В 1 послании Иоанна есть связь между темами, рассположенными в разных главах. И каждый отрывок дополняет то, о чем Иоанн уже говорил ранее. Вот почему в послании Иоанна так много повторений одного и того же – но это не одно и тоже! Каждый раз тема рассматривается под другим углом с другими деталями…
Поэтому, я не буду повторять то, что мы уже говорили о грехе ранее. Вы можете еще раз прослушать или прочитать эти проповеди на сайте (реальность греха; друг или враг) – и увидеть взаимосвязь и дополнить то, что не услышите сегодня.
А отрывок, который мы продолжим изучать – это 1 Иоанна 3гл.4-9ст.
Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! Да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для этого-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
При входе в одну из церквей была надпись: если ты устал от грехов, заходи сюда. Внизу губной помадой было добавлено: а если не устал, то звони по телефону 8-800…..
У нас всегда есть выбор: грешить или не грешить…. Обычно мы так говорим… И это правда… Однако Иоанн, в довольно категоричной форме настаивает на том, что Христиане не могут жить в грехе! Поэтому тема проповеди так и называется –
Божие Дитя и грех: точки соприкосновения или полная несовместимость.
И мы увидим 5 причин, почему христиане не могут жить в грехе. (почему живут, это другая тема…)
И если ранее мы говорили о понятиях и реальности греха, то сегодня будем говорить об отношении ко греху. О понимании того, КТО ты и на Чьей ты стороне. И хотя большинству верующих людей с этим давно пора было определиться, возможно сегодня для вас это будет особым откровением от Бога или переломным моментом в борьбе с грехом, с Богом и с самим собой…
Скажу честно, когда я только уверовал, этот отрывок мне был непонятен. В нем для меня было противоречие – потому что я грешил! И Иоанн уже писал в начале послания (1Ин.1.8-10), что все мы согрешаем, причисляя и себя в этот список… А тут он как будто противоречит сам себе – если ты верующий, то не грешишь! Это, наверное, какой-то недостижимый эталон, думая я, или идиллия: так должно быть…. А вот у меня, почему то, не так…У вас были такие не состыковки: когда Библия говорит одно, а твоя жизнь показывает обратное?
Что ж, сегодня пришло время разобраться в этом нелёгком для понимания, отрывке. Вырасти в ответственности, как Божие Дитя и жить по Новому! Итак, 5 причин, почему христианин и грех, это несовместимые понятия.
1 Причина: Божий закон несовместим с грехом…. Или о том, что они просто не уживаются вместе.
4ст. дает лучшее определение греха – это беззаконие! Грех – это активное или пассивное несоответствие нравственному Божьему Закону, это нарушение того, что Бог сказал делать или не делать в Своем Слове!
Для Божьего Дитя любовь к Божьему Слову, это естественное стремление, подтверждающее факт духовного рождения. Невозможно одновременно любить Божий закон и любить грех, который противоречит Божьему закону. Это заблуждение. Это будет любовь по остаточному принципу, а не всем сердцем, всей душой и всем разумением. Об этом Христос сказал в Мтф.6:24. Вот почему для верующего человека, грех, это нарушение того, что любишь. И это противоестественно. Более того, когда грех становиться осознанным и желаемым решением – это предательство по отношению к тому, Кого любишь…
Слово «всякий», не делает исключения и скидок на возраст или социальное положение или духовный статус. А причастие «делающий», стоит в настоящем продолжительном времени. И это указывает на ежедневную практику, когда грех становиться обыденным и привычным, как норма и не вызывает никакого чувства сожаления или раскаяния. Как высморкаться….
Разница между неверующим и верующим человеком в том, что его жизнь не характеризуется грехом! О верующем человеке не говорят – это вор, или блудник, или пьяница… Грех, это не привычная и обыденная форма поведения для христианина, а то, что мешает и с чем ты не собираешься уживаться. Как заноза! Как пылинка в глазу… Именно поэтому, грех не должен быть пороком в жизни верующего человека, тем, на что он просто не обращает внимания, приучив свою совесть к тому, что она делает скидки на некоторые слабости, а на что-то вообще молчит. Поверьте, совесть поддаться дрессировке…
Скажу более, грех, как беззаконие, это не только нарушение, но и это «жизнь без закона».
