Святой день.

Главная / Бытие / Святой день.

 

 

Годовой цикл можно вывести из обращения Земли вокруг Солнца. Месячный цикл можно вывести из фазы Луны. Четыре времени года можно определить из дней равноденствия и солнцестояния. Но откуда взялась семидневная неделя? Почему мы называем семь дней неделей?

В русском языке слово «неделя» происходит от словосочетания «не делать», то есть отдыхать. Неделя завершалась выходным, во время которого люди отдыхали и не работали. Писание отвечает нам на вопрос, откуда взялась семидневная неделя и правило отдыхать в седьмой день.

Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

Бытие 2:1-3

Сотворение неба и земли завершается шестым днём. Но был ещё один день, который отличался от предыдущих. Самый загадочный день — ничего не сказано, что происходило в этот день. Как будто всё замерло. Ничего не сказано о том, что делал Бог. Ничего не сказано о том, что делали Адам и Ева. О Боге сказано только то, что Он отдыхал от всех дел Своих. Что значил «почил»? Богу не нужен был отдых от дел. Он не утомляется.

Разве ты не знаешь? разве ты не слышал, что вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает? разум Его неисследим. Он дает утомленному силу, и изнемогшему дарует крепость. Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут – и не устанут, пойдут – и не утомятся.

Исайя 40:28-31

Нам вообще трудно понимать действие Бога во времени. Для Бога нет прошлого, настоящего или будущего. Это мы помещены в реальность, которая протекает во времени. Точно также, как и вездесущность Бога. Он присутствует везде. Нет места, где не было бы Божьего присутствия. Но что это означает? Он такой большой? Или всё и есть Бог? Или Бог находится во всём, как считает пантеизм? Так и во времени. Для нас то, что Он ещё совершит может быть в будущем. Для Него — это как день вчерашний. В одной известной песне поётся «For You my future is history». Для тебя моё будущее — уже история.

Представьте себе, что вы просматриваете фильм на плейере. Только это объёмный фильм. Внутри этой ленты событий живут люди. Они что-то делают, что-то происходит. И вот, в какой-то момент вы нажимаете паузу. Всё останавливается. Потом вы нажимаете перемотку назад, и все события начинают проигрываться в обратную сторону. Потом вы опять включаете воспроизведение. А потом решите промотать немного вперёд. Люди внутри этого фильма не осознают всех этих изменений. Для них всё протекает с одной скоростью. Но вы управляете движением фильма извне. У вас время протекает по-другому.

Возможно, эта иллюстрация отчасти объясняет отношения Бога с нашим временем. Он вмешивается в наш мир, однако Он не принадлежит этому миру. Для него наше время — как лента фильма. Вот почему, наивно полагать, что Богу был нужен отдых в седьмой день. Бог специально ничего не оставил на седьмой день, чтобы показать нам пример труда. Мы должны делать остановку в работе. Жизнь не должна превращаться в рабочую рутину без конца. Так седьмой день творения стал основанием для регулирования жизни человека. А повеление отдыхать вошло в кодекс десяти заповедей Моисея.

Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

Исход 20:8-11

Что имел в виду Бог, когда запрещал работу в субботний день? И почему этот закон имел такое важное значение? Не только седьмой день неделии, но и седьмой год покоя земли, а также юлилейный 50-ый год испытывал веру народа в заботу Бога.

И сказал Господь Моисею на горе Синае, говоря: объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господню; шесть лет засевай поле твое и шесть лет обрезывай виноградник твой, и собирай произведения их, а в седьмой год да будет суббота покоя земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай; что само вырастет на жатве твоей, не сжинай, и гроздов с необрезанных лоз твоих не снимай; да будет это год покоя земли; и будет это в продолжение субботы земли *всем* вам в пищу, тебе и рабу твоему, и рабе твоей, и наемнику твоему, и поселенцу твоему, поселившемуся у тебя; и скоту твоему и зверям, которые на земле твоей, да будут все произведения ее в пищу. И насчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, чтоб было у тебя в семи субботних годах сорок девять лет; и воструби трубою в седьмой месяц, в десятый [день] месяца, в день очищения вострубите трубою по всей земле вашей; и освятите пятидесятый год и объявите свободу на земле всем жителям ее: да будет это у вас юбилей; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый возвратитесь в свое племя. Пятидесятый год да будет у вас юбилей: не сейте и не жните, что само вырастет на земле, и не снимайте ягод с необрезанных *лоз* ее, ибо это юбилей: священным да будет он для вас; с поля ешьте произведения ее. В юбилейный год возвратитесь каждый во владение свое.

