Быть учеником

Главная / Проповеди / Быть учеником

Одним из распространённых заблуждений в церкви является то, что можно быть христианином, но но не быть учеником. Как раз наоборот, можно быть учеником, но не быть христианином. Так, например, многие в Деяниях принадлежали к церкви, но только в Антиохии ученики впервые стали называться христианами.

Последние слова Евангелия от Матфея называют Великим получением Иисуса. Какое слово является ключевым в этом поручении? Что является центром этого поручения?

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Матфея 28:18-20

Это слово мафитео, которое у нас переведено как «научите». Это слово лучше было бы перевести как «делать учеников», «воспитывать последователей». Оно отличается от понимания «учить» – передавать знание. Но именно ошибка в понимании этого слова чревата дикими искажениями в христианстве.

Вряд ли кто-либо станет отрицать, что Великое поручении обращено ко всем христианам, а не только к апостолам. Но большинство христиан не понимают своего места в этом процессе и того, а как же я могу делать учеников.

В Евангелиях нет слова «христианин». Для обозначения последователя Иисуса евангелисты использовали слово «ученик». Точно также как и образ пастуха-пастора сегодня не понятен современному человеку. Также и образ учителя в Библии (равви) отличается от современного понятия учитель.

Для нас учитель — это преподаватель знания (для родителей вопрос: вы хотели бы, чтобы ваши дети копировали образ жизни их учителей?). Для иудеев — это образ, которому стоит подражать. Ты учишься не абстрактным знаниям, а практическому образу жизни, построенному на учении.

Но сегодня люди мирятся с тем, что человек может преподавать умные мысли, а его жизнь совершенно не соответствует его учению.

Стать учеником кого-то во времена Иисуса означало на время отложить привычный образ жизни и сосредоточиться на обучении у учителя. Это выражалось в том, что большую часть времени ученик проводил с учителем, слушая его уроки и копируя его привычки.

Каждый религиозный учитель выбирал себе команду учеников. Туда не каждый желающий мог попасть. Во время урока учитель ходил по парапету, вокруг которого сидели ученики. Лучшие ученики сидели рядом с парапетом, а послабее вдали. Все они должны были смотреть не на лицо учителя, а на его ступни. Так иудеи приучали ценить больше не слова учителя, а его хождение (жизнь).

Билл Халл об этапах ученичества апостолов:

1. Пойдите и увидите (4 месяца) — знакомство.

2. Идите за Мной (10 месяцев) — обучение основам.

3. Будьте со Мной (20 месяцев) — обучение служению.

4. Пребудьте во Мне — последние дни и завещание Иисуса.

У религиозного обучения была конкретная цель. Подобно тому, как мастер плотник учит своего ученика, раввин подготавливал специалиста. Были понятные критерии на выходе. Выпускник должен был обладать определённым знанием и умением.

В реалиях жизни это можно сравнить с обучением вождению автомобиля. Когда вы становитесь учеником в автошколе, вы знаете сроки обучения, плату за обучение, требование и результат. На выходе вы должны знать правила вождения и обладать навыками управления автомобилем. Есть знание правил, но есть и практика вождения. Если ты умеешь водить, но не знаешь правила — ты попадёшь в аварию. Если ты знаешь правила, но не умеешь управлять автомобилем — тоже жди беды.

Сравните свою духовную жизнь с получением водительского удостоверения. Какая у вас категория? АВСД? Какой уровень практических навыков управления своей жизнью? Что вы можете?

– вы можете сами читать и понимать Писание без помощи других?

– вы способны вести дисциплинированную молитвенную жизнь?

– имеете ли вы постоянное церковное служение?

– находитесь ли вы в процессе самообразования? (книги, понятия, примитив)

– способны ли вы делиться Благой вестью регулярно?

– можете ли вы духовно заботиться о других ?

– на каком уровне: наставление новообращённых, душепопечение, руководство малой группой, руководство служением, пасторское попечение?

