5 Sola Реформации.

Главная / Проповеди / 5 Sola Реформации.

500 лет назад, 31 октября 1517 года в массивную дверь Замковой церкви в Виттенберге раздался стук. Но это не был стук человека, который хотел войти в запертую дверь. Это был стук молотка, вбивающего гвоздь. Этим самым гвоздём августинский монах Мартин Лютер прибивал длинный свиток. На свитке были написаны 95 абзацев, в которых он призывал к очищению церкви, критиковал порочную практику продажи индульгенций и прочие суеверия, проповедуемые папскими посланниками.

Эти 95 тезисов имели эффект разорвавшейся бомбы. К тому времени состояние христианства в Европе было ужасным. Церковная верхушка погрязла в аморальности, алчности и политике. Евангелие было скрыто под толстым слоем традиций, обрядов и папских инциклик. Официальная церковь превратилась в самую богатую и мощную организацию во всём мире. Лютер не был первым, кто осмелился бросить вызов. Но его предшественники обычно заканчивали свою жизнь на костре. Но в этот раз Бог решил использовать саксонского монаха, чтобы возвратить Евангелие в руки людей, а Свою Церковь вернуть к Себе.

31 октября 1517 года считается историческим началом Реформации — движения в христианской церкви, наследниками которого сегодня являемся мы. И если вы обрели Христа в евангельской церкви, то это стало возможным благодаря таким героям веры, как Мартин Лютер.

Я убеждён, что современная евангельская церковь также нуждается в Реформации. Современную церковь сотрясают скандалы, связанные с аморальностью служителей или финансовой нечистоплотностью. Церковь также заигрывает с политикой или предлагает Божьи дары за деньги. Сегодня нам нужно вернуться к пяти ключевым принципам Реформации, которые объединены одним словом Sola. Пять Sola стали основой возрождения церкви.

1. Sola Scriptura. Только Писание.

Сегодня у каждого из нас есть своя Библия, даже не одна. У кого-то в телефоне есть несколько переводов Писания на русский язык. Но 500 лет назад Библия была доступна только священству. Простому народу она была недосягаема. Всё это породило множество духовных болезней, поразивших церковь. Руководством для христианской жизни стали установления церковных соборов и решения иерархов. Обращаясь к священнику за словом от Бога, человек получал запутанные поучения. Вот почему отправной точкой возрождения церкви стал возврат к авторитету и истине Священого Писания. Папа Римский вызвал Лютера на суд в немецком городе Вормс, где ему предложили отречься от своих убеждений. В ответ Лютер сказал:

Если я не буду убеждён Свидетельствами Священного Писания и ясными доводами разума, – ибо я не признаю ни авторитета пап, ни соборов, поскольку они противоречат друг другу, – моя совесть связана Божьим Словом. Я не могу и не хочу ни от чего отрекаться, потому что идти против своей совести не мудро и небезопасно. На сём стою, иначе не могу. Да поможет мне Бог. Аминь.

На следующий день Лютер скрылся от преследования инквизиции. И знаете, чем он занимался следующие полгода? Он переводил Новый Завет на немецкий язык. Когда Библия стала достоянием людей на разных языках, каждый получил доступ к Божьему Слову. Тогда у каждого появилась возможность читать и понимать Писание. У цековных иерархов была отнята монополия на право толковать Библию. И это было величайшим достижением Реформации.

Тогда лукавый придумал другой способ, чтобы отнять у людей Библию. Он уже не мог остановить распространие Библии в народах. Но он попытался подорвать Его авторитет. В книге «Код да Винчи», по которой был снят одноимённый фильм, Библия представлена как сборник книг, которые были спорно составлены на Никейском соборе. Сборник, в который не вошли многие другие Евангелия и послания. А почему? Потому что так было угодно императору. Так что на самом деле, как утверждает Дэн Браун, всё это лишь человеческие писания.