Левит 25:1-13

Представьте себе, что вам нужно работать шесть лет, а весь седьмой год смотреть, как ваш урожай сгнивает на поле, или его собирает кто-то чужой? Выглядело как безумие. Но Бог обещал, что позаботится о народе, и всегда будет хватать еды. Нарушение этй заповеди показывало алчность людей, их недоверие Богу и стяжательство. Бог терпел пренебрежение этой заповедью много лет. Потом Он посчитал, сколько раз народ пропускал субботний год и отправил их в рабство на 70 лет. Чтобы земля отдохнула и все свои субботы.

Суббота была показателем, чем живёт народ. Живёт ли он стремлением к общению с Богом, или для них есть что-то более ценное. Мы вообще выбираем только то, что считаем самым ценным. Остальное дейстует по остаточному принципу.

за то, что они отвергли постановления Мои, и не поступали по заповедям Моим, и нарушали субботы Мои; ибо сердце их стремилось к идолам их. Но око Мое пожалело погубить их; и Я не истребил их в пустыне. И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их, и не оскверняйте себя идолами их. Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их. И святите субботы Мои, чтобы они были знамением между Мною и вами, дабы вы знали, что Я Господь Бог ваш.

Иезекиль 20:18-20

Вы подходите к дому и видите, что дом горит. Вы понимаете, что потушить его уже не удастся. Но возможно ещё успеть вытащить кое-что из дома. В этот момент вы подсознательно начинаете спасать сперва самое ценное, а потом уже поменьше. У вас нет времени решать. Ценности, которые вы формировали долгое время сами поведут вас. То, что вы вынесете из горящего дома в первую очередь и будут вашими ценностями. Документы, телевизор, компьютер, денежную заначку, кошку, коллекцию марок…

Когда в жизни наступают тяжёлые времена, мы также избавляемся от неважных вещей. Но вкладываемся в свои истинные ценности. Божий день — это тренажёр нашей веры. Именно Божий день учит наше сердце доверять Богу заботу о наших насущных нуждах.

Выходной день показывает и то, чем я живу, в чём полагаю свою отраду и отдых. Чего я ищу в воскресный день, открывает мои сокровища.

  • Походом на рынок.

  • Прогулкой по торговому центру.

  • Просмотром любимого канала.

  • Своим любимым занятием.

  • Или общением с детьми Божьими и служением Богу.

Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это.

Исайя 58:13-14

Заниматься обычными делами, угождать прихоти и пустословить — подумайте, не характеризует ли это моё отношение к Божьему дню? Весь день освятил Господь, а не только два часа богослужения. Даже сегодня после богослужения вы уже набросали план действий. Задайтесь вопросом: что из того, что я хочу сделать сегодня будет подчёркивать этот день для Бога, а что будет опустошать его?

Библия называет субботний день праздником Господу. Несомненно, богослужение — это центр этого праздника. Все ли собираются на это событие, как на праздник? Иногда в жизни есть особые праздники. Например, свадьба. К ней готовятся, наряжаются, собираются особым образом. Мы расстроим жениха и невесту, если придём на торжественное мероприятие полурасчёсанные в обычной одежде. Но ведь видно, что на богослужение не все собираются как на праздник. Порой мне кажется, что кто-то вышел мусор вынести во двор, и решил зайти на богослужение. Вы думаете, это не оскорбляет Бога?

Или присутствие на собрании. Полуразваленная поза в кресле, голову клонит ко сну, потому что до часу ночи фильмы интересные смотрел. Библию дома забыл, хорошо что на проекторе показывают тексты. Осталось поп-корн и Coca-Cola в кресло поставить слева и справа. Вот наша культура потребления. Ну-ка удивите меня, что тут будет интересного?

