Вменённая праведность

Главная / Бытие / Вменённая праведность

Существует несколько ключевых событий Ветхого завета, к которым неоднократно обращаются новозаветние авторы. Среди них сотворение мира, всемирный потоп, исход евреев из Египта, завоевание обетованной земли. Но есть одно предложение в описании жизни патриарха Авраама, которое станет столпом для евангельского богословия оправдания верой. Несколько апостолов строят доктрину оправдания верой всего на одном коротком тексте из книги Бытие.

После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал [ему]: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность.

Бытие 15:1-6

1. Авраам поверил Господу.

Сегодня существует путаница со словом «верующий». Этим термином обозначают разные категории людей. Если человек верит в существование Бога, можно ли его назвать верующим? В принципе, да. Но достаточно ли такой веры для того, чтобы угодить Богу? Нет. Мало просто верить в то, что Бог есть. Мало даже верить, что Библия — это слово Божье. Мало даже верить, что Христос умер за грехи людей (вот здесь нужно быть очень аккуратным). Иаков утверждает, что такой верой обладают даже бесы. Так какая же вера достаточна? Посмотрим на Авраама.

Авраам живёт в то время, когда все люди верят в существование Бога (или богов). Люди даже пытаются выстроить отношения с божеством. Нельзя сказать, что современники Авраама безбожники. Они просто идолопоклонники, каким и был Авраам. Авраам живёт в то время, когда ещё не написана ни одна строчка из Библии. Ещё нет ни 10 заповедей, ни закона Моисея. Есть только различные сказания о происхождении мира, потопе и расселении людей по земле в различных версиях и интерпретациях. И вот, к Аврааму обращается Бог и даёт ему всего одно повеление: «уходи из этой земли к ту, которую Я укажу тебе и Я произведу от тебя великий народ». Бог обещает что-то Аврааму, но патриарху нужно довериться обещанию Бога.

Поверил ли Авраам Богу? Да, но откуда мы это знаем? Мы видим это из того, что делает Авраам. Он собирает пожитки и отправляется в путь. Он поверил тогда, когда отправился в путешествие или чуть раньше? Нам не сказано, в какой момент Аврам принял решение довериться Богу. Но это точно произошло раньше, чем он начал собирать вещи.

Проходят годы, Авраам уже долгое время находится с Паслестине. Однако, обещание Бога пока не сбывается. У Авраама нет ни сына, ни своей земли. Сложнее всего нам ожидать, не зная, сколько ещё осталось ждать. Авраам стареет, шансы на появление сына уменьшаются. Они ещё есть, но становятся мизерными. Всё это становится похожим на какую-то ошибку, злую шутку, развод. Я не знаю, сколько раз Авраам возвращался к тому решению уйти из Ура и размышлял: «а правильно ли я поступил? Снял с насиженного места семью, скитаюсь как бездомный, таскаю за собой Сарру верой в какое-то призрачное обещание.»

Точно также и нам сегодня очень сложно ждать исполнения Божьих обещаний и продолжать верить. Жене сложно верить, что её муж изменится, когда она со своей стороны верно продолжает являть ему заботу и любовь, верность и поддержку, а в ответ не получает ничего. И она не знает, как долго это будет продолжаться.

Муж пытается найти баланс между служением и работой. Он доверился словам Иисуса о том, что Отец позаботится о насущных нуждах. Он продолжает участвовать в служении церкви, но материальные вопросы так и не решаются. Нет ни своего жилья, ни заметного роста в заработке. И он не знает, сколько ещё придётся ждать.

И вот к Аврааму снова приходит Бог и подтверждает своё обещание. Бог выводит Авраама ночью из шатра и показывает миллионы звёзд на небе. Бог подтверждает, что обещание в силе. У Авраама родится собственный сын, а потомков будет больше, чем звёзд на небе. И Авраам по-настоящему верит Богу. Откуда мы это знаем? Мы видим это из его последующих поступков.

По-настоящему ли поверил человек Богу, знает только Бог. Даже мы, пока не придёт ситуация проверить свою веру, не знаем до конца её подлинность. Так знакомый просит занять ему крупную сумму и обещает вернуть в срок. У вас есть возможность занять, но вы не уверены в надёжности заёмщика. Как понять, доверяете ли вы ему? Если вы скажете «Я тебе верю, но занять не могу», тогда вы тем самым утверждаете обратное: «Вы не смогли поверить ему».

