Кеносис

 

Итак, если *есть* какое утешение во Христе, если *есть* какая отрада любви, если *есть* какое общение духа, если *есть* какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего *не* *делайте* по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе *только* каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. (Филиппийцам 2:1-11)

Родители, которые имели детей, знают, что такое жертвовать своими удобставми ради блага и удобства ребёнка. Мудро заботясь о подлинном благе, они встают по ночам несмотря на усталость. Это не означает, что родитель делает всё, что только пожелает ребёнок. Но он делает только то, что послужит к добру.

 В офисе одной из городских служб я увидел картинку. Там были нарисованы птички на ветках. Картинка, где птички какают на нижестоящих, иллюстрировала принцип иерархии на предприятии. Чем выше твоя ветка, тем меньше на тебя падает сверху. Тем больше количество птичек под тобой. Так на самом деле представляют себе люди систему власти. Но это в корне противоречит тому, что Бог называет величием и служением.

Говоря о том, что мы должны заботиться о благе других больше, чем о собственном, Павел ищет пример. И пример такого отношения он находит в воплощении Бога. Меня эта идея буквально захватила и не отпускает уже много лет. Доктрина о воплощении сильно изменила мой взгляд на жизнь. Это не просто теория. И я молился, чтобы эта идея изменила и вашу жизнь.

Истина о воплощении Христа меняет не только наше отношение к Богу, но и влияет на наши отношения друг с другом. Павел говорит о том, что в нас должны быть такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. КАКИЕ ЧУВСТВОВАНИЯ БЫЛИ ВО ХРИСТЕ? Сегодня мы попробуем разобраться. .

В 6 стихе говорится, что – Он был образом. (Образ – не изображение, а суть, природа, форма.) Иисус является Богом, равным Отцу по Своей сущности. Но вместе с этим Христос уничижил Себя Самого (стих 7). Уничижил, дословно опустошил (кеносис). Иисус Сам Себя уничижил. Никто другой этого не сделал. Это самостоятельное решение. Что значит уничижил? Оставил хоть одно из своих Божественных качеств? Нет! Отказался от присущих Богу привилегий. Ограничил Себя человеческими возможностями.

Как отец, когда борясь играет с сыном, решает, что будет ограничивать свою силу (например, стоя на коленях). Несмотря на то, что он может стать, но не делает этого. Он сознательно ставит себя на один уровень.

Приняв образ раба. Будучи ОБРАЗОМ Бога, воспринял на себя и ОБРАЗ раба. Две природы слились воедино. Оставаясь Богом, Христос стал человеком.

  • Это означало отказ от привилегий, почестей и поклонения. 
  • Это означало отказ от власти править миром, господствуя на небе и земле.
  • Это означало отказ от проявления Своей воли. Иисус исполнял волю Отца.
  • Это означало подчинение Закону и всем его требованиям.
  • Это означало скрыть свою внешность под видом человеческого тела.

Сделавшись подобным человекам.

Его рождение – для чего рождаться младенцем, а не прийти и умереть в этот же день? Зачем жить 33 года в этой темнице? Как Он родился? Мирная рождественская картина с поющими животными, счастливыми Иосифом и Марией? Все было не так! Это были первые роды Марии, первые роды Иосифа. Чужой город, вонючий хлев, никакой стерильности. Это были обычные первые роды. Долго и больно. Наших детей моют, одевают и кладут в кроватку. Иисуса положили в наспех протертую кормушку для скота. Его зачатие было чудесным, но рождение было совсем обычным. 

Его зависимость от людей. Став младенцем, Сын Божий стал зависеть от своих родителей, как обыкновенный ребенок. Христос ограничил себя земным телом (он находился в одном месте в одно время),его потребностями (усталостью, нуждами тела в пище, отдыхе, заботе). Его внешностью (нет оснований считать, что внешность Иисуса была необычной.) Его слабостями (подверженность страданиям, искушениям, боли, смерти.) Его эмоциями (ужас, слезы, печаль.)

В послании Евреям сказано, что Иисус прошел все, как и мы, кроме греха.

Христос родился в яслях, жил где придется, умер на кресте. Всемогущему Богу было трудно, Всезнающий Бог удивлялся, Сотворивший все нуждался.

И по виду став, как человек. И все-таки, став человеком, Иисус остался Богом. В этом тоже есть парадокс.

  • Иногда сущность Бога проявлялась в Иисусе.
  • Казалось, Он ограничен в пространстве, но Он видел Нафаниила за мили под деревом.
  • Иисус имел обыкновенное тело, но оно стало сиять на горе преображения.
  • Вроде бы, Иисус был беспомощен против распинавших Его солдат – но Он мог прекратить страдания в одну секунду.
  • Иисус не был врачом, но часто мог исцелить от болезни.
  • Обычно он ходил пешком, но иногда мог пройтись по воде.
  1. Никогда еще Бог не был так близко с грешным человеком.

