Бог не нуждается в служении

Главная / Деяния Апостолов / Бог не нуждается в служении

Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все.

Пантеон греческих богов боролся за большее число своих поклонников. В обмен на помощь, иногда сверхъестественную, греческие боги требовали преданности. Как сегодня в президентской гонке претенденты собирают себе большее число голосов. Это был своего рода контракт. Люди всячески умножали славу своего бога на земле, строя роскошные храмы, посвящая богам свои подвиги. В ответ божество одаривало людей своими благами, помогало и подсказывало, хранило от несчастья. Моряки выбирали себе морское божество Посейдон, воины — богиню войны, крестьяне — своё божество.

Сегодня пережитки этого языческого мышления мы видим даже в христианстве. В пантеоне святых тоже есть покровители моряков, покровители воинов, заступниц за беременных… Точно также и сегодня кто-то пытается заслужить благосклонность Бога тем, чтобы построить за свои деньги храм или совершить большое пожертвование.

В проповеди ареопагу Павел открывает радикальную мысль: Бог не нуждается в нашем служении, но Сам служит нам.

Когда царь Давид отстроил столицу и построил свой дворец, ему стало неудобно за Бога. Рядом с большим каменым домом стояла палатка для Бога. Конечно, когда она строилась, во времена Моисея это было самым большим жилищем. Скиния намного превышала размеры любого шатра Израильтян. Но, после заселения в землю, люди стали строить каменные дома. И вот, размер Давидова дома стал больше и основательней Скинии.

Из добрых побуждений Давид хотел построить храм. Из добрых, но неверных. В своём уме Давид ограничил Бога, слишком приравняв его к человеку. Скиния была символом того, что Бог обитает с народом. Божье присутствие наполняло Святое Святых. Но, в действительности, Бог никогда не приходил пожить в Скинии. Как она могла вместить Бога???

Когда царь жил в доме своем, и Господь успокоил его от всех окрестных врагов его, тогда сказал царь пророку Нафану: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром. И сказал Нафан царю: все, что у тебя на сердце, иди, делай; ибо Господь с тобою. Но в ту же ночь было слово Господа к Нафану: пойди, скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: ты ли построишь Мне дом для Моего обитания, когда Я не жил в доме с того времени, как вывел сынов Израилевых из Египта, и до сего дня, но переходил в шатре и в скинии? Где Я ни ходил со всеми сынами Израиля, говорил ли Я хотя слово какому-либо из колен, которому Я назначил пасти народ Мой Израиля: “почему не построите Мне кедрового дома”? И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождем народа Моего, Израиля; и был с тобою везде, куда ни ходил ты, и истребил всех врагов твоих пред лицем твоим, и сделал имя твое великим, как имя великих на земле. И Я устрою место для народа Моего, для Израиля, и укореню его, и будет он спокойно жить на месте своем, и не будет тревожиться больше, и люди нечестивые не станут более теснить его, как прежде, с того времени, как Я поставил судей над народом Моим, Израилем; и Я успокою тебя от всех врагов твоих. И Господь возвещает тебе, что Он устроит тебе дом. Когда же исполнятся дни твои, и ты почиешь с отцами твоими, то Я восставлю после тебя семя твое, которое произойдет из чресл твоих, и упрочу царство его. Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном; и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него, как Я отнял от Саула, которого Я отверг пред лицем твоим. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим, и престол твой устоит во веки. (2. Царств 7:1-16)

Давид это понял правильно. И передал своему сыну Соломону, который построил храм и произнёс такие слова при молитве освящения храма:

И ныне, Боже Израилев, да будет верно слово Твое, которое Ты изрек рабу Твоему Давиду, отцу моему! Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил [имени Твоему]; но призри на молитву раба Твоего и на прошение его, Господи Боже мой; услышь воззвание и молитву, которою раб Твой умоляет Тебя ныне. Да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь, на сие место, о котором Ты сказал: “Мое имя будет там”; услышь молитву, которою будет молиться раб Твой на месте сем. Услышь моление раба Твоего и народа Твоего Израиля, когда они будут молиться на месте сем; услышь на месте обитания Твоего, на небесах, услышь и помилуй. (3. Царств 8:26-30)

Бог не нуждается в храмах. Бог не нуждается в наших деньгах. Бог не нуждается в нашем поклонении. Бог не нуждается в нашем служении.