– Я никого не обижаю.. но и не люблю….
– Я никому ничего плохого не сделал… но и хорошего тоже не сделал…
Поэтому Христос, призывает не только не проклинать тех, кто к вам плохо относиться, напротив – Он призывает благословлять гонителей. Не только не отвечать злом на зло, но делать добро тем, кто тебе делает зло. Не жить так – это тоже беззаконие и грех.
И ко всему этому нас призывает Божье Слово, которое мы любим и желаем исполнить. Потому что любим того, кто дал нам это Слово.
Именно поэтому верующий человек не может грешить по привычке, сознательно и долго, без осуждения совести; не может любить грех, потому что в противном случае этим ты показываешь то, что ТЫ не любишь Бога и не послушен Его Слову, какие бы красивые слова ты не приводил в свое оправдание. Это все будет ложью. Это выбор, который начинается с понимания: не кого я люблю больше, а кого я ТОЛЬКО люблю.
Это вопрос измены – я не могу любить свою жену и немного жену соседа – это трудно представить! Она этого точно не потерпит. И почему мы решили, что Бог это будет терпеть, Бог, для которого духовный и физический блуд, абсолютно неприемлемое понятие, противоречащие Его природе.
Нельзя любить Бога и Его слово и любить грех одновременно. Вот почему христианин не может жить в грехе, как будто это нормальное состояние. И при этом быть послушным Божьему Слову. Кому то он точно будет непокорен, по крайней мере, полностью… И если у вас остался вопрос: а если? В конце проповеди, я постараюсь дать ответ…
2 Причина: грех и жертва Христа несовместимы. (5,8ст)
И начинает эту причину объяснять Иоанн с простого утверждения – вы знаете, для чего Христос пришел на эту землю – чтобы забрать (унести, снять) наши грехи. Это суть Евангелия! Христос пришел в мир спасти грешников! Всего шесть слов….
Второе – то, что вам и так известно – во Христе никогда не было греха! Именно поэтому Он смог взять на себя наши грехи и стать угодной Богу искупительной жертвой… И третье, это то, что Сын Божий своим приходом разрушил дела дьявола…разрушил грех… И на этом Иоанн делает большее ударение…
Скажу сразу прямо – грешить, это значить возвращать в мир то, что Христос пришел уничтожить! Всякий раз, делая грех, мы восстанавливаем разрушенное Христом и соответственно, являемся подсобниками дьявола. Это логическая цепочка…. Ничего личного!
Дьявол, это родоначальник греха. И Он делает грех, потому что это его сущность и природа. Он не может не грешить. Его дела: обман, желание погубить и разрушить, искушения, клевета, все грехи плоти, перечисленные в посл. Галатам 5гл… Этих дел много. И мы были рабами греха и собственностью дьявола, и делали все его дела, как воздухом дышали… Христос умер за наши грехи, разрушил весь план дьявола в попытке навсегда закрепиться на земле и быть царем, равным Богу до бесконечности. Христос нас освободил от рабства греха и теперь у нас есть способность жить без греха при соответствующих условиях. Это процесс – и в этом процессе мы можем встать на сторону Христа и помогать разрушать дела дьявола, как в себе, так и в мире. Либо можем помогать дьяволу укреплять его греховное царство, когда грешим без зазрения совести и этим самым обесцениваем жертву Христа за нас!
Когда вы это понимаете – на чьей вы стороне и кому помогаете – у вас точно пропадет желание делать любой грех, и если даже и будете согрешать, вы уж точно не будете мириться с грехом, будете просить прощения у Бога и искать пути выхода, потому что понимаете цену решения этого вопроса для Христа!
3 причина связана с заблуждением относительно греха, а именно в том, что грех, это нейтральное понятие. Увы, грех – это активная разрушительная сила, за которой стоит не менее реальная разрушительная личность, а именно дьявол. 7 ст. дает нам интересную иллюстрацию:
– Кто делает праведные поступки – тот подобен Богу, потому что Бог источник праведности. И он приносит Славу Богу.
– Кто делает грех – тот подобен дьяволу, потому что дьявол источник греха. И он приносит славу дьяволу.
