Имя: Я есть Кто Я есть

Главная / Исход / Имя: Я есть Кто Я есть

Люди довольно часто говорят о Боге, особенно в нашей стране, которая по конституции светское государство, но религия играет не самую последнюю роль в обществе. Верующие говорят о Нем, не верующие тоже говорят. При этом как часто вы или ваш собеседник, когда говорите о Боге, делаете паузу и спрашиваете о каком Боге идет речь? Это хороший вопрос: люди по всему миру, включая тех, кто утверждают, что Бога нет – все равно говорят о боге, но при этом единицы утруждают себя пояснить, что они имеют ввиду когда говорят, что Бог есть, либо Его нет. Некоторые употребляют это слово, основываясь на свои предубеждениях, опыте, ощущениях. Как однажды заметил Вальтер: “Бог сотворил человека по своему образу, и с тех самых пор мы возвращаем Ему долг создавая Его по своему образу”.

Если вы говорите с человеком, кто считает себя атеистом или агностиком, который не уверен верит ли он в Бога или отрицает саму идею Его существования – у них есть определенное представление о боге, чтобы ее отрицать. Иногда в разговоре с людьми, которые говорят, что не верят в Бога, я прошу их уточнить, о каком Боге идет речь, потому что вполне вероятно, что и я в него не верю. Имя здесь играет ключевую роль.

В чем важность имени

Есть разница между тем когда я даю имя и когда Бог. Когда я даю имя, у меня нет силы и власти сделать так, чтобы человек соответствовал этому имени. Мы называем наших детей с надеждой и молитвой о том, чтобы они однажды стали теми людьми, качества которых содержатся в имени. Но у Бога есть сила и власть и право сделать человека соответствующим имени, которое Он дает. Поэтому имена, которые мы встречаем в библии скорее всего являются индикаторами жизни этих людей, их характера. Адам назвал жену Евой (Быт. 3:20) – мать всех живущих; Бог изменил имя Аврам на Авраам – отец всех народов (Быт. 17:5); Иаков – Израиль 32:28. Когда Божий Сын пришел в человеческом обличии на землю, его имя тоже не стало случайным – Иисус – спасет людей своих от грехов их (Мф. 1:21).

Поэтому, когда Бог называет Свое имя, мы можем быть уверены, что в нем заключается Его характер и то, что он намеревается делать. Бог не выбирает для себя имена случайным образом, или берет имена предков чтобы избежать прозвищ. Он выбирает имя ради того, что открыть определенные вещи о самом себе, чтобы мы сильнее его любили и укреплялись в нашей вере.

Кто такой Бог и есть ли у Него имя? На такие вопросы Моисей хотел получить ответ. Мы продолжим читать историю встречи Моисея и Бога в горящем кусте в Мадиамской пустыне.

 

  1. И сказал Моисей Богу: вот, я приду к сынам Израилевым и скажу им: «Бог отцов ваших послал меня к вам». А они скажут мне: «как Ему имя?» Что сказать мне им?
    14. Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам.
    15. И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род.
    (Книга Исход 3:13-15)

 

Господь повелевает Моисею пойти обратно в Египет, и вывести божий народ из-под рабства фараона. Моисей придумывает отговорки, о том, что не достоин такой миссии и в одиночку его вряд ли кто послушает, на что Бог отвечает: “Я не хочу, чтобы ты делал это один. Я хочу, чтобы ты сделал это вместе со мной”. После таких слов, Моисей как-бы говорит Богу: “Хорошо. Предположим на мгновение, что я сделаю это. Я не говорю, что собираюсь это сделать, но теоретически могу. Как мне представить тебя народу, который скорее всего не знает Тебя?”.