Вы знаете, что происходит сегодня в Северной Корее? Китайские христиане пускают Новые заветы вниз по тчечению реки. Его вылавливают жаждущие северокорейцы. Они читают его и принмают Христа. Их никто не призывает на специальной евангелизации. Никто не подготавливает их к принятию Благой вести. Не играет специальная музыка, и зажигательный оратор не воздействует на них мощью своей харизмы. Никто не подталивает их в спину, чтобы они вышли после проповеди покаяться. В их руки просто попадает Божье Слово. Знаете, кто происходит после обращения?

Христиан находят, конфискуют их имущество, отбирают детей, а самих новообращённых бросают в трудовые лагеря, где они встретят свою смерть. Но для них не будет ничего ценнее на этой земле, чем Слово Божье, которое дало им вечную жизнь. Потому что Евангелие — это не просто человеческие писания, а Божье Слово.

Те церкви, которые согласились с тем, что Библия — это всего лишь слово о Боге, а не Слово Самого Бога, сорвались в бездну неопределённости. Потому что теперь никто из них не может сказать, а что в Библии истина, а что просто суеверия и предубеждения учеников Иисуса, которые попытались своим ограниченным умом рассказать о Боге.

Для них чудеса Иисуса — да это просто недопонимание апостолов, сверхъестественные явления в жизни Христа — это недостаток научного знания. Христос же из Сына Божьего превратился просто в великого учителя. К стыду стоит признать, что сегодня есть церкви, которые не признают ни воскресения Христа, не верят в вечную жизнь после смерти, а само Евангелие свели просто к морализму.

Война за Евангелие продолжается. И даже те, кто остался убеждён в истинности Божьего Слова, столкнулся с новой угрозой. Ладно, пусть даже Библия — это Слово Божье. Пусть даже ты можешь читать его на своём языке. Но откуда ты знаешь, что твой способ толкования Библии — правильный? Посмотри на то, сколько сегодня конфессий. Каждая из них претендует на единственно правильное учение. Сколько церквей, столько и толкований. Как не запутаться?

Братья и сёстры, христиане, что с нами происходит? Неужели разделился Христос? Неужели каждый из нас может толковать Библию как ему кажется правильным? Почему мы читаем одни и те же стихи, но приходим к разным выводам? Как нам разобраться, где истина? Сегодня перед Христовой церковью стоит непростая задача. Мы должны в смирении признать, что нуждаемся в Божьем водительстве. Мы должны от всего сердца искать Его правды. Мы должны признать, что наша гордость возвышает нас над другими. Мы нуждаемся в сокрушении и смирении перед Богом и Его Словом. Sola Scriptura — только Слово может быть авторитетом в нашей жизни.

Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не *как* слово человеческое, но *как* слово Божие, — каково оно есть по истине, — которое и действует в вас, верующих.

I Фессалоникийцам 2:13

2. Sola Gratia. Только по благодати.

Будучи молодым служителем, я посещал различные церкви и помогал развивать детское служение клубов Аваны. Во время одного из такжи посещений я помогал служителям проводить библейские занятия. На них дети заучивали наизусть стихи из Библии и рассказывали лидеру. В мою задачу входило убедиться, что ребёнок не только зазубрил стих из Библии, но и ещё понимает его смысл. В тот раз стих был из Евангелия от Матфея 25:46 «…и пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную».

Передо мно была девочка лет десяти, которая с детства ходила с родителями в церковь. После того как она рассказала мне стих наизусть, я попросил её объяснить, о ком идёт речь. Девочка рассказала мне, что стих этот о последнем суде, на котором Бог будет решать, кому достанется вечная жизнь, а кому вечая погибель. Я попросил её рассказать, а как же Бог будет решать? И тогда девочка выдала шедевр еретической мысли. Вот что она выдала:

«У Бога есть весы. Когда человек предстаёт перед Ним, Бог на одну чашу весов кладёт все добрые дела, которые совершил человек в своей жизни, а на другую Бог кладёт все грехи человека. В зависимости от того, что перевесит, туда и пойдёт человек.»

Я, конечно же, объяснил девчонке, что даже если бы у Бога и были такие весы, и даже если бы он собрал все наши добрые дела и положил на одну сторону, то достаточно было бы одного небольшого греха, чтобы перевесить. Меня поразило, что наши дети, которые с детства посещают евангельскую церковь, не понимают основной евангельской истины: человек спасается по благодати, а не по своим добрым делам.

Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился.

Ефесянам 2:8-9

Мы приходим к Богу как нищие духом, духовные банкроты. Нет в нас ничего, что могло бы сделать нас достойными того, чтобы Бог обратил на нас Своё внимание. И спасение мы принимаем как дар, а не награду. Почему Библия и называе это Благодатью — добрым даром. Но, по мере того, как наша жизнь становится лучше, порядочней, праведней, это ощущение собственной никчёмности может притупляться. И вот однажды мы даже можем подумать о себе: «Дя я в принципе не так уж и плох. Да я вообще ничего себе. Читаю Библию, хожу в церковь, жертвую десятину, не-пью-не-курю-матом-не-ругаюсь. Ты должен быть мной доволен, Господи. Спасибо тебе, что я не такой, как эти неверующие халдеи». И вот оно — начало жизни без благодати.

Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

Лука 18:9-14

В чём был неправ фарисей? В том, что он считал себя порядочней мытаря? Нет, он действительно был праведней грешника. Может быть в том, что считал, что сам этого добился? Нет, фарисей благодарит Бога за свою праведность, не себя. Благодарю Тебя, что не таков, как прочие. Может быть, в том, что сравнивал себя с другими? Несомненно, сравнивать себя с другими глупо, но не в этом была главная ошибка фарисея.

Фарисей правильно считал, что праведность даёт только Бог. Но фарисей считал, что Бог примет его в Царство на основании этой земной праведности. Вот в чём его главная ошибка. Он спутал собственную приобретённую праведность с вменённой праведностью Христа.

Сколько бы мы не становились праведней в нашей земной жизни. Даже если я стану праведней всех живущих на земле, эта праведность НИКОГДА, НИКОГДА, НИКОГДА не будет достаточной, чтобы заслуживать вечной жизни.

Представьте себе, что мы с вами решили померяться тем, кто из нас находится ближе к Солнцу. Где сейчас Солнце? Справа или слева? Те из вас, кто находится ближе, поздравляю вас! Не то, что вон те грешники на левом ряду. Вы продвинулись в освящении на целых 20 метров. Но даже если бы вы сели в космический шатл и поднялись на околоземную орбиту, и смотрели на остальных жителей земли свысока — с перспективы Солнца вы были бы всё там же, где и остальные люди.

Когда мы предстанем перед Великим Судьёй, для нашего оправдания нам понадобится нечто большее, чем наша праведность, о которой пророк Исайя сказал: «наша праведность — как грязное тряпьё». Нам нужно будет, чтобы мы предстали перед Богом совершенными, непорочными и безгрешными. И тогда никто из нас не захочет полагаться на посещение церкви, чтение Библии, посты, молитвы и десятины. Единственное, на что мы сможем полагаться — это чужая праведность, праведность Христа, которую Отец вменяет верующим в Его Сына.

Когда это понимаешь, тогда исчезает всякое основание для гордости, сравнивания себя с другими, осуждения других. Да и вообще, современную церковь больше обвиняют в осуждении мира, чем в осуждении собственных грехов. Но представьте, если бы мир говорил: «Эти христиане ненормальные. Они просто не могут остановиться в осуждении себя. Чем праведней становится их жизнь, тем больше им кажется, что они далеки от совершенства. Это какое-то безумие.»

3. Solus Cristus. Только Христом.

Апостол Павел говорил: «Если у кого и были бы какие-либо причины приходить к Богу на основании собственной праведности, то это был бы я.

хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;

Филиппийцам 3:4-9

Когда я нарушаю закон, я предстаю перед судом. И, в зависимости от степени тяжести преступления, я должен понести наказание. Если моё преступление тянет на высшую меру, справедливый судья дожен вынести справедливый вердикт. Я могу умолять его простить меня, рассказывать какой я хороший отец, какрй я активный гражданин, как исправно я плачу налоги. Что скажет мне судья?