Но не все так просто: не зря Иоанн пишет – дети! Да не обольщает вас никто… Для большинства людей, грех, это просто «несовершенство», что-то неправильное…. А мы все несовершенны, думают многие, поэтому не стоит сильно заморачиватся по этому вопросу… В греческой философии дуализма, любой грех, совершенный в материальном мире, не имеет последствий для вечной жизни. Так учили некоторые лжеучителя во времена Иоанна…В современно протестантизме в искаженной форме это приписывают Кальвинизму – живи как хочешь, раз Бог спас тебя по благодати и от тебя ничего не зависит… можешь спокойно грешить – ведь это не влияет на спасение… Кальвин этому не учил, а ап.Павел просто закричал, услышав такие выводы из учения о благодати от своих оппонентов – НИКАК!!! Рим.6:15. Но лжеучителя во времена Иоанна, смешавшие христианство и язычество, недооценивали серьезность греха, и нужду в освобождении от греха.
«Обольщать» – букв. означает «сбивать с толку»… И именно легкомысленным отношением ко греху, верующих сбивали с толку… Именно поэтому мы сегодня имеем множество способов оправдать грех возрастной необходимостью, физическими потребностями, другими временами, разными толкованиями и либеральными точками зрения… Именно поэтому мы сегодня имеем целые списки терпимых в христианстве грехов: сплетни, обиды, лицемерие, двойную жизнь и двойные стандарты, отсутствие любви, эгоизм…Именно поэтому грех становиться относительным и абстрактным понятием, с размытыми границами, где каждый сам решает для себя, «что такое хорошо и что такое плохо…
По этому поводу почти 2000 лет назад ап.Петр написал: 2Пет.2:1-2 Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении.
Вот что самое печальное – путь истины будет в поношении… а для многих истина, в т.ч. и о грехе, станет расплывчатым понятием, потому что в реальной жизни людей, называющих себя христианами, не будет абсолютной, Богом данной истины, а будет только собственная или навязанная греховным обществом. Обольщений и обманов сегодня не меньше, а даже больше, чем во времена Иоанна – поэтому, пишет Иоанн, бодрствуйте: грех, это реальность, которую не стоит недооценивать.
4 причина: невозможно одновременно пребывать во Христе и пребывать в грехе. 6ст
Можно перефразировать – Грех, это следствие того, что мы не пребываем во Христе. Когда постоянно помнишь о том, что Христос с тобой рядом и в тебе, то не будешь грешить. Когда забываешь о Его присутствии, особенно в гневе, в эмоциях, в лени и праздности, в удовлетворениях плоти и наслаждениях, когда хочешь грешить – грех тут как ту…. И тогда ты вступаешь на территорию дьявола. А как мудро кто-то подметил: никогда не подвози дьявола, он всегда стремиться сесть за руль. А когда дал порулить – так увезет, мало не покажется!!!
Другими словами, грешить, это значить делать угодное дьяволу. Не грешить – делать угодное Богу. И кому я угождаю? И исходя из того, что пишет Иоанн следует: если человек, считающий себя христианином, открыто грешит и не собирается бороться с грехом и грех уже стал его образом жизни – то он никогда и не был спасен! всякий согрешающий не видел Его и не познал Его …Такой человек находился в заблуждении относительно своего статуса, думая, что он верующий…. Но как мы знаем, дьявол и бесы тоже верующие…
Христианин, который пребывает во Христе постоянно, и осознает Его присутствие в своей жизни, всегда борется с грехом и никогда не будет его приукрашивать или оправдывать или уживаться с ним, как с неизбежностью! Пребывать во Христе – это вопрос отношений, а не статуса спасения… Это вопрос ежедневных и постоянных отношений со Христом.
Вот почему все рожденные свыше стремятся заменить привычку грешить, привычкой жить праведно! Посмотрите – Еф.2.3, 5:8, Тит.3:3… в этих текстах написано о том, что я только что провозгласил!
И в продолжении, об этом говорит 5 причина: рожденный отображает природу родившего! 9 ст.
