Живая душа

Главная / Бытие / Живая душа

 

Что такое человек? Как он устроен? Что такое личность? Что такое душа человека? Откуда она происходит? Когда и каким образом в теле человека появляется вечная душа? Существует ли она до того, как поместится в тело? Это механический процесс, или каждый раз это непосредственное вмешательство Бога? Ответ на этот вопрос формирует философию жизни. Современное научное представление о человеке состоит в том, что он — высокоразвитое животное. Личность человека существует пока работают клетки головного мозга. Как только происходит смерть мозга, личность перестаёт существовать. Как оперативная память компьютера.

Библия рисует другое описание человека. В ней личность человека хотя и связана с телом, но не ограничена им. В случае смерти тела душа человека не исчезает, но продолжает существовать. Причём, во всём живом мире творения такой особенностью обладает только человек. Ни о каком из животных не сказано, что Бог вдохнул в них дух.

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека (адам) для возделывания земли (адама), но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Бытие 2:4-7

Прежде чем понять, что такое душа или дух, стоит разобраться в определениях. Какие слова использует Библия, чтобы описать внутренний мир человека. Каково происхождение этих слов? В древнееврейском практически нет абстрактных понятий. Всегда, когда требовалось описать что-либо невидимое, использовались понятия, которые можно увидеть, пощупать или попробовать на вкус.

Еврейское слово “адам” (человек) происходит от того же корня, что и слова, прах, земля, красная почва. Смотря на красноватый цвет своей загоревшей кожи, евреи легко могли понять сравнение. Они действительно цветом очень походили на землю, которая их питала. Прах, пыль, грязь, глиняная обмазка, саман.

В лицо (аф) — ноздри, нос. Происходит от слова гневаться (анаф). Все примитивные глаголы в древнееврейском можно увидеть или пощупать. Вместо гневаться (абстрактное понятие) евреи говорили — у него расширились ноздри, нагрелся нос.

Дыхание (нэшама) — дуновение, душа, дыхание. От слова «тяжело дышать».

Жизни (хай) — живой. Происходит от слова хава (Ева) — показывать, открывать, возвещать, объявлять, информировать.

Душа (нефеш) — выдох, передых, отдых.

Древние не могли понять природу жизни. Они не знали о работе мозга, строении сердца и внутренних органов. Они связывали жизнь с тем, что они могли видеть и понять. Они вычислили, что человек жив, пока в груди ощущаются удары сердца. Как только прекращается этот стук, человек умирает. Поэтому они связывали сердце человека с внутренней личностью. Больше всего хранимого храни сердце твоё — это двойной смысл: как физический, так и духовный.

Они установили, что жизнь человека прекращается, если ему перекрыть нос и рот. И не только человека, но и всякое живущее на земле погибает без дыхания. Они не видели воздух, но могли ощущать его давление, когда дуешь в ладошку. Они не могли видеть сам ветер, но могли только наблюдать за движением деревьев, травы и несущихся листьев. Поэтому они использовали одно и тоже слово руах для обозначения ветра и Духа Божьего.

Иисус в разговоре с Никодимом использовал эту иллюстрацию для того, чтобы объяснить невидимость духовного рождения.

Между фарисеями был некто, именем Никодим, *один* из начальников Иудейских. Он пришел к Иисусу ночью и сказал Ему: Равви! мы знаем, что Ты учитель, пришедший от Бога; ибо таких чудес, какие Ты творишь, никто не может творить, если не будет с ним Бог. Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. Никодим говорит Ему: как может человек родиться, будучи стар? неужели может он в другой раз войти в утробу матери своей и родиться? Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше. Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа. Никодим сказал Ему в ответ: как это может быть?

Иоанна 3:1-9

Бытие показывает, что человек состоит из материальной части (тело) и нематериальной (живая душа). Первый человек был сотворён без отца и матери особым образом. Бог вдохнул в Адама жизнь, и Адам стал душой живой. Единство материальной и нематериальной части и является человеком в полном смысле этого слова.

Однако, если тело как материальная часть временно, то душа вечна. Хотя она и не предназначена существовать без тела, как её вместилища. На основании этого мы видим, что в будущем каждому человеку будут снова созданы тела. Как тем, что войдёт в вечную жизнь, так и те, кто пойдёт в вечную погибель. В этом смысле, все умершие существуют в промежуточном состоянии до тех пор, когда им снова будут даны тела. Так что бестелесное существование людей — это явление временное.

Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами.

I Фессалоникийцам 4:13-18

Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, *которою* Он действует и покоряет Себе все.

Филиппийцам 3:19-21

Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу *вам,* братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою.

I Коринфянам 15:35-54

В прошлом месяце появилась новость, которая слегка шокировала, а потом рассмешила. Новостные агентства распространили новость, что впервые была выполнена успешно пересадка головы человека. Правда, дальше пояснялось, что пересадка была выполнена на трупе.

Где находится душа? Где её обитель? В мозгу? Раньше думали, что душа человека в крови. (Левит 17:14) Но теперь мы переливаем кровь, и смешения личностей не происходит. Хотя до сих пор некоторые убеждены в том, что кровь переливать нельзя. Было время, когда думали, что душа человека обитает в сердце. Но теперь мы можем пересаживать сердце или заменять его на механическое — но личность не исчезает из тела. А если мы дойдём до того, что и мозг можно будет пересадить? А вдруг обиталище души не связано ни с одним из органов нашего тела? А что, если это тайна, которую Бог так и не откроет. А если человеческую память можно будет отцифровать и загрузить в другое хранилище? Как образ диска с операционной системой, папками и файлами? Произойдёт ли перенос души? Или это будет просто чья-то память?