Иногда я беру с собой альпинистское снаряжение в горный поход с ребятами. Я выбираю отвесную скалу высотой метров в 50 и предлагаю спустить на страховке вниз. Я обещаю, что всё будет хорошо, я смогу спустить безопасно. Но, когда ты подходишь к обрыву и смотришь вниз, самому себе не веришь, не то что другому.

У Авраама не было 613 заповедей. Было просто одно обещание Бога, которому нужно было довериться. И он это сделал. Это и объясняет феномен веры. Библейская вера — это ответ на любое повеление Бога, обращённое к тебе. Она выражается в решении сделать так, как требует Бог от тебя в данный момент. В каждом дне мы проявляем и веру и неверие Богу. Это пытается объяснить апостол Иаков:

Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: “идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: “ты имеешь веру, а я имею дела”: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего? Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства? И исполнилось слово Писания: “веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим”. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только? Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Иакова 2:14-26

Иаков пытается показать, что подлинность веры проявляется делами. Если их нет, тогда и вера ненастоящая. Одним из главных тестов на подлинность веры является отношение человека к Слову Божьему. Называть себя христианином может каждый. Но в жизни каждого происходят моменты, когда наши поступки и отношение противоречит Божьим заповедям. Вот тогда и проявляется подлинность нашего доверия Богу. Можно многого не понимать, во многом ошибаться, чего-то не знать. Но если человек точно понял, чего в данный момент требует от него Бог и отмахивается — мол, ну и что, подумаешь, мало ли что там написано, – это не что иное, как опровержение его веры.

Авраам ошибался, совершал проступки, согрешал. Но он никогда не отказывался довериться Божьему обещанию. В этом и была его вера.

2. Бог вменил ему это в праведность.

Два слова нуждаются в разъяснениях: «вменил» и «праведность». В обыденном понимании мы используем «праведный» для описания святого человека. Вспомните, когда вы в последний раз называли кого-либо праведным. Это слово вышло из нашего обихода и понятий. Как будто только библейских героев можно было называть праведными.

Однако, евреи до сих пор используют это слово. Удивительно, кого они сегодня называют праведниками. В Израиле существует аллея праведников народов мира. Это звание присваивают неевреям, спасавшим евреев в годы нацистской оккупации Европы, рискуя при это собственной жизнью. Одно из деревьев в этой аллее носит имя Оскара Шиндлера. Шиндлер не был высоко моральным человеком. Однако, его отношение к жизням других свидетельствовало о «правильном отношении».

Ветхозаветнее слово цедака имеет несколько значений: справедливость, правота, благодеяние, правда, правосудие. В общем оно означало «правильное отношение» или «правильное состояние» и не всегда означало святость. Вот так его использовали для описания в Бытие 6:9 (праведный и непорочный о Ное), Иов 12:4 (праведный и непорочный о себе), Марк 6:20 (праведный и святой об Иоанне), Лука 2:25 (праведный и благочестивый о Симеоне). Аврааму для того, чтобы угодить Богу, не нужно было много знать. Он не знал ни имени Иисуса, не был членом церкви, не проходил катехизис. Аврааму было достаточно ответить верой на прямой призыв Бога и послушаться Его повелению.

Второе слово мы ещё реже встречаем наших разговорах — это слово «вменил». В еврейском это слово означает «засчитать». Точно также, как абитуриенту при поступлении засчитывают участие в олимпиадах, нормы ГТО, золотую медаль. Аврааму Бог засчитал веру. Авраам ещё ничего не сделал. Он просто принял решение. Но Бог засчитывает это решение за праведность перед Ним. Вот как объясняет это апостол Павел:

Что же, скажем, Авраам, отец наш, приобрел по плоти? Если Авраам оправдался делами, он имеет похвалу, но не пред Богом. Ибо что говорит Писание? Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность. Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу. А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность. Так и Давид называет блаженным человека, которому Бог вменяет праведность независимо от дел: Блаженны, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты. Блажен человек, которому Господь не вменит греха. Блаженство сие *относится* к обрезанию, или к необрезанию? Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность. Когда вменилась? по обрезании или до обрезания? Не по обрезании, а до обрезания. И знак обрезания он получил, *как* печать праведности через веру, которую *имел* в необрезании, так что он стал отцом всех верующих в необрезании, чтобы и им вменилась праведность, и отцом обрезанных, не только *принявших* обрезание, но и ходящих по следам веры отца нашего Авраама, которую *имел* *он* в необрезании. Ибо не законом *даровано* Аврааму, или семени его, обетование — быть наследником мира, но праведностью веры.

К Римлянам 4:1-13

Суть аргументации Павла такова: он возражает те, кто считал спасение заслугой человеческих дел. На тот момент в церкви были люди, которые настаивали на обязательном исполнении заповедей Ветхого завета (особенно обрезания) как условии оправдания перед Богом. Павел показывает, что Авраам был оправдан ещё до того, как совершил обрезание. Если бы основанием оправдания Авраама были дела, тогда Бог был бы обязан Аврааму. Но Бог специально оправдывает Авраама до того, как патриарх что-либо делает. Таким образом, главным условием спасения по благодати является вера.

(как написано: Я поставил тебя отцом многих народов) пред Богом, Которому он поверил, животворящим мертвых и называющим несуществующее, как существующее. Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: “так *многочисленно* будет семя твое”. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность. А впрочем не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему,

К Римлянам 4:17-23

3. Чьё оправдание? Чья праведность?

Так Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность. Познайте же, что верующие суть сыны Авраама.

Галатам 3:6-7

По тому же самому принципу Бог сегодня оправдывает людей.

  • По благодати.

  • Через веру.

  • В оправдание жертвой Христа.

Ни один человек не сможет прийти к Богу и потребовать вечности на основании собственных заслуг. Ни собственная порядочность, ни заслуги служения Богу, никакие человеческие достижения не достаточны, чтобы заслужить расположение Бога. Если Бог и решит спасти кого-либо, то это будет только по милости на основании Его суверенной воли.

Самое главное, что требуется от человека — ответить верой на призыв Бога. И вот здесь самое важное: во что должен поверить человек? Это не просто вера в Бога. Не просто вера в то, что Христос умер за грехи. Это необходимо, но не достаточно. Ад будет переполнен не только идолопоклонниками и безбожниками, но и теми, кто верил в Бога, ходил в церковь и даже нёс христианское служение.

Главное, чего требует Бог — полюбить Его всем сердцем и доверить управление своей жизнью Ему. Это решение и отличает бесовскую и фарисейскую веру в Бога. Бесы всё знают, но это знание вызывает в них страх и злость по отношению к Богу. Фарисеи исполняли весь закон, однако их праведности было недостаточно. Более того, поняв, это, они исполнились злости по отношению к Иисусу и убили Его. Они не могли принять, что Бог спасает без их заслуг.

Единственная праведность, которая способна угодить Богу — это праведность Его Сына Иисуса Христа. Эту праведность невозможно заработать, её невозможно достичь. Её можно только получить. Бог может только вменить человеку праведность Христа.

Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много *из* *вас* мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, — для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, чтобы *было,* как написано: хвалящийся хвались Господом.

1. Коринфянам 1:26-31

Когда фарисей Савл это понял, он решил отказаться от безуспешных попыток завоевать расположение Бога и принял спасение как дар по милости:

Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

К Филиппийцам 3:7-9

Для тех, кто полюбил Божьего Сына и отдал Ему управление своей жизнью, Бог вменяет Христову праведность. Даже сейчас, когда мы продолжаем бороться с грехом, пачкаемся своими пороками, Бог смотрит на нас, как на Своего Сына. Он видит Его праведность, а не наши грехи.

Когда ты осознаёшь это, ты перестаёшь зарабатывать благорасположение Бога и не живёшь в страхе его потерять. Ты просто стремишься радовать своего Небесного Отца и искать исполнения Его воли. Тогда освящение для тебя — не долг, а желание сердца. Служение — не обязанность, а стиль жизни. Поклонение — это внутреннее состояние сердца.