Неведомый Бог

Главная / Деяния Апостолов / Неведомый Бог

Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

 

17Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими Бога, и ежедневно на площади со встречающимися.18Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним; и одни говорили: “что хочет сказать этот суеслов?”, а другие: “кажется, он проповедует о чужих божествах”, потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение.19И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?20 Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?21Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.22И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.23Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано “неведомому Богу”. Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

Павел общался как внутри синагоги с верующими, так и на площади со всеми мыслящими. Точно также как и сейчас: общество состоит из большинства, которое живёт суевериями, и меньшинства, которое действительно находится в поиске смысла жизни, истины, вечности. Афины являли собой место, собиравшее в себя самые последние достижения философской мысли. Некая филосовская Мекка, куда стремились все мыслители. Когда появлялась новая теория или философская концепция, претендующая на истину в вопросах мировоззрения, она вызвала интерес. Несомненно, такой ум, как у Павла, не мог не обратить не себя внимание.

Почему именно эпикурейцы и стоики заинтересовались Павлом?

Эпикурейцы – последователи Эпикура. Они отрицали бессмертие души и жизни после смерти. Главной ценностью короткой земной жизни эпикурейцы считали удовольствие. Но ещё в древности люди понимали, что удовольствие коварно. Если тебе не хватает удовольствия — ты страдаешь от жажды, голода, комфорта. Но если ты получаешь постоянно удовольствие — ты начинаешь страдать от скуки. Поэтому эпикурейцы пытались найти этот баланс.

Живи здесь и сейчас”, “бери от жизни всё” – это не новомодные слоганы рекламной индустрии. Эта философия родилась тысячи лет назад. Павел Коринфянам об опасности такого отношения к жизни писал в 1 послании.

30Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?31Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.32По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем! 1 Кор.15:30

Стоики – последователи другой философской школы, основателем которой был Зенон. Стоики верили, что мир управляется божественным законом (который они называли Логосом). Стоики верили в божество. Но верили в него, как похожим образом верят пантеисты. Бог везде и во всём. Бог во мне, в стуле, в облаке, в мухе. Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с законом». Это единственный способ достижения гармонии. «Кто согласен, того судьба ведёт, кто не согласен, того она тащит».

Философы того времени не были дураками. Вы будете ошеломлены, узнав как много из достижения мысли греческой философии сформировало наш мир, в том числе и богословие христианства. К сожалению, современный мир утрачивает само понятие профессии «мыслитель». Но мыслители древности, такие как Сократ, Платон, Аристотель — это столпы современной цивилизации. Все мыслители стремились найти ответы на самые важные вопросы жизни.

  • Кто такой человек?
  • Что является величайшим благом и ценностью?
  • Как достигнуть счастливой жизни?
  • В чём смысл моей жизни здесь на Земле?

Курс культурологии в Академии. Вопросы, которыми мы не задаёмся каждый день. Но о них поздно вспоминать в конце жизни. Подумайте, когда вы были в последний раз озабочены одним из таких вопросов?

Среди многих христиан существует некоторое пренебрежение, ирония и даже насмешка над философией. Между тем, как по отношению к учёбе, стремлению к познанию, дисциплине и остроте ума эти верующие и рядом не стояли бы.

Как бедуины порой не знали, что живут на нефти и сказочно богаты. Так и мы имеем в руках величейший источник истины, но относимся к нему небрежно. Люди полагают всю жизнь, чтобы найти ответы на вопросы, которые Бог открывает нам в Писании.

Итак, Павла пригласили в Ареопаг – значит то, что принёс Павел в Афины, стоило рассмотрения. По крайней мере, ознакомления с новым учением. В отличие от Филипп, где с Павла сняли три шкуры, Афины были либеральным городом по отношению к новым религиям. Ареопаг (или холм Марса) был местом общественных собраний, где выносились решения. Управлялся 9 ареопагитами, избираемых пожизненно. Так как Павел явно пытался обращать в свою религию и активно занимался проповедью нового учения, оно должно было быть исследовано. Так Павлу предоставилась возможность проповедовать Христа в самом центре интеллектуального мира.

Неведомому Богу – Бога, которого они не знали. Признать то, что они не знают – уже стоит внимания.

Непознанному Богу, Неизвестному.

Трансцендентность – недоступное пониманию, выходящее за рамки наших возможностей познать и осмыслить.