Эти вопросы заставляют задуматься о том, что мы называем душой человека? Что является той крупицей вечности, которую вы унесёте после смерти в будущее? Память? Интеллект? Эмоции? Воля? Характер? Что из того, кем являюсь сегодня я перейдёт в вечность, а что исчезнет с моим первым телом?

Откуда берётся душа в человеке? Откуда она появляется? Когда рождается душа? В момент первого слияния двух клеток? Есть ли механизм её появления? Души неродившихся людей уже существуют или они появляются в момент зачатия? Или это каждый раз чудодейственное вмешательство Бога? Мы не знаем до сих пор.

В богословии есть два взгляда на этот вопрос. Одни считают, что Бог непосредственно участвует в создании каждой личности. Он в какой-то момент после зачатия или в момент зачатия создаёт уникально душу и поселяет её в эмбрион. Другие предполагают, что это процесс механический, и душу ребёнок наследует от родителей. Однако, оба этих утверждения так и остаются теорией. У нас нет прямого ответа на этот вопрос в Писании.

Другой вопрос: есть ли разница между душой и духом человека? Или это взаимозаменяемые понятия. В большинстве случаев Библии это синонимы. Однако, есть несколько текстов, которые разделяют душу и дух как отдельные понятия. Это и место в Евреям 4:12, 1 Фесс.5:23,

Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

Иуда 1:19

Те, кто считает, что человек состоит из трёх составляющих, полагают, что дух — это та часть человека, которая способна иметь отношения с Богом. А душа — это общечеловеческое качество личности.

Что означает быть духовно живым? В чём отличие духовно живого от духовно мёртвого?

И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по *воле* князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе. Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился. Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.

Ефесянам 2:1-10

Павел утверждает, что до рождения свыше мы были мёртвыми. Потом Бог оживотворил и воскресил нас. Ясно, что речь идёт не о физической смерти. Так как это воскресение произошло в течение земной жизни. Это означает, что в каком-то духовном смысле мы были мёртвы, а потом ожили. Мёртвый человек — это не живой. Мёртвый не двигается, не говорит, не чувствует. Как Лазарь в гробу. Но вот Бог говорит: «Воскресни», и начинается духовная жизнь. Появляется способность видеть, говорить, чувствовать, понимать, общаться.Можно быть душевно великим, обладать незаурядным интеллектом, быть одарённым, иметь развитые чувства, сильный характер. Но в духовном плане быть мертвецом: не способным любить Бога, видеть Его руку, понимать Его волю, иметь общение с Ним, производить духовные плоды. И только прикосновение Бога, действие Святого Духа может оживить человека.

Что такое греховная плоть? Греховная плоть — это та духовная часть, которая противится духу.

Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы. Если же вы духом водитесь, то вы не под законом. Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, [соблазны,] ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют. Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Галатам 5:16-25

В зависимости от того, что вы понимаете под словом «плоть», вы будете формировать свою духовную войну с грехом. Если вы считаете, что речь идёт о мышцах, костях, коже и волосах — вы будете воевать с телом. Вы будете считать всё материальное злом и уничтожать его. В самом искажённом варианте вы будете истязать себя.

Но если вы считаете греховной плотью нематериальную составляющую вашей души, которая поражена грехом — то вы будете воевать на другом фронте. Соответственно, вы будете стараться упражняться в духовной брани. Это не всегда просто различить. Например, вставать по утрам и бегать или обливаться холодной водой — это упражнение души или упражнение тела? И то, и то. Укрепляется и душа (дисциплина), укрепляется и тело.

Занятия спортом — это не просто дисциплина тела. Это в первую очередь и дисциплина духа. Однако, в первую очередь поле битвы происходит в душе даже тогда, когда тело не участвует в грехе. Об этом говорит Иисус в нагорной проповеди. Ты можешь не иметь физического контакта с женщиной (тело не участвует), но в душе ты совершаешь грех. Есть грехи, которые не связаны с телесными желаниями. Возьмите, к примеру, зависть. Или злоба. Эти чувства испытывает в первую очередь наша душа.

Конечно, в человеке загадочным образом происходит взаимодействие плоти и духа. Если плоть испытывает приятные ощущения — это приятно и душе. Боль физическая ощущается нами и духовно. Когда я голодный набиваю брюхо пищей, по телу разливается тепло, и я становлюсь радостней и спокойней. А когда я голодный, моя душа раздражена. Всё это странно. Однако нельзя сводить борьбу с грехом только усмирением тела. Потому что грехом поражено не столько тело, сколько наша душа. Именно оттуда происходят все греховные желания. А плоть — она немощна, принадлежит физическому миру.

Дух человека оживляет тело. Присутствие духа в теле даёт возможность человеку жить. Когда дух покидает тело, тогда остаётся труп. Присутствие Духа Божьего в нас даёт возможность духовной жизни нашей души. Если бы Дух Святой покинул нас, тогда эта возможность прекратилась. Таким образом, можно провести параллель между жизнью тела, которую даёт душа и жизнью души, которую даёт Дух Святой.

Нечто в природе человека до сих пор остаётся для нас загадкой. Что точно можно утверждать: человек — это уникальное творение, отличающееся от остального животного мира. Он обязан этом своему Творцу. Мы несём в себе вечность. Как я распоряжусь этой вечностью? Растрачу я её и потеряю? Или я сохраню её и умножу для вечности?

Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа. Верен Призывающий вас, Который и сотворит *сие.*

I Фессалоникийцам 5:23-24

Скачать проповедь в mp3