Несколько причин, которые побудили Моисея задать такой вопрос. Возможно, он сам не был уверен в том, что происходит: я не могу видеть тебя, не могу потрогать -Ты просто голос. С кем же я разговариваю? Если Моисею было интересно, то наверняка и Израильтяне тоже бы этим заинтересовались, особенно если бы вспомнили историю Моисея. “Это тот, ребенок в корзинке, который выжил. Один из нас, только вырос во дворце”. Потом они вспоминают: “Сорок лет назад ни он ли убил египтянина, а потом сбежал? Что с ним потом случалось? Теперь он вернулся и хочет, чтобы мы рисковали своей жизнью, и жизнью своих детей, восставая против фараона”. Моисей возвращается назад, и его снова встречают тем же вопросом: “Кто поставил тебя над нами?”. Поэтому он говорит Богу: “Однажды я уже пытался, и у меня не получилось. Мне нужны полномочия, чтобы убедить народ идти со мной”

Вторая причина, по которой Моисей задает этот вопрос, заключается в контексте самой истории. Я думаю она самая важная для дальнейшего понимания характера Бога, Его атрибутов (качеств), отношений между Богом и человеком, закона (в частности первых четырех заповедей), греха и искупления. Важно помнить, что события в книге происходят во времена, где люди поклоняются большому числу богов. Египет не исключение.

События исхода происходят в 1550 год до РХ. В этот период Египетская империя переживает бурный экономический рост. За это время ведутся войны с ближайшими государствами Хеттов, Сирией, Митании (северная Месопотамия). По завершению войн и устроению своих границ, 18 династия фараонов концентрируется на внутренних делах: на комфорте и разных удовольствиях, совместно с само-возвеличиванием через постройку храмов, статуй и дворцов (для чего и нужны были рабы). На момент исхода из Египта Израильтяне попадают в космополитный и экономически-продвинутый мир. Египтяне ведут дела с Хеттами, Киприотами, Хананеями, Амореями. Межкультурное общение приводит и к определению национальных богов, которые бы имели между собой что-то общее. Опять же для экономической и политической выгоды. Появляются мифы, и первая письменность сред Хананеев – алфавит, состоящий из 30 символов

Ветхий Завет описывает события, людей, народы в мире, который политеистический, пантеистический и синкретичный. Политеистический значит множество богов и богинь; пантеистический значит отождествление бога с природой и мирозданием. Бог и природа это одно, и природа имеет божественные качества (поэтому есть бог гор, бог солнца, бог воды и т. д.); синкретичный значит соединение различных вероучений в одно, или попросту говоря большинство людей было счастливо выбрать ту религию, того бога и тот опыт, который бы лучше всего подходил их внутреннему мироощущению. Ужасный грех, в котором Израиль пребывал многие столетия. Грех, за который Бог насылал языческие народы в наказание за синкретизм. Они не были обременены такими вещами как логика и законом не противоречия, что одновременно не может быть двух истинных утверждений. Они просто говорили: “Твой бог неплохо справляется, пожалуй, я буду его слушать. Или твой бог позволяет рожать людям много детей. Мне это нравится, я тоже с вами”. Это синкретизм.

Если вы спросите человека, который называется себя Христианином, может евангельским, о вере в Бога то вы скорее всего попадете в 80% населения России, а может и в 4% вооцерковленных в РПЦ,  который ответит положительно: причастие, пост, посещение храма, крещение, чтение Библии. Но в год кабана нужно быть благосклонным к людям и не проявлять эгоистических желаний. Знак зодиака в этот год предупреждает о тех недостатках моего характера, на работе или в семье, которые мне нужно исправить. Это чистый синкретизм. Нет ничего общего между Богом и восточными или культурными верованиями и убеждениями. Это не совместимо. Когда Христиане читают Писание, а потом начинают это совмещать с позитивным мышлением, силой слов, процветанием, адаптацией философии популярной культуры – это тоже вид современного, отчасти культурного синкретизма. С Богом Библии это не совместимо.

По тексту мы видим три ответа Бога в стихах 14 и 15: “Бог сказал Моисею”, “и сказал”, “и сказал еще Бог Моисею”. Три вещи: он отвечает на вопрос Моисея, Он дает ответ израильскому народу, и Он дает общий, заключительный ответ на вопрос о Своем имени.

Ответ Бога Моисею

Начало 14 стиха: Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. 