Для детей – это как пытаться поставить Андроид последней версии на сотовый телефон 10-летней давности. Он не способен понять и вместить эту систему.

Для молодёжи – микробу, который сейчас находится на вашей подошве попытаться понять устройство вашего тела.

Для взрослых — это как вашей собаке или коту понять весь спектр чувств, которые вы испытываете к любимому.

  • Трансцендентность означает, что мы, как бы мы не усовершенствовались, сколько бы мы не открывали новых данных о Боге – никогда не сможем понять всего Бога до конца.

  • Трансцендентность означает, что мы не знаем, что делал Бог до сотворения Вселенной. Были ли другие миры, есть ли они сейчас в других формах и измерениях.

  • Трансцендентность означает, что мы не знаем, почему Всемогущий и одновременно Всеблагой Бог создал мир, способный к греху и позволил произойти грехопадению людей.

  • Мы не знаем, как происходит рождение души, как участвует в этом Бог, и где человеческая часть.

  • Трансцендентность означает, что у Бога есть такие качества, которых нет в человеческом лексиконе. А те качества, которыми мы его называем — это лишь аналогии, доступные нам. Точно также, как иногда к нам на землю в метеоритах прилетают неизвестные металлы и моллекулярные соединения. Их просто не было на Земле.

8Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь.9Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших. Исайя 55:8-9

Мы называем Бога добрым. Но, в действительности, описывает ли это слово по-настоящему отношение Бога к нам? Мы говорим, что Он — Отец.

Представьте себе, что я — человек эпохи Авраама, а вы хотите объяснить мне на пальцах, что такое планшет и как он работает. Вы не сможете это сделать точно, потому что в моём мире нет таких слов, как сенсор, электричество, кнопка, зарядка, баттарея. Вам придётся идти путём аналогий, подменяющих настоящие. Из всех атрибутов Бога, которыми евреи называли Бога, был один единственный, который более-менее близко описывал Бога. Это слово КАДОШ, и дословно оно означает ДРУГОЙ, совершенно не похожий на всё остальное.

Любой думающий человек неизменно столкнётся с непостижимыми вопросами, касающимися своей веры, Бога, Его замысла и устройства мира. Ну а те люди, которые посвятили себя знанию, учению и размышлению, сталкиваются с объяснениями, которые только отталкивают от истины, а не приближают к ней. Мифология, которую мы сами создаём, пытаясь толковать Божье Слово или отвечать на вопросы, о которых молчит Писание – она сама принижает и умаляет Величие и Трансцендентность Бога.

Эйнштейн о Боге:

Ваш вопрос (о Боге) является самым трудным в мире. Это не тот вопрос, на который я могу ответить просто «да» или «нет». Я не атеист. Я не знаю могу ли я охарактеризовать себя как пантеист. Эта проблема слишком обширна для наших ограниченных умов. Могу ли я не отвечать притчей? Человеческий разум, независимо от того, как хорошо он обучен, не может понять Вселенную. Мы подобны маленькому ребёнку, зашедшему в огромную библиотеку, стены которой забиты книгами на разных языках до потолка. Ребёнок понимает, что кто-то должен был написать эти книги. Но он не знает, кто и как их написал. Он не понимает языков, на которых написаны книги. Ребёнок замечает определённый порядок этих книг, порядок, который он не понимает, но смутно представляет. Это, как мне кажется, отражает отношение человеческого разума, даже наилучшего и самого культурного, к Богу. Мы видим, что Вселенная устроена удивительно, подчиняется определённым законам, но мы понимаем эти законы лишь смутно. Наш ограниченный разум не способен постичь загадочную силу, которая качает созвездия.

За последние 100 лет человек сделал гигантский скачок в понимании размеров Вселенной. Еще пару веков назад людям казалось, что Солнце, Луна, планеты и заёзды находятся в непосредственной близости (относительно). Но открытия XX века показали огромные резмеры Вселенной. Как будто вы всю жизнь жили не выходя из одной комнаты, а потом открыли дверь и оказались в центре Мегаполиса. На фоне таких размеров ты начинаешь чувствовать себя всё меньше и меньше. Чем больше размеры этого мира, тем больше я сомневаюсь в том, что Творцу этого мира до меня есть дело.

Псалом 8

15Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных. Исайя 57:15