  • Кто прочитал Библию от начала до конца?

  • Кто рассказал Евангелие хотя бы одному человеку? (Не просто поговорил о Боге)

  • Кто привёл к Христу хотя бы одного человека?

  • Кто подготовил к крещению хотя бы одного человека?

У нас есть критерии успеваемости в школе. У нас есть требования для перехода на следующий курс в институте. У нас есть штатное расписание с требованиями сотрудников на работе. Но почему-то нет чётких ориентиров в жизни ученика Христа. Если у меня самого нет понятных критериев собственного ученичества, то как я могу исполнить Великое поручение?

Пишу вам, дети, потому что прощены вам грехи ради имени Его. Пишу вам, отцы, потому что вы познали Сущего от начала. Пишу вам, юноши, потому что вы победили лукавого. Пишу вам, отроки, потому что вы познали Отца.

I Иоанн 2:12-13

Апостол Иоанн символично описывает эти стадии роста в терминах возраста: дети-отроки-юноши-отцы.

Кто является вашим наставником в вашем духовном пути?

Кто является вашим учеником? Если вы не можете вразумительно ответить на эти два вопроса, значит вы зависли где-то в абстракции. Вы не находитесь в процессе ученичества, тогда вы пропускаете важнейшее предназначение, которое определил Христос для каждого христианина.

Проповедь с кафедры — это не ученичество.

Посещение группы — это тоже не совсем ученичество.

Участие в служении — это тоже не ученичество в полном смысле.

Ученичество — это процесс обучения, в котором один человек перенимает образ жизни другого через личные отношения, наставление в вере, практическое служение.

В поместной церкви всегда будут те, кто нуждается в наставлении. Но в ней также всегда есть те, кто может быть наставником. Так вот, если количество тех, кто может быть наставником можно перечесть по пальцам — это очень слабая церковь.

Если в поместной церкви только два пастора могут быть наставниками, то они физически не способны уделить каждому столько времени. Даже Христос ограничивал свою команду двенадцатью, из которых он особо выделял троих. Именно Петра, Иакова и Иоанна Иисус привлекал к самым важным моментам Своего служения. Он брал их с Собой на гору преображения, Он брал их с Собой, когда воскрешал из мёртвых.

Вот что происходит с церковью, где не установлен грамотно процесс ученичества. Служители бегают от одной проблемной овцы к другой. У них нет времени на то, чтобы развивать лидеров. У них нет сил на тех, кто хочет учиться и расти. Они уделяют всё своё время тем, кто не хочет учиться, но требует внимания. А те, что готов расти, но не требует этого, остаётся в небрежении.

Христос не сказал в Великом поручении:

– идите и наполняйте церкви прихожанами.

– идите и раздавайте брошюры с Евангелием.

– идите и проводите Евангелизации.

Но главное повеление Христа звучало так: идите и делайте учеников. И делайте это через крещение, обучение и формирование их образа жизни.

Бытует мнение, что ученичество состоит из курса уроков, на которых новообращённый изучает основные доктрины. Но Христос сказал, чему нужно обучать: учить их соблюдать всё, что Я повелел вам.

Ещё одно из распространённых заблуждений в церкви это то, что можно быть христианином, но но не быть учеником. Как раз наоборот, можно быть учеником, но не быть христианином. Так, например, многие в Деяниях принадлежали к церкви, но только в Антиохии ученики впервые стали называться христианами.

С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником. Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться над ним, говоря: этот человек начал строить и не мог окончить? Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами? Иначе, пока тот еще далеко, он пошлет к нему посольство просить о мире. Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.

Лука 14:25-33

Для поступления в Школу Христа тоже есть требования. Не всякий желающий может стать учеником. В отличие от современных евангелистов, которые «упрашивают» людей принять Христа, Сам Христос больше отпугивал кандидатов. Христос не боялся отсеивать людей. Он не принимал любого желающего.

Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел. И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные — гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову. Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов.

Матфея 8:19-22

И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь *вечную,* соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное; и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, — в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми.

Матфея 19:16-30

Что происходит, когда в церковь приходит состоятельный человек. Да ещё и заявляет о своей вере. Хочется всячески ободрить его. Даже закрыть глаза на некоторые явные компромиссы. Один из пастырей говорил мне: «Если к тебе в церковь придёт бизнесмен, не пытайся выставлять к нему те же требования, как и ко всем членам церкви. Он не будет постоянным в посещении церкви. Он не будет особо вовлекаться в служение. Он будет просто жертвовать — и нормально».

Но я убеждён, что это ошибка. И отношение Христа показывают обратное. Он не стал льстить богачу. Он не рисовал перспективы. Он указал на главную проблему юноши и не боялся потерять его. Христос знал, что у юноши есть духовная проблема. Под видимым благочестием крылась главная духовная проблема молодого человека: он не готов был следовать за Христом. Потому что следование за Христом подразумевало жертву, на которую он не был готов.

Практика показывает, что если с самого начала человек не готов отказываться от своих идолов ради посвящения Богу, он рано или поздно потеряется. Это вопрос времени. Стоит ли тогда тратить время и силы, чтобы всё равно прийти к нулевому результату. Христос не начинал этот длинный путь в никуда. Он отсеивал с самого начала тех, кто не был готов.

Жертва большая, но и награда огромная. Посмотрите, что отвечает Иисус Петру. Вы, которые последовали за Мной, сядете со Мной судить двенадцать колен.

Церковный завет.

Церковный завет, в котором описаны условия жизнедеятельности здоровой церкви. В нём есть обязательства поместной церкви по отношению к её члену. Но в нём также есть и обязанности христианина по отношению к церкви. Церковь «Скала» устроена так, что для правильного роста в вере христианин должен быть постоянен в посещении богослужений, быть активным членом домашней группы и искать возможность для участия в церковном служении. Если какое-либо из этих условий не выполняется, у церкви теряется возможность положительно влиять на ученика.

Домашняя группа даёт возможность возрастать в познании Бога, разделять духовное общение, получать молитвенную поддержку и душепопечение.

Богослужение показывает, насколько для меня важно поклонение Богу. Оно свидетельствует о ценности служения Богу своими дарами.

Если человек перестаёт участвовать в домашней группе и непостоянен в посещении богослужений, он сам обкрадывает свой духовный мир. А церковь теряет возможность помогать ему. Для пастырей это также является индикатором того, что в духовной жизни христианина происходят проблемы. И это не проблемы понимания Библии и не проблемы борьбы с грехом. Это проблема посвящения ученика. Но пастор не может за христианина решить её. Он может подсказать, направить, помолиться. Но никто не может за вас читать Библию и молиться, за вас общаться, за вас поклоняться, за вас служить. Это и есть посвящение ученика. И пока мне доверено пасти Евангельскую церковь «Скала», спокойной жизни не получится. Кому по душе прихожанство, кто хочет просто сидеть на лавке и никого не трогать — вам в другую церковь.

Христос знал об этом, поэтому сперва начинал с сердца человека. Иисус мог видеть, на самом ли деле человеком движет искреннее желание следовать за Ним, или это лукавство. Поэтому, внешне человек мог проявлять энтузиазм, но сердце искало своего. Христос видел, что Пётр предаст Его. Но Он видел искреннее сердце Петра и знал, что Пётр потом отдаст жизнь за Иисуса. Христос видел благочестивого юношу, но знал, что сердце его принадлежит богатству.

Если бы Христос пришёл сегодня сюда и стал из нас выбирать Себе команду учеников. Если бы Он решил сделать тест на пригодность к ученичеству. Кого из нас Он бы выбрал? А кому из нас он бы сказал «не можешь»?

Скачать проповедь