем я.

Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и *Бог* даст ему жизнь, *то* *есть* согрешающему *грехом* не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился.

1. Иоанна 5:16

Какова цель такого обличения? Христос говорит нам, что если брат послушал тебя, то ты его приобрёл. Цель разговора — восстановить утраченные отношения, приобрести то, что было потеряно в результате греха. Не сведение счётов, не восстановление справедливости, а восстановление отношений. Непрощение — это дверь для дьявола.

А кого вы в чем прощаете, того и я; ибо и я, если в чем простил кого, простил для вас от лица Христова, чтобы не сделал нам ущерба сатана, ибо нам не безызвестны его умыслы.

2. Коринфянам 2:10-11

2. Возьми с собой одного или двух.

Не всегда личное обличение бывает принято. Но это не означает, что теперь вы свободны на каждом углу рассказывать о конфликте. Христос призывает вовлечь в процесс восстановления одного или двух. Для чего это нужно?

2.1. Возможно, вы неправы.

Иногда более зрелые люди могут показать вам другую сторону. Вы можете увидеть, что сами были неправы, и ваши претензии безосновательны. Вам нужен беспристрастный взгляд на ситуацию. Поэтому с мудростью выбирайте этот круг. Лучше, если это не будет ваш самый близкий друг. Он может быть необъективен и поддержит вас просто из солидарности. Возможно, это могут быть люди, которые были участником ситуации. И однозначно лучше, если это будут более зрелые люди, чем вы.

2.2. Возможно, нужно время для молитвы.

Изменения не происходят быстро. Как изменяются люди? Медленно. Вы можете взять время для молитвы за брата или сестру. Только не молитесь о том, чтобы Бог «дал по башке». Молитесь за семью, работу, служение, здоровье. Благословляйте вашего обидчика. Такая молитва начнёт менять и ваше сердце. Вы станете более великодушными. Бог работает и с вашим сердцем. Но, если вы видите, что промедление только ухудшает жизнь вашего брата, зовите на помощь.

2.3. Чтобы устами свидетелей подтвердилось всякое слово.

Иногда пелена конфликта не даёт услышать настоящее обличение. Человек думает, что вы просто придираетесь к нему. Он считает, что это ваше предвзятое отношение. Но, если он услышит других людей, которые никак не ангажированы конфликтом, он может прислушаться. И, если произошло осознание, покаяние, прощение и освобождение, дело похоронено. Оно не должно становиться достоянием других. Если же брат продолжает упорствовать в греховном образе жизни, должна подключиться вся церковь.

3. Если не послушает, скажи церкви.

3.1. Замечание.

Вовлечение церкви происходит редко. Оно нужно тогда, когда служители исчерпали возможности повлиять на ситуацию. В основном, это случаи ожесточения после обличения в греховном состоянии. Это не публичная порка. Это бремя, которое теперь должна понести духовная семья. Вот как пишет об этом Павел:

Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

2. Фессалоникийцам 3:10-16

Апостол призывает ограничить близкий круг общения, чтобы показать, что церковь не приемлет такой образ жизни. Но это замечание не делает из человека врага. Любая встреча, любой контакт должен служить возможности восстановления отношений. Человека не выгоняют из церкви. Вместо этого дают срок для покаяния и изменения. Церковь усиленно молится за тех, кого дисциплинирует. К сожалению, не всегда это действует. И тогда Христос оставляет последний шаг.

3.2. Если не послушает церкви, да будет он тебе как язычник и мытарь.

В мире нет большего человеческого авторитета, чем церковь. Никакая другая человеческая структура не может быть важнее церкви. Ни деноминация, ни епископат, ни патриархат или папа Римский. Церковь — это сообщество верующих в Иисуса Христа. Мы верим, что поместной церковью управляет Христос. Не пастор, не церковный совет. Вот почему Христос доверяет вопрос исправления не апостолам, а церкви. Может ли церковь ошибаться? Может! Может ли церковь отлучить человека без достаточных оснований. Такое тоже может быть. И Бог будет судить за это. Но Христос не оставил нам других инструментов. Люди очень легкомысленно относятся к церкви. В современном мире поместную церковь воспринимают как один из сервисов. В этом месте мне не понравилось, пойду в другую церковь. Оттого и отношение к решениям церкви безответственное. Мало ли что вы тут решили.

Язычник и мытарь — это обозначение двух категорий людей. Язычниками во времена считали людей, живущих вне завета с Богом. Либо безбожники, либо идолопоклонники. Люди, которые никогда и не знали Бога. Мытарями были предатели. Это те евреи, которые предали свой народ и стали служить римлянам ради собственного обогащения. Это люди, нарушившие свой завет с Богом.

Отлучение не лишает человека спасения, если он действительно Божье дитя. Но есть огромная опасность того, что таковой человек себя обманывает. Возможно, он не понял Евангелие. Возможно, он не понял, что такое быть учеником Христа. Утверждать, что я христианин и в то же самое время открыто противиться Слову Христа — вещи несовместимые.

Христианин способен согрешать, впадать в искушение, совершать мерзкие грехи. Однако, он не может найти удовлетворения в таком состоянии. Живя в грехе, он будет мучиться, пока не вернётся к миру с Богом и Божьей семьёй. Потому что, познав однажды радость общения с Христом, он ни на что это не сможет променять.