В религиозных кругах люди сравнивают человека и бога. Если человек обладает временной природой, то у бога превосходящая, вечная природа. Когда мы хотим выделить разницу, которая принципиально отличает одно от второго мы уже говорим о фундаментальной, ключевой или существенной разнице. Я намеренно и осторожно использую здесь слова для сравнения. В чем существенная разница между Богом и человеком? Главное слово здесь – «существенный» – то, без чего нельзя обойтись и это вполне безопасное и логичное предположение в нашем исследовании текста. Ответ на этот вопрос находится в слове существенный. Слово “сущность” происходит от латинского слово “esentia”, которое означает смысл, суть в самой себе, необходимое условие, которое отличает от чего-то другого.

Ответ Бога Моисею соответствует идее имен, в частности ВЗ в том, что оно указывает на характер личности, которой принадлежит имя. Без рассуждений о теологическом и философском значении имени, главная мысль в том, что Бог- это личность, сущность которой не определяется прошлым, настоящим или будущим. Для нас прошлое, настоящее и будущее это часть нашего жизненного опыта. На земле у нас не вечная жизнь. Она ограничена временем. На надгробных памятниках и некрологах жизнь человека суммируется или подытоживается двумя датами – рождением и смертью. У Бога нет дня рождения и нет в будущем смерти. Он всегда остаётся тем, кто есть. К этому имени привязаны важные качества характера Бога, или Его атрибуты – само-существование и неизменность. Вчера бы Он сказал – «Я есть», сегодня тоже «Я- есть» и завтра «Я –есть». В Его характере нет развития или деградации. Он всегда один и тот же.

Божий ответ Израилю:

Начало 15 стиха:

15 И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших

 Очевидно, что второй ответ Господа похож на первый. Еще раз ответ Бога делает акцент на Его силе и величии. “Моисей, если люди тебя начнут спрашивать кто Я, ты им скажи – Я Господь Бог, Я есть. Я ни один из египетских богов, или один из ханаанских богов или божеств других племен. Я не бог, которого можно контролировать или манипулировать (в язычестве имена богов использовались людьми на манипуляции самим богом). Я не стою в стороне и не безразличен к бедствию моего народа. Я не маленький, или слабый или деревянный. Я Бог, Яхвэ, который силен над любым обстоятельством этой вселенной и сделаю то, что хочу сделать”. Такой ответ дал Бог Моисею.

О таком Боге мы говорим людям, когда рассказываем евангелие? Возможно людям неинтересно слышать благую весть потому что они не понимают, что такое грех, они не понимают нужды в спасителе, и самое важное, они не понимают кто есть Бог.

Если вы сегодня думаете об утверждениях библейского христианства – о каком Боге вы думаете? Начинается ли ваше богословие, мировоззрение и восприятие реальности с превосходного Бога, к которому можно прийти только на Его условиях? Если вы начинаете рассуждать подобным образом, вы все еще можете быть неверующим, но по крайней мере, вы думаете, как христианин. Если у вас нет понимания Сущего Бога, то не имеет значения, как часто и как долго вы ходите в церковь и в какой семье вы родились и что вы исповедуете. Вы все еще не знаете Живого Бога Библии.

“Что сказать мне им, кто послал меня?” Мы представляем себе Бога, который говорит: “Я готов быть для тебя тем, кем ты пожелаешь”. Это бог нашего времени – не Бог, который есть, но Бог, который изменяется, адаптируется, толерантный, политкорректный, культурно-восприимчивый. Тот, которым ты хочешь его видеть. Хочешь, чтобы Он гневался на твоих врагов и злопыхателей? Пожалуйста. Хочешь, чтобы он дал тебе много классных вещей? Что может быть проще. Хочешь, чтобы Он одобрительно кивал головой на твои грехи? Конечно. Хочешь его большим, маленьким. Хочешь, чтобы он помещался в дыру, которая есть у тебя в сердце. Хочешь удивительный план для своей жизни? Да, я же бог. Может быть это он, она, оно…или они – чернокожая женщина, индус. Это твой Бог, но не Бог, который Сущий.