А как насчёт опоздания? Как решают эту проблему в Южной Корее? Когда они проводят свои молитвенные собрания с 6 утра каждый час. Они просто закрывают двери на замок. Жди следующего часа, когда двери опять откроются.

Святой день — это время прийти и предстать перед лицом Господа. Как на аудиенцию к мэру. Попробуйте пройти в шортах в здание администрации. Вас развернут в дверях.

Понимает ли это отец, когда выходит проповедовать Слово Божье детям?

Понимает ли это музыкант или певец, который выходит петь?

Понимает ли это каждый находящийся в зале?

Что же делать в Божий день? И чего делать нельзя? Как быть с теми, кто выходит по сменам на работу или уходит в рейс? Как быть с теми, чья работа требует быть на смене, чтобы обеспечивать нашу безопасную жизнь? Врачи, полиция, службы? Христа многократно обвиняли за то, что Он «нарушал» субботний покой в представлениях фарисеев. Он то исцелял в субботу, то ученики его готовили еду.

В то время проходил Иисус в субботу засеянными полями; ученики же Его взалкали и начали срывать колосья и есть. Фарисеи, увидев это, сказали Ему: вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу. Он же сказал им: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам? Или не читали ли вы в законе, что в субботы священники в храме нарушают субботу, однако невиновны?

Матфея 12:1-5

Суббота была самым трудным днём для священников. Они носили тяжести, разделывали жертвы, жарили мясо на жертвеннике, убирались в храме. Они трудились не покладая рук — однако же не были виновны в нарушении покоя. Нечто подобное сегодня относится к тем, кто служит нам, чтобы мы могли спокойно отдыхать в воскресенье. То же самое относится и к работе, которую мы сделали, чтобы послужить другим.

  • Иногда нужно в Божий день взяться за лопату и вскопать огород. Но только если это не свой огород, а земля старушки соседки.

  • Иногда в Божий день можно заняться стройкой. Но не для того, чтобы заработать. А если это помощь тем, кто не может о себе позаботиться.

  • Те, кто участвует в проведении богослужения, организовывает детали — он трудится. Но это не нарушение покоя.

Божий день — для того, чтобы творить добро. Этого не понимали фарисеи. Они так сосредоточились на буквальном исполнении заповеди, что превратили её в цирк. Субботний путь они проходили на мехе с водой. Или брали еды побольше, чтобы делать привалы и обедать. Когда их вол падал в колодец, они его вытаскивали. А помочь человеку не хотели, прикрываясь субботой.

Цель этой проповеди — не создать новозаветний закон воскресного дня и прописать все детали. Так можно превратиться в фарисея. Можно прописать все правила воскресного дня.

  • Гладить одежду с вечера.

  • Не заправлять машину в воскресенье.

  • Не ходить на рынок.

  • Не посещать развлекательные мероприятия.

Но всё это превратится в сухой набор мёртвых заповедей, если сердце не стремится к общению с Богом и Его детьми. Нечто подобное происходит, когда какая-нибудь церковь или конфессия делает чрезмерный упор на формальном исполнении заповедей.

Ещё при жизни апостолов христиане стали использовать воскресный день для проведения богослужений. Пока не было сильного конфликта с иудаизмом, христиане из евреев посещали синагогу в субботу, а в воскресенье приходили в церковь. Но после озлобления иудеев и полного разрыва с христианством, воскресенье стало днём поклонения христиан. Хотя первые века это был рабочий день.

В IV веке указом императора Константина воскресенье был объявлен выходным днём. В это день закрывались все государственные учреждения. В этот день повелевалось посещать церковь. Сегодня мы используем воскресный день для посвящения его Господу.

Воскресенье – это не безделие. Воскресенье – это остановка в работе. Этот день отделён от остальных тем, что посвящён Богу. Хорошая новость заключается в том, что Бог не оставит нас закрутиться в рабочей рутине. Он хочет, чтобы этот день мы искали общения с Ним.

Скачать проповедь