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих. (От Марка 10:45)

Евангелие — это чисто Божье дело. Он спасает людей не потому, что они что-то могут дать Богу. Ни за какие заслуги в прошлом, в настоящем и даже в будущем. Бог избрал нас к спасению не за что-либо в нас доброе или достойное. Нет ни одной причины в нас, по которой мы достойны спасения.

Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни. Слово это верно; и я желаю, чтобы ты подтверждал о сем, дабы уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам: это хорошо и полезно (КОМУ?) человекам. (К Титу 3:3-8)

 Добрые дела приносят пользу нам, а не Богу.

Но, допустим, Бог решил вытащить нас ради того, чтобы мы могли что-то сделать для Него в будущем. Но и это не так. Нет ничего, что мы можем дать Ему. Мы не можем дать Богу что-либо, чего Он не имеет. Мы не можем умножить у Него ничего из того, что Он имеет. Он и так всем обладает.

Смотря на то, как соседние народы ревностно стремятся накормить своих богов жертвами, Израиль также перенял это мышление. Евреи также пытались ублажить Господа обилием овец и волов, которых они приводили на убой в храм.

“Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня”. (Псалтирь 49:7-15)

Смысл наших отношений с Богом не в том, чтобы что-то сделать для Него, а чтобы увидеть Его действие в нашей жизни. Это мы нуждаемся в служении, а не Бог. Это Он служит нам, а не мы Ему.

Для чего мы с вами жертвуем на Богослужении? В чём причина, в чём наш мотив? Богу что, нужны наши деньги? Разве после богослужения собираются пожертвования, запаковываются и отправляются на небеса? Нет, они тратятся здесь на земле на то, чтобы продолжалось служение, больше людей могли познать Бога.

Упаси Вас Бог помыслить, что я, жертвуя Богу (деньги, время, силы) — оказываю Ему услугу. Но наше лукавое сердце подталкивает нас к мысли о том, что мои дела для Бога помогут мне заслужить расположение Бога. Но разве кто-либо из людей может ли сделать Бога своим должником? Кто мог бы одолжить Богу?

О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему? Или кто дал Ему наперед, чтобы Он должен был воздать? Ибо все из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь. (К Римлянам 11:33-36)

Для чего же нам служить Богу? Если Он ни в чём не нуждается, зачем нам служить Ему?

Творец создаёт шедевр не для того, чтобы его произведение искусства принесло ему какую-то выгоду. Чистое творчество создаёт по своей природе. Мы живём в то время, когда искусство подчиняют корыстной выгоде. Сегодня даже успешные книги называются «бестселлер» – то, что лучше всего продаётся. И представьте себе музыканта, поэта или художника, который в процессе творения думает о том, как много денег принесёт мне эта мелодия, книга или картина. Наверно, поэтому мы реже и реже встречаемся с истинными шедеврами, а чаще всего с попсой…

Подумайте о том, что когда Бог создаёт что-либо, Он совершенно лишён этой мысли о том, а что Он получит от этого. Нет никого, кто заплатил бы Богу за Его шедевр. У Него всё есть. Бог не нуждается ни в чём. От творит потому, что это свойство Его Естества. Он — Творец по природе. Так и творение создано с определённым замыслом, предназначенным его Творцом. И творение только тогда обретает полноту и совершенство, когда соответствует своему замыслу.

Представьте себе, что вы купили феррари. Вы привезли её домой, закатили в гараж и оставили там. Вы можете себе представить феррари, которую ни разу не заводили, но поставили в доме как сувенир? Она погибнет в гараже. Она предназначена, чтобы на ней ездили. Мы с вами созданы с потребностью служить и поклоняться. Эта потребность есть в каждом человеке. Даже в том, кто отказывается этому верить.

Представьте себе, что отец выходит во двор для того, чтобы собрать опавшую листву. Он начинает собирать листья в кучи. Но вот на крыльцо выбегает его четырёхлетний сын. Он хватает веник и начинает ревностно мести. Он хочет помочь своему отцу. Но от его помощи больше беспорядка. Листья разлетаются в разные стороны. И отцу придётся ещё больше трудиться, чтобы убраться за этой “помощью”. Но отец всё-равно счастлив. Счастлив тому, что его сын рядом.

Вот на что похоже наше служение Богу. Он не нуждается в нашей помощи. Но Бога радует, с каким сердцем мы приступаем к этому служению. И пусть от наших усилий больше беспорядка, чем помощи. Наш Небесный Отец принимает нас с радостью. Потому что в этот момент и начинается Его служение нам.