Если мы будем честны сами с собой, то некоторые из нас хотели бы услышать другой ответ от Бога на вопрос Моисея. “Что-то слишком много обо мне, Моисей”. Давай лучше не кто я Есть, а кто ты – ты особенный. Ты классный и замечательный”. Только представьте, что Бог на вопрос кто Он такой и как же все-таки выбраться из Египта говорит: “Моисей, ты удивительный человек. Ты всегда был молодцом – твое сердце не равнодушно к справедливости, ты хорошо обучен. Ты выжил в корзинке на реке Нил, вырос и теперь готов спасти целый народ!”. Бог так не отвечает. Вместо этого Он говорит: “Моисей, я люблю тебя и у меня есть план избавления и искупления для тебя и всего народа, но речь идет обо Мне.

Я самосуществую и не нуждаюсь ни в ком и ни в чем. Звать Бога Сущим это не произносить слоги и слова. Это значит знать Его характер, Его славу, Его святость, Его слово. Для тех, кто еще не читал Библию целиком, от начала и до конца по порядку, начните сегодня. Божье слово-это то место, где верующий человек узнает Сущего Бога, а неверующий через слышание слова истины получает веру и искупление грехов. Не следуйте идее, что нужно упрощать веру и знания или читать в Библии только то, что нравится. С такой логикой вы окажетесь в положении, где для того чтобы лучше знать Бога, любить Его и служить Ему значит меньше читать и изучать Писание. Только полное наставление в вере дает такое благословение знать Бога.

Заключительный Божий ответ

Посмотрите на текст 15

И сказал еще Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова, послал меня к вам. Вот имя Мое навеки, и памятование обо Мне из рода в род.

Обратите внимание на параллель между этим текстом, и 14: “Сущий Иегова послал меня к вам” и “так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших послал меня к вам”. Иегова и Бог отцов стоят в параллели. Это значит, что утверждение из текста 15 дает пояснение тексту 14. Именно, какой это Бог.

Древний иврит не имел гласных букв, тем не менее они произносились, когда текст читался в слух. Гласные буквы не появлялись в тексте и до средневекового периода. Поэтому изначально слово Яхвэ состояло из 4 букв, которые называют тетраграммой.  До сих пор нет единого мнения, как правильно произносить и понимать это имя. Сложность вопроса в переводе. Септуагинта – греческий перевод текста библии с иврита, переводило это имя как Господь, что позволяет хорошо видеть связь и с Новым зовет, когда Иисус называется Господом. Некоторые иудеи боялись произносить имя Яхвэ, так как считали Его святым, и вместо него говорили Адонай, что на иврите также значит Господь.

Слово Иегова, которое тождественно Яхвэ в наших переводах происходит из Немецкой транслитерации, которая была в 1500-х годах после рождества Христова. Это комбинация согласных Яхвэ и гласных букв из имени Адонай – откуда мы и получаем слово «Господь».

«Господь» – «Яхвэ» это не просто имя или обозначение. Это богословие. Бог был известен под разными именами в Бытие. Эль Элион «Бог всевышних», Эль Шаддай – Бог всемогущий, Эль Рои (Бог всевидящий, или усмотрит), паход Ицхах – Страх Исаака. Яхвэ уже был известен в Бытие. Авраам, Ной, Исаак, Иаков обращались к Богу – Яхвэ или Иегова. Но, похоже, что это имя было забыто. Четыреста лет рабства в языческом мире, отсутствие закона, священников, письменности и возможно устной передачи веры сыграли свою роль. Моисей 40 лет жил с язычником-тестем. Конечно, были люди, которые боялись Бога, и кто обращались к Богу во время страданий, но никто не обращался к Богу, с которым был завет, к Богу Яхвэ.

Главная цель

Мы начали с вопроса Кто такой Бог? Есть ли у Него имя? Знать Бога будет ключевым в грядущих египетских казнях. Да, Бог сострадает своему народу, который в плену, но происходит нечто большее, чем просто исход.

У Бога есть более великая цель – быть узнанным. Цель книги Исход в том, что Бог израильского народа и всей вселенной пожелал, чтобы Его узнали. Все последующие главы говорят о Боге, Его законе и поклонении Ему. И все это составляет ответ на вопрос Моисея: Как тебе имя?

Несколько выводов, которые мы можем сделать из текста

  1. Бог существует

Вы скажите, что нет ничего более очевидного и Фрэнсис Шеффер в своей книге “Он здесь и Он не молчит” постоянно напоминает об этом. Но многие люди, включая тех, кто ходит в церковь живут так, будто Бога нет.