Он скажет, что всё это я и так должен был делать. Но мои добродетели не имеют отношения к нарушению закона, за которое я сейчас буду судим. Справедливый суд не может плюнуть на закон и сказать «ладно, проехали. Чтоб больше такого не было». Тогда это будет уже не справедливый суд.

Справедливость должна свершиться, и точка. И у меня есть единственный путь, как избежать наказания и, в то же самое время, совершить справедливость. Это если перед судьёй предстанет невиновный человек и попросить наказать его вместо меня. В этом и заключается основная истина Евангелия. Христос, который пришёл взять на Себя моё и твоё, и твоё и твоё наказание и понести его на крест. В этом и есть смысл выражения «Христос умер за тебя и меня».

К сожалению, сегодня фраза «Христос умер за тебя» становится религиозным клише, смысл которого улетучивается среди множества других формальных формулиловок.

Этим летом мне удалось побывать на богослужении в одной из известных мега-церквей. Несколько тысяч прихожан, пять собраний в воскресенье. Я заметил, что на каждом богослужении есть призыв к неверующим помолиться молитвой покаяния. И ведущий собрания просит всех закрыть глаза и склонить головы в молитве. Затем он призывает тех, кто пришёл в первый раз повторить про себя слова молитвы покаяния. А после этого он просит поднять руку, кто это сделал. Он поздравляет их с рождением свыше и обещает им жизнь вечную.

После собрания мне удалось пообщаться с пастором этой церкви. Я спросил его, понимает ли он, что человек, который пришёл в первый раз в церковь, может вообще не понимать, что за слова покаяния он повторяет. Пастор помялся, и согласился, что скорее всего это так, поэтому после собрания они просят таких «новообращённых» подойти и познакомиться, чтобы пригласить их на занятия по прохождению основ христианской веры. На таких занятиях и происходят настоящие покаяния.

Но что, если человек повторил слова молитвы как мантру и потом не дождался конца собрания и ушёл домой с убеждённостью, что теперь у него с Богом всё в порядке. Что, если он будет думать, что повторение той молитвы и поднятая рука — это и есть достаточные основания для спасения. Что, если Христос так и не стал единственной надеждой оправдания перед Богом. Только Христос, которого нужно принять только верой.

4. Sola Fide. Только через веру.

Что же это за особая спасительная вера? Чем она отличается от обилия верований, существующих в мире. Во что конкретно должен веровать человек, чтобы обрести мир с Богом? И почему только вера?

Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.

I Коринфянам 15:1-2

Ничего себе, не любая вера угодна Богу. Оказывается, можно уверовать тщетно, впустую, без пользы. Веровать в то, что существует Бог недостаточно. Апостол Иаков говорит, что такой верой обладают даже бесы. Уж кто-кто, а демоны убеждены, что Бог есть. Но что производит в них эта вера? Страх, злобу, ненависть. Думаете, дьявол не знает, что Христос воскрес? Ему даже гадать не надо, он на все 100% убеждён, что жертва Христа искупила грехи людей. Но что производит в нём эта вера? Противление, ярость, бунт.

Подлиную веру в Христа отличает любовь к Богу, доверие Его Слову, радость от подчинения Его заповеди, уверенность в своём сыновстве. Наши поступки, служение, посвящение Богу, святость — это только плоды этой спасительной веры.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.

Иоанн 3:16-18

5. Soli Deo Gloria. Единому Богу Слава.

Первый принцип Только Писание часто называют фундаментом, три последующих Только Благодатью, Только Христос и Только Верой называют столпами, а последний, Единому Богу Слава считается крышей здания Реформации.

И хотя может показаться, что в основном это была битва за Библию, в действительности это было сражение за Божью Славу. Славу, которая была спрятана под толстым покрывалом обрядов и мётвой традиции. Божью Славу, которую решили себе присвоить люди. Божью Славу, которая открылась в возрождении целых народов. Славу, перед которой мы однажды склонимся. Мы увидим, что всё, что мы считали своими заслугами, было сделано Христом одним. Мы снимем свои венцы и положим их подноги Христа, как это увидел апостол Иоанн:

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет. И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и *все* по Твоей воле существует и сотворено.

Откровение 4:8-11

Скачать проповедь