Представьте, что вам предложили прыгнуть в яму с червями. Они ползают по вам, вы вздрагиваете при каждом прикосновении. Ладно, более простая иллюстрация. Вы любите людей, но когда вы залазите в душный автобус, где все к вам прислоняются, толкают, куда-то любовь пропадает. Ещё более простая иллюстрация. Вы приходите на богослужение и обнаруживаете, что на вашем привычном месте сидит человек.Видите, мы даже в церкви пытаемся выстроить свой мирок, своё удобное царство.

Исайя увидел только часть света от престола Бога и ужаснулся Святого Бога, который уничтожает любой грех, приблизившийся к Нему. В лицо Христа нагло бросались обвинения в связи с дьяволом. Моисею нельзя было взглянуть на лицо Бога и остаться в живых, в лицо Христа плевали и били по щекам.

  1. Иисус знал мысли каждого человека по отношению и к Себе.

Урсула Ле Гуин в одной из своих фантастических книг описала человека, который чувствовал мысли других по отношению к себе. Его знакомые не могли понять, почему он день ото дня становился угрюмее. Чем угрюмее он становился, тем хуже про него думали люди. А он всё это чувствовал и становился ещё злее. Очень скоро он обозлился на всех и убежал от общества. Евангелие говорит о том, что Христос знал мысли людей.

  • Иуда, который вынашивал мысли предать его,
  • Братья, которые надсмехались над Ним.
  • Первосвященники, которые придирались к словам, пытались убить Христа.

Почему Иисус пошёл на такое? Ему что, нечего делать было? От скуки решил позабавиться? Зачем добровольно идти на такие страдания, унизить себя, терпеть все эти лишения? Ради чего? Ради нас. Для того, чтобы достичь нас. Чтобы понять нас не в теории. Чтобы испытать телесно то же самое, что и человек. Чтобы сказать: о как я вас понимаю!!! Я понимаю, что ты чувствуешь. Это может сказать человек, который испытал тоже самое, что испытали вы. Благодаря переживанию одинаковых событий люди начинают понимать чувства друг друга. Благодаря прожитой жизни в человеческом теле Бог испытал то же самое, что чувствуем мы.

Только тогда, когда мы пройдём то же самое, что прошёл Христос, мы сможем понять Его лучше.

Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых.

Филиппийцам 3:8-11

Павел пишет о опытном познании Иисуса. Не теоретическом знании, а глубочайшей ассоциации с Христом, проходя то же самое, что и Господь.

  • Познать силу воскресения Его,
  • Участвовать в страданиях Его,
  • Принять ту же форму смерти Его (сообразоваться – принимать ту же форму summorphoo ).
  • Достигнуть воскресения мёртвых.

Евр. 2:18 Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь.

Евр. 4:14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха.

Чтобы в конце концов приобрести и нас. Это настолько впечатлило Павла, что он стал жить точно также. В 1 послании Коринфянам 9:19-23 Павел пишет:

19Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: 20для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; 21для чуждых закона– как чуждый закона,– не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу,– чтобы приобрести чуждых закона; 22для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. 23Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его.

Посему Бог превознёс Его

Бог очень ценит веру. Вера — это способность сделать первый шаг без 100% гарантий получить обратно. Нет ничего великого, чтобы заботиться о себе любимом. Это умеют все с детства. И этому учит жизнь. Не успел ухватить — остался ни с чем. Но внутренняя победа над собой происходит тогда, когда я ломаю уже привычную модель. Когда я откладываю своё Я и желание отхватить «до сэбэ» и начинаю заботиться о других.

9-11 чтобы преклонилось всякое колено, Иисус – Господь, в славу Бога Отца.

Потому что Рождество – это приход в мир нашего Спасителя. Начало спасения. Чем больше мы осознаем всю тяжесть этого шага, чем больше мы понимаем, что Рождество означало для Сына Божия, тем больше мы Его будем благодарить за Его подвиг. Сын Божий сделался Сыном Человеческим, чтобы человеческих сынов сделать детьми Бога. Хочешь всякий день видеть чудо – всякий день размышляй о воплощении и страдании Христа.

  • Кеносис — это миссионер, который оставляет комфортную среду обитания и едет в другую культуру, быт, условия и служит другому народу.
  • Кеносис — это пригласить на ужин соседа алкаша и поговорить с ним о Евангелии.
  • Кеносис — это пойти на день рождения старых друзей. Где будут пить, курить, непристойно шутить. Но пойти, чтобы о сердца поздравить друга и показать, как он тебе дорог.
  • Кеносис — это работать в реабилитационном центре. Помогать зависимым людям обрести свободу во Христе.
  • Кеносис — это взять пожилых родителей в дом и заботиться о них в старости.
  • Кеносис — посвятить свою карьеру педагогике и работать с детьми.