Представьте, что президент приглашает вас и ваших друзей к себе в резиденцию на обед. Вы проходите по длинным коридорам, заходите в уютную комнату с камином где сидит сам президент и как ни в чем не бывало присаживаетесь в кресло рядом. Вы не здороваетесь с ним, не благодарите за приглашение и даже не смотрите на него. Так проходит весь вечер. Но каждый раз, когда репортер спрашивает у вас, верите ли вы в существование президента, вы киваете головой и говорите конечно да. Вы даже согласны с тем, что это его дом и вся еда, которую вам предложили тоже с его кухни. Но вам все равно. Вы ведете себя так, будто он не существует. Вы игнорируете его. У вас нет места чувствам для него в сердце. Его подарки, а не он сам являются предметом вашего интереса.

Огромное количество людей, которые говорят, что верят в Бога ведут себя подобным образом. Он как кислород. Однажды в школе вы узнали, что он есть в воздухе, которым вы дышите, но после этого вера в этот факт не производит в вас никаких изменений. Каждый раз, когда у вас интересуются насчет кислорода вы говорите, что он есть, но потом снова возвращаетесь к тому, что вам важнее всего.

Представьте теперь день, когда каждый человек предстанет перед Богом и даст Ему отчет за свою жизнь. Бог тогда скажет миллионам людей: “Я так понимаю, что в течение своей жизни ты говорил что веришь в меня. Ты подтверждал, что я существую. Это правда? Да. Тогда почему я занимал такое незначительное место в твоей жизни если ты верил в Меня? Почему ты не проводил со мной больше времени, учась моей мудрости, узнавая меня через мое слово для принятия ежедневных решений и поклонения мне? Почему ты относился ко мне как к кислороду?

Что тогда ответит Ему мир? Что тогда ответят ему тысячи христиан, чья вера в Бога была ничуть не больше чем вера в кислород?

Как же легко Богу будет судить мир. Иногда в своей гордости мы предполагаем, что Богу будет не так то просто найти обвинение против добрых и порядочных людей, чтобы отправить их в ад. Но если вы хотя бы на мгновение представите последствия вывода что “Бог есть”, вы увидите, как легко будет судье в судный день. Защитники будут стоять без слов, потому что их жизнь будет свидетельствовать о непоследовательности их веры. Достаточно будет открыть только первую страницу в папке обвинителя, чтобы вынести приговор.

Поэтому имя Яхве первое и самое значимое имя Бога: Он есть. И для тех, кто все еще работает на свою славу и гордость, узнать такое имя Господа будет жизненно-важным решением.

  1. Без Бога не возможно существование реальности

Второе, личность Бога, Его существование находятся в Нем самом и не зависит ни от кого.

Насколько вам позволяет ваше воображение, представьте время, когда еще не было вселенной. Откуда появился Бог? Как Он стал тем, кто Он есть?  Если вы спросите меня, как я стал тем, кто я есть, я отвечу что мои мама и папа дали определенный набор генов. Плюс я рос и воспитывался под влиянием многих факторов: сверстники, культура, другие взрослые люди и прочее.

Но Бог не так. Никто не давал ему своих генов. Никто не давал Ему начала. История двух мальчиков. Первый спрашивает: Кто сделал дерево? Ответ: Бог. Кто сделал небо? Бог. Кто сделал землю? Бог. Кто сделал тебя? Бог. Он устает от энциклопедических знаний своего товарища и говорит: «Если ты такой умник, то кто сделал Бога? Ответ: Бог сам себя создал. Мы улыбаемся, потому что первый мальчик выявил плохое богословие второго мальчика. Бог не творение, чтобы Ему создавать самого себя. Ему пришлось бы уже существовать, для того чтобы себя создать. У него нет начала. Вне Бога нет никакой другой реальности, силы или влияния, которые бы оказывали воздействие на Него. Он полностью независим.