Рожденный свыше от Бога отображает в своей жизни праведную природу того, кто его родил, а именно Божьего Сына. Кто любит грех, отображает в своей жизни природу того, кто родил грех, а именно Дьявола. Спросите себя честно – кого отображает ваша жизнь, кому вы служите и на чьей вы стороне? Это серьезный вопрос…
Здесь не говориться о том, что рожденный свыше человек неспособен грешить. Мы все грешники и все согрешаем. Здесь говориться о том, что в рожденном свыше, в Божьем дитя, пребывает Дух Святой и у него нет привычки грешить постоянно и систематически. Для него это противоестественно и ненормально. Он будет бороться, и воевать с грехом всегда, всю жизнь. И никогда не остановится.
Увы, старая греховная природа остается и постоянно тянет назад, но Новая, данная Богом по благодати, как семя, начинает расти. И она вытесняет по мере роста, все старое. Это необратимый процесс, если Бог его начал в нас… Но насколько быстро плод Духа в нас проявиться и насколько явно, во многом зависит от того, мешаем мы семени расти или помогаем… Но именно понимание того, что ты Рожден от Бога и назван Его сыном или дочерью, рождает ответственность отображать природу Святого Бога в своей жизни. И у ж точно для греха там нет места…
«Не делает греха»… это осознанный выбор, у которого есть причина, целых, пять причин, и об этом мы только что говорили.
Я обещал, что в конце будет вопрос: а если я все же грешу постоянно и ничего не могу с этим поделать… Для этого есть тоже причины…
- Не рожден от Бога. Если сознательно и упорно грешишь, без чувства сожаления и раскаяния. Тебе нужно покаяние и возрождение. Только рожденный свыше не желает грешить – для остальных, это нормальное состояние… Но если ты задаешь этот вопрос, то не все потеряно….
- Не понимаешь серьезности и ответственности своего нового положения, как Божьего Дитя. Если ты этого не понимаешь, то и стремиться жить, соответственно своего нового статуса, не будешь… А вполне возможно, что не понимаешь своего Нового статуса во Христе, потому что его и нет… (см. пункт 1)
- Слишком легкомысленно относишься ко греху, не понимая всей серьезности последствий. Легкое отношение – соответствующий результат… или отсутствие результата. Грех, это не временная слабость… Это разрушительная сила…
- Еще не до крови сражался, подвизаясь против греха… Евр.12.4 Возможно, Борешься в пол силы… В пол силы и результат… Все ли ты сделал, чтобы победить грех… При серьезном ответе, поймешь, что не все…
- Или настолько любишь грех, что и бороться не сильно то и хочется… поэтому и результат слабенький. Пока любишь – точно не бросишь.
- Возможно, вы лечите симптомы, но не лечите корень болезни. У каждого запинающего греха есть причина…
- Или уже перестал бороться, смирился и отдался на волю течения – вот и уносит постоянно. Никогда нельзя переставать бороться, даже если не все получается.
Вот что сказал Луций Анней Сенека, язычник, римский философ первого века, учитель Нерона: пусть пороки если не исчезнут, то хоть уйдут на время – а может быть они и исчезнут, если привыкнуть уходить. Когда в следующий раз грех постучится в ваше сердце – скажите ему – занято, свободных мест нет! Здесь живет дух Святой! По постоянной прописке. Постучится раз, постучится два – не откроют – пойдет искать, где откроют… Но это не значит, что больше не постучит! Только помните – дьявол более упертый в попытках совратить ко греху, чем мы в попытках жить праведно. Поэтому, расслабляться нельзя никогда, даже если все хорошо!
Помните, вы Божьи Дети, рожденные от Бога к Новой жизни по благодати. И Бог любит вас всегда. А всякий рожденный от Бога, и любящий Его и желающий быть Ему послушным, не хочет и не любит грешить, и для этого есть как минимум пять причин:
- Одновременная любовь ко греху и Божьему слову – это противоречие. Так не бывает, потому что одно вытесняется другим…
- Христос пришел разрушить грех и дела дьявола. А мы на стороне Бога и вместе с Ним участвуем в этой войне.
- Грех, это не абстрактное и относительное понятие, а активная разрушительная сила. Нельзя к греху относиться терпимо и легкомысленно, иначе он разрушит…
- Невозможно одновременно пребывать во Христе и пребывать в грехе. Потому что в присутствии Христа ты не будешь грешить…
- Рожденный свыше христианин отображает природу Христа, родившего Его к новой жизни.
Так должно быть. И к этому нас призывает Бог через апостола Иоанна.