Последняя вечеря.

Главная / Тематические / Последняя вечеря.

И когда настал час, Он возлег, и двенадцать Апостолов с Ним, и сказал им: очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием. И, взяв чашу и благодарив, сказал: примите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша *есть* Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается. (Лука 22:14-20)

   Не так часто в Евангелиях говорится о том, что Иисус чего-то очень сильно хотел. Чаще всего мы сталкиваемся с сильными желаниями людей, которые приходили к Христу. Но здесь евангелист Лука употребляет выражение «эпитумеа эпитумео» – «страстно жаждал», «сильно хотел». Так жених ожидает, когда завтра наступит день свадьбы. Так моряк подходит к дому после длинного рейса. Так после долгой разлуки, ты спешишь увидеть близкого человека. Так мать хочет увидеть своего ребёнка, которого родила.

Почему это было так важно для Иисуса? Чего очень сильно желал Христос? Чего Он хотел совершить более всего в свой последний вечер?

  • Совершить Пасху?
  • Совершить Пасху с учениками?
  • Совершить Пасху перед страданием?
  • Совершить Пасху в последний раз перед долгим перерывом?

Оставляя своих учеников, Христос хочет не просто провести последний вечер с ними. Он даже не просто хотел совершить обряд праздника Пасхи. Это памятный вечер, когда Христос утверждает Новый Завет. Уже сегодня Христос останется один. Уже сегодня его бросят верные друзья. Уже завтра он будет избит, истерзан и убит на кресте. Уже завтра наступит день искупления.

Пока не совершится в Царствии Божьем.

Когда совершилась Пасха? Пасха совершалась во время Исхода? Отчасти! Пасха совершалась каждый год? Отчасти! Пасха совершалась во время казни Иисуса на кресте? Отчасти! Пасха совершится в Царствии Божьем?

Даже сейчас, когда мы совершаем Заповедь Господню, мы смотрим назад, вспоминая Его жертву. Мы смотрим в себя. Мы смотрим в будущее, когда Пасха во всей полноте совершится в наступлении Царства Божьего.

Евхаристия для нас — нечто подобное Пасхе для евреев. Только мы совершаем её гораздо чаще. Не один раз в году. Точно также мы взираем на искупление, совершённое в прошлом. Мы благодарим за спасение, совершаемое в нашей жизни сегодня. И мы устремляем свой взор в будущее, где наше искупление будет завершено до конца.

Как иудеи вспоминали Исход, сидя одетыми, ели поспешно, вещи были собраны как будто перед дорогой. Это были образы, напоминавшие о том, что наше спасение ещё впереди. Мы не живём ещё в наступившем полностью Царстве Божьем. Так и мы сегодня не устраиваем пир. Мы отламываем кусок хлеба, делаем глоток вина. Потому что наш пир с Агнцем ещё впереди. Мы такие же странники.

Как вы смотрите на свою жизнь здесь? Вы основательно обустраиваю её, как будто я буду жить здесь вечно? Или я понимаю, что это временное место? Я стремлюсь выжать от этой жизни всё? Везде успеть? Всё попробовать? Или я понимаю, что для этого у меня будет вечность. А вдруг я упускаю что-то очень важное?

Не только мы находимся в ожидании. Христос также находится в ожидании. Иисус сказал, что больше не будет пить от плода виноградного до тех пор, пока Пасха не совершится в Царствии Божьем.

Евангелист Лука и Евангелист Иоанн рассказывают, что после воскресения Христос предстал перед учениками в новом теле. И что Он даже принимал пищу во свидетельство того, что Он не просто дух. Христос ел рыбу на берегу Галилейского озера вместе с Петром. Христос разделил хлеб вместе с учениками, шедшими в Эммаус:

И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании. И приблизились они к тому селению, в которое шли; и Он показывал им вид, что хочет идти далее. Но они удерживали Его, говоря: останься с нами, потому что день уже склонился к вечеру. И Он вошел и остался с ними. И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. Лука 24:27-31

Здесь даже ужин очень похож на вечерю. Но удивительно, что нигде не сказано о вине. Иисус действительно ожидает того дня, когда все дети Божьи воссоединятся за брачным пиром Агнца и Церкви. И до того дня Христос будет ждать нас. Мы с вами участвуем в вечере видимо. А Он — нет. Бог только Духом Святым присутствует сейчас с нами.

В ВЗ существует множество праздников. Но среди них выделяют два самых Великих: Пасха и День искупления.

Левит 16 глава рассказывает об установлении великого праздника наряду с Пасхой — дня Искупления. Или ещё Ссудного дня (как называют его иудеи). Благодаря этому празднику мы имеем выражение «козёл отпущения». В тот день первосвященник приносил жертвы за себя и за весь народ. Он брал двух козлов и бросал над ними жребий. Одного козла он приносил в жертву за грех народа и вносил кровь козла внутрь храма за завесу. Это был единственный день в году, когда первосвященник мог зайти в святое святых. Священник зажигал фимиам так, чтобы дым заполнил всю комнату и нельзя было увидеть крышку ковчега. Первосвященник кропил кровью ковчег. После этого он брал второго козла, возлагал на его голову руки и исповедал грехи всего народа. Козла выводили за стан и отправляли в пустыню.

И совершив очищение святилища, скинии собрания и жертвенника [и очистив священников], приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню: и понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню. (Левит 16:20-22)

Обычно между этими двумя Великими праздниками около полугода. Но в этот раз между ними было всего несколько часов. Христос одновременно становился Пасхальным агнцем. И одновременно Его казнили вне стен Иерусалима.

Так как тела животных, которых кровь для *очищения* греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, — то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат. (Евреям 13:11-12)

Всё в этот вечер должно было говорить ученикам, что они становятся очевидцами эпохальных событий. В этот день устанавливался Новый Завет. Всё сходилось: древние образы обретали полноту смысла. Ветхозаветнему верующему невозможно было не увидеть осуществление обещаний спасения в Христе.

И если Ветхий Завет заключался во всеуслышание. Народ стоял между двух вершин, слушал пункты договора и подтверждал громогласно. То Новый Завет учреждался в горнице, где находилось всего 12 человек.

Но как народ Божий подтверждал свою верность завету, участвуя в пасхальной вечере. Так и Церковь Христова подтверждает свою верность Новому Завету, участвуя в Вечере Евхаристии. Мы будем делать это доколе Он не придёт. Мы будем укреплять свое сердце в воспоминании и переживании Вечери. Я рад, что у нас нет особых сложных ритуалов, которые бы создавали какую-то особую атмосферу сакральности. Это может легко затмить главное: сокровенное обещание Христа, которое он дал в скромной горнице своим ученикам. Без пафоса, грома и огня, трубного звука. Просто, тихо, лично.