Задавая вопрос: “Почему Бог именно такой, какой Он есть?” Это как спросить меня: Когда я уже перестану воровать продукты из магазина? Это вопрос без ответа, потому что он предполагает наличие отношений и поведения, которые не существуют. Я не ворую продукты из магазина и поэтому не могу прекратить это делать. Соответственно нет ничего вне Бога, что могло бы дать ответ на вопрос: Почему Он такой, какой есть? Абсолютно самоопределнный характер Бога и будет ответом на все наши вопросы. Наступает момент, когда вы стоите лицом к лицу с абсолютной реальностью и понимаете, Он просто тот, кто Есть. 

  1. Бог не изменяется

В книге пророка Малахии 3:6 Бог говорит: Ибо Я – Господь, Я не изменяюсь; посему вы, сыны Иакова, не уничтожились”. Внутри имени Яхвэ содержится утверждение Я есть кто Я есть. Если сущность Бога не определяется никакими силами, которые находятся вне Его, то Он не подвержен изменениям, как человек. Человек может изменятся под влиянием непредсказуемых ситуаций или плохих решений. Бог видит все возможные ситуации и у Него нет слабостей или неудачных решений. Ничто из творения не настигает Его врасплох и зажимает в угол, где Ему приходится компрометировать свой характер или свою волю.

Он есть тот, Кто есть, и поэтому Иаков говорит: “у Него нет изменения и нет тени перемен” Иакова 1:17. “Он вчера и сегодня и во веки Тот же” Евр. 13:8 

  1. Сущий Бог приблизился к нам в Иисусе Христе

Хочу закончить одной правдивой историей. Однажды жил человек, который часто попадал в противостояние религиозной элиты своего времени. Он был евреем, и те люди тоже были евреями, только терпеть Его не могли. Они думали, что Он слишком высокого мнения о себе и учиняет много неудобств. Им не нравилось, когда он указывал на их лицемерие и таким образом привлекал к себе больше внимания чем к ним. В один день дела стали совсем плохи. Эти люди, очень религиозные, заявили, что они особенные из-за своего родства с Авраамом. На что этот человек ответил: “Интересную историю вы рассказываете, только вот не могу сказать, что вы на него чем-то похожи”. Это их очень разозлило. Они отвечали: “Авраам наш отец”, на что он говорил: “Нет, ваш отец дьявол”. И отношения накололись до предела.

Но все стало еще хуже. В конце концов эти лидеры сказали ему: “Мы знаем в чем дело. В тебе живет бес. Ты ненормальный, потому что говоришь, что выше чем отец наш Авраам. На что человек отвечал: “Я не хвастаюсь. Я лишь говорю, что “Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался”. Это их совсем вывело из себя. “Авраам был рад тебя увидеть? Посмотри на себя – тебе ведь нет и 50 лет. Как он вообще мог знать тебя?”

Знаете, что было дальше: Прочитаем Иоанна 8:58 

“Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь”.

После слов Иисуса они схватились за камни чтобы убить Его. Потому что для них было ясно как день, что многие люди не видят сегодня: Иисус из Назарета поставил знак равенства между Собой и Господом Богом, который сотворил вселенную. Он сказал “Я есмь” на арамейском языке, что записано в Евангелии на греческом. Это были те же самые слова, которые они читали в Пятикнижии про Моисея и имени Бога из горящего куста. “Вот, что ты должен сказать людям, когда они спросят о моем имени: Я есть Сущий, “эго ими”. Два греческих слова: “эго” означает “я есть”, и “ими” что тоже означает “я есть”. Иисус не останавливается только на одном “эго”-“я есть”, но соединяет два этих слова”эго ими” “Я есть кто Я есть”. Это те слова, которые использовали греческие переводчики, когда описывали имя Бога. Они перевели Яхвэ, используя два греческих слова. Эго ими добрый пастырь, Эго ими дверь, через которую должно войти. Эго ими виноградная лоза, а вы ветви. Я есть. Фарисеи точно понимали, что говорил Христос: “Если вы хотите знать, кто такой Бог, вы сначала должны узнать Меня. Кто Бог – Он есть Сущий – Иегова – Господь – Бог Авраама, Исаака и Иакова. Мы также называем Его Иисус Христос, потому что это Его имя.

 

 

Скачать проповедь в mp3.